Экспозиции древней скульптуры в Национальном Музее Рима
Здесь хранятся коллекции скульптуры, непосредственно связанные с историей Древнего Рима. Основанный в 1889 году как Музей Археологии, он был полностью реорганизован под эгидой Управления археологического наследия города в 1991 году и сегодня размещается на нескольких выставочных площадках: Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, Термы Диоклетиана, Палатинский Антиквариум и Крипта Бальби.
Палаццо Массимо
Шедевры древней римской скульптуры представлены на первом этаже музея: начиная с эпохи императоров Флавиев и до поздней античности, которые, в своем большинстве, являются переработанными мраморными копиями греческих оригинальных статуй. Здесь же находятся две уникальные бронзовые древнегреческие скульптуры, найденные в Риме в 1885 году – «Квиринальский боксер» и «Эллинический принц».
Советуем прочитать:
Палаццо Массимо: две скульптуры, поражающие воображение
Палаццо Альтемпс
В одном из залов дворца, построенного в XV веке для семьи Риарио, находится раздел «История коллекционирования», где представлено собрание древней скульптуры из коллекций Бонкомпаньи-Людовизи, семей Маттеи и Альтемпс. Одно из центральных мест экспозиции занимает уникальная скульптура «Самоубийство Галата», являющаяся римской мраморной копией Iв до н.э., сделанной с бронзового греческого оригинала, датируемого 230-220 гг.до н.э.
Палатинский Антиквариум
Расположенный на холме Палатин музей был основан во второй половине XIX века, для размещения древних скульптур, обнаруженных в окрестностях холма во время археологических раскопок, производившихся при Наполеоне III. В небольшом двухэтажном здании представлены археологические материалы, связанные непосредственно с историей Палатина – скульптурные произведения времен республиканской эпохи, а также раннего имперского периода времен Августа и Юлия-Клавдия.
Кариатиды Эрехтейона
Кариатиды — это статуи женских фигур, которые применяются в качестве колонны и служат для поддержания антаблемента или арки. Выглядят они очень красиво, но история их появления овеяна страданиями и муками. Кариатиды — символ предательства.
История происхождения кариатид впечатляет. Был город Карий, который заключил союз с персами против греков (известные греко-персидские войны). После победы над персами, греки захватили и Карию, убили всех мужчин, а женщин увели в рабство. Они запретили им снимать свои одежды и головные уборы замужних женщин, чтоб они стали олицетворять тяжелое рабство и были покрыты вечным позором. Чтоб это всё осталось на века, архитекторы ради этого изобразили карийских женщин в виде колонн, которые несут на себе всю тяжесть. А потомки должны помнить свое предательство.
Мужские фигуры, несущие подобную функцию, называют атлантами. В эпоху Возрождения и позднее кариатиды и атланты стали любимым приёмом в архитектуре и интерьере классицизма.
Вывезенная Элгином кариатида в Британском музее
Аполлон Бельведерский
Оригинал был создан из бронзы в 330 г. до н.э. скульптором Леохаром. Она стояла на Афинской Агоре и изображала Аполлона в образе молодого юноши.
Сегодня мы видим реплику, она отличается от копии тем, что автор внёс свои коррективы. У оригинальной скульптуры не было дерева, поддерживающего руку. Кто выполнил реплику точно не известно, но датируется II в. н.э. Мраморную реплику нашли в 1489 году во время раскопок одной римской виллы. Скульптуру нашли поврежденной, и ученик Микеланджело по имени Монторсоли восстановил левую руку и часть правой. В 1511 году скульптуру Аполлона перенесли в Бельведерский дворец в Ватикане, отсюда и название.
В академическом искусстве скульптура Аполлона Бельведерского считается эталоном красоты и символом гармонии. Копий и реплик на сегодняшний день очень много.
Следующая скульптура датируются 3 веком до нашей эры.
Особенности архитектуры
Технология возведения куполов, каменных арок, простых сводов первоначально зародилась в греческом государстве. Сооружения стали более разнообразными. В качестве примера следует привести круглый Пантеон, перекрытый огромным куполом, диаметр которого превышал 40 метров.
Пантеон возводился в 117−138 годах. Материалами для возведения храма служили камень, бетон и кирпич. Высота здания — 42,7 метра, диаметр купола — 43,2 метра. Сооружение декорировано портиком с коринфскими колоннами из красного гранита. Напольные поверхности выполнены из мраморных плит.
Другим заимствованием у греческого народа стало построение колонн. В честь полководцев возводились триумфальные арки. Римские акведуки строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Здания для развлечения знатных сословий отличались особой величественностью.
Помимо этого, в Риме строились типичные для этого города здания и сооружения с разными назначениями:
- Терма — традиционная римская баня. В просторных залах с мраморной облицовкой размещались помещения для банных процедур, раздевалки, прогулочные и библиотечные залы, спортплощадки.
- Базилика представляла собой судебное или торговое здание, чаще всего сооружаемое на краю площади.
- Атриум — это открытый двор с фонтаном и колоннами, окружающий жилую постройку. Инженерно-технические системы выполнялись из туфа, смешанного со строительным раствором.
Обнаженная натура и античная скульптура Греции с 5 века до нашей эры
В легкой атлетике, в отличие от гонок на колесницах, участники обнажены. Мужское тело — признанный объект красоты в Древней Греции, а мужская нагота, возможно, является величайшим достижением греческой скульптуры.
Самый ранний сохранившийся шедевр такого рода датируется примерно 480 годом до нашей эры. Приписываемая скульптору Критию, она изображает молодого человека в совершенно естественной позе. Его вес лежит на одной ноге и бедре, а другое колено согнуто. Воздействие на мышцы под кожей, через колени и ягодицы до мягкого изгиба спины, чудесным образом показано в мраморе. (Эту же позу позднее приняли греческие скульпторы для женской обнаженной натуры, в полноразмерных фигурах Афродиты, богини любви — см. Афродита в скульптуре).
Самая известная греческая скульптура атлета в действии датируется примерно сорока годами после первой сохранившейся натуралистической мужской обнаженной натуры. Это метатель диска (Дискобол) Мирона, в котором напряженное тело обнаженного атлета, кажется, всегда готово запустить диск вдаль.
Скульптура известна только в римских копиях. Высеченные из мрамора, они нуждаются в неуклюжих опорах — таких, как ствол дерева, на который, кажется, опирается атлет. Утраченный оригинал, отлитый из бронзы, не нуждается в подобных приспособлениях. Подобно Дельфийскому возничему, этот образ предъявляет большие требования к греческим мастерам литья из бронзы.
Достижения культуры Древнего Рима
- Юриспруденция. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения. Даже сейчас, спустя тысячи лет, римское право изучается будущими юристами в десятках стран мира, так как юридические нормы европейских государств уходят корнями именно в него.
- Архитектура. В Древнем Риме она воплощала в себе идеи могущества государства, и основное место в ней принадлежало не храмовому строительству, как у греков, а общественно-гражданскому. Сохранилось немало архитектурных памятников культуры Древнего Рима – колонны, арки, руины дворцов и амфитеатров, знаменитый Колизей, акведуки и мосты. Римляне изобрели множество архитектурных инноваций, как, например, принципиально новые купольные конструкции.
- Практические изобретения. Бетон позволил римлянам строить конструкции, которые простояли несколько тысяч лет. Они придумали центральное отопление, водопровод, прошитые книги и многое другое.
Триумфальные арки в наши дни можно увидеть в разных городах, но изобрели их именно римляне
- Дороги. Они были одним из важнейших достижений культуры Древнего Рима, и могущество республики (а затем и империи) зиждилось именно на дорогах, которые протянулись во все уголки огромной страны. Римляне строили их на совесть, и много где эти дороги сохранились до сих пор.
- Культура питания. Ужин римлянина состоял из трёх позиций – основное блюдо, закуска и десерт. Эта традиция до сих пор живёт в большинстве европейских цивилизаций.
- Канализация. Её строили в разных крупных городах, и она использовалась в первую очередь для отвода дождевой воды во избежание наводнений, а уже во вторую – для слива отходов жизнедеятельности.
- Медицина. Именно в Древнем Риме было изобретено и усовершенствовано огромное количество медицинских инструментов, некоторые из которых использовались вплоть до начала XX века. Также именно римляне изобрели кесарево сечение.
- Дорожные знаки. Изготавливались они обычно из камня, и на них указывалось направление и расстояние до Рима и других городов.
- Искусство. Рим подарил человечеству множество великих скульпторов, поэтов, писателей… У римлян был также популярен театр, но это было не их изобретение, они позаимствовали его у древних греков. Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Общими характеристиками древнеримского искусства являются отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.
Экспедиция Бартоломеу Диаша. Маршрут. Открытия.
Объединение арабских племён в 7 веке. Причины. Образование Арабского халифата.
Венера Милосская
Это наверно самая знаменитая на весь мир греческая скульптура. И самые частые вопросы, которые звучат: «Где её руки? Она была с руками или нет?» Да, она была найдена с руками.
Обнаружил её на одном из Кикладских греческих островов Милосе в 1820 году один из французских капитанов Оливье Вутье с местным крестьянином греком. Для вывоза скульптуры нужно было получить разрешение в Стамбуле, потому что в это время Греция была ещё под турецкой оккупацией. Вутье махнул рукой на находку.
Французский путешественник Жюль Дюмон-Дюрвиль решил вывезти скульптуру и поехал в Стамбул. Получив там разрешение на вывоз, он вернулся на остров и обнаружил, что турки погрузили скульптуру на корабль для вывоза в Стамбул. Начались переговоры, и французу удалось выкупить Венеру. Но тут прибежали турецкие чиновники, которые препятствовали погрузке скульптуры на корабль, началась драка. Венера упала и в этот момент откололись её руки. Француз все-таки погрузил её на борт корабля и доставил во Францию. Где находятся сейчас её руки неизвестно.
На постаменте Венеры было написано: «Александрос, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую». Датируется Венера 130—100 гг. до н.э.
Интересный факт: высота Венеры Милосской составляет чуть больше 2-х метров. Если уменьшить её пропорции на рост 164 см, то её параметры составят 89-69-93.
Живопись Древнего Рима
К середине 1 в. до н.э. Древний Рим
становится богатым государством.
Строятся дворцы и виллы, которые украшали
фресками. Полы и внутренние дворики
украшались мозаикой – наборной живописью
из натуральных камушек, а так же из
цветной стеклянной пасты (смальты).
Особенно много фресок и мозаик сохранилось
в виллах Помпей (которые погибли в
результате извержения Везувия в 74 г.
н.э.)
В доме Фавна в Помпеях (название возникло
от бронзовой фигуры фавна, найденном в
доме) раскрыта мозаика 15 кв.м., изображавшая
битву А. Македонского с персидским царем
Дарием. Прекрасно передано возбуждение
битвы, портретные характеристики
полководцев, подчеркнуты красотой
колорита.
Во ІІв. до н.э. фреска
подражала цветному мрамору, так называемый
инкрустационный стиль.
В Ів.до н.э. развивается
архитектурный (перспективный) стиль.
Как образец – росписи Виллы Мистерий:
на красном фоне стены, почти на всю ее
высоту, располагаются большие многофигурные
композиции, в том числе фигуры Диониса
и его спутниц – танцовщиц, поражают
живописной статуарностью, пластикой
движений.
В период империи Ів. н.э.
создается третий стиль, который называют
орнаментальный или канделябрный,
отличающийся египетскими мотивами,
напоминающими канделябры (дом Лукреция
Фронтина).
Во второй половине Ів.
н.э. росписи наполняются изображением
архитектуры садов и парков, иллюзорно
раздвигающей пространство комнат, в
центре стены, как отдельная картина в
раме пишутся мифологические сюжеты
(дом Веттиев).
По росписям римских вилл мы можем
составить представление об античной
живописи, влияние которой будет ощущаться
еще многие столетия.
Скульптуры Древнего Рима в Musei Capitolini
Первый в истории музей Рима был основан понтификом в конце 1471-го. Широкая публика получила право оценивать собранную коллекцию в XVIII столетии. Таким образом, Musei Capitolini можно считать первым общественным музеем мира, владельцы которого решились на допуск всех и каждого к образцам художественного искусства. Достопримечательность, хранящая скульптуры Римской империи, за годы своего существования обзавелась множеством работ.
Скульптура Геркулеса Капитолийского
Бронзовая скульптура, созданная в Древнем Риме, которая была найдена в процессе раскопок на Бычьем форуме. Историки считают, что работа предстала в окончательном виде за 2 столетия до начала нашей эры. Скульптура имела большое значение для язычников того времени.
Капитолийский Брут (Bruto Capitolino)
Творение из бронзы. Согласно данным историков Рима, оно является одним из древнейших в Вечном городе. Дело в том, что скульптура была создана около трех столетий до начала нашей эры. Бюсту приписывается статус шедевра Древнего Рима. Капитолийский Брут – изображение основателя республики и одного из консулов.
Схожие черты были найдены при сравнении бюста с монетами, созданными за полвека до нашей эры, когда власть в Риме принадлежала Бруту (тому самому, что убил Юлия Цезаря). В процессе раскопок удалось найти только голову, состояние которой было оценено как хорошее, несмотря на многовековое забвение. Для украшения глазных яблок мастера из Рима использовали слоновую кость. Считается, что изначально была создана скульптура, однако другие части безвозвратно утеряны.
«Мальчик, извлекающий занозу (Spinario)»
Образец искусства древности, который неоднократно пытались скопировать умельцы эпохи Возрождения. В настоящий момент многие крупные музеи мира имеют собственную версию той самой бронзовой скульптуры. Оригинал по-прежнему находится на территории Рима.
Данная скульптура была создана в пределах III-I столетий до нашей эры из бронзы. Она – один из первых образцов, переданных Риму Сикстом IV.
Скульптуры Римской империи: Амур и Психея
Выполненная из мрамора скульптура представляет собой еще одну копию образца эллинистического искусства. Ныне она хранится в Musei Capitolini. Работу нашли совершенно случайно на Авентинском холме еще в XVIII столетии. После чего незамедлительно отправили в один из самых знаменитых музеев Рима.
Скульптуры Древнего Рима можно увидеть не только при посещении музеев. Всем заинтересованным в теме рекомендуется отправиться на виллу Джулия, где сохранились образцы, относящиеся к этрусской цивилизации. Заслуживающие внимания скульптуры Римской империи представлены в Галерее Боргезе и на территории других культурных объектов столицы Италии.
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Четыре тетрарха, 300 г. н.э.
Четыре тетрарха, спрятанные в углу площади Сан-Марко, не замечают многие посетители Венеции. Тем не менее, сюжет, стиль и материалы скульптуры намекают на увеличенную структуру поздней Римской империи. Она сделана из порфира, редкого египетского камня с отчетливой красновато-пурпурной окраской, и призвана подчеркнуть имперскую мощь. Скульптура представляет Тетрархию, правительство, созданное императором Диоклетианом для прекращения гражданских войн и иностранных захватчиков, которые десятилетиями осаждали Рим. Империя становилась слишком большой для одного человека, чтобы править, поэтому он создал Тетрархию, или «правило четырех», где он разделил империю пополам и назначил императора и вице-императора с каждой стороны.
Четыре похожие на вид фигуры разделены на пары, на каждой половине изображены один бородатый и один гладколицый император. Каждый из четырех императоров держит свой меч одной рукой, символизируя доблесть и власть, а другой рукой обнимает своих собратьев, подчеркивая дружбу. Эти фигуры, вероятно, не предназначены для обозначения конкретного правителя, а скорее напоминают о власти офиса. Этот стиль подавления индивидуальной идентичности в пользу коллектива отклоняется как от веризма, так и от классицизма, и вместо этого больше напоминает раннехристианский стиль. Статуя не всегда была в Италии — ее украли из Константинополя в 13 веке, где она находилась почти 1000 лет.
Паолина Боргезе скульптора Антонио Канова
Еще одним шедевром мирового значения является нежная и романтичная «Паолина Боргезе», выполненная в первом десятилетии XIX века в неоклассическом стиле известным скульптором Антонио Канова. Скульптура, изображающая Паолину Бонапарт – сестру Наполеона, была заказана по случаю ее бракосочетания с римским принцем Камилло Боргезе.
Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.
Капитолийская волчицаV век до нашей эрыПалаццо КонсерваториРим, Италия
Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела.
Скульптура Римской Волчицы Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре «Римской волчицы». Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии – вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом.
Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.
Само понятие «древнеримское искусство» имеет весьма условный смысл. Все римские скульпторы были по происхождению греками. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура – реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.
История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.
Бюст Фонсека, II век н.э.
Бюст Фонсека, датированный началом II века н.э., в настоящее время находится в Римском Капитолийском музее. Портреты элитных римских женщин, как правило, были гораздо менее реалистичными, чем их коллеги-мужчины, поскольку им было поручено подчеркивать женскую красоту и новейшую моду, а не реалистичные изображения. Кудри, уложенные на макушке этой женщины, не только делают ее самой модной фигурой в этом списке, но и намекают на увлечение римлян сложными прическами. Состоятельные римские женщины нанимали стилистов, чтобы они завивали волосы утюжками или вшивали нарощенные волосы. (Те, у кого нет средств, необходимых для личного стилиста, могут пойти к местному парикмахеру.)
Этот бюст, скорее всего, изображает женщину из династии Флавиев (69–96 гг. н. э.). Портреты мужчин этой эпохи в значительной степени отдавали предпочтение реалистичным изображениям, но этот портрет идеален, чтобы подчеркнуть красоту натурщика. Есть много подобных примеров бюстов этого периода, на которых изображены женщины с искусно завитыми волосами в стиле Марии-Антуанетты, скульпторы смогли создать изящные завитки благодаря новым достижениям в сверлах и художественной технике.
Скульптуры Древнего Рима в Капитолийских музеях
Основанный Папой Сикстом IV в декабре 1471г., старейший музей Рима, находящийся на Капитолийском холме, открыл свои двери для публики в 1734 году, став первым в мире общественным музеем, в котором произведения художественного искусства стали доступны для каждого. Подробнее о создании коллекции Капитолийских музеев можно прочитать здесь.
Статуя Геркулеса Капитолийского
Древняя скульптура из позолоченной бронзы была обнаружена при раскопках на Бычьем форуме Древнего Рима во время папства Сикста IV (1471-1484гг). По оценкам историков, она была сделана во II веком до н.э. и являлась статуей поклонения в языческом храме Геркулеса Победителя.
Капитолийский Брут
Бронзовая статуя, по оценкам историков, является одной из самых древних, найденных когда-либо на территории Вечного города – она датируется 300-275гг. до н.э. Бюст, считающийся шедевром античной скульптуры Древнего Рима, представляет портретный образ основателя Римской республики и одного из первых ее консулов Луция Юния Брута (545-509гг. до н.э.).
Сходство было обнаружено при сравнительном анализе портрета на римских монетах чеканки 59-43гг. до н.э., выпущенных его предполагаемым потомком – Марком Юнием Брутом, убийцей Юлия Цезаря. При раскопках в XVI веке была найдена лишь хорошо сохранившаяся голова, глазные яблоки которой инкрустированы слоновьей костью. Предположительно, она являлась частью большой статуи, которая была потеряна.
Мальчик, извлекающий занозу
Эта знаменитая скульптура Древнего Рима являлась одной из самых копируемых на протяжении всей эпохи Возрождения – во многих музеях мира находятся разные версии древней бронзовой статуи из Капитолийских музеев. Скульптура воплощает легенду, согласно которой пастушонок из провинции Виторкьяно (Vitorchiano) бежал в Рим, чтобы предупредить его жителей о приближении этрусских племен, не обращая внимания на боль, причиняемую впившейся в ногу занозой. Маленький герой присел вытащить ее лишь после выполнения своей благородной миссии.
Древняя скульптура, датируемая III-Iвв. до н.э., была одной из античных бронз, составлявших самую первую коллекцию, подаренную городу Папой Сикстом IV в 1471г. Во времена Наполеоновского нашествия она была перевезена в Париж, где оставалась до 1815 года.
Амур и Психея
Мраморная скульптура «Амур и Психея», хранящаяся в Капитолийских музеях, является римской копией I-II веков н.э. позднеэллинистского оригинала. Она была случайно найдена в виноградниках на Авентинском холме городского района Рипа в Риме в феврале 1749 года и тогда же, по указанию Папы Бенедикта XIV, передана в коллекцию музея.
Кроме представленных в нашем небольшом обзоре музеев, некоторые древние скульптуры Рима можно увидеть также на вилле Джулия, где в основном представлены предметы доримского периода Древней Этруссии, в галерее Боргезе, в художественных галереях Палаццо Дориа-Памфили, Палаццо Колонна, Палаццо Спада и во многих других местах Вечного города.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)
3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)
В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.
Октавиан Август
В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.
Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.
Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».
Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.
Колизей или амфитеатр Флавиев
Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.
3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)
После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.
Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.
Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.
Развалины Форума
К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.
К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.
Раннехристианская живопись
Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.
Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.
Скульптуры из Сперлонги
Огромный и сложный ансамбль из многочисленных скульптур был найден во время раскопок виллы Тиберия в Сперлонге. Вилла находилась на побережье и там был организован огромный бассейн возле грота. Именно в том месте и были найдены скульптуры, которые окружали грот, обращенный к морю. Скульптурные группы показывают сюжеты из Гомеровской Одиссеи. В 26 году грот рухнул, похоронив скульптуры и разбив их на части.
Грот и бассейн сегодня
Скульптуры обнаружили в 1957 году, когда начали строить прибрежную дорогу.
При реконструкции групп стало понятно, что их выполняли разные мастера и в разное время, уж очень сильно они отличаются по качеству друг от друга. Предполагают, что 2 большие группы греческие оригиналы, а 2 маленькие очень хорошие копии с бронзовых скульптур.
В целом выделяют 4 группы скульптур и наверху Ганимед
А. Первая группа «Паскуино», где отображен сюжет Троянской войны, когда в скульптуре изображали Менелая, поддерживающего тело Патрокла. Но исследователи предполагают, что в данной группе, возможно, изображен Одиссей, несущий тело Ахилла. К сожалению, сохранились только фрагменты.
В. Вторая группа «Сцила» показывает сюжет, где на корабль напало чудовище Сцилла с щупальцами. Здесь, к сожалению, нет общей реконструкции, а найдены были лишь фрагменты.
Группа Сцилла
Рука Сциллы держит голову
С. Третья группа «Полифеомов» показывает сюжет, когда Одиссея и его команду поймал циклоп Полифем. Связал их, напился и уснул. Герои не могли выбраться, но Одиссей нагревает кончик кола оливкового дерева и ослепляет им единственный глаз гиганта.
Центральная группа в Сперлонге , с Ослеплением Полифема
D. Четвертая группа «Палладий», которая изображает Палладия, защищающего Трою. Здесь ведутся споры, т.к. у Гомера нет детального описания этого сюжета.
Голова Диомеда и палладий, который он держит
Ганимед над гротом
Точная датировка остается под вопросом, споры идут до сих пор, но вся группа датируется I в. до н.э. На некоторых скульптурах сохранились имена скульпторов, но здесь исследователи не знают точно, о каком именно скульпторе идет речь, потому что имена немного расходятся с теми, которые указал Плиний. Но в целом их считают работами скульпторов Пергама, которые выполнили Лаокоон, и скульпторов с Родоса.
Деталь головы Одиссея
Следующая скульптура была выполнена в I веке нашей эры.
Конная статуя Марка Аврелия, ок. 176 г. н.э.
Бронзовое изображение Марка Аврелия верхом на лошади, возведенное, вероятно, около 176 г. н.э., служило образцом для большинства конных статуй на протяжении всей истории европейского искусства. Художник изобразил дуэт в движении, император, правивший с 161 по 180 год нашей эры, поднимает правую руку, а его лошадь поднимает правую переднюю ногу, демонстрируя впечатляюще детализированную мускулатуру.
Конные статуи были обычным явлением в Древнем Риме, они чтили военные и гражданские достижения, но немногие сохранились полностью. Многие языческие статуи были разрушены католической церковью в средние века, хотя эта конкретная работа была спасена, потому что ошибочно считалось, что она представляет Константина, первого христианского императора Рима. Изначально статуя стояла в Латеранском дворце, где жили дворяне, а затем и в папской резиденции, в Риме примерно с 8-го века до тех пор, пока в 1538 году не была перенесена на площадь Пьяцца-дель-Кампидольо, на вершину Капитолийского холма. Там, Микеланджело, страстный поклонник его реалистичного чувства движения, обновил его. В 1981 году статуя была перенесена в Палаццо-деи-Консерватори для сохранения, копия теперь стоит на своем месте на площади.
Писающий мальчик
Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.
По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.
Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.