Вопрос №7
В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
- а. Хомут, в который запрягают лошадь
- б. Серп, которым жнут зерновые в поле
- в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
- г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб
Правильный ответ: г
Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».
Вопрос №8
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
- а. Шашка
- б. Черкеска
- в. Папаха
- г. Пояс
Правильный ответ: а
Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.
Сочинение: Тема России в творчестве Блока
Тема родины занимала очень важное место в творчестве Александра Блока. Взгляд поэта на свою страну многогранен и необычен
Образ России в его стихотворениях – это сложное переплетение воспоминаний о ней и эмоций, испытываемых по отношению к ней, а также переосмысление разных периодов исторического прошлого страны.
Автор каждый раз меняет условия, в которых наблюдает изменения и преображение России, что позволяет ему лучше понять ее. В своих изысканиях он сталкивает реальность и вымысел и постепенно стирает между ними границу. Благодаря этому читатель, погружаясь в мир, созданный авторским воображением, и растворяясь в нем, получает возможность посмотреть на страну глазами Блока. С одной стороны, это таинственное, почти сказочное место. Человек здесь сближается с природой, которая является символом сокровенного, проникает в самую сущность того, что называют родиной. Здесь разумное отступает, и остается именно духовное единение с этим необыкновенным миром.
С другой стороны, отчизна – совершенно реальная среда существования родившихся и живущих там людей. Страна обладает своей историей, которая является частью ее обитателей. Каким бы ни было прошлое, о нем следует знать. Сборник «Родина» (входящие в него стихотворения и цикл «На поле Куликовом»), а так же поэма «Двенадцать» переносят читателей из эпохи в эпоху, повествуя о разных событиях прошлых и нынешних лет. Какими бы ужасными испытаниями ни пугало нас время, главное – осознать то, чему оно нас учит, почувствовать ту силу, которая перед лицом беды объединяет людей одной земли.
Блок действительно смешивает в произведениях, посвященных данной теме, реальность происходящего и субъективность ощущаемого. В стихотворении «Русь» он утверждает, что именно путем иррационального взаимодействия с миром он проникает в глубинную сущность своей страны, которая под праздничным, узорным платком прячет тело, истерзанное страданиями: «Так – я узнал в своей дремоте / Страны родимой нищету». Но автор идет еще дальше, и ему удается за маской боли разглядеть дух, несломленный бедствиями, который способен укрепить нуждающегося: «Живую душу укачала, / Русь, на своих просторах, ты, / И вот – она не запятнала / Первоначальной чистоты».
Россия Блока – это друг и защитник, вечный заботливый спутник в радости и горе. Поэт проводит необычное для нас сравнение родины с женой. Не забывая о классическом образе матери, Александр Блок все-таки настаивает на ином роде взаимоотношений. Родина — это не только то место, где родился человек, это то особое пространство, по отношению к которому он всегда чувствует притяжение, с которым связывает свою судьбу. Несмотря на то, что отчизну мы не выбираем, все же нужно многое пройти и слиться со своей страной в единое целое, чтобы начать полностью ассоциировать себя с ней.
Поэт беззаветно любит свою страну, и для этого чувства ему не нужны специальные причины. Он честно признается ей: «Тебя жалеть я не умею». Он принимает все, что свершается в России, не оправдывает и не обвиняет (в своем творчестве) происходящее, но, скорее, как историк подмечает и описывает, оставляя на суд других. Любовь все прощает и примиряет с любой, даже самой печальной действительностью, она вселяет надежду и помогает двигаться вперед. Блок, несмотря ни на что, до конца остается со своей родиной: «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне».
«Заброшенная мельница» (1872)
Перед нами старый мельничный пруд в окружении диких зарослей кустов и деревьев. Заброшенный вид придает вся окружающая пруд обстановка.
Под высокими кривыми деревьями стоит потемневшая от времени деревянная мельница. Ее крепкая крыша еще не обветшала. Сюда долгие годы не ступала нога человека. На болотной глади отражаются розовые облака. Стоящие в воде цапли чувствуют себя здесь настоящими хозяевами.
Черная лодка, затененная камышами, напоминает зрителю о малороссийских преданиях, согласно которым в мельничных прудах топились от несчастной любви девушки, превращаясь впоследствии в русалок.
Эскизы к картине создавались до отъезда в Крым в имении графа Строганова, Хотени. Сама картина была написана в Крыму во время болезни художника. Ф. А. Васильев тяжело переносил разлуку с русской природой. Он скучал по общению с петербургскими друзьями. Ему не хватало редких встреч с коллегами, поэтому в своей переписке с ними он делится планами на будущее, рассказывает о своих картинах.
В письмах Васильева, представляющих особую ценность, даны авторские сведения о работах крымского периода. «Заброшенная мельница» относится к ряду крымских полотен, но ни в одном из писем о ней не упоминается. Видимо эта работа была очень важна для мастера. Так получилось, что на посмертной выставке, до открытия которой все картины были раскуплены, на эту картину не обратили особого внимания. Спустя время «Заброшенная мельница» была признана одной из лучших работ художника.
Сочинение по картине Перед грозой Шишкина 5 класс
Картина знаменитого русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина “Перед грозой” написана в 1884 году.
https://youtube.com/watch?v=mc6uKIt6jWc
На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине. Перед зрителем замирает тёмная гладь воды в ручейке. Вокруг него неподвижны деревья и заросли. Ощущается тишина, которая воцарилась в природе перед ожидаемой грозой.
На переднем плане, где изображена поляна, доминируют оттенки зелёного и жёлтого цвета. Каждая травинка, стебелёк тщательно прорисованы художником. Картина удивляет своей реалистичностью.
Поляна освещается ещё лучами солнца, которое не успело полностью спрятаться за грозными тучами. Поэтому трава в некоторых местах кажется не зелёного, а жёлтого оттенка. Постепенно оттенки цветов темнеют.
На заднем плане тёмное грозовое небо простирается над мрачным лесом. Дальний тёмный лес уже во власти стихии, туда уже не пробиваются лучи солнца. Всё вокруг тревожно ожидает непогоду.
C большим интересом зритель рассматривает оттенки синего, серого, голубого цветов на грозном небе. В самой верхней части полотна можно рассмотреть ещё белые, серые облака. Тёмно-синее покрывало завладело остальным пространством неба.
Зритель ощущает переданную тишину на картине. Эта тишина не умиротворённая, а настороженная. Каждая деталь на картине передаёт атмосферу надвигающейся грозы. Вскоре можно услышать раскаты грома и увидеть яркие вспышки молнии. После ливня небо станет снова светлым и чистым. Весь пейзаж обновится, окажется под покровом солнечных лучей, будет удивлять нас ещё большей красотой.
Сочинение-описание картины Шишкина Перед грозой
Глядя на эту картину, она кажется такой реалистичной, что больше похожа на фотографию. На полотне изображена вся красота русской природы. Зеленая трава, кусты, деревья удачно сочетаются с водоемом, немного поросшим тиной и тропинкой, ведущему к нему.
На первом плане солнце еще ярко светит, но на втором – небо темное, заволочено тучами. Где-то вдалеке уже идет сильный дождь и вот-вот он дойдет до этого места. Начнется сильный ветер с грозой и молнией, обрушится ливень. Трава и деревья будут клониться от ветра, вода покроется рябью. В предвкушении этого момента, картина еще больше завораживает.
Но пока все спокойно, природа затаилась перед бурей. Кажется, что на картине ощущается полная, немного напряженная тишина. Не слышно ни пения птиц, ни жужжания пчел над полевыми цветами. Все зверушки и насекомые спрятались, в ожидании стихии. А небо все больше застилается черными тучами, становится темнее и темнее. Через несколько минут или даже секунд с неба польется поток воды.
Удивительно, что на картине прорисована каждая мельчайшая деталь
Художник уделяет большое внимание любой маленькой травинке, листочку, веточке, камешку. Это видно и на другой стороне водоема и даже где-то очень далеко
Перед тропинкой хорошо заметно лужа, в которой отражаются цветы и трава. Значит совсем недавно здесь уже проходил дождь.
Вообще вся картина пропитана красочностью и любовью к природе. Хоть темное небо немного и давит на нас, но в тоже время солнечные лучи делают картину очень интересной. В любом случае, она вызывает только положительные эмоции.
5 класс
Популярные сегодня темы
Сочинение по картине Девочка с ягодами Рачкова 6 классНа полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами
Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 7, 8, 9 классНа картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года
Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил
Сочинение по картине Кустодиева Земская школа в Московской Руси 6 классЗамечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины
Сочинение по картине Маковского Дети, бегущие от грозы 3, 6 классТворческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей
Сочинение по картине Серова Девушка, освещенная солнцем 6 классКартина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным
Чем закончилось пейзажное столетие
Исаак Левитан считается создателем «пейзажа настроения», то есть художником, который в значительной мере проецирует на природу собственные чувства. И действительно, в работах Левитана эта степень высока и диапазон эмоций проигрывается по всей клавиатуре, от тихой печали до торжествующего ликования.
Замыкая историю русского пейзажа XIX века, Левитан, кажется, синтезирует все ее движения, являя их напоследок со всей отчетливостью. В его живописи можно встретить и виртуозно написанные быстрые этюды, и эпические панорамы. Он в равной степени владел как импрессионистской техникой лепки объема отдельными цветными мазками (подчас превосходя в дробности фактуры импрессионистскую «норму)», так и постимпрессионистским методом пастозной красочной кладки широкими пластами. Умел видеть камерные ракурсы, интимную природу — но обнаруживал и любовь к открытым пространствам (возможно, так компенсировалась память о черте оседлости — унизительная вероятность выселения из Москвы дамокловым мечом висела над художником и в пору известности, дважды вынуждая его к скоропалительному бегству из города).
1 / 5
Свежий ветер. Волга. Картина Исаака Левитана. 1895 годГосударственная Третьяковская галерея
2 / 5
Владимирка. Картина Исаака Левитана. 1892 годГосударственная Третьяковская галерея
3 / 5
Тихая обитель. Картина Исаака Левитана. 1890 годГосударственная Третьяковская галерея
4 / 5
Над вечным покоем. Картина Исаака Левитана. 1894 годГосударственная Третьяковская галерея
5 / 5
Вечерний звон. Картина Исаака Левитана. 1892 годГосударственная Третьяковская галерея
«Далевые виды» могли связываться как с патриотически окрашенным ощущением раздолья («Свежий ветер. Волга»), так и выражать заунывную тоску — как в картине «Владимирка», где драматическая память места (по этому каторжному тракту вели в Сибирь конвойных) считывается без дополнительного антуража в самом изображении дороги, расхлябанной дождями или былыми шествиями, под сумрачным небом. И, наконец, своего рода открытие Левитана — пейзажные элегии философического толка, где природа становится поводом для размышлений о круге бытия и о взыскании недостижимой гармонии: «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».
Вероятно, последняя его картина, «Озеро. Русь», могла бы принадлежать этому ряду. Она и была задумана как целостный образ российской природы Левитан хотел назвать ее «Русь», но остановился на более нейтральном варианте; двойное название прижилось позже., однако осталась незавершенной. Возможно, отчасти поэтому в ней оказались совмещены противоречащие друг другу позиции: русский пейзаж в его вечном пребывании и импрессионистическая техника, внимательная к «мимолетностям».
Озеро. Русь. Картина Исаака Левитана. 1899–1900 годы
Мы не можем знать, остались бы в окончательном варианте эта романтическая форсированность цвета и кистевой размах. Но это промежуточное состояние являет синтез в одной картине. Эпическая панорама, вечная и незыблемая природная данность, но внутри нее все движется — облака, ветер, рябь, тени и отражения. Широкие мазки фиксируют не ставшее, но становящееся, меняющееся — словно пытаясь успеть. С одной стороны, полнота летнего расцвета, торжественная мажорная трубность, с другой же — интенсивность жизни, готовой к переменам. Лето 1900 года; наступает новый век, в котором пейзажная живопись — и не только пейзажная — будет выглядеть совершенно иначе.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня
Пушкин-русофилМонета дня
Сребреник
Архив
Яким Нагой
Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким
«до смерти работает, до полусмерти пьет».
Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.
Ген многодетности
Сын крепостного крестьянина, закрепленного за Николо-Шартомским монастырём, Фёдор Васильев, родился в 1707 году, и первые годы своей жизни провёл в селе Введенье, входившем в Шуйский уезд. Сменить место жительства ему довелось после церковных преобразований времён Екатерины Великой, когда он, будучи переведённым в ранг «казённых» крепостных крестьян, переселился на хутор Куфрино близ деревни Желтоносово.
С первой женой, имя которой не сохранилось в анналах истории, хотя в некоторых источниках её называют Феодорой или Валентиной, Фёдор сыграл свадьбу в 18 лет и прожил с ней следующие 40 лет. За это время с 1725 по 1765 год его героическая супруга перенесла 27 родов, в результате которых на свет появилось 69 детей – 16 близнецов, 7 троен и 4 четверни.
К слову из этого многочисленного потомства лишь двое умерли в младенчестве, остальным посчастливилось дожить до зрелого возраста.
После смерти первой жены Фёдор вновь пошёл под венец с некой Анной из села Мельничное, которая подарила ему еще 18 детей – 6 двойняшек и 2 тройни.
Поскольку тенденция к многоплодной беременности наблюдалась в обоих браках, генетики предположили, что именно Фёдор был носителем гена «многодетности».
Сочинение №4
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?
Варфоломеева Виктория Александровна.
Наверное каждого человека с детства учили помогать другим людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Но действительно ли нужно это делать? Я считаю, что да. Ты никогда не знаешь, что будет с тобой завтра, возможно, на месте того, кому ты помог сегодня, будешь находиться ты сам , и уже тебе потребуется помощь. Я верю, что «правило бумеранга» работает, и ,когда тебе будет сложно, другой человек обязательно поможет. Сейчас я аргументирую своё мнение примерами из художественной литературы.
В произведении Алексея Ивановича Куприна «Чудесный доктор» рассказывается о семье Мерцаловых, в жизни которых наступила «чёрная полоса» : глава семьи заболел ,и его уволили с работы, дети начали часто болеть, одна девочка и вовсе умерла. Главный герой совершенно отчаивается и собирается пойти на ужасный поступок: совершить самоубийство. Но в парке он встречается с одним мужчиной, который оказался неравнодушным к чужой беде и решил помочь Мерцаловым. Как оказалось, этот мужчина- известный профессор Пирогов, но герои узнают его имя лишь в самом конце. Он купил заболевшей девочке лекарства и оставил немного денег . С этой встречи жизнь Мерцаловых кардинально поменялась: глава семьи нашёл хорошую работу, дети выздоровели. На этом примере мы видим ,как помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации, может благотворно влиять на их жизнь.
Но не все люди способны на такой благородный поступок. Так, в произведении Николая Васильевича Гоголя «Шинель» «значительное лицо» показало себя крайне чёрствым и бессердечным человеком: когда к нему обратился Акакий Акакиевич Башмачкин с просьбой помочь в поиске украденной шинели, оно(«значительное лицо») накричало на него и отказалось помогать. Такое отношение к и так подавленному потерей дорогой шинели Башмачкину полностью «растоптало» его: главный герой заболел и скоропостижно скончался. Этот пример наглядно иллюстрирует то, как безразличие к чужой беде может сказаться на человеке.
Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать такой вывод: помогать людям в трудной жизненной ситуации не просто нужно, а необходимо, ведь им, зачастую, крайне сложно самим выбраться из неё
Конечно, сейчас мы живём в режиме невероятной спешки, но ,несмотря на это, важно оставаться неравнодушным к окружающим нас людям и пытаться помочь им, когда это необходимо
ИТОГ: зачет
Рекомендации
Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!
Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.
Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.
Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная
Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!