Фламандские пословицы питера брейгель с расшифровкой и описанием

Описание и значение известных работ

Падение мятежных ангелов

«Падение мятежных ангелов» — картина, на которой изображены ангелы, в белых одеяниях, падающие на массу из чудовищ. Эти странные деформированные фигуры заполняют нижнюю половину картины и символизируют массу злых существ. Брейгель хотел передать в своей работе мысль о тщетности бытия, что даже всё хорошее ведёт к смерти и всеобщей погибели.

Вавилонская башня

«Вавилонская башня», картина отображает обречённую башню, кажется, что часть её всё ещё строится, другая часть уже построена, а какая-то уже в руинах. Смысл картины, опять же чем-то похож с предыдущей описанной работой. Все труды напрасны, жизнь бессмысленна и тщетны стремления смертных сравниться с Богом. Тему Вавилонской башни, живописец использовал дважды. Существует ещё одна работа «Малая Вавилонская башня», написана немного раньше.

Поклонение волхвов

На первый взгляд «Поклонение волхвов», казалось бы обычная картина, на популярную религиозную тематику, с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, расположенной в центре композиции. Однако, при близком рассмотрении работы, можно заметить, что окружающие не очень рады событию.

Они скорее сосредоточены на рассмотрении дорогих подарков, а не на Мадонне с младенцем. Кто-то с завистью смотрит на чашу с золотом, кто-то с насмешкой или презрением. Очень интересно изучать эмоции на лицах людей, художник передал их невероятно реалистично.

Цель картины — показать, что рождение ребёнка, не вызывает никаких положительных эмоций в мире войны и смерти. Это был действительно смелый шаг, со стороны Брейгеля, изобразить Святое семейство в таком варианте.

Изображение распятия в картине «Путь на Голгофу» представлено с очень необычной точки зрения. Среди кишащей массы фигур, можно увидеть центральный образ Христа. Процессия проходит слева направо к горе-Голгофе, а на переднем плане, зритель может увидеть Иоанна и Марию в трауре. Брейгель представляет событие распятия, незаметным среди течения обычной жизни.

Художник разработал оригинальный стиль в его картинах, который равномерно отображает сюжет, тематику и смысл. Темы работ были весьма разнообразны, от обычных библейских сцен до мифологических образов, например, пейзаж с падением Икара.В работах присутствовали религиозные аллегории в стиле Босха, а также социальные аллегории.

Самое большое вдохновение он получал от написания пейзажей. Его горные ландшафты имеют несколько параллелей в европейском искусстве. Художник был очень известен при жизни и сейчас его работы остаются неизменно популярными.

История создания

Первоначально картина называлась «Голубой плащ» или «Глупость мира», что указывает на то, что Брейгель хотел не просто проиллюстрировать пословицы, а скорее показать вселенскую человеческую глупость. Многие пословицы описывают абсурдность человеческого поведения, другие, более серьезные, иллюстрируют глупости, которые приводят к опасным последствиям.

Притчи были очень популярны во времена Брейгеля, так что неудивительно, что голландские и фламандские авторы этой эпохи щедро использовали их в своих произведениях. В 1500 году голландский гуманист Дезидерий Эразм (более известный как Эразм Роттердамский, лат. Desiderius Erasmus) опубликовал книгу под названием «Адагия» (Adagia), где собрал более восьмисот греческих и латинских пословиц. Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц. Работа продолжалась и далее, и к тому времени, когда Эразм умер в 1536 году, его коллекция выросла до более чем четырех тысяч записей. Коллекция пословиц Эразма остается одной из самых монументальных из когда-либо собранных.

«Фламандские пословицы» не была ни первой, ни единственной картиной Брейгеля на тему пословиц. В 1558 году, за год до того, как была создана эта картина, Брейгель закончил серию из двенадцати притч на отдельных полотнах, а также в 1556 году создал картину «Большие рыбы поедают малых», но «Фламандские пословицы» считается первым крупномасштабным произведением этого жанра.

Точное количество пословиц, содержащихся во «Фламандских пословицах», несколько неопределенно, потому что современные научные интерпретации меняются, и в некоторых случаях к одному и тому же сюжету может быть отнесена более чем одна пословица. Критики идентифицировали приблизительно 112 пословиц и идиом, хотя Брейгель мог включать другие, которые на сегодня просто исчезли из обихода и не могут быть определены.

Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно. В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет. Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер. Мужчина, закапывающий яму после того, как там утонул теленок — принимающий меры после катастрофы. Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску. Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии.

Бегать, как будто задница горит (Быть в большой беде) или: Поедающий огонь — испражняется искрами (Не стоит удивляться исходу опасной затеи)

Одна нога обута, другая босая (Дисбаланс, перегибы)

Смотреть, как медведи пляшут (Голодать)

Вдвоём ходят в один сортир (Находятся в полном согласии)

Вешать плащ по ветру (Приспосабливать своё мнение к текущему моменту)

Целовать дверную ручку (Быть неискренним)

Вытирать (чью-то) задницу о дверь (Относиться (к кому-то) пренебрежительно)

Брить дурака без мыла (Дурить кого-либо) и еще Два дурака под одним капюшоном (Глупость любит общество)

Крыть крышу пирожными (тортами) (Быть очень богатым)

Тут селёдка не жарится (Вещи не подчиняются твоему плану)

Кусать колонну (Быть религиозным ханжой)

Быть способным привязать даже дьявола к подушке (Упрямство, преодолевающее всё)

Она надевает на мужа голубой плащ (Она изменяет мужу)

Дополнительно: 10 самых загадочных документов прошлого.

Ссылки [ править ]

  • Хаген, Райнер (2000). Хаген, Роз-Мари (ред.). Брейгель: Полное собрание картин . Taschen. ISBN .
  • Де Ринк, Патрик (1963). Как читать картину: уроки старых мастеров . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN .
  • . Музей Флеминга, Университет Вермонта. 2004 . Проверено 18 мая 2007 года .
  • Мидер, Вольфганг (2004). «Голландские пословицы: Международный симпозиум по Питер Брейг (h) els». Университет Вермонта .
  • Дандес, Алан и Клаудия А. Стиббе (1981). Искусство смешивания метафор: фольклористическая интерпретация нидерландских пословиц Питера Брейгеля Старшего . Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia Academia Scientiarum Fennica. ISBN . 

Тайна, мраком покрытая

О жизни Питера Брейгеля Старшего сохранилось ничтожно мало сведений: биография на пару страниц, написанная Карелом ван Мандером в 1604 году, да несколько документов. И хотя ван Мандер мог опираться на свидетельства современников — тех, кто знал художника, — всё же полностью полагаться на его труд не стоит. Дело в том, что в тексте факты соседствуют с анекдотами, которые, скорее всего, были выдуманы самим ван Мандером под впечатлением от брейгелевских полотен. Так, например, автор пишет, что Брейгель и его друг Ганс Франкерт, ювелир из Антверпена, переодевались в крестьянское платье и посещали деревенские праздники и свадьбы, где выдавали себя за родственников молодых. Вполне вероятно, что Брейгель действительно дружил с Франкертом, но всё остальное представляется чистой воды выдумкой.

Предполагаемый портрет Брейгеля. Выполнен после его смерти. (wikipedia.org)

Не известны ни дата, ни точное место рождения художника. Самый ранний документ в биографии Брейгеля, — свидетельство от 1551 года о принятии его в гильдию художников Антверпена. Предположительно, на тот момент ему было между 21 и 25 годами (типичный возраст для процедуры регистрации), исходя из этого исследователи пришли к выводу, что Брейгель мог родиться между 1525 и 1530 годами.
Ещё больше споров вызывает место рождения художника. Не исключено, что он мог появиться на свет в местечке, название которого созвучно с его фамилией. Ван Мандер писал, что художник происходит из деревни Bruegel, расположенной недалеко от Бреды.
Не так много известно и том, где учился Брейгель. Ван Мандер указывает на мастерскую Питера Кука ван Альста в Брюсселе.

Предполагаемый портрет Питера Брейгеля, ок. 1565−1568 гг. (wikipedia.org)

Вскоре после вступления в гильдию Брейгель отправился в поездку по Франции и Италии. Там он, безусловно, познакомился с титанами Возрождения. По возвращении в Нидерланды предположительно в 1554 году Брейгель обосновался в Антверпене, где начал работать в мастерской Иеронима Кока, печатавшего и продававшего гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей. В течение следующих 7 лет Брейгель создал более 40 рисунков для гравюр, используя высокий спрос на изображения в стиле Иеронима Босха.
Примерно с 1562 года у Брейгеля всё чаще заказывают живописные полотна. В 1563 году он переехал в Брюссель и женился на Майкен, дочери Питера Кука ван Алста. В браке у них родились трое детей: сыновья Питер и Ян, продолжившие дело отца, и дочь Мария, о судьбе которой нам ничего не известно.
До наших дней сохранилось около 40 живописных полотен Брейгеля Старшего. Большая часть была выполнена в последние 7 лет жизни художника. Тайной остаётся полный список заказчиков (с уверенностью можно назвать ближайшего советника испанского короля Филиппа II Антуана Перрено де Гранвеля и богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка). Что можно сказать наверняка, так это то, что труд Брейгеля очень хорошо оплачивался. Художник не брался за алтарные картины и почти не писал откровенно заказных портретов, что было нетипичного для середины 16-го века.
Существенное влияние на выбор сюжетов в последние два года жизни Брейгеля оказали политические события в Нидерландах. В 1567 году герцог Альба прибыл в Брюссель. Начались гонения и репрессии. Полотна Брейгеля приобретают звучание тоски и печали. Тем не менее невозможно однозначно сказать, что происходило в душе художника, как он чувствовал себя в то время и о чём думал.

«Мизантроп», 1568. (wikipedia.org)

Брейгель умер в Брюсселе в 1569 году. Перед смертью он наказал своей жене сжечь немало из его работ, вероятно, опасаясь гонений, которые могли обрушиться на семью. Майкен пережила мужа на 9 лет.
Сыновья Брейгеля Питер и Ян, которым на момент смерти отца было пять лет и год соответственно, стали впоследствии художниками. Видимо, произошло это под влиянием их бабушки Майкен Верхюлст, которая была художницей-миниатюристкой. И Ян, и Питер прославятся за счёт многочисленных копий шедевров отца.

Картина [ править ]

Картина, датированная 1559 годом, считается лучшей из серии подобных картин, которые в то или иное время все ранее приписывались Питеру Брейгелю Старшему, была подвергнута рентгеновскому сканированию на предмет ее прорисовки, чтобы сравнить ее с другими версиями. Ни одна из версий не имеет происхождения, восходящего к концу 19-го века, но ученые Брейгеля считают, что картины являются изобретениями Брейгеля-старшего, и все они используют карикатуры в натуральную величину с тем же рисунком, что и в берлинской картине. версия. Картины, на которых нет надписей, заставляют зрителя угадывать пословицы. Они основаны на фламандских гравюрах 1558 года и ранее. Наиболее заметные из них, касающиеся картин, принадлежат Франсу Хогенбергу., и он датирован 1558 годом и сопровождается названием Die blau huicke is dit meest ghenaemt, maer des Werelts abvisen he beter betaempt (английский язык: часто называется «Синий плащ», его лучше было бы назвать «Безумие мира»). В 1577 году братья Доетекум выпустили серию гравюр под названием De Blauwe Huyck . Теодор Галле также сделал отпечаток, датированный позже, с похожим названием: Dese wtbeeldinghe wort die blauw hvyck genaemt, maer deze wralts abvysen haer beter betaemt .

Левая нижняя четверть

Это, пожалуй, самый «густонаселённый» фрагмент картины. В самом нижнем углу женщина, способная «привязать дьявола к подушке», олицетворяет упорство, которое преодолеет всё

Человек, бьющийся головой о стену, понятен и без пояснений, а вот то, что одна нога у него босая, вторая обутая, напоминает зрителю о важности равновесия. Дама левее «в одной руке несёт огонь, в другой воду», что предупреждает о её двуличности; фигура «грызущая колонну» — это религиозный ханжа

За их спинами юноша «жарит всю сельдь ради одной икринки», то есть делает слишком много ради малого результата; а если у фламандца что-то идёт не по плану, он скажет «тут сельдь не жарится». Дым от жаровни никак не вредит висящей над ним пиле («что может сделать дым железу?») — не стоит стараться изменить то, что изменить невозможно; «рыба болтается на своих жабрах» (нужно принимать ответственность за свои действия) и вообще «тут не просто селёдка» (больше, чем видно на первый взгляд).

Фрагмент: Тут селёдка не жарится — вещи не подчиняются твоему плану. Жарить целую сельдь ради икринки — прилагать слишком много усилий для достижения ничтожного результата.

Молодой человек с рыбой «надел на голову крышку», то есть отказался от взятых ранее обязательств, а его собеседник «сидит на пепле меж двух табуретов» — демонстрирует неуверенность.

Если заглянуть ещё глубже в этот тёмный фрагмент картины, то можно «найти в горшке собаку» — то есть прийти к столу, когда уже всё съедено.

Фрагмент: Вывешены ножницы — тебя здесь обманут.

. Впрочем, тут вас всё равно обманут, предупреждают ножницы, висящие на оконной оплётке.

Фрагмент: Кур щупать — заниматься преждевременными расчётами.

За ними в глубине комнаты персонаж «глодает ту же кость», то есть постоянно заводит разговоры на одну тему. Мужчина в красной шапке, высунувшись из окна, «щупает кур», то есть занимается делом без определённого исхода.

Наряду с людьми Брейгель сделал полноправными действующими лицами картины и животных. Как расшифровать латника с котом, уже говорилось в начале статьи. «Свинья, вытаскивающая затычку » символизирует катастрофу из-за нерадивости. Стригаль с овцой на коленях напоминает, что надо «стричь овец, но не свежевать их» (то есть не заходить слишком далеко), а его компаньон, пытающийся обкорнать свинью, — о том, что у кого-то есть преимущества, а у кого-то нет («кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней»). Связанный ягнёнок у их ног олицетворяет кротость («терпелив, как агнец»). А крестьянин, «закапывающий колодец, когда телёнок утонул», предпринимает активные действия только после того, как случилось несчастье.

О женщине, набрасывающей плащ на мужа, речь уже шла выше. За её спиной две кумушки отождествляются с фразой «один ветер мотает то, что другой прядёт», то есть разносят сплетни. Чёрная собака между ними («смотри, чтобы между ними не сунулась чёрная собака») намекает, что всё может пойти ещё хуже. Мужчина, что «таскает воздух в корзине», попусту тратит время; тот, кто «ставит свечу дьяволу» — льстит и заводит друзей без разбора; а кто «исповедуется дьяволу», тот выдаёт секреты врагам.

Фрагмент: Быть способным привязать даже дьявола к подушке — упрямство, преодолевающее всё.

Фрагмент: Нести огонь в одной руке и воду в другой — быть двуличным.

Фрагмент: Биться головой о стену — пытаться достичь невозможного.

Фрагмент: Свинья открывает затычку — небрежность оборачивается катастрофой.

Фрагмент: Кто-то стрижёт овец, а кто-то стрижёт свиней — у одного есть преимущества, у другого их нет.

Фрагмент: Мир перевернулся вверх дном — всё не так, как должно было бы быть.

Фрагмент: Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде — всегда имей хоть какой-нибудь запас.

Фрагмент: Водить друг друга за нос — дурачить, обманывать друг друга.

Фрагмент: Жребий брошен — решение принято.

Фрагмент: Носить воздух (пар, свет) в корзинах — тратить время попусту.

Фрагмент: Держать свечку чёрту — льстить и дружить без разбора. Исповедаться чёрту — разгласить тайны врагу. Фигура в арке «дует в ухо», то есть распространяет слухи.

Фрагмент: Развлекали друг друга лиса да журавль — два обманщика всегда помнят о своей выгоде. Быть черпаком для снятия пены — тунеядство. Что толку от красивой тарелки, если на неё нечего положить? — красота не самоценна.

Рядом пируют лиса и журавль — Брейгель знал басню Эзопа о двух обманщиках, не упускающих свою выгоду. На стене рядом с едоками есть надписи мелом: «списать долг» — оказать кому-то услугу.

Человек, «надрезавший брюхо свинье», совершил непоправимый поступок.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .
  • , Smarthistory видео, комментарии Бет Харрис и Стивен Zucker
vтеПитер Брейгель Старший
Картины
  • Список картин
  • Притча о сеятеле (1557)
  • Битва карнавала и поста (1559 г.)
  • (1559)
  • Детские игры (1560)
  • Пейзаж с падением Икара
  • Триумф смерти (ок. 1562 г.)
  • Падение мятежных ангелов (1562 г.)
  • Самоубийство Саула (1562 г.)
  • Две обезьяны (1562)
  • Унылая Грет (1563)
  • Вавилонская башня (1563 г.)
  • Пейзаж с бегством в Египет (1563)
  • Поклонение волхвов в зимнем пейзаже (1563 или 1567)
  • Поклонение королей (1564)
  • Шествие на Голгофу (1564 г.)
  • Христос и женщина, взятые в прелюбодеяние (1565)
  • Мрачный день (1565)
  • Комбайны (1565)
  • Сенокос (1565)
  • Возвращение стада (1565)
  • Вино Дня Святого Мартина (ок. 1565–1568)
  • Охотники в снегу (1565)
  • Ловушка для птиц (1565)
  • Избиение младенцев (ок. 1565–1567)
  • Перепись в Вифлееме (1566 г.)
  • Проповедь Иоанна Крестителя (1566 г.)
  • Свадебный танец (1566)
  • Обращение Павла (1567)
  • Земля Кокейна (1567)
  • Крестьянская свадьба (1567)
  • Крестьянский танец (ок. 1567)
  • Нищие (1568)
  • Крестьянин и грабитель гнезда (1568)
  • Слепой ведет слепого (1568)
  • Сорока на виселице (1568)
  • Мизантроп (1568)
  • Буря на море (ок. 1569)
Рисунки
Связанный
  • Питер Брейгель Младший (сын)
  • Ян Брейгель Старший (сын)
  • Ян Брейгель Младший (внук)
  • Breugel, Нидерланды
  • Son en Breugel
  • Брейгель (кратер)
  • 9664 Брейгель
  • Брейгель (институт)
Авторитетный контроль
  • Билдиндекс :
  • GND :
  • RKDimages ID :

Картина

Картина, датированная 1559 годом, считается лучшей из серии подобных картин, которые в то или иное время все ранее приписывались Питеру Брейгелю Старшему, была подвергнута рентгеновскому сканированию на предмет ее прорисовки, чтобы сравнить ее с другими версиями. Ни одна из версий не имеет происхождения, восходящего к концу 19-го века, но исследователи Брейгеля считают, что картины являются изобретениями Брейгеля-старшего, и все они используют карикатуры в натуральную величину с тем же рисунком, что и в берлинской картине. версия. Картины, на которых нет надписей, заставляют зрителя отгадывать пословицы. Они основаны на фламандских гравюрах 1558 года и ранее. Самый известный из них, касающийся картин, принадлежит Франсу Хогенбергу , и он датируется 1558 годом и сопровождается названием Die blau huicke is dit meest ghenaemt, maer des Werelts abvisen he beter betaempt (английский язык: часто называемый «Голубой плащ», это можно было бы лучше назвать «Безумие мира»). В 1577 году братья Доетекум выпустили серию гравюр под названием De Blauwe Huyck . Теодор Галле также сделал датированный позже отпечаток с похожим названием: Dese wtbeeldinghe wort die blauw hvyck genaemt, maer deze were were herlts abvysen haer beter betaemt .

Правая верхняя четверть

Фрагмент: Вешать плащ по ветру — приспосабливать своё мнение к текущему моменту.

Тут внимание привлекают юноша на вершине башни, размахивающий плащом, и старик рядом с ним, пускающий перья по ветру. Первая пословица («вешать плащ по ветру») аналогична русскому выражению «держать нос по ветру», а вторая означает бесплодные усилия

Фрагмент: Веять перья на ветру — бесполезная работа.

Ниже женщина, глазеющая на аиста, символизирует праздное времяпровождение, а мужичок, прибивающий двух мух одним ударом, напоминает о русской фразе «убить двух зайцев сразу».

Фрагмент: Убить двух мух одним шлепком — быть успешным, эффективным.

Пять пословиц зашифрованы на площадке, где столкнулись три человека и скот. Когда у кого-то настаёт чёрный период в жизни, говорят, что он «свалился с быка на ослиную задницу», а о том, кто «вешает на себя бремя» — что он преувеличивает свои неприятности. «Вытирать зад о дверь» означает относиться к кому-то или чему-либо пренебрежительно, «целовать дверное кольцо (дверную ручку)» — быть угодливым. А ещё тут «один нищий жалеет, что другой нищий встал у его двери» — боязнь конкуренции.

Фрагмент: Рыбачить мимо сети — упускать возможность.

Человек, «рыбачащий мимо сети», упускает подвернувшиеся возможности, а «кидающий деньги в воду» — тратит их попусту («швыряет на ветер»). «На любую рыбу найдётся рыба покрупнее», а кто «боится бликов на воде» — ревнует к чужим успехам.

«Они ходят в один сортир» — находятся в полном согласии; «кто угодно может смотреть через дубовую панель, если в ней есть дыра» — утверждает очевидное; «висит, как нужник над канавой» — нечто само собой разумеющееся.

Трещина в стене указывает, что без должного внимания всё может рухнуть.

Тот, кто греется у костра, напоминает о пословице «не волнуйся, что чей-то дом горит, пока кто-то может согреться» — то есть, хватайся за любую возможность, не переживая о последствиях для других. «Тащить большой камень» — быть обманутым в любви или заниматься бессмысленным делом; «не инжир из коня валится» — не стоит обманываться первым впечатлением.

Дальше идут совсем крошечные изображения. «Страх заставил бабушку побегать» — неожиданные обстоятельства открывают новые качества; «когда слепой ведёт слепого, оба упадут в яму» — нет смысла следовать за невеждой. «Если видишь церковный шпиль, это не значит, что путешествие закончено» — не останавливайся, пока не завершишь начатое; «как ни крути, а всё выйдет на свет (на солнце)» — всё тайное станет явным.

Фрагмент: Держать глаз на парусе — быть настороже, бдить. Испражняться на виселицу — быть равнодушным к любому наказанию. Кто знает, почему гусь босой? — всему есть причина, пусть и не очевидная.

Моряк в лодке одновременно «легко идёт по ветру» (то есть пользуется благоприятными обстоятельствами) и «держит глаз на парусе» (то есть находится начеку).

Практически на линии горизонта человек гадит на виселицу, показывая, что ему не страшны никакие последствия его поступков. Над трупом рядом летают вороны, демонстрируя, что каждый стремится получить свою выгоду, если она есть. Ниже мужчина смотрит на гусей, размышляя: «пусть гуси будут гусями, если я не могу их содержать» (не заботься о том, что тебя не касается или «не суй нос, куда не просят»). А сами птицы воплощают поговорку «кто знает, почему гуси босые?» — то есть у всего есть причина, хоть и не всегда явная.

Два медведя отождествляются с крылатым выражением «дикие звери предпочитают друг друга» (то есть равные лучше ладят), а смысл человека, смотрящего на их пляску, как указывалось выше, утрачен. Возможно,эта фраза означает «голодать». Крестьянин, кидающий капюшон через забор, отказывается от чего-то, что может пригодиться позже.

Фигура, плывущая против течения, с трудом сопротивляется общему мнению. Кувшин «ходит по воду, пока не разобьётся» (то есть у всего есть свой предел), а ремни лучше делать из чьей-то кожи (то есть получать что-то за счёт другого). И, наконец, рыбак «держит угря за хвост», то есть справляется со сложной задачей.

История создания

Нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего неслучайно называют истинным гением своей эпохи. Он виртуозно изображал события, описанные в библейских текстах, превращая их в некий “хрестоматийный” вариант картин. Далеко не каждый художник имел счастье быть оценённым современниками, но Брейгелю повезло.

Его крайне высоко ценили при жизни. Сегодня же его работы принадлежат к бесценным сокровищам мировой живописи. Но, пожалуй, самой знаменитой картиной автора стала «Вавилонская башня», что иллюстрирует нам ветхозаветную историю. Создана она была в 1563 году.

Иоганн Виерикс «Портрет Питера Брейгеля Старшего», 1572 годМестонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

За десять лет до появления своего самого известного творения Брейгель Старший побывал в Риме, где проникся особенным колоритом античной архитектуры. Ярчайшее впечатление на живописца произвёл Колизей, который, к слову, можно легко узнать в некоторых чертах «Вавилонской башни».

Что интересно, Брейгель не ограничился написанием одной картины на данную тему. В ряде галерей хранится несколько копий «Вавилонской башни», написанных автором в меньшем формате.

Сложно сказать, зачем художник копировал собственное творение. Возможно, то были пробные варианты. А, быть может, он работал на заказ, множа своё знаменитое творение. Подобная практика была не редкой в те времена.

Основание башни напоминает Колизей / novostivmire.com

Секрет «Вавилонской башни»

Сама Вавилонская башня на картине напоминает нагромождение этажей, всевозможных уровней и элементов. Если её основа напоминает Колизей, то верхние ярусы уже представляют некий строительный хаос. При этом логика строителей с каждым новым этажом теряется.

На мой взгляд, именно так Брейгель показал, что постепенно мастера переставали понимать друг друга, из-за чего башня превращалась в весьма странное и нелепое сооружение.

Башня кренится и распадается уже в процессе строительства. Её будут строить вечно и никогда не достроят

Надо сказать, что в малом варианте картины этой особенности нет – она вполне последовательно строится, а сама по себе представляет гармоничное, но незавершённое здание. Без сомнения, в крупноформатном творении Брейгель решил максимально отразить необыкновенные символы и аллегории.

Вавилонской башни нет, но есть Бурдж Халифа в Дубае, самое высокое здание в мире – 828 метров в высоту / fedoroff.net

«Вавилонская башня» – одно из величайших творений Брейгеля Старшего. Ещё в юности знакомство с Иеронимом Босхом и его полотнами оказали решающее воздействие на направление творчества самого Брейгеля. В его картинах есть множество тайн, шифров, политических аллегорий и, конечно, секретных посланий людям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector