Мистическое обручение святой екатерины (картина веронезе)

Невеста первая – Святая Екатерина Александрийская


К. Дольчи. Святая Екатерина читает книгу

Святая Екатерина Александрийская жила в Египте в III веке нашей эры. До принятия христианства она носила имя Доротея и была дочерью правителя Александрии. Девушка славилась своей необыкновенной красотой, мудростью, душевными качествами, и была, само собой, завидной невестой, но в женихи себе хотела лишь самого достойного – того, кто будет во всем ее превосходить. Тогда мать Екатерины отвела ее к старцу-отшельнику, творящему молитвы в пещере недалеко от города. Тот поведал девушке, что знает того, кто во всем ее лучше.


Л. Лотто. Обручение Святой Екатерины

Образ Христа произвел сильное впечатление на девушку, и вскоре ее посетило видение: она очутилась перед Девой Марией с младенцем, но тот отказался взглянуть на Екатерину, ибо та была безобразной, нищей и безумной, поскольку не была отмечена Святым Духом. Тогда девушка попросила старца совершить над ней обряд крещения и принялась молиться. Новое видение явило перед ней Богородицу с младенцем, который назвал Екатерину невестой и надел ей на палец кольцо.


Б. да Мариотто. Обручение Святой Екатерины

Через некоторое время в Александрию прибыл император Максимин. Екатерина отправилась во дворец правителя, чтобы убедить его отказаться от поклонения языческим богам и принять христианскую веру. Максимин позвал лучших ученых, чтобы, в свою очередь, вынудить девушку отречься от христианства. Но после беседы с девушкой мудрецы стали переходить в ее веру, за что разгневанный император повелел сжечь всех на костре. Девушку было приказано бросить в темницу, для нее император придумал пытки колесом, а всем, кто последовал за девушкой в новую религию, он уготовил смертную казнь, в том числе и своей жене. По легенде, колесо было разрушено спустившимся на землю ангелом. По велению императора Екатерина была обезглавлена мечом, приняв таким образом мученическую смерть в восемнадцать лет.


Гверчино. Мученичество Святой Екатерины

Екатерина Александрийская была причислена к лику святых – произошло это до разделения церквей, а потому святая почитается и католической, и православной церковью. Ее именем был назван орден Российской империи, который был учрежден при Петре I. Первой дамой, удостоенной ордена, стала супруга Петра I Екатерина, а позже его вручали великим княжнам и княгиням, это был символ принадлежности к высшим кругам общества.

Иконография[ | ]

Подчас определить, обручение какой именно святой изображено на картине, если это не обговорено в названии, затруднительно. Обычно помогают атрибуты: Екатерина Сиенская была монахиней, а Александрийская — принцессой, поэтому одна из них может быть изображена в рясе, а другая изображается в роскошных одеждах (как правило, красных — символ мученичества) и царском венце. Вдобавок, тема обручения итальянской святой в несколько раз менее популярна, чем её предшественницы.

Как правило, Иисус Христос-жених изображается в виде младенца (вероятно, чтобы снизить гендерный аспект его восприятия). Его держит Дева Мария, часто восседающая на троне, рядом могут присутствовать другие святые и донаторы. Редкий пример — полотно , на котором Иисус обручается одновременно с обеими Екатеринами.

Корреджо,«Обручение св. Екатерины» , Лувр

Произведения

Варианты названия: англ. «The Mystic Marriage of St Catherine»

, итал.«Matrimonio mistico di S. Caterina» , нем.«Mystische Hochzeit der Hl. Katharina (Die mystische Vermählung)» .

В число мастеров, создавших свои вариации на этот сюжет, входят: Пьеро ди Козимо, Герард Давид, Ганс Мемлинг, Кранах, Пинтуриккьо, фра Бартоломео (несколько вариантов), Веронезе (несколько вариантов), Лоренцо Лотто (несколько вариантов), Корреджо (несколько вариантов), Хусепе Рибера, Пармиджанино, ван Дейк и т.д.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри — картины, статуи, книги, — просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу — к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII—XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года — уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Святые[ | ]

Екатерина Александрийская

Микелино да Безоццо, «Oбручение св.Екатерины» , Сиена, Национальная пинакотека, ок.1420

Святая Екатерина Александрийская

— великомученица III в. н.э. из Египта. Один из эпизодов её жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и т.д. Объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше:«Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему». Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение. После крещения у неё случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей своё кольцо и назвал своей невестой. (Подобная тема с божеством является типичной для экстатической мифологии восточного Средиземноморья и Анатолии.)

Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть. В православных иконах «Мистическое обручение Екатерины»

может быть изображением исключительно этой святой, поскольку лишь она была канонизирована до разделения церквей.

Определенные исследователи предполагают, что возникновение сюжета обручения — результат недоразумения. Фантазия толкователей могла неправильно интерпретировать какое-либо старинное изображение св. Екатерины с традиционным атрибутом её мученичества, колесом. Это колесо могло быть написано маленьким по размеру и быть принятым за кольцо, и к этому изображению мог быть придуман вышеописанный эпизод жития святой. Эта версия не основывается на каком-либо факте.

Екатерина Сиенская

Джованни ди Паоло, «Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской» , Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ок. 1460

Святая Екатерина Сиенская

— монахиня и Учитель Церкви XIV в. из Италии, католическая святая. В своем подвижническом житии, во многом ориентируясь на пример святой Екатерины Александрийской, в честь которой была крещена, она повторила и эпизод с обручением с Христом.

Произошло это так: в 1367 г., когда весь город Сиена справлял карнавал, девушка предпочла молиться в своей комнатке Господу: «Сочетайся со мной браком в вере!»

. И тут перед ней явился Господь, сказавший:«Ныне, когда остальные развлекаются, Я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души». У Екатерины случилось видение, во время которого она оказалась на небесах, узрела небесное воинство, Иисуса и Богоматерь.

Дева Мария, также как и в предыдущем случае, протянула руку девушки своему сыну. Он надел ей на руку золотое кольцо с прекрасным алмазом и четырьмя жемчужинами и сказал: «Се, Я сочетаюсь с тобой браком в вере, Я — Творец и Спаситель твой. Ты сохранишь эту веру незапятнанной до тех пор, пока не взойдешь на небо праздновать со мной вечный брак»

. Кольцо это оставалось на руке Екатерины до конца жизни, но было невидимым для всех, кроме неё.

До сих пор в Сиене во время карнавала процессии и горожане в масках не должны проходить по улице Фонтебранда, где была отпразднована эта свадьба. На фронтоне дома есть надпись: «Это дом Екатерины, Невесты Христовой»

. , «Мистическое обручение со святыми Екатериной Александрийской и Екатериной Сиенской»

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ

Страница 1 из 3

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ (настоящее имя Паоло Кальяри; 1528–1588 гг.) – итальянский живописец, художник праздничной, нарядной и богатой Венеции, один из крупнейших представителей позднего итальянского Возрождения. Паоло Веронезе – мастер больших алтарных картин и пышных монументальных росписей, в которых главным действующим лицом является блещущая разнообразием красок, шумная и подвижная толпа его сограждан. Религиозные картины этого мастера носили настолько светский характер, что даже навлекли на него неудовольствие инквизиции. Вместе с тем в творчестве Веронезе большое место занимают мифологические сюжеты, аллегории, портеры, пейзажи. Паоло Веронезе – один из самых блестящих колористов венецианской школы. Его картины, в которых преобладает обычно холодноватая серебристая гамма тонов, отличаются рафинированной изысканностью красочных сочетаний. Детство и годы учения художника протекали в Вероне – городе у подножия Альп, входившем в подвластную Венеции территорию (отсюда и прозвище «Веронезе», т.е. «Веронский»). Его семья была родом из Ломбардии, но перебралась в Верону, где дед и отец будущего художника, каменотесы, работали на строительстве городских стен. Паоло был отдан в обучение к архитектору Микеле Сан Микеле, у которого получил навыки в обработке камня, рисовании, но архитектором он не стал. Вскоре перешел к живописцу Антонио Бадиле, которому помогал в росписи веронских церквей и под руководством которого делал рисунки с гравюр Рафаэля и Дюрера. В конце 1540 гг., как сообщают биографы, Паоло начал работать самостоятельно, главным образом в области монументально-декоративной живописи. Монументальная живопись, позволявшая проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста, стала призванием Веронезе. Он начал, согласно сохранившимся сведениям, с росписей загородных вилл патрициев области Венето и фасадов домов (последние, к сожалению, не сохранились). Уже в первых работах проявились его блестящий талант декоратора и одаренность колориста. Об этом свидетельствуют исполненные в начале 1550 гг. в вилле Соранцо (близ Кастельфранко), выстроенной Микеле Сан Микеле в 1551 г., сохранившиеся лишь фрагментарно росписи на мифологические сюжеты. Уже здесь сказывается присущая Веронезе любовь к сложным движениям и необычным ракурсам, поражает богатство цветового решения. Эта роспись свидетельствует и о знакомстве художника с произведениями Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо, однако она лишена подражательности. В ней уже звучат праздничная приподнятость и жизнерадостность, которые составляют характерную особенность большинства произведений Веронезе. Одна из росписей – аллегорическая композиция «Время и Слава». Могучий старец Хронос из-за облака наблюдает над трубящей Славой, легкая фигурка которой парит в небесном пространстве. Фреска исполнена в светлой яркой колористической гамме. Светло-серые, лиловые, розовые, зеленые цвета станут излюбленными цветами в палитре Паоло Веронезе. Сам тип росписи с аллегориями светского содержания, с мифологическими сценами, по-видимому, отвечал требованиям росписи загородной виллы, прославляющей род хозяев дома, красоту природы. В 1553 г. Паоло Веронезе был приглашен в Венецию для участия в росписи Дворца дожей – здания венецианского правительства. По специальной программе, разработанной венецианским гуманистом Даниэле Барбаро, предполагалось осуществить роспись трех плафонов на популярную в эпоху Возрождения тему, развивающую миф о политическом и экономическом могуществе Республики Св. Марка. Хотя Паоло Веронезе был привлечен к работе в качестве помощника, фактически он стал главным художником. Он исполнил в технике масляной живописи на холсте три композиции, заключенные в рамы, окружив их аллегорическими композициями в овалах (по две фигуры в каждом).

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: