В прозе и поэзии разных авторов
Возвращаясь к работам Валерия Брюсова, нельзя не вспомнить и его собственное стихотворение.
В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая
на смотр.
Ты так же стоял здесь, обрызган
и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн;
И тщетно грозил тебе бедный
Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.
Cтоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!
Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои…
Cвой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.
Но северный город — как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.
Валерий Брюсов нередко писал на урбанистические темы. Стихотворение «К Медному всаднику» вошло в цикл его «архитектурных» произведений, среди которых были работы, посвященные Венеции, Стокгольму и другим городам.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
А. Мельников. Гравюра, 1782 г.
Образ Медного всадника использует в своем романе «Петербург» писатель Андрей Белый. Здесь город – главный герой произведения, а Медный всадник – неотъемлемая часть его духа. Фосфорический свет луны, «большой, электричеством блещущий мост», особняк с желтыми стенами и главный герой, убивающий своего товарища и застывающий над его трупом в позе Медного всадника.
Медный всадник у Анны Ахматовой – не столь мрачен, но всё так же значителен. Он словно безмолвный свидетель душевных переживаний автора, оценивающий наблюдатель.
Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, –
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена,
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
Фейерверк. Медный всадник
Б. Кустодиев. Холст, масло, 1920-е гг.
Осип Мандельштам, часто писавший о Петербурге, также неоднократно «рисовал» в своих стихотворениях образ Медного всадника:
…Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег,
Да привяжется бродяга,
Вымогая на ночлег.
Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь – Петра созданье,
Медный Всадник и гранит?
А в «Петербургских строфах» Мандельштама мы вновь читаем отсылку к пушкинской поэме и ее главному герою:
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений – бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
Образ Петербурга пушкинской эпохи в иллюстрациях
Лейтмотив графической трактовки поэмы — образ города. Гранитные набережные, громады дворцов, размах площадей — на всем печать классической ясности, архитектурной гармонии и специфически «петербургского» лаконизма. В облике Петербурга пушкинской поры, воссозданном по старинным гравюрам и описаниям, звучит восхищенно любовное отношение художника к городу. Но душа столицы империи двойственна. Все противостоит здесь чистым человеческим чувствам. «Скука, холод и гранит». И когда в этом двуликом городе зарождается светлая любовь бедного чиновника к Параше, в нее деспотично вторгается город. И власть. Недаром па рисунках Бенуа поединок Евгения с всадником завершается драматической концовкой: грозные, вздымающиеся к небу волны, косой дождь и торжествующий силуэт монумента «того, чьей волей роковой над морем город основался».
В серии Бенуа восторженная ода перемешана с проклятием столице. Рисунки драматичны, как вопль души художника, внезапно открывшего в облике любимого Петербурга «что-то фантастическое, какую-то сказку об умном колдуне, пожелавшем создать целый город, в котором вместо живых людей и живой жизни возились бы автоматы». Идея о приниженности человека в современном обществе, калечащем, убивающем живую душу, превращающем людей в подобие марионеток, которая нашла отражение и в характеристике героя поэмы.
Иллюстрации А.Н. Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник»
В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к «Медному всаднику» – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина.
Бенуа начал работать над «Медным всадником» в 1903 году. В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков. Первая редакция этих иллюстраций, которые готовились для карманного издания, была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Напечатал их в другом формате Дягилев в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 г. Первый цикл иллюстраций состоял из 32 рисунков, выполненных тушью и акварелью.
В 1905 году А.Н.Бенуа, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику». В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека становится главной: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти. И Петербург не тот, покоряющий художественным совершенством и размахом строительной мысли, а угрюмый город – скопление мрачных домов, торговых рядов, заборов. Тревога и беспокойство, охватившие художника в этот период, превращаются здесь в настоящий крик о судьбе человека в России.
В 1916, 1921–1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен…
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом…
Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой…
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему…
В рисунках А.Н.Бенуа образы «Петербургской повести» А.С.Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия.
