Красота и грусть сентябрьской поры на картине ильи остроухова «золотая осень»

Отрывок, характеризующий Золотая осень (картина Остроухова)

– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета. К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним. Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка». Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней. О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма. «Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору. Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня. Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д. Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему. Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой. Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву. За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея. – Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?

В словаре Даля

м. одна из четырех стран света, противоположная югу; зима,
полночь, морское норд. | Северный ветер, а сиверы, мн. холода, стужа,
морозы, более с северовосточными ветрами. Северный, к северу от нас, или
в северной части земли находящийся и вообще к сему относящ. Северное
полушарие. — ветер. — полюс земли, северное остье, точка поверхности
земли, где проходить мысленная ось земная, вкруг коей земля вращается; —
небесный полюс, воображаемая точка тверди небесной, в которую уперлась
бы, к северу, земная ось; точка эта весьма близка от полярной звезды,
вкруг коей обращается медведица — или, по народному, лошадь на приколе,
лось, воз. Скверный полюс магнита, указывающий на север (в сущности
южный). Магнитный северный полюс на земле, точка, на которую указывает
магнитная стрелка; их две, по близости полюса осевого. Скверный ветер,
северяк, северик, зимний ветер, полуночный, от севера. Северо-запад,
-восток и пр. см. компас. Северное сиянье; в сиб. и арх. различают:
бель, отбель, слабый белесоватый свет; зори, ночные зори, пазори,
зорники, зимния зорницы, лучи, багрецы, багровый и радужный переменный;
лучи и столбы, яркий; сполохи, снопы, с треском и громом. Отбель по
небу. Пазари играют. Лучи светят. Столбы дышат. Багрецы пошли. Сполохи
бьют, гремят. Столбы наливаются. Лучи мерцают. Снопы рассыпаются.
Северский, северный, говор. о стране, области. Государь земли северской,
в титул Императора. Северкий, а больше сиверкий, северный, о ветре,
погоде; холодный, резкий. На дворе сиверко. Сиверкая погода стоит.
Северница, растенье Samolus. Северянин, житель северной страны (Шейн).

Описание картины «Золотая осень»

На пейзаже изображен лес в осеннюю пору — золотые листья, темная кора деревьев и приглушенные тона полностью передают атмосферу пасмурного дня конца сентября. Клены, дубы, небольшие кустики покрыты пожелтевшей листвой, однако трава еще сохраняет свежий зеленый цвет.

На переднем плане изображен клен и две березы, склонившиеся над землей. Автор показывает увядание жизни растений после бурного лета, деревья готовятся к долгому зимнему сну. Земля покрыта резными листьями клена, укрывающими траву. На небольших деревцах почти не осталось листьев — последние отклики жаркого и буйного лета ее держатся на извилистых темных ветвях.

На заднем плане картины располагаются три вековых могучих дуба. Они стоят поодаль, образуя контраст с передним планом, более светлым участком пейзажа. Таким образом автор показывает два этапа осени — светлое и солнечное бабье лето и темный, дождливый, хмурый октябрь. На дорожке, которая образно разделяет передний и задний план, сидят две сороки. Вдалеке виднеется небольшой светлый участок. Возможно, что так автор изобразил небольшое озеро или пруд неподалеку. Несмотря на то, что Остроухов передает атмосферу осени, трава по-прежнему остается зеленой, напоминая зрителю о прошедшем лете.

Цвета и оттенки

При создании картины «Золотая осень» Илья Остроухов использовал приглушенные тона. Однако это совсем не делает композицию тусклой и мрачной. Передний план, символизирующий первую половину осени, более яркий. Здесь пейзажистом используются различные тона желтого, темный коричневый цвет, который передает естественный оттенок коры деревьев. Автор противопоставляет зеленый цвет желтому, а лето — осени.

Для среднего плана Остроухов выбрал цвет сочной летней травы, на этом этапе он является доминирующим. Использован здесь и песочный оттенок. Центральная часть картины символизирует переход от ранней осени к поздней дождливой поре.

Для заднего плана характерны темные оттенки и сглаженные линии. Если листья клена прорисованы детально, то здесь крона дуба сливается в массу желтых оттенков. Стволы деревьев несколько темнее, чем на переднем плане. Используется коричневый с преобладанием темных оттенков и черного цвета. Небо хмурое, пасмурное. Написано Остроуховым с использованием светлых серых оттенков.

