Жизнь
Шарден родился в Париже , в семье краснодеревщика, и редко покидал город. Он жил на левом берегу недалеко от Сен-Сюльпис до 1757 года, когда Людовик XV предоставил ему студию и жилые помещения в Лувре .
Шарден заключил брачный контракт с Маргаритой Сенар в 1723 году, на которой он женился только в 1731 году. Он проходил обучение у художников — историков Пьера-Жака Каза и Ноэля-Николя Койпеля , а в 1724 году стал мастером в Академии Сен-Люк. .
Луч , 1728, Лувр , Париж
По словам одного писателя девятнадцатого века, в то время, когда неизвестным художникам было трудно привлечь внимание Королевской академии, он впервые обнаружил заметку, выставив картину в «Малом Корпус-Кристи» (проводившемся через восемь дней после обычного one) на площади Дофин (у Нового моста ). Ван Лоо , проезжая мимо в 1720 году, купил его и позже помогал молодому художнику.. После презентации «Луча и шведского стола» в 1728 году он был принят в Королевскую академию искусства и скульптуры
В следующем году он уступил место в Академии Сен-Люк. Он зарабатывал скромную жизнь тем, что «производил картины в различных жанрах по той цене, которую заказчики предпочитали ему платить», а также реставрировал фрески в галерее Франсуа I в Фонтенбло в 1731 году. В ноябре 1731 года. его сын Жан-Пьер был крещен, а дочь Маргарита-Аньес крестилась в 1733 году. В 1735 году умерла его жена Маргарита, а через два года умерла и Маргарита-Аньес.
После презентации «Луча и шведского стола» в 1728 году он был принят в Королевскую академию искусства и скульптуры. В следующем году он уступил место в Академии Сен-Люк. Он зарабатывал скромную жизнь тем, что «производил картины в различных жанрах по той цене, которую заказчики предпочитали ему платить», а также реставрировал фрески в галерее Франсуа I в Фонтенбло в 1731 году. В ноябре 1731 года. его сын Жан-Пьер был крещен, а дочь Маргарита-Аньес крестилась в 1733 году. В 1735 году умерла его жена Маргарита, а через два года умерла и Маргарита-Аньес.
Мальчик с волчком , ок. 1735 г., холст, масло, Художественный музей Сан-Паулу
Начиная с 1737 года Шарден регулярно выставлялся в Салоне . Он оказался «преданным академиком», регулярно посещал собрания в течение пятидесяти лет и последовательно выполнял функции советника, казначея и секретаря, наблюдая в 1761 году за установкой выставок в Салоне.
Работы Шардена приобрели популярность благодаря репродуктивным гравюрам его жанровых картин (выполненных такими художниками, как Франсуа-Бернар Лепичье и П.-Л. Сугую), которые принесли Шардену доход в виде «того, что теперь будет называться гонораром». В 1744 году он вступил во второй брак, на этот раз с Франсуазой-Маргаритой Пуже. Профсоюз значительно улучшил финансовое положение Шардена. В 1745 году родилась дочь Анжелик-Франсуаза, но она умерла в 1746 году.
В 1752 году Людовик XV назначил Шардену пенсию в размере 500 ливров . В Салоне 1759 года он выставил девять картин; это был первый Салон, о котором прокомментировал Дени Дидро , который оказался большим поклонником и общественным защитником творчества Шардена. Начиная с 1761 года, его обязанности от имени Салона, одновременно устраивая выставки и действуя в качестве казначея, привели к снижению производительности в живописи и показу «реплик» предыдущих работ. В 1763 году его заслуги перед Академией были отмечены дополнительными 200 ливрами пенсии. В 1765 году он был единогласно избран ассоциированным членом Академии наук, художественной литературы и искусства Руана, но нет никаких свидетельств того, что он покинул Париж, чтобы принять эту награду. К 1770 году Шарден был «Premier peintre du roi», а его пенсия в 1400 ливров была самой высокой в Академии.
В 1772 году сын Шардена, тоже художник, утонул в Венеции , вероятно, покончив с собой. Последняя известная картина художника маслом датирована 1776 годом; его последнее участие в Салоне было в 1779 году, и он включал несколько пастельных этюдов. Тяжело заболевший к ноябрю того же года, он умер в Париже 6 декабря в возрасте 80 лет.
Личная жизнь
В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.
Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником Королевской Академии, а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.
Обучение
В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.
Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.
Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства
Хотя во французском искусстве XVIII века жанр натюрморта не получил широкого распространения, в творчестве Шардена он занимает исключительно важное место. В изображении простых вещей скромного повседневного обихода художник с глубочайшей убедительностью продолжает утверждать поэтическую красоту той жизненной правды, которой дышат его непритязательные сценки из быта мелкой французской буржуазии
Ранние натюрморты Шардена, в которых он следует фламандской традиции, отличают еще некоторая перегруженность и стремление к декоративным эффектам. Именно так были написаны его «Натюрморт со скатом» и «Буфет», за которые художник был избран в Академию живописи (1728).
Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства. Фрагмент
В дальнейшем, однако, Шарден преодолевает влияние фламандцев и находит свой собственный путь, сочетая лирическую эмоциональность и лаконическую ясность с естественностью композиции
Хотя по своему построению натюрморты Шардена достаточно разнообразны, все же можно сказать, что он отдает предпочтение самым простым и незамысловатым группировкам предметов, отдавая особое внимание колориту и световоздушной среде, их окружающей. «Натюрморт с атрибутами искусства» Шардена сдержанный и благородный по колориту, со спокойной, строго уравновешенной композицией, был написан, по-видимому, около 1755 года
Изображен стол художника с книгами, карандашами и свернутыми в трубку рисунками, окружающими гипсовую голову Меркурия. В картине нет ни одного яркого пятна, но тонкая серебристая красочная гамма произведения отличается исключительным богатством и тонкостью оттенков, которыми художник отмечает и фактурные различия одинаково окрашенных предметов, и степень их освещенности, и рефлексы, возникающие от соседства с другими вещами. Натюрморт Государственного музея изобразительных искусств принадлежит к особой группе шарденовских натюрмортов, связанных с аллегорическим изображением наук и искусств. Подобные изображения были широко распространены в ту эпоху, и художники обычно использовали для них сложный набор мифологических и символических образов, чего нет у Шардена. Его натюрморты вводят нас в тихую, сосредоточенную атмосферу живописной мастерской, приобщают к трудам и замыслам художника. На ту же тему написаны и известные полотна, находящиеся в Эрмитаже и Лувре, а также близкие к ним по характеру натюрморты с атрибутами наук и атрибутами музыки во многих других музеях. Картина поступила в музей в 1927 году из Государственного Эрмитажа.
Последние годы
В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.
Последние годы мастер посвящает пастельной живописи. Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике — «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены».
Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.
6 декабря 1779 года Жан-Батист Шарден скончался.
Личная жизнь
В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.
Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником Королевской Академии, а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.
Натюрморты
В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде «низшего» жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.
Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.
Неоценимый вклад
Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.
Ни один живописец до него не мог похвастать таким искусным умением накладывать светотени. Свет на полотнах мастера ощущается почти физически. Кажется, что поднеся к ним руки, можно почувствовать тепло. Дени Дидро отзывался о его работах так: «Не знаешь, на какой из картин свой взор остановить, какую выбрать! Все они совершенны!»
Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.
Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.
Последние годы
В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.
Последние годы мастер посвящает пастельной живописи. Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике — «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены».
Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.
6 декабря 1779 года Жан-Батист Шарден скончался.
Живопись
После первой демонстрации произведений студентов Жан-Батист стал известен французской публике, и оригинальным натюрмортом со скатом заинтересовался Никола де Лажильер. Придя в мастерскую и посмотрев другие миниатюры парижанина, он выбрал понравившиеся полотна, определив каждое как шедевр.
В 1728 году Шардена пригласили в Академию живописи и скульптуры для участия в выставке местных художников, а также голландских и фламандских мастеров. В итоге он стал членом королевского учреждения для творцов «старого режима» и был занесен в списки с пометкой «изобразитель цветов и плодов».
После этого в творчестве Жан-Батиста стали появляться жанровые сцены, центральными персонажами которых было третье сословие и средний класс
В этот период родились картины быта и повседневной французской жизни, которые вскоре приобрели внимание и любовь народных масс
Несмотря на простоту сюжетов, Шарден приобрел высокопоставленных покровителей, среди которых были аристократы и сам Людовик XV. Им нравилось, как художник изображает женщин, занятых повседневной работой, растения, принадлежности для охоты и детей, увлеченных игрой.
Жан-Батист Шарден — «Женщина, чистящая овощи»
Тщательно продумывая тему и композицию, живописец отличался медленным темпом работы и, по информации биографов и исследователей, писал не более четырех картин в год. Поэтому в галереях и частных коллекциях, согласно каталогам и фотоальбомам, сейчас хранится и выставляется чуть больше 200 оригинальных работ.
Кроме того, в конце 1730-х Жан-Батист начал копировать собственные произведения, создавая по несколько версий одних и тех же жанровых сцен. Так появились дубликаты полотен «Карточный домик», «Хорошее воспитание», «Автопортрет», «Натюрморт с фруктами», «Гувернантка» и «Мадам Шарден».
В 1750-х годах зрение живописца начало портиться, и он предпочитал работать пастелью, не требовавшей прорисовок и точных штрихов. К этому периоду относятся полотна, которые сейчас высоко ценятся и находятся в собрании Лувра и английской усадьбе Уоддесдон.
Поэт повседневности
Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Например, на картине «Прачка» фигура женщины выхвачена из общего темного фона и буквально светится теплом. Такой эффект достигнут благодаря игре света и тени.
Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.
Первая выставка
В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были «Скат» и «Буфет», которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к живописи голландских мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.
На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.