Собирательницы колосьев: dao_nyxa
Les Glaneurs et la Glaneuse (2000) — документальный фильм Аньес Варда про собирателей. Название — кивок в сторону известной картины Милле «Собирательницы колосьев». Это фильм про очень разных людей: молодых и не очень, служащих и безработных, горожан и селян, которые занимаются собиранием (glaner — собирать): остатков неубранного урожая в полях и садах, или нераспроданных фруктов и овощей под конец рынка, или даже просроченного товара в содержимое мусорных контейнерах супермаркетов. Собирают герои фильма не только еду, но и разные вещи на улицах и в урнах: бедняки — чтобы починить и пользоваться, художники — чтобы смастерить objet d’art. Берлинская художница и дизайнер miumau рассказывает, что в Европе ширится движение «спасателей еды» — небедные люди объезжают на своих лимузинах торговые точки и собирают там нераспроданные продукты, которые все равно выбрасывать: продавцы отдают их за так. У многих такие акции вызывают брезгливое отдергивание: еду на выброс — себе? Я что, нищеброд? Те же, кто не стесняется, быть принятым за бедняка — или идейные борцы со сверхпотреблением — или любители халявы — принимают идею на ура. Мне понравилась такая формулировка от miumau, зачем участвовать в «спасении еды»: все равно большая часть потребителей бесплатно раздаваемых продуктов — неимущие, так сделаем же их жизнь менее стыдной — тем, что сами встанем рядом и «протянем руку», сделаем этот жест — банальным, разделив неловкость. А хватит (в Европе) — на всех.
Лично я живу среди glaneurs уже много лет. Насельники сквота питаются исключительно в бесплатных столовых и пунктах раздачи еды, им известны точки и время таких раздач. Мой сосед каждый день, порой не по разу, приносит домой туго набитые сумки: у него «контракт» с какой-то бутербродной, и еще не знаю сколькими дармовками. И вот что меня напрягает в таком образе жизни:
— ты не сам выбираешь, а ешь что дают. Для скучающего обеспеченного буржуа такое развлечение раз в неделю даже приятно: «а что я получу сегодня на ужин?» — но изо дня в день не иметь права выбора, это не по мне
— достаточно много времени занимает такая добыча пропитания, и каждый день тащить пакеты, порой издалека — утомительно
— все-таки некоторая брезгливость: «спасение еды», придумали тоже: скажите честно — «лучше в нас, чем в таз»… фи
Так что я в бесплатные столовые не хожу, просроченные продукты не собираю — скучным образом покупаю в магазинах еду по своему выбору. А вот к остальным категориям собирательства у меня предвзятости нет. Вся мебель в моем доме — с улиц: те крупногабаритные вещи, что раз в месяц выставляются на тротуары жителями деревни. А также большая часть посуды (ах, какие тарелки я нашла однажды на Севастопольском бульваре!), половина книжного шкафа и некоторая одежда. Ну и пакистанский секонд-хэнд по вторникам: юбки по евро, платья по два. Купила зеленое платье с карманами и отчаянно жду апреля.
dao-nyxa.livejournal.com
Сборщицы колосьев
- Жан-Франсуа Милле.
- Название: Сборщицы колосьев.
- Год создания: 1857
Масло. холст.
- Техника письма: Барбизонская школа.
- Жанр: Бытовой жанр.
- Оригинальный размер: 84 x 111 cm.
- Париж, музей Орсе.
Описание: В Салоне 1857 художник показал картину Собирательницы колосьев, изображающую женщин, занятых изнурительной работой, их одежда бедна, но опрятна; классическая ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, льющийся с осеннего неба, объединяющий пространственные планы, — все создает ощущение подлинной жизни, претворенной в художественный образ, в шедевр, исполненный поэзии. Надо было не только глубоко уважать любой труд, но и видеть в людях, занятых им, своих собратьев, чтобы с такой человечностью написать их. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта. Сельская жизнь была одной из любимых тем Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне — только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья.. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом — сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов.
«Богатырь с руками пахаря»
Так назвал Милле знаменитый французский писатель Ромен Роллан. Переселившись в окрестности Фонтенбло, Жан Франсуа в буквальном и переносном смысле вернулся к земле и корням. К тому времени художник уже давно женился, у него была большая семья. Вместе со всеми он по утрам работал в поле, а потом уходил в мастерскую, полную холстов, книг и слепков античных скульптур.
Милле дружил с Теодором Руссо, был в прекрасных отношениях с другими художниками. Он непререкаемый авторитет в области буколической поэзии, Гомера и Вергилия, почитатель и знаток Шекспира, поклонник философии Монтеня. Своих героев он искал и находил в полях и лесах французской провинции, и хотя сам Жан Франсуа не ставил себе задачу разрешения острых социальных вопросов, многие видели в его работах именно социальную направленность.
Своей темой Милле выбрал крестьянина и его труд. Сдержанный колорит, резкая светотень, изумительно точно отображенные типичные жесты, позы, действия — собирательный образ, вот истинная цель живописца.
Милле искал типы, пытался отразить извечную борьбу человека и природы, воспеть тех, кто держит на своих плечах саму землю, героизм каждодневного, титанического труда… При этом каждая его картина воспринималась как очередной социальный манифест. Его знаменитый «Сеятель» (1850) произвел фурор на выставке в Парижском салоне. В эпически-монументальных фигурах крестьянок на картине «Сборщицы колосьев» (1857) усматривали вызов и угрозу существующим устоям.
Жан Франсуа Милле «Сеятель» (1850)
Жан Франсуа Милле «Сборщицы колосьев» (1857)
Жан Франсуа Милле «Вечерний благовест / Анжелюс» (1857—1859)
А ведь Милле умел отражать на своих полотнах и тонкие душевные переживания. Картина «Анжелюс», или «Вечерний благовест» (1859) изображает крестьян, прервавших работу в поле для вечерней молитвы об усопших. Низкий закатный свет освещает две кроткие фигуры, совершенно земные и одновременно прикасающиеся к вечности. Но критикам и зрителям больше запомнились его «Крестьянка, пасущая корову» (1859) и «Человек с мотыгой» (1863), названные манифестом бедности и нарастающего народного гнева.
К концу жизни Милле все чаще писал картины, на которых уже не было людей, только природа.«Зимний пейзаж с воронами» (1866) печален и затемнен. Кажется ли, что художника постигло разочарование, что он так и не нашел, чего искал в жизни? Нет. Последняя картина, вышедшая из-под кисти Жана Франсуа Милле, — это «Весна» (1868-1873). Полная света и красок, она провозглашает торжество жизни.
Поделиться ссылкой
Милле Жан Франсуа ( 1814 — 1875 )
И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.
В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей.
Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу — без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению.
Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.
Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой» барбизонской группы», получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.
Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник — реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир — основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу.
Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты.
С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил.
Композиция полотна, сюжет, детали
Сюжет картины подчеркнуто прост: молодая женщина, служанка, наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, стоит плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежит несколько кусков разломанной булки, свешивается вниз платок. Из зарешеченного окна падает свет, который разливается на всех предметах и фигуре женщине, ее лице. Белая стена за спиной молочницы под действием света также излучает сияние.
Художник показывает красоту обыденной жизни, прелесть простых хозяйственных забот, быта. В облике служанки читается целомудренность: открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. Все, что было связано с молоком и продуктами из него в Голландии того времени приобрело форму некоего священного поклонения. Молочница с картины Вермеера предстает некоей Мадонной с ликом святой, свершающей священнодействие.
Акцент сделан на фигуре женщины, ее сосредоточенном, спокойном лице и тонкой струйке густого молока, льющегося из кувшина. Женщина одета в лимонного цвета блузу с зелеными отворотами рукавов, ярко синий передник и красную юбку. Ее голову украшает белый чепец, под который убраны волосы. Оттенки белого цвета молока, чепца и стены доминирующие в картине, несмотря на яркие тона одежды женщины.
Художник искал средства для выделения фигуры молочницы. Радиологическое исследование показало, что изначально стену за спиной женщины украшала картина, или, возможно, карта. Но мастер убрал ее, чтобы не загромождать полотно деталями, отвлекающими от главного – фигуры женщины.