Описание и толкование
Картина размером 108 × 110 см изначально имела прямоугольный формат, но была переработана Энгром в круглую картину ( тондо ). В 1862 году Энгр подписал его словами «J. Ingres Pinxt. MDCCCLXII Aetatis LXXXII «. На нем изображено чуть более 20 обнаженных женщин, в основном с украшениями, которые позволяют увидеть обнаженную натуру в перспективе, которые находятся в интерьере в восточном стиле , расположенном вокруг бассейна с водой. Женщина на заднем плане танцует под музыку другого вида спереди со спины, которая играет на лютне , так называемом чегуре . Две женщины ласкают друг друга, что можно интерпретировать как эротический намек. Другие бездельничают, дремлют или скучно лежат на диванах. Группу обслуживают девушки, некоторые из которых темнокожие, которые подают кофе и предлагают ароматы и специи.
Женские фигуры можно разделить на две группы: фигуры заднего и переднего плана. Люди на переднем плане при немного более ярком освещении не всегда анатомически показаны очень точно. Здесь в центре сидит живописно выделенный музыкант. Она — тот же человек, в том же виде сзади, что и на знаменитой картине Энгра « Беньёз де Вальпинсон» (в Лувре), уже в монументализации фигуры. Также на переднем плане — ласковая пара и два человека, которые не обращают внимания. Форма фигур по своему расположению и композиции имеет характер человеческих арабесок . Приглушенное освещение картины подчеркивает линии женского тела, призвано ослабить их моделирование, но подчеркнуть поверхность светлой кожи. Композиция основана на золотом сечении , в духе преображения древней красоты .
В то время, когда во французском обществе была широко распространена мечта о Востоке , картина представляет собой связь европейской обнаженной натуры и тоски по Востоку. В творчестве Энгра много картин на эту тему. Художник работал над ней 50 лет, и эта картина, показательная по нормам того времени, представляет собой кульминацию его позднего творчества, в котором он еще раз много цитирует свои ранние работы. Энгр, как и его образец для подражания Рафаэль в религиозных мотивах, выбрал тондо в качестве рамки для картины. Но он также увеличил холст, растянул его на деревянных досках, изменил и добавил детали до своей подписи в 1862 году, например, фигуру, лежащую наполовину в воде на заднем плане.
История и предыстория
Фотография первой прямоугольной версии Чарльза Марвилля , 1859 г.
Этюд Энгра для его турецкой бани; у женщины на правом переднем плане три руки (масло на бумаге)
Художник, который никогда не был на Востоке, был вдохновлен письмами и отчетами Мэри Уортли Монтегю , которая между 1716 и 1718 годами имела возможность побывать в женской бане в Адрианополе (ныне Эдирне) и рассказала о банях Сералья. Мухаммеда. Энгр повторил в этой картине многие из своих ранних обнаженных фигур, которые он переделал, чтобы сформировать эту композицию. Среди них — его известные работы, такие как La baigneuse, dite Valpinçon , обнаженная спина 1808 года, La petite baigneuse , также вид сзади (1828) и La Grande Odalisque , женское тело с трехчетвертным профилем. Одалиска , глядя на зрителя, с 1814.
Судя по всему, сцена в гареме Анатоля Демидова ди Сан-Донато была заказана у Энгра еще в 1848 или 1852 году , но в конце концов ее купил принц Наполеон Жозеф Шарль Поль Бонапарт , двоюродный брат более позднего императора Наполеона III. Энгр завершил первую версию заказанной картины в 1859 году в прямоугольном формате и доставил ее принцу, который, однако, вскоре вернул ее, вероятно, из-за вмешательства своей потрясенной жены Клотильды, и получил ранний автопортрет от Энгр взамен. После доработки тондо и дополнений с дополнительными деталями, такими как другая фигура, орнаменты, освещение, он попал к турецкому дипломату и коллекционеру произведений искусства Халилу Шерифу Паше , который также собрал эротику за 32 000 франков. Спрятанная в его частной коллекции, картина осталась неизвестной и впоследствии не вызвала скандала, как, например , картина Мане « Завтрак в зелени» 1863 года, которая была показана публике вскоре после завершения. Затем он попал в коллекцию Констан Сэя, затем — принца Амедее де Бройля. Этот последний шедевр из поздней работы Энгра был показан публично только спустя долгое время после его смерти, по случаю ретроспективы Энгра в Парижском салоне Осеннего в 1905 году. Société des Amis du Louvre предложило его в качестве подарка, финансируемого промышленником. , коллекционер и меценат Морис Фенай , поданный в Лувр, но совет директоров дважды отклонил работу. Лувр принял этот подарок только в 1911 году, когда Государственные коллекции живописи Мюнхена проявили интерес.
