литература
- Бруно Хильзенбек: Мадонна Ступпахера Матиса Готарта Нитхарта — Маттиас Грюневальд и ее послание. Спасибо друзьям Мадонны Ступпах. Обслуживание часовни Мадонна Штупахера, Штупах — Бад-Мергентхайм 1972; 4-е издание 2004 г. (большой формат с интерпретациями и цветными иллюстрациями, полный и подробный вид).
- Ганс Хубах: Маттиас Грюневальд: Ашаффенбургский алтарь Марии Шнее. История — реконструкция — иконография. С экскурсией по истории легенды Марии Шнее, ее распространению и иллюстрациям. (= Источники и трактаты по церковной истории Среднего Рейна . Том 77). Самостоятельно опубликовано Обществом церковной истории Среднего Рейна, Майнц, 1996 г., ISBN 3-929135-09-4 (также: Гейдельберг, Университет, диссертация, 1994).
- Брижит Барз: Мадонна Ступпахера Матиаса Грюневальда. Издательство Urachhaus, Штутгарт 1998, ISBN 3-8251-7193-0 .
- Эльсбет Виманн: Мадонна Ступпаха . Грюневальд в качестве гостя. . Государственная галерея, Штутгарт 1998.
- Тильман Дайбер: «Мадонна Ступпахера» Маттиаса Грюневальда. Обучение технике живописи. Дипломная работа Академии изящных искусств, Штутгарт, 1999 г.
- Вернер Гросс, Вольфганг Урбан (ред.): Прекрасно великолепно. Мадонна Ступпахера — гость в епархиальном музее Роттенбург. Сопроводительная книга для выставки с 19 февраля по 25 апреля 1999 г. Süddeutsche Verlags-Gesellschaft, Ulm 1999, ISBN 3-88294-280-0 .
- Эвальд М. Феттер: Ступпахер Мария Маттиаса Грюневальда. В: Журнал Немецкой ассоциации истории искусств. Том 54/55, 2000/2001, , с. 141-175.
- Людвиг А. Майер: Новые данные о происхождении алтаря Марии-Шнее и противоположные взгляды на некоторые документы MGN. В: Ежегодник Ашаффенбурга. Том 22, 2002, , с. 11-38.
- Андреас Хеннинг, Арнольд Нессельрат (ред.): Небесное сияние. Рафаэль, Дюрер и Грюневальд рисуют Мадонну. (По случаю выставки «Небесное сияние. Рафаэль, Дюрер и Грюневальд рисуют Мадонну» с 6 сентября 2011 г. по 8 января 2012 г. в Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden). Престел, Мюнхен и др. 2011 г., ISBN 978-3-7913-5185-8 .
- Вольфганг Урбан (консерватор) : Приходская церковь «Мария Кронунг» в Штуппахе. Мадонна Ступпахера. Шедевр возвращается в Штупах (= вернисаж , т. 20, № 6 = № 196). Vernissage-Verlag, Heidelberg ( Шедевры Вернисажа ).
Переоткрытие
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах
Несмотря на упоминание у Зандрарта, Грюневальд в эпоху торжества классицизма был предан почти полному забвению. Авторство «Изенгеймского алтаря» до середины XIX в. приписывалось Альбрехту Дюреру либо Гансу Бальдунгу, «Штуппахской мадонны» — Питеру Паулю Рубенсу.
Глубокая эмоциональность творчества Грюневальда влекла к себе экспрессионистов, которые поставили его в число величайших художников в истории Германии. К примеру, его последователем называл себя Отто Дикс. Пауль Хиндемит написал оперу и симфонию под названием «Художник Матис», главным действующим лицом которых является художник Матиас Грюневальд. По сюжету оперы художнику в его видениях одна за другой являются фигуры будущего огромного алтарного образа — «Изенгеймского алтаря». В одноимённой симфонии Хиндемита «Ангельский концерт», «Положение во гроб» и «Искушения Св. Антония» музыкальным языком описывают три развёртки «Изенгеймского алтаря».
Жизнь
Второе состояние Изенхаймского алтаря , Кольмар, музей Унтерлинден
Подробности его жизни необычно неясны для художника, значимого для этого времени, несмотря на то, что его заказы показывают, что он был признан еще при жизни. Первым источником его биографии является немецкий историк искусства Иоахим фон Сандрарт , который описывает его около 1505 года, когда он работал над внешним декором алтаря Альбрехта Дюрера во Франкфурте . Это тот вид работы, который обычно выполняется учениками, и поэтому можно определить его возраст, что позволяет предположить, что он родился в 1475 году. Сандрарт записывает, что Грюневальд учился у художника Ганса Гриммера , который прославился в свое время, но большинство чьи работы были потеряны в Тридцатилетней войне . Сандрарт описывает Грюневальда как человека, который ведет замкнутую и меланхоличную жизнь и несчастливо выходит замуж.
Более поздние расследования предоставили дополнительную информацию о жизни Грюневальда. В 1511 году он стал придворным художником Уриэля фон Геммингена , архиепископа Майнца , а также работал на следующего архиепископа Альберта Бранденбургского . В 1512 году он поселился в соседнем Франкфурте, где, согласно записям, он купил дом и женился на Анне, обращенной еврейке , которой тогда было 18 лет. Брак не был счастливым, и в 1523 году она была помещена в лечебницу с тем, что по-разному описывается как психическое заболевание и одержимость демонами .
С 1512 по 1514 или 1515 год он работал над алтарем Изенхайма, по-видимому, в партнерстве с другим Матисом, по-разному прозванным Нитхартом, Нейтхартом, фон Вюрцбургом (по месту его рождения ) или Готардтом. Грюневальд, кажется, в спешке покинул Изенхайм, вернувшись во Франкфурт, и его последующая бедность предполагает, что ему не полностью заплатили за алтарь. В 1527 году он поступил на службу к богатой и знатной семье фон Эрбах, по-видимому, с ребенком (собственный или приемный, неясно). Скорее всего, он умер в 1532 году, хотя источники разнятся.
Детали его жизни оставались неуверенными. В 1938 году Вальтер Карл Цюльх опубликовал теорию о том, что Грюневальд и его партнер Нитхарт / Готардт были одним и тем же человеком; этот Нитхарт / Готард был художником, инженером и «художником-водником», родившимся в Вюрцбурге в 1460-х или, может быть, 1470-х годах и, вероятно, умершим в 1528 году. Эта теория в настоящее время в целом дискредитирована, хотя более поздние историки полагают, что Нитхарт / Готардт, возможно, притворился таковым. Грюневальд по деловым причинам.
Имя художника
В г. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилию Нитхардт. На это указывает и его монограмма «M.G.N» (Mathis Gothart Nithart). Именем Матиас Грюневальд, под которым Готхарт Нитхардт вошёл во всемирную историю искусства, художник обязан биографу Иоахиму фон Зандрарту, который в сочинении «Немецкая академия», по всей видимости, спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. в городе Зелигенштадте недалеко от Франкфурта. Вплоть до XX века книга Зандрарта оставалась по сути единственным источником сведений о Грюневальде.
Описание изображения
строительство
Картина разделена на две половины диагональю снизу слева направо вверх. Правая часть картины, на которой расположена церковь, кажется более темной и тяжелой. Вроде бы ближе к зрителю. Левая сторона кажется более светлой и воздушной из-за своей окраски. Вторая визуальная диагональ, менее заметная, проходит снизу справа вверх слева от подола пальто над волосами до облаков. Оптический центр картины — Мария с ребенком, который образует треугольник со своим расправленным плащом. Дерево справа от вас повторяет контур вашего тела с легкими колебаниями. Ваша голова находится на пересечении двух диагоналей. Руки находятся точно в физическом центре изображения. На фоне шерсти они образуют на этом снимке сильнейший светлый-темный контраст.
презентация
Деталь Изенхаймского алтаря
На картине, нарисованной до мелочей, Мария сидит на краю фонтана или на скамейке. Она носит длинные светлые волосы распущенными, и ее голова не венчает корона. Голова повернута к ребенку, который стоит у нее на коленях и левой рукой держит инжир. Она держит младенца Иисуса правой рукой, ее пальцы растопырены в неестественном положении. Столь же неестественными движениями пальцев ребенок тянется в направлении инжира и одновременно указывает пальцами на показанное дерево. Над головой Мэри изгибается радуга под подразумеваемым ореолом. Небо открывается в верхнем левом углу изображения; Бог-отец и ангелы узнаваемы. Изображение Марии аналогично изображению в Изенхаймском алтаре, который ранее написал Грюневальд.
Справа от Марии — дерево, крона которого срезана верхним краем картины. Он несет одновременно листья , цветы и плоды . У корня дерева сосуд с цветами. Можно четко идентифицировать розы и лилии Мадонны . На заднем плане дерева видна церковь с выступающими контрфорсами, частично срезанная с правого края картины. Историки искусства признали детали Страсбургского собора в изображенной церкви .
Слева вы видите белую керамическую чашу с четками и кувшин. Вверху — фиговое дерево, обвивающее деревянный крест, а за ним сад с закрытыми воротами в форме креста, ульи, а над ним пейзаж с деревней — предполагается, что это Зелигенштадт -, горами и расстояние до указанного моря.