Сочинение по картине саврасова проселок 3, 7 класс

Между романтической традицией и реализмом

Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни. Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса

На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей — романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала

Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей — романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала.

На полотне «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» 1851 года на первом плане художник изобразил бегущую от дождя женщину. Он населял свои картины фигурами не романтических мечтателей, а крестьян и рыбаков, окруженных предметами повседневного быта. И в тоже время, отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в этом полотне художник отразил и позднеромантическую традицию. Видовой пейзаж соединен здесь с эффектным мотивом ветра, который колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.


Алексей Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Степь с чумаками вечером. 1854. Музей изобразительного искусства, Архангельск


Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского, которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Популярные сочинения

  • Причины преступления Раскольникова Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами
  • Сочинение по картине Айвазовского Корабль у берега Айвазовский очень любил рисовать море. Одной из его многочисленных картин на эту тематику является «Корабль у берега». Художник любил изображать на полотне бушующее и не спокойное море.
  • Сочинение по творчеству Тютчева Не так много людей занималось стихотворным творчеством во второй половине XIX века. Фёдор Иванович Тютчев — один из них. Он является представителем так называемой «поэзии чистого искусства», которая является

Отец отечественного пейзажа

Карл Рабус много сделал для своих учеников. Помог он и Саврасову найти своего «спонсора», которым стал известный в ту пору коллекционер Лихачёв. С его помощью он объездил Украину, Крым, правда, все картины, созданные в тот период художником, по договору становились собственностью мецената.

В 1854 году училище посетила великая княгиня Мария Николаевна, она купила семь картин, в их числе две Саврасова. Это было полной неожиданностью, ведь все знали, что в коллекции дочери Николая I собраны лишь работы лучших русских и европейских художников.

А.С. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду

Мария Николаевна пригласила молодого живописца провести лето на её даче под Ораниенбаумом. Здесь Саврасов пишет две картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». Эти полотна принесли ему звание академика, а первое из них купил Павел Михайлович Третьяков. Художнику посыпались заказы. Появился шанс стать востребованным придворным живописцем, но он вернулся в любимую Москву.

После смерти Рабуса Саврасова пригласили преподавать в воспитавшее его училище. Для своих учеников Алексей Кондратьевич был кумиром. Он старался привить своим студентам желание больше работать на природе и говорил им: «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте». Его ученик Константин Коровин вспоминал Саврасова как человека «совершенно особой кротости, доброго, умного». Другим великим его учеником был Исаак Левитан.

А.С. Саврасов. Проселок

Саврасов всё своё творчество посвятил русской природе, крестьянскому быту, а ведь в это время художники продолжали искать романтические идеалы, и мужицкой повседневности не было места в высоком искусстве.

1870-е годы – высший творческий расцвет

С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.

Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).

Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.

«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника

Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.


Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сочинения

Саврасов — художник пейзажист, который сумел в своих работах доказать зрителю, что и ничем не примечательная природа наделена красотой и прелестью. Несмотря на то, что все сюжеты простые, он мастерски, через призму незатейливых картин передает разнообразие нашей жизни. Тому примером может быть картина Саврасова Проселок, что стала одной из самых популярных среди его картин.

Саврасов Проселок

Написал Александр Кондратьевич картину Проселок в 1873 году, но общественность смогла увидеть шедевр по истечении двадцати лет. Причиной тому было решение художника подарить полотно другу Прянишникову, у которого все это время и пребывало это полотно. И вот в 1893 году организовывается частная выставка, где перед зрителем появляется и Проселок Саврасова, чье описание картины мы сделаем в нашем сочинении.

Описание картины

Смотришь на полотно и понимаешь, автор изображает самые обыденные вещи, простую жизнь, где изображены облака, деревья, проселочная дорога после дождя. Все очень просто и понятно, а главное, в каждой детали, в каждом штрихе чувствуется поэзия.

На картине мы видим природу после дождя. Тучи еще темнеют на небе, но уже пробивается солнце. Своими лучами оно пытается преобразить землю, придав ей особенных солнечных красок. И пусть это вечернее солнце, которое вскоре сядет за горизонт, но оно уже пригревает землю, траву, деревья. Еще немного, и тучи исчезнут совсем.

Сама природа тихая и спокойная. Ветер если и был, то уже стих. В воздухе стоит влага, свежесть, все дышит и питается водой.

На первом плане мы видим грунтовую дорогу. Ее размыл дождь и повсюду стоят большие лужи. Наверное в этот момент сложно по ней проехать. Но уже сейчас ее прогревают лучи солнца, что отображаются проблесками в воде, а значит, скоро земля впитает воду, а солнце высушит все вокруг. Дорога сворачивает за холм, прячась от нас, и уходит вдаль. По левую сторону от дороги мы видим луг, где зеленеет трава, покрытая каплями росы, а дальше видны желтые поля. Вдоль дороги растут деревья, что тянут свои ветки вверх, показывая нам свое стремление жить и радоваться сюрпризам природы.

Казалось бы, на картине Саврасова Проселок показан непримечательный момент: грязь, лужи и черные тучи. Но веет от нее не грустью, а очарованием, не унынием, а одухотворенностью и верой в то, что скоро все поменяется, ведь наша природа изменчива и любит преподносить разные сюрпризы.

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Проселок»

А какую оценку поставите вы?

Поэтические пейзажи Алексея Саврасова

В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.

В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».

Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов, основатель галереи Павел Третьяков, мастер исторической живописи Михаил Боткин.

В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию, Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.

В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.

На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»


Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: