Ранний период творчестав Паоло Веронезе.
Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом. Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте. В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.
В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах. В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.
К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице. В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие. В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.
Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле. Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело. Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.
Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.
Архитектура палаццо Дукале
Дворец Дожей находится на самом видном месте пьяцца Сан-Марко, рядом с одноимённой базиликой. Часть палаццо Дукале выходит на лагуну и создаёт первое впечатление о Венеции. Выдающееся местоположение сделало это здание важным символом города. Дворец Дожей сочетает немыслимым образом византийскую, исламскую и готическую архитектуру. Верхняя часть фасада украшена ромбовидным узором из цветного камня — техника, которая была отличительной чертой поздневизантийского архитектурного стиля. Ажурная (решётчатая резьба) и аркады двух нижних уровней сочетают в себе исламские и готические влияния. Остроконечные арки и четырехлистники были типичными чертами европейских готических зданий, но заостренные арки изгибаются под их вершинами, напоминая традиционную исламскую архитектуру.
Палаццо Дукале выглядит восхитительно открытым и декоративным именно потому, что здесь отсутствуют многие элементы оборонительной архитектуры. Фасад включает в себя три уровня: первый уровень — крытый аркадный коридор с пассажем остроконечных арок; второй уровень — открытый балкон с балюстрадами, разделяющая первый и второй этаж (как и нижняя лоджия, балкон имеет заостренные арки с добавлением изящных готических четырехлистников), третий уровень — каменная стена с большими арочными окнами.
Бумажные ворота
Признательность
Вместе с Тицианом и Тинторетто Веронезе является одним из трех великих деятелей венецианской живописи. В отличие от двух своих коллег, он написал много фресок в дополнение к картинам маслом .
Святое семейство со св. Варварой и мальчиком Иоанном , Уффици , Флоренция
Хотя некоторые авторы хотели признать тенденции маньеризма , особенно в его ранних работах , которые он перенял у художников Эмилиана и Джулио Романо , в целом это не кажется разумным ввиду всегда гармоничной, классической естественности его идеала фигуры, напоминающего Тициан . Движения , показанные Веронезе всегда остаются в рамках естественного, даже в более смелых взглядов снизу и укороченные точки зрения его плафонами , которые, как и его стиль в целом, четко указывают на барокко .
Его стиль ярко выражен рано. Праздничный, жизнерадостный основной тон определяет атмосферу его картин, яркий, доброжелательный свет — интерьеры , на ткани часто висит тонкий серебристый отлив. Веронезе был мастером цвета , с богатой цветовой палитрой и определенным предпочтением пастельных оттенков, таких как розовый, голубой и желтый. Его ясные, часто дополняющие друг друга цвета четко отличают его стиль живописи от более тяжелой окраски Тициана и Тинторетто. Композиции его раннего и зрелого периода часто разыгрываются на великолепных, почти сценических архитектурных декорациях .
В его поздних работах, примерно после 1575 года, его палитра становится более приглушенной и темной, его композиции более простыми, а настроение более эмоциональным. Сейчас он часто использует пейзажи в качестве фона. Ослабевает аристократический характер, ранее определявший и его религиозные образы. Это развитие, вероятно, было вызвано идеалами Контрреформации , но, возможно, также под влиянием с самого начала более мистического Тинторетто. Нельзя полностью исключить более активное участие мастерской на последней творческой фазе.
Веронезе оказал сильное влияние на художников венецианского позднего барокко и рококо , особенно на Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Тьеполо .
Тюрьма
Кроме покоев и залов для приемов Дворец дожей имеет две собственные тюрьмы. Камеры первой (Пьомби) находятся на самом верху, попасть к ним можно по секретной лестнице. Эта часть замка покрыта металлической крышей, что доставляло особое мучение заключенным в жаркие или морозные дни. Камеры были довольно маленькими и неудобными. Чтобы пройти через двери камеры взрослому человеку следовало согнуться вдвое.
Еще несколько камер располагались в подземелье (Поцци). Небольшие комнаты в форме колодцев имели зарешеченные слуховые окна. В дождливую погоду через решетку проникала вода, поэтому заключенным приходилось почти все время находиться в сырости или по колено в воде. Среди узников встречались знаменитые личности, такие как Казанова и Джордано Бруно.
«Триумф Венеции»
Много творческих сил и времени потратил Паоло Веронезе на оформление одной из архитектурных жемчужин Венеции — Дворца дожей. Это было четвертое по счету сооружение, предназначенное для размещения выборного правителя Венецианской республики — дожа. Здесь же проходили заседания законодательного и судебно-исполнительного органов управления Венецией — Большого Совета и Совета Сорока, а также тайной канцелярии — Совета Десяти. Первые три были разрушены: первое — во время восстания, второе сгорело при пожаре, третье обветшало и было разобрано.
В новом, четвертом, дворце до работы в нем Веронезе тоже была проведена реконструкция: коснулась она южного крыла, сильно пострадавшего при пожаре. Практически все росписи руки Джорджоне погибли. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто.
Овальный плафон для потолка зала Большого Совета, по неточным сведениям, был выполнен в 1587 году. В некоторых источниках можно встретить информацию, что роспись выполнял не сам Веронезе, а по его эскизам малозначительные мастера. Однако в большинстве источников все-таки полноценное авторство остается за маэстро.
Аллегории «Триумфа Венеции»
Картина Веронезе полна аллегорий. Прежде всего, необходимо отметить, что находящийся внизу зритель становится участником события, происходящего на полотне. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Нижний ярус картины — площадь перед зданием, возможно, дворцовым, фрагмент которого мы видим на плафоне. Здесь мы видим толпу жителей Венеции — преимущественно простолюдинов — которых усмиряет конная стража, одетая в доспехи. Можно предположить, что имеется в виду усмирение венецианскими властями восстаний и бунтов, которое заканчивалось победой республиканского правительства.
символ победы
Венеция на троне размещается на спустившемся на уровень третьего яруса кучевом удлиненном облаке, как на опоре, данной ей небесными силами. Ее окружают фигуры, олицетворяющие человеческие достоинства. Чуть ниже, на втором ярусе — витой балюстраде дворца — разместились знатные жители Венеции. Некоторые смотрят свысока вниз на простой народ, а иные по витым колоннам взбираются выше, к власть имущим. Вряд ли их интересуют добродетели.
Самый высокий ярус — Небо, как место обитания Бога, откуда он взирает на происходящее и благословляет Венецию на долгое царствование. Особенно значимой и понятной эта аллегория становится, если знаешь о политических распрях между городами-государствами Италии в эпоху Возрождения, когда Флоренция, Венеция и Сиена боролись за свое первенство среди прочих.
Ссылки [ править ]
- Фридберг, Сидней Дж. (1993). Пеликан История искусства (ред.). Живопись в Италии, 1500–1600 гг . Пингвин Букс Лтд., С. 550–60.
- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том II, Венеция 1540–1600 , 2008, National Gallery Publications Ltd, ISBN
- Реарик, WR: Искусство Паоло Веронезе 1528–1588 , Национальная художественная галерея, 1988
- Розанд, Дэвид , Живопись в Венеции шестнадцатого века: Тициан, Веронезе, Тинторетто , 2-е издание 1997 г., Кембридж UP ISBN
- Уотсон, Питер ; Мудрость и сила, биография шедевра эпохи Возрождения , Хатчинсон, 1990, ISBN 009174637X
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ
Страница 1 из 3
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ (настоящее имя Паоло Кальяри; 1528–1588 гг.) – итальянский живописец, художник праздничной, нарядной и богатой Венеции, один из крупнейших представителей позднего итальянского Возрождения. Паоло Веронезе – мастер больших алтарных картин и пышных монументальных росписей, в которых главным действующим лицом является блещущая разнообразием красок, шумная и подвижная толпа его сограждан. Религиозные картины этого мастера носили настолько светский характер, что даже навлекли на него неудовольствие инквизиции. Вместе с тем в творчестве Веронезе большое место занимают мифологические сюжеты, аллегории, портеры, пейзажи. Паоло Веронезе – один из самых блестящих колористов венецианской школы. Его картины, в которых преобладает обычно холодноватая серебристая гамма тонов, отличаются рафинированной изысканностью красочных сочетаний. Детство и годы учения художника протекали в Вероне – городе у подножия Альп, входившем в подвластную Венеции территорию (отсюда и прозвище «Веронезе», т.е. «Веронский»). Его семья была родом из Ломбардии, но перебралась в Верону, где дед и отец будущего художника, каменотесы, работали на строительстве городских стен. Паоло был отдан в обучение к архитектору Микеле Сан Микеле, у которого получил навыки в обработке камня, рисовании, но архитектором он не стал. Вскоре перешел к живописцу Антонио Бадиле, которому помогал в росписи веронских церквей и под руководством которого делал рисунки с гравюр Рафаэля и Дюрера. В конце 1540 гг., как сообщают биографы, Паоло начал работать самостоятельно, главным образом в области монументально-декоративной живописи. Монументальная живопись, позволявшая проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста, стала призванием Веронезе. Он начал, согласно сохранившимся сведениям, с росписей загородных вилл патрициев области Венето и фасадов домов (последние, к сожалению, не сохранились). Уже в первых работах проявились его блестящий талант декоратора и одаренность колориста. Об этом свидетельствуют исполненные в начале 1550 гг. в вилле Соранцо (близ Кастельфранко), выстроенной Микеле Сан Микеле в 1551 г., сохранившиеся лишь фрагментарно росписи на мифологические сюжеты. Уже здесь сказывается присущая Веронезе любовь к сложным движениям и необычным ракурсам, поражает богатство цветового решения. Эта роспись свидетельствует и о знакомстве художника с произведениями Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо, однако она лишена подражательности. В ней уже звучат праздничная приподнятость и жизнерадостность, которые составляют характерную особенность большинства произведений Веронезе. Одна из росписей – аллегорическая композиция «Время и Слава». Могучий старец Хронос из-за облака наблюдает над трубящей Славой, легкая фигурка которой парит в небесном пространстве. Фреска исполнена в светлой яркой колористической гамме. Светло-серые, лиловые, розовые, зеленые цвета станут излюбленными цветами в палитре Паоло Веронезе. Сам тип росписи с аллегориями светского содержания, с мифологическими сценами, по-видимому, отвечал требованиям росписи загородной виллы, прославляющей род хозяев дома, красоту природы. В 1553 г. Паоло Веронезе был приглашен в Венецию для участия в росписи Дворца дожей – здания венецианского правительства. По специальной программе, разработанной венецианским гуманистом Даниэле Барбаро, предполагалось осуществить роспись трех плафонов на популярную в эпоху Возрождения тему, развивающую миф о политическом и экономическом могуществе Республики Св. Марка. Хотя Паоло Веронезе был привлечен к работе в качестве помощника, фактически он стал главным художником. Он исполнил в технике масляной живописи на холсте три композиции, заключенные в рамы, окружив их аллегорическими композициями в овалах (по две фигуры в каждом).
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Внешние ссылки [ править ]
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: |
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
- на искусство Великобритании сайте
- Художественный вид; Посвящение джентльмену из Вероны
- со ссылками на изображения многих его картин.
- — Биографическая статья в Католической энциклопедии 1911 года
vтеПаоло Веронезе | |
---|---|
Картины |
|
Связанный |
|
✻ приписывается студии Веронезе |
Авторитетный контроль |
|
---|
Рабочие практики
Жертвенная смерть Марка Курция , ок. 1550–1552
Юнона осыпает дарами Венецию , ок. 1554–1556, Дворец Дожей
Сатурн (Время) и История , Вилла Барбаро
Дворянин в охотничьем одеянии , Вилла Барбаро
Аллегория живописи 1560-х гг.
Святой Иероним в пустыне , ок. 1584
Лукреция , 1580-е гг.
Леда и лебедь , гр. 1585
Помимо потолочных творений и настенных росписей, Веронезе также создавал алтари ( Освящение Святого Николая , 1561–1562 гг., Лондонская национальная галерея ), картины на мифологические сюжеты ( Венера и Марс , 1578 г., Метрополитен-музей Нью-Йорка ) и портреты ( Женский портрет , 1555, Лувр ). Значительное количество композиционных эскизов в перо, чернила и мытье, фигурных исследований мелом, и светотень Modelli и Рикорди выжить.
Он возглавлял семейную мастерскую, в которую входили его младший брат Бенедетто (1538–1598), а также его сыновья Карло и Габриэле и его племянник Луиджи Бенфатто (также известный как дал Фризо; 1559–1611 гг.), Который оставался активным в течение примерно десяти лет после его смерть в Венеции в 1588 году, подписание их работы «Haeredes Pauli» («Наследники Паоло») и продолжение использования его рисунков. По словам Николаса Пенни , «роль мастерской, кажется, неуклонно возрастала, и после 1580 года мы редко можем быть уверены, что Веронезе был единоличной причастной к этому». Среди его учеников были его современник Джованни Баттиста Зелотти, а затем Джованни Антонио Фасоло , Сигизмондо де Стефани и Ансельмо Каннери . Семья Калиари продолжила свое существование, и другой Паоло Калиари опубликовал первую монографию о своем предке в 1888 году.
Веронезе был одним из первых художников, рисунки которого коллекционеры искали еще при его жизни.
Архитектурные особенности Дворца Дожей
Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:
- 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
- 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
- 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.
Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, — всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.
Центральный балкон на южном фасаде Дворца
Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:
- «Суд Соломона»;
- «Ева, Адам и змей-искуситель»;
- «Опьянение Ноя».
Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.
Стены Дворца Дожей покрыты плитами нежного розового и белого цвета – мастера сложили их в геометрический узор. А центральные части фасадов оборудованы балконами, на которые выходил дож для выступления перед народом. Балконы обрамлены вытянутыми и заостренными башенками, но над одним из них «зависла» статуя Правосудия, а над другим – скульптура-олицетворение Венеции.
Порта делла Карта — «Бумажная дверь»
Вход во дворец, наименованный итальянцами как Порта делла Карта — «Бумажная дверь», имеет две версии своего названия. Первая – это расположение Дворца Дожей по соседству с архивом документов. Вторая – во Дворце трудились писари, помогающие простым венецианцам составлять деловые бумаги (по-итальянски Carta означает «бумага»). Итак, вход во дворец стал очередным шедевром готики, изобилующим архитектурным орнаментом в виде необычного кружева – позолоченного и лазурного, отточенного в соответствии с лучшими традициями ювелирного искусства. Декор Порта делла Карта дополняют ниши со статуями, олицетворяющими добродетели, и скульптурная группа, «участниками» которой являются крылатый лев Святого Марка и склонивший перед ним колени дож по имени Франческо Фоскари.
Далее свое начало берет длинная колоннада, ведущая во внутренний двор. Вход в него украшен не менее богато, чем Порта делла Карта. Здесь есть и башенки, и фронтоны, и арка со скульптурой, и фасад с часами. Колоннада имеет собственное название – портик Фоскари. Затем следует и сам двор с двумя бронзовыми бассейнами, а уже напротив арки-украшения портика Фоскари располагается вход внутрь дворцового здания. Добираться до него следует по лестнице Гигантов – привлекательной конструкции с огромными статуями Нептуна и Марса. Однако это была не простая лестница для перемещения – в особо торжественных случаях она превращалась в трон, на котором старейшина Совета надевал новому правителю на голову специальный убор «корно дукале» (символ государственной власти).
Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец
Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.
Краткое описание
Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию, передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.
Вид на южный фасад здания
Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали. Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.
Целью возведения такого солидного здания было получение резиденции дожей, или вождей – республиканских некоронованных правителей. Вместо короны у дожа был рожок, и то, только в том случае, если он действительно хорошо справлялся со своими обязанностями. В противном случае рожок с него снимали. Однако в венецианском дворце работал не только дож – здесь несли государственную службу и сотрудники тайной полиции, и представители Сената и Верховного суда, и заседали члены Большого совета. Кроме того, на первом этаже здания размещалось морское ведомство со своими многочисленными службами юристов, канцлеров, цензоров.
Вид на Дворец с кампанилы собора Святого Марка