прием
Французский психиатр Максим Ланьель-Лавастин (1875–1953) диагностировал фигуры на картине — в конце концов, любимого художником типа женщины — с недостаточной активностью щитовидной железы , которая могла привести к полной форме тела женщины. Последствиями являются «очень сильная шея, пассивная мягкость лица с пухлыми щеками, толстыми губами, большими бархатными глазами без блеска, очень круглые и толстые руки, плечи полностью утонули в плоти». Акт жены Мадлен, который он зарисовал в 1818 году. Некоторые критики использовали резкие метафоры, чтобы не одобрить изображение женщин. Даже Поль Клодель (1868-1955) ничего оттуда не взял. Но были и поклонники. По случаю выставки картины в Парижском осеннем салоне в 1905 году Пикассо и другие современные художники, очевидно, сочли мотив обнаженных женщин в ванной комнате впечатляющим. Эдгар Дега даже хотел представить его на следующей всемирной выставке.
В 1911 году немецкий историк искусства Альберт Дрейфус (1876–1945) писал об Энгра и этой работе в журнале Die Kunst :
Ссылки [ править ]
- ^ . Лувр . Проверено 18 июля 2018 .
- Розенблюм, Роберт (1999). «Портреты Энгра и их музы». В Тинтероу, Гэри; Конисби, Филип (ред.). . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. .
- ^ Розенблюм, Роберт (1999). «Портреты Энгра и их музы». В Тинтероу, Гэри; Конисби, Филип (ред.). . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. .
- ↑ Magi, Giovanna (1998). Большой Лувр и Музей Орсе . Casa Editrice Bonechi. п. 50.
- ^ Хаген, Роз-Мари; Хаген, Райнер (2000). Les dessous des chefs-d’oeuvre . Кёльн: Taschen . С. 410–415.
- Пах, Уолтер (1973). Ingres . Нью-Йорк: Книги по искусству хакеров. п. 158.
- Каталог выставки Лувра: Le Bain turc d’Ingres . Париж. 1971. С. 4–5.
- Монтегю, леди Мэри (1981). L’islam au péril des femmes, une Anglaise en Turquie au XVIIe siècle . Париж. п. 133.
- Yeazell, Рут Бернард (весна 1994). «Общественные бани и Частные гаремы: Lady Mary Worley Монтегю и Происхождение Энгра в Bain TurcЙельский журнал критики . 7 (1): 116.
- Али, Исра (2015). «Гаремная фантазия в картинах востоковедов XIX века». Диалектическая антропология . 39 (1): 33–46.
- Хаскилл, Фрэнсис (1982). «Турок и его картины в Париже XIX века». Oxford Art Review . 5 (1): 40–47. DOI .
- ^ Хаген, Роз-Мари; Хаген, Райнер (2003). Что говорят великие картины . 1 . Кёльн: Taschen GmbH. п. 415.
Влияния ориенталистов [ править ]
Энгр находился под влиянием современной моды на ориентализм , возродившейся после вторжения Наполеона в Египет . Уезжая в Италию в 1806 году, он скопировал в свои записные книжки текст, превозносящий «бани сераля Мухаммеда», в котором можно прочитать описание гарема, в котором человек «входит в комнату, окруженную диванами и именно там многие женщины, предназначенные для этого, посещают султану в ванне, вытирая ее красивое тело и втирая в кожу нежнейшие духи; именно там она должна затем насладиться сладострастным отдыхом «.
Жан-Леон Жером , « Женщины в бане» , ( La grande piscine de Brousse, Большая баня в Бурсе) Салон 1885 года. Эрмитаж, Санкт-Петербургский музей западного и восточного искусства
В 1825 году он скопировал отрывок из « Писем с Востока » леди Мэри Уортли Монтегю , которая сопровождала своего мужа-британского дипломата в Османскую империю в 1716 году. Ее письма переиздавались восемь раз только во Франции между 1763 и 1857 годами [ цитата необходима ], добавляя к увлечению востоковедом. Отрывок, скопированный Энгром, озаглавлен «Описание женской бани в Адрианополе » и гласит: «Я полагаю, что всего там было двести женщин. Красивые обнаженные женщины в разных позах … одни разговаривают, другие на работе, другие пьют кофе. или дегустация сорбета, и многие беззаботно потянулись, в то время как их рабы (обычно восхитительные девушки 17 или 18 лет) заплетали свои волосы фантастической формы ». Однако обстановка турецкой бани мало похожа на общественные купальни. описана леди Монтегю.
В отличие от Эжена Делакруа , который посетил алжирский гарем, Энгр никогда не бывал в Африке или на Ближнем Востоке, а показанные куртизанки больше европеоидной расы, чем ближневосточной или африканской внешности. Для Энгра восточная тема была, прежде всего, предлогом для изображения обнаженной женщины в пассивном и сексуальном контексте. Экзотических элементов в изображении немного: музыкальные инструменты, кадило и несколько украшений.
Описание [ править ]
Оригинальный прямоугольный вариант картины.
Купальщица Вальпинсон , 1808 г. Лувр , Париж.