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 39, 40

6. Объединитесь в пары. Работайте так:

1) Прочитайте каждый свой текст. Выполните задания к нему.

2) Выпишите прилагательные и глаголы, с помощью которых автор описывает листобой.

Поднялся, ударял, торопился, разошёлся, гнул, кренил, полоскал, трепал, громко гудел, тускло и надсадно сипел, яростнее набрасывался, бушевал, гнул и свистел.

Задул, холодный октябрьский, пришел, завывал, шевелил, бил, трепал, текли.

3) Кратко объясните, что такое листобой. Свое объяснение запишите в тетрадь.

Листобой — это сильный осенний ветер, он срывает с веток листья, поэтому ему дали такое название.

4) У листобоя есть другое название — листодёр. Почему его так называют?

Он сдирает с деревьев и кустарников листья, поэтому его называют листодёр.

Как ты понимаешь значение выражений «оранжевая стена леса», «цветным облачком», «у него было много работы»?

«Оранжевая стена леса» — в осеннем лиственном лесу много листьев оранжевого цвета. Поэтому издалека лес похож на стену оранжевого цвета.

«Цветным облачком» — листья на деревьях осенью разноцветные. Когда дует порыв ветра, он срывает сразу несколько листочков, они кружатся вместе, как облачко и все разноцветные.

«У него было много работы» — работа листобоя — срывать с веток осенние листья. В начале осени на деревьях листьев много, значит и работы у листобоя много.

Как ты понимаешь значения выражений «он пришел с севера», «текли струи листобоя»?

«Он пришёл с севера» — северные ветра очень холодные, и листобой холодный ветер и пришел с северной части материка.

«Текли струи листобоя» — это воздушные потоки ветра, их видно, когда они несут сорванные с деревьев листья.

7. Придумай загадки, используя подсказки.

Источник

В словаре Фасмера Макса

се́веррод. п. -а, диал. си́вер «северный ветер», арханг. (Подв.), тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 509), укр. сíвер «холод», др.-русск., ст.-слав. сѣверъ (Остром., Супр.), болг. се́вер, сербохорв. сjе̏ве̑р, словен. sẹ́ver, чеш., слвц. sever, др.-чеш. sěver.Родственно лит. šiaurỹs, вин. šiáurį, «северный ветер», šiáurė «север», šiaurùs «суровый, пронизывающий до костей (ветер)» (*ḱēur-), лат. caurus «северо-восточный ветер», гот. skūrа windis «ураганный ветер», д.-в.-н. scûr «ливень»; см. Траутман, ВSW 303 и сл.; И. Шмидт, KSchlBeitr. 6, 149; Мейе, Ét. 410; ВSL 25, 175; Мейе–Эрну 191 и сл.; Вальде–Гофм. 1, 190; Буга, РФВ 67, 245; Торп 466 и сл.; Зубатый, AfslPh 13, 623 и сл.; Фасмер, Baudouinowi dе Соurtеnау 81. Сюда же Сѣверъ – область племени северян (Пов. врем. лет, часто), неподалеку от Чернигова, а также болг. племенное название Σέβερεις в Мизии (Феофан 359; Нидерле, Slov. Star. 2, 2, 407). Этот этноним не имеет ничего общего с названием восточных саваров (Птолем.), вопреки Шафарику (Slav. Alt. I, 212), Маркварту (UJb. 4, 270 и сл.), Первольфу (AfslPh 7, 604), Файсту (WuS 11, 31), Туулио (Stud. Orient. 6, 148). До того, как вост. славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным у них племенем.••(См. еще Ниеминен, «Neuphil. Мitt.», 56, 1955, стр. 38 и сл. Гипотезу о связи балто-слав. названий севера с и.-е. *seu- «левый» см. у Эрхарта (SPFFBU, 6 (А 5), стр. 5 и сл. – Т.)

Сочинение описание картины

Этот прекрасный пейзаж Илья Остроухов написал в усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево в 1886 году. Вероятно, такой Остроухов увидел осень в усадебном парке. Работа художника оказалась так хороша, что была отмечена на выставке «передвижников». А затем ее купил для своей галереи Третьяков, с тех пор она находится в ее фондах.

Чем так приглянулась эта картина известному собирателю русской живописи? На полотне мы видим роскошную золотую осень на пике ее красоты, когда деревья еще не сбросили листья. На переднем плане художник изобразил два дерева – клен и осину. Темные стволы деревьев создают хороший контраст для ярких листьев. Автор не пожалел красок на множество оттенков листвы. Здесь она разная: и светло- желтая, и оранжевая, и багровая. Особенно хороши крупные кленовые листья — те, что на деревьях и уже опавшие.

Слева видна полянка, которую пересекает тропинка, на ней яркими пятнами выделяются две черно-белые сороки. Они скачут, отыскивая в траве что-то вкусное для себя. Кажется, даже слышно их звонкое щебетание. Эти небольшие птички оживляют пейзаж, делая его привлекательным и душевным.

Сразу за полянкой в левой части картины видны мощные стволы старых деревьев с торчащими в разные стороны ветвями. Они темного цвета и необычной формы. Очевидно, эти старые могучие деревья живописец изобразил здесь для контраста с тонкими стволами молодых кленов на переднем плане. Он подчеркнул этим, что жизнь в природе тоже идет своим чередом – старые деревья умирают, а юные набирают силу и красоту.

На заднем плане картины, который просматривается сквозь стволы деревьев, видно светлое голубое небо, песчаная дорожка и зелень не успевших надеть желтый наряд деревьев. Вместе с зеленой травкой это создает светлый фон, который очень гармонично подчеркивает красоту одетого в золото парка. На картине нет ярких лучей солнца, но его присутствие ощущается в сияющих красках золотой листвы. Особенно хорошо солнечный свет передан на заднем плане картины.

Картина погружает нас в волшебный мир осенней природы, он изменчив, пройдет некоторое время и деревья сбросят листья, парк с голыми ветвями будет смотреться совсем иначе. Природа готовится к зиме, холодам и снегу. Но сейчас, в начале осени, она прекрасна. Илье Остроухову удалось остановить мгновение, чтобы в памяти остался этот великолепный осенний день. Как хочется пройтись по этому парку, насладиться тишиной, услышать под ногами хруст сухих веток и шелест опавшей листвы, надышаться свежей прохладой осеннего дня! А еще собрать букет из кленовых листьев и дома поставить его в вазу. Чтобы он напоминал о приятной прогулке и сказочной прелести осенней поры.

Автору «Золотой осени» удалось создать у зрителя определенное настроение, в котором есть чувство гармонии, умиротворения и даже светлой грусти по ушедшему лету, его ярким и теплым дням. Но и восторг от ошеломляющей осенней красоты он передал талантливо и неповторимо.

Описание картины Остроухова И.С. «Золотая осень»

В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) – талантливый художник-пейзажист, тонкий знаток живописи, один из крупнейших в России собирателей произведений изобразительного искусства. Описание картины Остроухова И.С. «Золотая осень»

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далёкий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.

Афанасий Фет

В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) – талантливый художник-пейзажист, тонкий знаток живописи, один из крупнейших в России собирателей произведений изобразительного искусства. Живое общение с природой и увлечение естественными науками определили интерес Остроухова к пейзажам. В них художник воспел красоту природы и красоту жизни. «Золотая осень» – известный пейзаж, созданный в 1887 году, прямо с передвижной выставки, где демонстрировали свои полотна звёзды первой величины, попал в Третьяковскую галерею. В картине художник запечатлел не широкое пейзажное пространство, а отдельный уголок осеннего леса. И зритель словно воочию видит резные кленовые листья, упавшие на ещё зелёную траву, двух птиц, облюбовавших лесную тропинку, и чуть далее – кроны деревьев, которые в пору «пышного природы увяданья» расцвечены всеми оттенками жёлто-оранжевых тонов.

К теме осени художник обращался не однажды, и всегда эти полотна таили в себе особое изящество, свежесть и глубину. Картина Остроухова «Золотая осень» вся пронизана воздухом и светом. На полотне изображён именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зелёную листву на золотую. Это ранняя осень, может быть, сентябрь. Лето только закончилось, стоит ещё тёплая пора, деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.

В середине картины – протоптанная лесная тропинка, теряющаяся в лесу, устланная разноцветным ковром из опавших листьев. Наверное, полюбоваться красотой сюда приходило много людей. На тропинке сидят две сороки, прилетевшие посплетничать и поделиться последними новостями. Это необычное для пейзажа явление – оживлённый диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке. Белобокие птицы превращают картину в рассказ о непрерывном круговороте жизни.

Под осенней кистью преобразились все деревья в парке: и клёны, и молоденькие берёзки, и осины. Слева, в глубине, – старые корявые великаны. Причудливые изгибы их чёрных стволов напоминают сказочных лесных сторожей, следящих за порядком в лесу. С приходом осени им тоже пришлось нарядиться в золотой наряд. С крон деревьев уже опадает листва, ветром разносятся одинокие листья.

Остроухов написал солнечный день. Солнца не видно, но чувствуется тепло, которое исходит от ярких жёлтых и оранжевых листьев. Прелесть осеннего леса сражает зрителя насыщенным колоритом листьев и ветвей. Живописное пространство всё в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Художник подробно передает выразительную красоту резных листьев клёна, застилающих землю сверкающим ковром. Стройные кленовые стволы просвечиваются сквозь фейерверк листьев, где есть все оттенки жёлто-золотого цвета. Иногда только видны зелёные листочки, оттеняющие яркий жёлтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь кусочек светло-голубого неба виднеется сквозь кроны деревьев.

Настроение полотна создаёт философски осмысленный образ природы. В нём таится целая гамма чувств – от восхищения до тревоги. Чудесная и торжественная, пышущая красками осень, но это время года так изменчиво и непостоянно. Чувствуется, что художник любит осеннюю пору. С какой нежностью он вырисовывает листочки, они разные и по форме, и по цвету. Любовь передается зрителю, так и хочется прогуляться по усыпанной золотой листвой дорожке, вдохнуть лесную прохладу, запомнить природу такой яркой и величественной. Ведь недалеко то время, когда деревья сбросят свои наряды и уснут зимним сном… Невольно вспоминаются строчки из Пушкина, который также любил осень:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…

Сочинение по картине| Остроухов «Осень» 2 класс

Сочинение по картине — задание, которое будет не раз встречаться в начальной и средней школе.

Как написать сочинение по картине?

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть и найти ответы на вопросы:

  • жанр картины (пейзаж, натюрморт, портрет)
  • что изображено
  • настроение, отраженное на холсте
  • основные микротемы картины
  • художественно-выразительные средства (композиция, свет, палитра)
  • роль этих средств в выражении авторского замысла и идеи произведения

Сочинение по картине «Осень»

На картине изображена золотая осень.

Деревья печально склонили свои кроны, разноцветные листья кружатся в последнем танце прощального осеннего бала, ковром укрывают землю. Стволы сплелись в причудливую паутину, холодное серо-голубое небо не пропускает теплых солнечных лучей. На заросшей аллее две сороки ищут желуди.

  • Красивая пора — осень!
  • А это сочинение по картине «Осень» написал наш одноклассник.
  • На картине художник изобразил золотую осень.

Ярко-желтые листья украшают деревья, лежат на земле разноцветным ковром. На лесной тропинке прыгают белобокие сороки. Причудливые стволы деревьев напоминают большую паутину. Сквозь ветви видно голубое небо. Оранжевые листья похожи на золотой водопад.

Я люблю осень!

Так как статья пользуется спросом, добавляю еще парочку новых работ наших друзей.

Рассказ о картине Остроухова «Осень» 2021 года

На картине художник изобразил золотую осень. Осенняя пора самая яркая и красивая.

Деревья одеты в красивый наряд из ярко-желтых, золотых и оранжевых листьев. Листья кружась, падают на землю, складываются в разноцветный ковер. На лесной тропинке сидят белобокие сороки. Сквозь кроны деревьев проглядывает осеннее холодное небо.

Природа засыпает, в лесу тихо, только листья мягко шуршат под ногами, как будто перешептываются вспоминая звонкое лето.

А это сочинение от Сони.

Я вижу загадочный лес. Молодые гибкие клены раскинули свои ветви. Вдали растет дерево, похожее на паука. Вся земля вокруг усыпана разноцветными листьями. Между толстыми стволами деревьев петляет узкая лесная тропинка. На тропинке две любопытные сороки. Они смотрят по сторонам и стрекочут.

Мне очень понравилась картина. Я бы хотела оказаться в этом сказочном осеннем лесу.

Следующее сочинение надо будет написать сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство». Читайте наши рассказы здесь — Сочинение по картине «Зима пришла. Детство» 2 класс

Еще во втором классе вам предстоит описать картину Степанова «Лоси»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: