Он просто устал от суеты
Устроив ещё пару выставок своих картин в 1881 и 1882 годах, Куинджи на двадцать лет ушел от всеобщего лицезрения и уединился для спокойной работы в своей мастерской. В 81-м году художник выставлял «Берёзовую рощу», также в моноформате, как и «Ночь на Днепре». Про «Берёзовую рощу» Иван Шишкин сказал однажды:
Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.ШишкинА.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В адрес Архипа Ивановича, вместе с большим количеством похвалы, поступало и множество критических оценок его творчества. Некоторые коллеги и критики считали, что его великолепная техника – это как пыль в глаза, напускное и пишет он свои картины не ради глубины искусства, а чтобы шокировать публику, нравиться, быть особенным.
Куинджи тяготился негативными отзывами о своих творениях, он устал от суеты выставок и внимания к своей персоне, поэтому просто закрылся от общества и продолжил творить в уединении, в мастерскую он больше никого не пускал.
В Академии художеств, которую так и не окончил мастер ночного пейзажа, он вел теперь свой класс пейзажной живописи. Куинджи к тому времени стал достаточно обеспеченным человеком, теперь он мог помогать другим и с радостью это делал. Архип Иванович материально поддерживал студентов, которые испытывали нужду. При этом сам художник живет просто и скромно, всё хозяйство ведет жена, прислуги в семье никогда не было.
А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годамиМестонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
Живописец кормил птиц на крыше своего дома каждый день, когда птице нужна была помощь, Куинджи сам лечил её, за это художника даже прозвали «птичий доктор». Не бросает в беде он и своих учеников, его лишают звания профессора за поддержку студенческой забастовки.
Архип Иванович продолжает заниматься с юными художниками и даже возит их на свою дачу в Крыму, именно там появилась картина «Радуга».В конце 19-го века Куинджи напишет ряд картин, изображающих горные пейзажи. Этому поспособствовала поездка на Кавказ с приятелем-художником Ярошенко.
Среди гор они увидели Брокенского призрака – редкое и удивительное природное явление. Говорят, что эти горные картины Куинджи вдохновили Николая Константиновича Рериха на создание его гималайской серии. Кисти трех замечательных живописцев – современников Куинджи, принадлежат его портреты. Васнецов Виктор Михайлович, Крамской Иван Николаевич и Репин Илья Ефимович запечатлели Архипа Ивановича для будущих поколений.
В 1910 году художник заболел воспалением легких, к сожалению, из-за больного сердца живописец не пережил болезни и скончался 11 июля.
Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа
Архип Иванович Куинджи
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Среди многих ярких имен, оставивших глубокий след в российской и мировой живописи, фигура замечательного мастера кисти Куинджи стоит особняком. При жизни художник не любил рассказывать о себе, поэтому о его детстве и юности известно очень немногое. Однако абсолютно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками.
Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству. В пятнадцать Архип Куинджи отправился в Феодосию искать удачу в мастерской Айвазовского, потом в Одессу, потом – в Петербург, не имея ни денег, ни знакомств, ни связей. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы.
Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Явные способности начинающего живописца помогли ему, не имевшему достаточного образования, выхлопотать разрешение руководства Академии на освобождение от экзаменов по общим предметам, выдержать профессиональный экзамен и получить официальное звание художника. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света».
В абсолютном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Они по-детски просты и естественны. Абсолютно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя.
Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. О нем говорили, как о маге и чародее. К большому сожалению, из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника.
Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами, и даже вывозил за границу за свой счет. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. После смерти «художника света» общество стало носить его имя.
Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь.
Художник написал множество картин. Наиболее известные из них — «Украинская ночь», «Степь», «Ночь на Днепре» и другие, которые вы можете увидеть в галерее сайта.
Мы будем благодарны вам, если вы оставите ваши предложения и отзывы о сайте в гостевой книге. Это поможет нам создать лучший сайт.
Портрет неизвестного (1890-1895 гг.) | Портрет В. М. Васнецова | Поляна в лесу. Туман (1908 г.) |
Яркие цвета и контраст фактур
Большую часть картины, почти две трети, занимает небо. Оно тёмное, даже чернильное, грозовое, с едва расходящимися облаками и зарождающейся радугой. Гроза, судя по всему, была совсем не шуточной и закончилась несколько минут назад. Сквозь небольшой просвет уже пробиваются первые светлые лучи, которые озаряют ярко-зеленую сочную траву прямо по центру композиции. Художнику удалось передать, насколько жадно вся растительность впитала в себя влагу, как освежающе подействовал на ней проливной дождь. Но пробивающиеся лучи, так же как и название картины, говорят о том, что гроза уже позади, а тучи отступают. О том, что гроза закончилась только что, говорит и отсутствие на картине людей. Они, скорее всего, пережидали разгул стихии в домах или на мельнице. Из живых существ мы видим только лошадь, которая мирно щиплет траву на лугу. Её присутствие придает особый смысл картине: животное — часть дикой природы, она не боится ливня, ей не страшно оставаться один на один с грозой в чистом поле
Небольшой ручей или речка убегает вдаль с переднего плана картины вглубь, увлекая за собой внимание зрителей
Архип Куинджи биография
Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе 27 января 1842 г. Настоящая фамилия — Куюмджи. Его отцом был обычный сапожник греческого происхождения. Семья Архипа Ивановича была достаточно бедная. Мальчик рано потерял родителей, после чего перешёл на воспитание к тёте и дяде. Так как семья являлась бедной, с ранних лет он приучился к работе и занимался самыми разными мелкими делами и поручениями.
В это же время Архип Иванович проходил обучение в училище, но успеваемостью не радовал. При этом уже в раннем возрасте он проявлял необыкновенные таланты к рисованию. Однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого подрабатывал Архип. Он был так впечатлён его творчеством, что посоветовал ему отправиться в Крым, чтобы пройти обучение у известного художника-мариниста И. К. Айвазовского. Куинджи так и сделал, но в ученики художнику ему попасть не удалось. Он лишь толок краски, красил забор и выполнял другие поручения. Однако здесь он встретил родственника Айвазовского, занимавшегося копированием картин мастера, который помог Куинджи освоить основы и секреты живописи.
Портрет А. И. Куинджи. Автор Иван КрамскойПосле того, как Куинджи покинул Айвазовского, он несколько лет проработал фоторетушёром в Мариуполе, Одессе и Таганроге.
В 1865 году Архип Куинджи решает отправиться в Санкт-Петербург, чтобы получить образование художника. Две попытки поступления оказались неудачными. Художника заметили только после того, как он представил на академической выставке картину «Татарская сакля в Крыму». В Императорской Академии художеств он познакомился с художниками-передвижниками, оказавшими большое влияние на его творчество, однако в своём искусстве Куинджи не изменял своим принципам и идеям, что и сделало его таким особенным и неповторимым.
Архип Куинджи стал одним из самых прославленных русских художников-пейзажистов. Его картины сегодня считаются бесценными шедеврами мирового значения. При жизни он выставлялся как в России, так и за рубежом и везде имел небывалый успех. Особенно стала известна выставка 1880 года, проходившая в Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге, где он представил всего одну картину «Лунная ночь на Днепре». Тогда он задрапировал окна, а на картину направил луч электрического света. Посетители выставки оказались поражены до глубины души необычайным эффектом глубины и естественности картины.
Лунная ночь на Днепре
Архип Иванович Куинджи прожил долгую и плодотворную жизнь. Великого художника не стало 24 июля 1910 года. Причиной смерти стало тяжёлое воспаление лёгких. Изначально был похоронен на петербургском Смоленском православном кладбище, но затем его останки перезахоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Реакция публики и критиков
В период, к которому относится написание картины, Архип Иванович сотрудничал с передвижниками. По этой причине публика познакомилась с полотном в том же году во время выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Критики высоко оценили мастерство Куинджи в передаче света и цвета, и встретили «После дождя» восторженными отзывами. Илья Репин писал, что эстеты стремились обвинить автора в том, что он берет наиболее резкие моменты состояния природы и что от этого бывает «больно глазам». Но в это же время те же самые эстеты смотрели на его произведения, не отрываясь, — настолько завораживающими были сюжеты и настолько умело художник передавал состояние окружающего мира.
Человек или Бог
В период затворничества в работах художника, в которых представлена тематика леса, появляется еще один интересный мотив. Развитие мысли Куинджи можно зафиксировать на картинах «Солнечный свет в парке» и «Солнечный день в лесу» (1890-х годов). «Солнечный день в парке» дает нам возможность соприкоснуться со светом вне условностей обыденной жизни:
Солнечный свет в парке. Архип Куинджи. 1898-1908 годы
На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:
Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы
Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.
Странник в русской народной традиции, с которой Куинджи был несомненно знаком, зачастую понимается как Христос. Знаменитый русский собиратель фольклора второй половины XIX века Александр Афанасьев писал: «По народным сказаниям, Спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда…, ходит по земле, принимая на себя страннический вид…»
Это поверье отразилось и в народных пословицах и поговорках. Владимир Даль приводит в пример такие: «В окно подать — богу подать», «Просит юродивый, а подаешь богу». Проник этот мотив и в русскую поэзию. Читаем у Тютчева:
Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.
У Есенина в стихотворении «Не ветры осыпают пущи…»:
И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не Помазуемый ли Богом Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо И не замечу в тайный час, Что в елях — крылья херувима, А под пеньком — голодный Спас.
А есенинское стихотворение «Чую радуницу Божью…» вообще можно прочитать как пояснение к полотну Куинджи:
Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы, Как во царствие небес, И горит в парче лиловой Облаками крытый лес.
Смысловой — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.
Мотив встречи Бога в лесу находит развитие в знаменитой картине «Христос в Гефсиманском саду» (1901), где фигура Иисуса также является смысловым и световым центром (а сад в христианской традиции — это и есть переосмысленный лес):
Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год
Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.
При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.
С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.
На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.
Личная жизнь
В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки — зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
После дождя
Картина написана в 1879 году. На ней изображен хутор в степи, дома которого освещены лучами солнца после сильного дождя. На заднем плане полотна все еще чернеют тучи, но солнце уже озарило своим светом ярко-зеленую траву на переднем плане художественного произведения.
Искусствоведы считают, что картина близка по стилю к романтическим полотнам автора. Ее сюжет передает бурное состояние природы после грозы. Пейзаж имеет повышенную психологизацию, играет особую эмоциональную роль.
Кисть мастера сумела передать стремительность движения туч, сочность зелени луга. Сам художник не стремится показать свое собственное восприятие грозы, он желает лишь запечатлеть ее в реальном состоянии.
7 2
Сочинение по картине Куинджи «После дождя»
Архип Иванович Куинджи — известный русский художник с греческими корнями. Мастер пейзажей и романтических полотен, его перу принадлежит много картин с мировой славой. Тема природы после дождя поднимается ни в одной картине автора. Это и неудивительно, ведь природа после грозы, еще храня энергию бури, обладает особой красотой. Данная работа живописца была завершена и представлена широкой публике в 1879 году в рамках выставки «передвижников», с которыми автор тогда тесно сотрудничал. Сейчас полотно хранится в Третьяковской галерее.
На картине изображен яркий пейзаж. Сочная зелень луга, напитанная только что отшумевшим дождем. Примечательна колористика полотна. Автор выбрал несколько основных тонов палитры и сделал акценты с помощью их интенсивности. Центральная часть полотна ‒ это луг всех оттенков зелени. С ним контрастирует темное грозовое небо, занимающая большую часть изображения. Контраст состоит в том, что луг изображен в ярких, сочных зеленых тонах, олицетворяет собой спокойствие, которое бывает только после бури, следов которой на нем уже не осталось. Природа обновлена, омыта ливнем, все живое дышит по-новому. Тогда как небо еще не спокойно. Причудливой формы мрачные тучи гуляют по темному небу. Горизонта не видно, кругом чернота. Такое небо вызывает тревогу. И только в самом верху полотна видны робкие небесные просветы. С помощью контраста и интенсивности цвета, автор мастерски передает динамичные живые изменения в природе после дождя. Недаром современники называли живописца мастером света. А сам Илья Ефимович Репин, будучи непревзойденным певцом природы, называл Куинджи «художником света». И высоко ценил его талант пейзажиста. Архип Иванович очень точно передал радость обновления природы. Глядя на картину, чувствуешь как дышит земля. Тончайшие переходы света создают полную реалистичность изображения. А контраст неба и луга отражает спадающее напряжение после шторма. Маленькая речушка по центру полотна, отражает небо. Она также не обладает спокойствием красок, еще одно напоминание о том, что ливень отшумел совсем недавно. Зато символом спокойствия является мирно пасущаяся на лугу лошадь. По безмятежности животного можно сделать вывод, что буря отступила и больше не повторится. На картине мы также можем заметить одинокие деревца и крестьянский хутор на пригорке. Белые дома омыты дождем и выглядят празднично.
«После дождя» несет огромный эмоциональный заряд. Это картина контрастов. Контраст цвета, контраст настроений проявляются на полотне. Легкая техника письма и динамика пейзажа также создают контраст. Картина оставляет приятное, праздничное послевкусие у тех, кто ее созерцает. А.И. Куинджи действительно значимый мастер русского пейзажа.
Человек или Бог
В период затворничества в работах художника, в которых представлена тематика леса, появляется еще один интересный мотив. Развитие мысли Куинджи можно зафиксировать на картинах «Солнечный свет в парке» и «Солнечный день в лесу» (1890-х годов). «Солнечный день в парке» дает нам возможность соприкоснуться со светом вне условностей обыденной жизни:
Солнечный свет в парке. Архип Куинджи. 1898-1908 годы
На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:
Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы
Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.
Странник в русской народной традиции, с которой Куинджи был несомненно знаком, зачастую понимается как Христос. Знаменитый русский собиратель фольклора второй половины XIX века Александр Афанасьев писал: «По народным сказаниям, Спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда…, ходит по земле, принимая на себя страннический вид…»
Это поверье отразилось и в народных пословицах и поговорках. Владимир Даль приводит в пример такие: «В окно подать — богу подать», «Просит юродивый, а подаешь богу». Проник этот мотив и в русскую поэзию. Читаем у Тютчева:
Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.
У Есенина в стихотворении «Не ветры осыпают пущи…»:
И в каждом страннике убогомЯ вызнавать пойду с тоской,Не Помазуемый ли БогомСтучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимоИ не замечу в тайный час,Что в елях — крылья херувима,А под пеньком — голодный Спас.
А есенинское стихотворение «Чую радуницу Божью…» вообще можно прочитать как пояснение к полотну Куинджи:
Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венком, в кольце иголок,Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,Как во царствие небес,И горит в парче лиловойОблаками крытый лес.
Смысловой центр картины «Солнечный день в лесу» — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.
Мотив встречи Бога в лесу находит развитие в знаменитой картине «Христос в Гефсиманском саду» (1901), где фигура Иисуса также является смысловым и световым центром (а сад в христианской традиции — это и есть переосмысленный лес):
Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год
Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.
Романтический реализм
Но откуда у Куинджи подобное стремление к природе, где исток его интереса к лесу? В первую очередь, в романтизме, который был распространен в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века.
В христианском Средневековье полагали, что природа не может существовать самостоятельно (так возникла концепция ее непрерывного творения Богом). На рубеже Нового времени природу стали считать самостоятельной и ни от кого не зависимой — раз ее сделал идеальный Творец, то в ней не может быть ошибки. Со временем это представление легло в основу подчинения природы, которая превратилась в холодный и отчужденный мир предметов: мыслители эпохи Просвещения стремились изгнать из мира все непонятное и неподконтрольное, видели его как набор загадок, которые нужно разгадать.
Один из главных лозунгов романтизма — это возврат к волшебству мира. Романтики понимали природу как тайну, которую нельзя разгадать до конца. Даже на языковом уровне происходит переход от ничего не говорящего «предмета» к «вещи», с которой можно вступить в диалог
Слово «вещь» этимологически связано с глаголом «вещать» — говорить, оно родственно слову «вече» — собранию людей, на котором высказывается нечто важное для жизни человека и сообщества
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Литература
- Бибихин В.В. Лес (hyle). СПб.: Наука, 2011.
- Ефимова А. Малоизвестные страницы из жизни и творчества А.И. Куинджи // Журнал «Третьяковская галерея».3 2020 (60)
- Манин В.С. Куинджи. М.: Белый город, 2000.
- Неведомский М.П., Репин И.Е. Архип Иванович Куинджи. СПб.: Изд. общества имени А.И. Куинджи, 1913.
- Safranski R. Romantik: Eine deutsche Affäre. München: Carl Hanser Verlag, 2007.
- Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М.: Наука, 1990.
Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.
Где можно учиться по теме #живопись
Курс
12 августа 2020 — 28 августа 2019
Курс
5 августа 2020 — 26 августа 2019
Где можно учиться по теме #искусство
Курс
1 сентября 2020 — 31 августа 2021
Курс
Волшебство сияния красок
Созданная в 1879 году картина «После дождя» производит совершенно необыкновенное впечатление. С первого взгляда становится понятно: художник был восхищён видом природы, только что умытой грозовым ливнем. Это чувство передаётся и зрителю.
Особенности цветовой гаммы
В изображении объектов мастер не старается прорисовывать мелкие детали. Главное в картине — контраст яркого солнечного света и грозовой тьмы:
- Тёмные, почти чёрные облака, кажется, ещё не все заряды истратили и зловеще нависли над степью. Они как будто всей тяжестью своей готовы снова обрушиться на мирный луг и хуторок. И только где-то высоко над лугом солнечные лучи сумели прорваться сквозь грозовую пелену.
- Трава, которой коснулся тёплый и яркий солнечный луч, как будто ожила. Это ощущение возникает из-за необыкновенных переливов цвета от тёмно-зелёного в грозовом сумраке до изумрудного и нежно-салатного в центре картины. Яркие отблески луговой зелени видны даже на тучах.
- Как приглашение посмотреть, что же там дальше, на лугу, прямо от рамы вдаль течёт маленькая речушка. А вода в ней тёмная, с фиолетовым отливом. Мирную равнину река рассекает почти надвое, делая её похожей на большую зелёную бабочку.
https://youtube.com/watch?v=FOoTnaT9Mqk
Сюжет картины Куинджи
Гроза совсем недавно закончилась. Постепенно светлеет небо, лучи солнца начинают пробиваться сквозь тучи, и вся темень, ещё гневливо рокоча и полыхая заревом, как будто уползает в левую половину картины. Притихшая степь ещё не отошла от грозового натиска. Даже вода словно замедлила свой бег сквозь камыши.
Вдоль реки видна просёлочная дорога. Следы от колёс поднимаются по склону холма прямо к степному хутору.
Его небольшие домишки спокойны, будто спят. Видимо, люди, услышав раскаты дальнего грома, ещё пережидают отголоски грозы и не торопятся выходи́ть после дождя. Когда выглянет солнце, разольёт свои золотые лучи и согреет землю теплом, селяне снова примутся за привычные дела.
Только всё же есть движение в этом притихшем мире. На мокром лугу стоят одинокие деревья, рядом с одним из них уже пасётся гнедая лошадь. Кажется, что она вот-вот сейчас переступит с ноги на ногу.
От картины не хочется отходить, она завораживает магическими переливами цвета и света. Казалось бы, художник взял за основу обычный пейзаж и незамысловатый сюжет.
https://youtube.com/watch?v=3uhoMI6Eju4
Эмоциональное воздействие на зрителя
Основное внимание приковано к яркому светлому пятну в самом центре — солнечным лучам. Контраст между темным свинцово-тяжелым небом и мирным солнечным пейзажем задают тон всему произведению и оставляют светлое впечатление даже несмотря на преобладание мрачных красок
Композиция пропитана удивительным покоем и умиротворением. Даже зловещие тучи уже не страшат нас, а зритель слышит только звенящую тишину, которая наступила после разгула стихии, и, кажется, даже ощущает аромат свежести и растворенного в воздухе озона. Но не только композиционный прием противопоставления стихий притягивает внимание зрителя. Техника написания — стремительными нервными мазками — тоже передает динамику состояния природы в настоящий момент. Но даже несмотря на то, что здесь нет детальной проработки нюансов, картина выглядит очень реалистично, живо и свежо.