Поэтому именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен». Художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь в то время писал Бенуа об этих его иллюстрациях: «Они так хороши, что я от новизны впечатлений все еще и теперь не могу прийти в себя. Чертовски передана эпоха и Пушкин, при этом совсем нет запаха гравюрного материала, никакой патины
Они страшно современны – и это важно…»
Идеолог журнала и группы «Мира искусства»
Имя Александра Бенуа связывают со становлением и деятельностью объединения «Мир искусства». Интересно, что оно возникло в подражание знаменитому Пиквикскому клубу, описанному великим Чарльзом Диккенсом.
Первоначально кружок назывался «Пиквикианцы с берегов Невы», а затем получил свое конечное название. Это объединение часто называли «кружок Бенуа — Дягилева» по фамилиям его ведущих членов.
В Немецкой слободе
Мирискусники сделали для русской культуры очень многое. В противовес официальной живописной культуре, которую воплощала Академия художеств, новаторские объединения начинали исповедовать новую эстетику, в которой объединялись японизм, лучшие достижения импрессионизма и постимпрессионизма, а также тонкая стилизация под искусство прошлых эпох, будь то рококо или неоклассицизм. Такие объединения называли в Европе сецессионами (от латинского secession – отделение, ответвление).
В России это слово не прижилось. Его почти не применяли к отечественным художественным объединениям, однако объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников» идеально соответствовали определению сецессиона.
Интерьер. 1900-е гг
Они активно занимались выставочной деятельностью, любили простые тонкие одноцветные рамы, отказавшись от пышного обрамления с позолотой, были сторонниками ленточной развески произведений, считая её более демократичной, чем шпалерная развеска
Мирискусники активно объединяли на одной и той же выставке разные жанры и виды искусства и уделяли большое внимание тематическим выставкам
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе
Они были страстными германофилами. Большинство членов кружка знали немецкий язык и читали знаменитый журнал «Die kunst» («Искусство»). В те годы в Петербурге были очень популярны художники Генрих Фогелер, Томас Теодор Гейне, Юлиус Клингер и Йозеф Заттлер.
Издание «Медного всадника» в 1904 году в формате журнала «Мир искусства»
Замысел Бенуа не осуществился: враждебно встреченные заказчиком, рисунки вместе с пушкинской поэмой были напечатаны в дягилевском «Мире искусства» (1904). Такой «журнальный вариант» издания не мог быть совершенным. Тем не менее уже современники поняли: русская графика впервые ставила здесь перед собой задачу создания целостного и глубокого комментария к произведению классической литературы.
«Медный всадник», воспроизведение которого А. А. Сидоров называет «главным событием с начала и до конца издания «Мира искусства», оказал огромное влияние на русскую книжную графику: в ее развитии начинался новый этап. Глубокие, с тщательно разработанным сценарием циклы иллюстраций, с которыми вскоре выступят Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, во многом обязаны ему своим рождением.
Медный всадник в творчестве Ф. М. Достоевского
Поэт и писатель, литературовед, известный критик Валерий Брюсов считал, что поэма «Медный всадник» оказала большое влияние на роман Достоевского «Преступление и наказание»: «…идея «Медного всадника» целиком легла в основу «Преступления и наказания»: имеет ли право человек, ради целей, которые он считает высокими, жертвовать жизнью другого человека?»
Некоторые мотивы романа на это намекают. Так, например, на Николаевском мосту Раскольникову «пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей». В этом эпизоде Раскольников, как и герой пушкинской поэмы, бродит по городу в беспамятстве, в состоянии, близком к безумию.
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
В. Суриков. Холст, масло, 1870 г.
Похожее настроение и в романе «Подросток»: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?».
Презентация на тему: » А. С. Пушкин. «Медный всадник»» — Транскрипт:
2
О. Кипренский Себя, как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. 2
3
Соколов П. Ф г. 3
4
В. А. Тропинин г. 4
5
Набережная Мойки, 12 5
6
Автор Опекушин. Москва 6
7
Царское Село 7
8
Торжок 8
9
г. Щёлково 9
10
Ростов-на-Дону 10
11
В дубовой роще Эсто-Алтая 11
12
Г. Донецк 12
13
Г. Барнаул 13
14
Г. Барнаул 14
15
Портрет царя Петра Первого 15
16
16
17
Художник Поль Деларош 1838 г. 17
18
26-летний Пётр Первый Худ. Кнеллер. Портрет подарен английскому королю в 1698 г. 18
19
Пётр Первый со знаком ордена Св. Андрея Первозданного Ж. Натье 1717 г 19
20
Петр Первый в Полтавской битве Л. Каравак
21
21
22
Пётр Первый. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым г. Эрмитаж 22
23
Царь Петр I за работой 23
24
24
25
25
26
А. С. Пушкин « Медный всадник» Тучи, как волосы, стали дыбом Над дымной и бледной Невой. Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был – Город – вымысел твой. Б.Пастернак
27
Этьен Морис Фальконе 27
28
16(27) мая 1703 года Города, как и люди, имеют свои дни рождения. Одни оформлены документально, истоки других – в преданиях. След их теряется в глубокой дали веков. Так и Петербург ведёт отсчёт своего исторического бытия с 16 мая 1703 г. В день Святой Троицы, в устье прекрасной реки Невы, по плану Петра I на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Пётр «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновите указал». 28
29
Церковь свв. апостолов Петра и Павла. Архитектор А.П.Брюллов 29
30
Собор святых Петра и Павла в Петропавловской крепости сегодня 30
31
Петропавловская крепость 31
32
Золочёный шпиль собора свв. Петра и Павла в Петропавловской крепости 32
33
Пётр Первый на строительстве Петербурга 33
34
Память потомков 34
35
Собор Спас-на-крови 35
36
36
37
Мариинский театр 37
38
Михайловский дворец. Русский Музей 38
39
Невский проспект 39
40
Дворцовая набережная 40
41
Адмиралтейство 41
42
Адмиралтейская игла 42
43
Ограда Итальянского мостика 43
44
Садовый мост 44
45
45
46
Белые ночи 46
47
47
48
Решётка Летнего сада 48
49
Инженерный мост 49
50
Инженерный замок 50
51
Вид каменного острова в Петербурге 51
52
Канал Грибоедова 52
53
Английская набережная (центр Петербурга) 53
54
Летний сад. Лебяжья канавка 54
55
Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости 55
56
Казанский собор 56
57
«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия» А. С. Пушкин 57
58
БЕНУА Александр Николаевич 58
59
Ранним утром 59
60
Утром 60
61
Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. «Медным всадником» скульптуру в своей поэме назвал А. С. Пушкин. 61
62
Скульптурная миниатюра «Медный всадник» 62
63
Ночной медный всадник 63
64
Ночью 64
65
Вечер в Санкт-Петербурге 65
66
Памятник хорош в любое время суток! 66
67
Ночью 67
68
Ранним утром 68
69
Как будто грома грохотанье — Тяжело-звонкое скаканье. 69
70
Вечером 70
71
Почтовая марка 71
72
Место расположения памятника Петру I было выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, а также здание главного законодательного органа царской России – Сената. Фальконе установил «Медный всадник» ближе к Неве. 72
73
Открытие памятника Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года. Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь Голицын. 73
74
Ранним утром 74
75
В Санкт-Петербурге 75
76
БЕНУА Александр Николаевич Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
77
Сравнить с черновым вариантом На берегу пустынных волн Стоял Он, дум великих полн, И вдаль глядел. На берегах Варяжских волн Стоял глубокой думы полн Великий Петр. Пред ним катилась Уединенная 77
78
Сравнить с черновым вариантом На берегу пустынных волн Стоял Он, дум великих полн, И вдаль глядел. Однажды близ пустынных волн Стоял задумавшись глубоко Великий муж. Пред ним широко Неслась пустынная Нева. 78
79
Сравнить с черновым вариантом На берегу пустынных волн Стоял Он, дум великих полн, И вдаль глядел. Однажды близ Балтийских волн Стоял задумавшись глубоко Великий царь. Пред ним широко Текла пустынная Нева. 79