Немного биографии
Халс родился в Атверпене в 1582 или 1583. Когда ему было около года, семья переехала в Голландию, в Харлем, где он и прожил всю жизнь, умер Халс в 1660. Учился в Харлеме же у фламандца Карела ван Мандера, художника и автора известных жизнеописаний. Халс успеха добился, но лишь в своем городе, Хоубракен даже включил его в свой список славы (о Хоубракене и каноне тут), у Халса было немало учеников, хотя о большинстве из них (например, о Лейстер) нет никаких бумаг, а потому их ученичество у Халса лишь предположительно. Несмотря на некоторый успех, Халс был беден, его имущество несколько раз описывалось из-за долгов, и описи эти наикратчайши.
Первый из сохранившихся холстов (фрагмент холста) написан в 1611 году и совсем не похож на привычного Халса. Ранние картины Халса в большинстве своем до нас не дошли. В основном он писал портреты, которые не были дорогим жанром живописи, за них хорошо платили лишь самым модным живописцам, а Халс никогда таким не был. Кроме приведенных картин, есть у Халса несколько семейных портретов, есть смеющиеся дети, есть что-то вроде жанровых сцен (их немного), евангелисты, музыканты, один портрет в полный рост, парные портреты супругов, другая картина с регентами и еще три с собранием офицеров. Подготовительных рисунков Халс не делал, да и зачем это живописцу с таким фантастически-верным глазом.
Свободная манера письма, которую мы находим у Халса, сначала была популярна. Правда, главным мастером свободного письма считался Рембрандт. Однако манера эта стала в 40-х годах 17 века выходить из моды. Заказчики захотели гладкого, когда можно было по-бухгалтерски подсчитать вложенный труд живописца и заплатить за него, а не верить на слово, что какие-то пятна краски, мол, и являются живописью. Изменение общественного вкуса обанкротило Рембранда и сделало Халса нищим, так как оба художника не захотели менять свою манеру и писать гладко. В конце жизни Халс получал небольшую денежную помощь от города.
Халса быстро забыли, картины его были дешевейшими весь 18 век, но в середине третьей четверти 19 века манера его живописи вдруг стала соответствовать изменившемуся пониманию искусства. Сейчас его считают одним из трех великих голландцев, наряду с Рембрандтом и Вермеером.
Чем хорош Халс
В живописи ценят разное.
Рафаэля сперва любили за эффектный рассказ, когда он, как режиссер, выстраивал героев картин разнообразно и всем понятно. Через какое-то время публике пришлись по сердцу уже его мадонны, ибо те были священны, чистейши, неземны, в точности такие, какие мадонны и бывают на самом деле. Про эффектную же драматичность гения стали забывать.
Усидчивых художников ценят за усидчивость. Ван Эйк выписывал многочисленные морщинки, складочки, сложные узоры в крутой перспективе, отражения в зеркале, и до сих пор удивительно, как у него получилось. Да и картины его неплохи…
В импрессионистах часто восхищаются цветом, пространством и настроением.
Хамершея за цвет не похвалишь, зато там воздух, пространство, свет и настроение.
Чем хорош Халс? Многим. Но главное уверенностью манеры, к которой другие стремятся, но без пота не умеют, а этот подходил к холсту и заканчивал портрет быстро, нагло и весело. И экономно.
Экономное письмо это достойный путь изображения. И не только в живописи. Говоря об отличии стиля Платона от стиля Лисия, отмечают, что если у Платона выкинуть из текста одно слово, то будет не так прекрасно, а если у Лисия одно, то станет попросту непонятно. Можно десятком предложений или мазков стараться передать чувство, форму, образ, материальность. У некоторых же получается всего двумя-тремя словами или парой ударов кисти, тогда картина (или проза) почему-то задевает, почему-то живая. Халс как раз таков. Вблизи – хаотические пятна краски, а отступить пять шагов назад – цельно, верно, с хорошим рисунком, с характером. Он писал портреты не для рассматривания, а создавал изображения, которые воспринимались с определенной дистанции, и ни к чему другому не стремился. Впрочем, цельности портретов, лихости и верности для создания картины недостаточно, есть ли там что-то помимо? Да. Свободно и свежо написано.
№ 1 Франс Халс Смещющийся мальчик ок. 1625, Маурицхейс, Гаага, диаметр 30.4 см.
А вот пример пятен, которые издали уже не кажутся пятнами, а становятся шитым дублетом.
№ 2 а Фрагмент.
№ 2 Франс Халс Портрет Яспера Схаде 1645, Национальная галерея, Прага, 80х67.6 см.
Тут небольшое уточнение. Похвала «вблизи виден лишь хаос, а издали пятна складываются в изображение», это известное клише. Так часто хвалят художников-виртуозов. Когда-то я читал такое же о Гейнсборо, вот только потом каждый раз, рассматривая его картины вблизи, видел не брызги краски, а мыльную, разочаровывающую живопись.
Халс же писал именно пятнами, потому-то он и пришелся по душе новой живописи, возникшей в середине 19 века.
Про Халса считалось, что он работал быстро, мокрое по мокрому, писал картину за один присест. Потом историкам искусства стало неудобно, ибо как же гений без творческих мук? Тогда сразу нашли у него многослойность и успокоились. Многослойность там иногда есть, но все же большая часть картин на самом деле мгновенно и уверенно. Без мук. Исправлений (pentimenti) на картинах почти нет. У Халса почти всегда и стандартная, обычная композиция (ну, опирается кто-то на стул или подбоченился – невелика разница), и те же самые цвета, и сходные решения одежды-лица-рук, но, тем не менее, мастерство изумительное. Характер у всех моделей разный, и вообще они живые, особенно мужские портреты.
№ 3 Франс Халс Claes Duyst van Voorhou ок. 1638, Метрополитен, Нью-Йорк, 80.7х66 см.
№ 4 Франс Халс Портрет молодого человека между 1646 и 1648, Национальная галерея, Вашингтон, 68х55.4 см.
Кисти рук, которые тогда писали, с пыхтением считая пальцы и скучно, Халс изображал играючи. Он схватывал тон точно, и в два-три мазка делалось понятно, где какая фаланга.
№ 5а фрагмент.
№ 5 Франс Халс Молодой человек в большой шляпе между 1628 и 1630, Национальная галерея, Вашингтон, 29.2х11.4
Итог
До нас дошло много холстов 17 века, написанных размашисто и свободно, без тщательно вырисованных деталей, выполненных быстро и уверенно, часто с хорошим, даже прекрасным, рисунком. Достоверно известно, что часть этих картин написал художник из Харлема Франс Халс. Рассказ об остальных картинах зависит от расказчика и только от него, слушатели же вольны верить ему или не верить.
Именно из-за этой привлекательной для современных художников манеры, Франс Халс сейчас считается одним из великих голландских художников. Цены на его холсты, взлетевшие после того, как он был заново открыт в середине 19 века, а также статьи, каталоги и доктораты ученых вполне надежно удерживают славу Халса на плаву. Славу, на мой взгляд, заслуженную лишь частично.