Дега эдгар «урок танцев» описание картины, анализ, сочинение

Балет как искусство

Екатерина Максимова (Китри) и Владимир Васильев (Базиль) в балете «Дон Кихот» (Большой театр) В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».

Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин

В России вплоть до XX века обучение хореографии, музыке, драматическому мастерству и различным прикладным театральным профессиям велось в одном учебном заведении — Императорском театральном училище. Смотря по успехам детей их определяли или переводили на соответствующее отделение. После революции 1917 года школы разделились и балетное образование начало существовать автономно. В то же время во многих театрах сохранялся смешанный репертуар: драматические представления чередовались с опереттой и балетными дивертисментами[источник не указан 1387 дней

]. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский, в первую очередь, был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая скульптура».

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега

Вадим Алешин (vakin

) wrote, 2017-09-07 18:48:00 Вадим Алешинvakin 2017-09-07 18:48:00 Category: Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897Бумага, пастель. 65 × 65 см

Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад

Кликабельно — 2124px × 2073pxСюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)Масло, холст, 85 × 75 см Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.Эдгар Дега. Абсент, 1876Масло, холст, 92 × 68 см

Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

История балета

Основная статья: История балета

Зарождение балета


«Урок танцев» Эдгара Дега, 1874 год В начале — как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан-Жоржем Новерром (1727—1810). Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Русский балет

Основная статья: Балет в России


Анна Павлова в партии Жизели в одноимённом балете Адана

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль Кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

Танец модерн

Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы исполнителей и хореографов. Его предвестником был Чайковский который отрицал балетную технику, отрепетированное до механизма движение и саму эстетику искусственной «балетной красоты». Его адептов интересовал танец как особая философия, способная изменить жизнь, как возвращение человека к естественному движению, к самому себе. Родоначальницей свободного танца, послужившего истоком различных направлений современного танца и пластики, и давшего импульс реформе самого классического танца, считается танцовщица Лои Фуллер, в труппе которой начинала свое восхождение и другая, ставшая впоследствии более известной танцовщицей свободного танца Айседора Дункан.[источник не указан 410 дней

Урок танца

Год создания: 1879 год

Картина одного из основателей импресионизма.

Оригинальный размер: 64.5 х 56.2 см.

Музей: Нью-Йорк, Метрополитен (Metropolitan Museum of Art, New York City)

Описание: Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима. Художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.

Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.

Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала.

Работая над циклом картин, посвященном хореографии, Дега рассказывает и об изнанке балетного мира. Он изображает балерин не только купающимися в лучах славы и в буре оваций, художник все чаще показывает их беспредельно уставшими, измученными долгими репетициями морально и физически.

Критик Жорж Ревьер писал о картинах Дега: «Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в оперу».

Что же заставляло художника снова и снова возвращаться к теме театральных подмостков? Может быть, судьба балерин напоминала ему собственную жизнь в искусстве, не всегда безоблачную и праздничную? И, будучи практически слепым стариком, художник лепит танцующие фигурки из темного воска? Но на картине полного сил, сорокалетнего Эдгара Дега, «Урок танцев» пока еще нет и тени тревоги. Юные балерины красивы, беззаботны, легки как бабочки и полны надежд на будущее.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).

Описание картины Эдгара Дега «Урок танца»

Дега известен миру как художник, передающий в своих картинах невероятное изящество и утончённость балерин. Многие исследователи считают, что именно в его картинах этот вид искусства отобразился по — новому. Художник с пониманием относится к тяжёлому труду порхающих танцовщиц и восхищается их гибкостью и мастерством.

Невозможно представить себе, какой это кропотливый ежедневный труд. Ведь необходимо каждый день выполнять бесчисленные па, учиться терпению, выслушивать объективную и необъективную критику. И всё это для того, чтоб блеснуть на сцене идеально выполненным танцем, от которого публика будет в полном восторге.

В картинах Дега юные балерины похожи на маленьких фей. Мастер подчёркивает лёгкость своих вдохновительниц, но не забывает указать на их лицах отражение усталости, от которой картины становятся естественнее.

На картине изображена маленькая девочка, занимающаяся возле перекладины. По лицу видно, что она невероятно устала, но если вглядеться, можно увидеть упрямство и готовность заниматься дальше. При этом художник представляет её, как неоперившегося птенца. Она некрасива ещё, не так опытна, но вскоре изнуряющие занятия закончатся, и перед нами предстанет дива — лебедь.

Музыкант кажется замечтавшимся, его мысли скользят где — то вдалеке. А девочка старательно выводит элементы и повторяет па, неотрывно глядя на него, словно пытаясь угадать его мысли.

Урок танца — Эдгар Дега

Изящество, красота и утонченность — вот что сквозит во всех картинах Эдгара Дега, посвященных балету. Мастер живописи писал балерин в разной технике, и всему видно — он всегда был очарован пластикой юных танцовщиц. И в то же время очень хорошо понимал, какой это тяжелый труд — достичь вершин мастерства в таком искусстве, как балет.

Сколько приходится повторять бесчисленных упражнений, выслушивать поучений от учителей, порой даже злобных, переходить грань полного изнеможения, пока, наконец, не рождается танец, с которым можно выйти на публику.

Именно такие радостные картины, написанные маслом и пастелью, мы видим в творчестве Дега — там юные прелестницы, облаченные в воздушные пачки, прекрасны, но если присмотреться, то на лицах иногда видны следы усталости.