Трёхрукая женщина (этюд для турецкой бани ). Musée Ingres , Монтобан.
Картина известна своей тонкой окраской, особенно очень бледной кожей женщин, отдыхающих в уединении в зоне для купания. Фигуры имеют почти абстрактную и «стройную и извилистую» форму [ необходима цитата ] и временами кажутся лишенными скелета. Они расположены очень гармонично, по кругу, изогнутым расположением, которое усиливает эротичность картины. Его заряд частично достигается за счет использования мотивов, которые включают подразумеваемую дымку восточных духов, а также включение ваз, проточной воды, фруктов и драгоценностей, а также палитру, которая варьируется от бледно-белого до розового, цвета слоновой кости и светло-серого. и различные коричневые.
Энгр наслаждался иронией создания эротического произведения в преклонном возрасте, нарисовав на нем надпись своего возраста ( AETATIS LXXXII , «в возрасте 82 лет») — в 1867 году он сказал другим, что все еще сохраняет «весь человеческий огонь». тридцати лет «. Он писал эту работу не с живых моделей, а с кроки и нескольких своих более ранних картин, повторно используя фигуры «купальщицы» и « одалиски », которые он нарисовал или нарисовал как отдельные фигуры на кроватях или рядом с ванной.
Фигура из «Купальщицы Вальпинсона» выглядит почти так же, как центральный элемент более поздней композиции, но теперь играет на мандолине . Женщина на заднем плане с вытянутой рукой и держащей чашку напоминает натурщика на его портрете мадам Муатессье (1856 г.). Лицо женщины с поднятыми над головой руками в ближнем правом углу похоже на крокис (1818 г.) жены художника, Дельфины Рамель хотя ее правое плечо опущено, а правая рука поднята. Остальные тела расположены позади них в различных неосвещенных местах.
Энгр черпал из множества живописных источников, включая академическое искусство 19-го века, неоклассицизм и поздний маньеризм . [ необходимая цитата ] Колоризация — это одна из «суровой прохлады», в то время как фигуры сливаются друг с другом, вызывая сексуальность, но в конечном итоге призваны показать умение Энгра бросить вызов рациональной перспективе.
История таблицы
Производство
Фотография Чарльза Марвилла на белковой бумаге, датированная 1859 годом, показывает раннее состояние турецкой бани до того, как она превратилась в тондо.
Эскиз к картине, изображающей женщину с тремя руками.
Составленный примерно в 1852 году, работа была завершена в конце 1859 года, после чего была переработана и реконфигурирована. 82-летний мужчина подписывает эту эротическую картину в 1862 году не без некоторого озорства, так как он гордо пишет AETATIS LXXXII («в возрасте восьмидесяти двух лет»). Несколько лет спустя — в 1867 году — он также заявил, что все еще чувствует «весь огонь тридцатилетнего человека».
Для создания этой картины Энгр не использовал никаких моделей, но был вдохновлен множеством эскизов и картин, которые он сделал за свою карьеру. Первоначально картина имела прямоугольную форму до того, как была изменена. Мы находим там фигуры купающихся и одалиск, которые он рисовал или раскрашивал чаще всего в одиночку, на кровати или на краю таза. Самая известная фигура, воспроизведенная на картине, — это La Baigneuse Valpinçon , которая повторяется почти идентично и составляет центральный элемент композиции. Две фотографии, сделанные в 1859 году, одна анонимным фотографом, а другая Чарльзом Марвиллом , показывают более раннее состояние работы до ее превращения в тондо (форма, которую художник дал ей в 1863 году). Мы отмечаем несколько модификаций, в том числе одалиску с поднятыми руками, которая протягивается на переднем плане, модель которой является второй женой художника, Дельфиной Рамель — сходство с ее портретом 1859 года сразу же — видимо, положение его рук изменилось. Остальные тела накладываются друг на друга в разных плоскостях, взгляд не перекрещивается. По мнению некоторых авторов, в этой таблице собраны данные о женщинах, любимых Энгром .
Потомство
Первый покупатель картины — родственник Наполеона III — вернул ее через несколько дней, а его жена сочла ее «неподходящей». Наконец, в 1865 году его купил бывший турецкий дипломат Халил Бей . Последний добавил к своей коллекции эротических картин, которая содержала в том числе о происхождении мира из Курбе . В начале XX — го века, некоторые завсегдатаи хотели предложить турецкую баню в Лувре , но совет музея отказался дважды. Именно после предложения о покупке национальных коллекций мюнхенских музеев Лувр принял их в свои коллекции в году благодаря пожертвованию Société des Amis du Louvre , которому покровитель Морис Фенай одолжил на три года без оплаты . проценты, сумма 150 000 франков.
Эдгар Дега попросил представить эту картину на Всемирной выставке . Впоследствии это вызвало разную реакцию: Поль Клодель даже сравнил его с «блинчиком из личинки».
Картина является одним из «105 решающих работ западной живописи » , составляющих мнимый музей в Бютор .