Гораздо больше всех этих, далеко на «парадных», эмоций можно увидеть на полотнах, описывающих закулисную жизнь балерин. Отдыхают ли они, облачаются в свои нарядные пачки, позируют ли перед зеркалом или перед фотографом, эти персонажи всегда жизненны.

И так же органично выглядит занимающаяся у станка девочка на картине «Урок танца». Точнее — на одной из картин с таким названием. Сначала кажется удивительным, что молодая танцовщица — не красавица, у нее даже слегка заостренные ушки, как у эльфов, несколько тяжеловат подбородок.

Скорее всего, перед нами — пока не оформившийся подросток, «гадкий утенок», который скоро, очень скоро станет прекрасным лебедем, ну а пока — череда утомительных занятий, которые скрашивает аккомпаниатор, играющий на скрипке.

Кажется, он мечтает, думает о чем-то своем, он как бы и присутствует, но мысли его далеко отсюда — там, куда увлекла его мелодия, которую он продолжает выводить смычком по струнам. Девочке эта задумчивость передается, она словно машинально повторяет свои экзерсисы, а сама неотрывно следит за скрипачом, пытаясь разгадать, в какие дали позвала его мелодия.

Пастель «Урок танца» Дега — это настоящий сплав трех видов искусства: музыки, танца и живописи.

(1

Танцовщица в своей гримерной.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

Гладильщицы (1884–1886)

Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

2

Тайны материала и техники

Именно «Голубые танцовщицы» признаны лучшим творением в “танцевальной” серии работ художника. Эта картина содержит много поразительных особенностей, и с каждой из них я хочу вас познакомить.

Итак, начнём с материала. Как я уже заметила, Дега отдавал предпочтение пастели – мягким карандашам с мерцающим эффектом. Именно за счёт использования их цвета на картине кажутся такими насыщенными и “живыми”. Но если сравнить работы Дега и других сторонников пастели, можно заметить, что у живописца присутствует особенно яркий эффект мерцания. Как же он достигал этого?

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», 1897 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва, Россия

В «Голубых танцовщицах», как и в ряде других творений, Дега придерживался особой техники. Он наносил пастель, после чего обрабатывал её паром и растушёвывал кистью. Если вы любите рисовать, рекомендую попробовать такой способ от знаменитого мастера.

Однако у пастели есть существенный недостаток – она может осыпаться. Чтобы закрепить материал на бумаге, используют специальные растворы или лак для волос. Об этих “секретах” было известно и во времена Дега, однако он не использовал фиксативов. Почему?

Причина та же – художник стремился к яркости тонов и оттенков, а под действием фиксирующих растворов они значительно тускнеют. Рассказывают, что хороший друг Дега, итальянский художник Чиалива, сумел создать секретный состав, с помощью которого можно было закрепить пастель и сохранить её цвет.

Именно этим веществом и пользовался Дега, однако, к сожалению, состав так и не сохранился до наших дней. Благодаря помощи друга картины Дега и сегодня прекрасно выглядят.

Итальянский художник Луиджи Чиалива, который помог Дега закрепить пастель и сохранить её цвет

Описание картины Эдгара Дега «Урок танцев»

Изображение балета и балерин Эдгаром Дега просто пронизано тонкой красотой и изяществом. Сохранилось очень много этюдов, зарисовок и законченных произведений художника, изображающих те или иные сценки и эпизодов из жизни балета. Дега в самом деле был весьма очарован изяществом и пластикой танцовщиц, но в то же время он почти преклонялся перед их тяжёлым трудом и многочасовыми тренировками. Сколько же времени и сил приходится тратить совсем молодым девочкам для того чтобы отточить до совершенства и исполнить танец, которому будет рукоплескать огромный зрительный зал.

Картины Эдгара Дега, изображающие балерин, почти всегда полны искристой радости, но имеют и обратную сторону: лица этих воздушных созданий в пачках несут печать усталости и эха того огромного труда и напряжения, с которыми связана их красивая со стороны деятельность. Особенно хорошо это видно на картинах, описывающих закулисную жизнь танцовщиц балета.

Очень жизненно и органично изображена упражняющаяся возле станка девочка на картине Дега «Урок танца». Маленькая девочка-подросток, ещё совсем не оформившаяся, занимается выполнением простых, но для неё пока очень сложных па под аккомпанемент скрипки. Продолжая упорно трудиться, она несомненно из эдакого гадкого утёнка превратится в настоящего лебедя.

У модистки (1882)

Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».

Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.

9

Звезда (1876-1877)

Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.

На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

5

Примечания

  1. Балет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. М. М. Фокин. Против течения. — Искусство, 1961. — С. 214. — 640 с. — 30 000 экз.
  3. МТ «Русский Балет» — Энциклопедия русского балета. Проверено 31 марта 2011. Архивировано 22 августа 2011 года. — «Ожившие картины» — балет Гордеева на музыку Баха
  4. «Балет – это ожившая скульптура» (недоступная ссылка — история ). Проверено 31 марта 2011. Архивировано 26 апреля 2015 года.
  5. «Балет как синтетическое искусство». Проверено 31 марта 2011. Архивировано 22 августа 2011 года. — В. В. Ванслов. О музыке и балете
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: