Учеба в кадетском корпусе
Вам будет интересно:Портреты из овощей и фруктов, оригинальные идеи гения
В 11 лет отец отправляет Федотова-младшего на учебу в Первый Московский кадетский корпус. Мальчик старательно учился, проявил хорошие способности по математике и химии, хотя часто учителя могли видеть на полях тетрадей свои портреты, причем в карикатурном изображении. Но это не помешало юноше закончить курс с отличием. По традиции учебного заведения его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале корпуса. Павел Федотов получил звание унтер-офицера, а уже в 1832 году его повысили до фельдфебеля. Через год он уже был прапорщиком и служил в полку Санкт-Петербурга.
Желание рисовать не покидало молодого офицера даже в годы службы, поэтому он решил вечерами посещать уроки рисования при Академии художеств. Сначала ему тяжело было перестроиться с привычных карикатур до настоящих реалистичных портретов, за что ему часто попадало от великого Брюллова
Но со временем учителя разглядели талант ученика и обратили на него особое внимание
Вам будет интересно:Стожаров Владимир Федорович: биография, творчество, фото
Семья художника Павла Федотова жила в бедности и просила материальной помощи, поэтому вечерами любящий сын не только изучал формы человеческого тела по гипсовым скульптурам и брал уроки в Академии, но и рисовал небольшие акварели с портретами сослуживцев и великого князя Михаила Павловича, которые хорошо раскупались. Эти деньги он посылал родным в Москву.
«Вдовушка»
Картина написана художником в 1851 году. Перед описанием картины необходимо коснуться душевного состояния автора в этот период. Его сатирические работы вызывали небывалый интерес публики, но в то же время подвергались цензуре со стороны властей. От него стали отворачиваться меценаты, которые помогали ему справиться с материальными затратами для творческих работ. Федотов начинает задумываться над фатальным абсурдом бытия. Под влиянием грустных мыслей он пишет свою печальную «Вдовушку».
Сюжет будущей картины автор взял из жизни. У его сестры Любы, которая была бедной и несчастливой в браке, умирает муж, оставив ей множество долгов. К тому же, девушка ожидает появление младенца, что усугубляет ее тревогу и грусть.
Художник старался передать душевное состояние молодой женщины, весь страх и безысходность ее положения, однако переданная грусть на лице его никак не удовлетворяла. Федотов 4 раза переписывал картину, так и не найдя гармонию в душе. Однако современники получили целых 4 экземпляра творения автора.
Биография
Вам будет интересно:Амброджо Лоренцетти: биография, творчество, вклад в культуру
Федотов Павел Андреевич родился в очень бедной многодетной семье в Москве 22 июня 1815 года. Его отец, Андрей Илларионович, в молодости служил в армии еще при Екатерине и, уходя в отставку, получил звание поручика и дворянский титул, потом обеднел и служил титулярным советником. Его мать, Наталья Алексеевна Калашникова, растила детей и вела хозяйство. Семья жила в бедности в небольшом деревянном доме. Дети, в том числе и маленький Павел, проводили целые дни без особого присмотра на улице, сеновале, а в зимние холода прятались в салазках во дворе. Именно в это беззаботное время будущий художник Павел Федотов запечатлел в себе патриархальные нравы местных жителей, образы которых впоследствии воплощал на своих полотнах.
«Неравный брак» описание картины
На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.
Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать
Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги
У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.
Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.
Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста
В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.
В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.
Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев
Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.
Картина П. Федотова «Сватовство майора»: анализ с исторической точки зрения
Процесс подготовки картины занял очень много времени. Павел Федотов долго искал правильную комнату и правильных персонажей. Многие современники и критики отметили историческую точность картины и ее принадлежность к своему времени.
Федотов провел много недель в поисках комнаты, напрашиваясь в купеческие дома, пока не нашел идеально подходящую переднюю в одном из трактиров. Затем прошли трудоемкие поиски правильных сидельцев и приживалок. На роль майора художник пригласил одного из своих сослуживцев, а фигуру отца он переписывал несколько раз, чтобы показать непривычность сюртука по сравнению с армяком.
«Сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Сама комната, персонажи, аксессуары, даже картины и портреты на стенах подлинны, исторически верны и наиболее полно раскрывают характер купечества и действо сватовства.
Контекст
И нам, и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Подобные браки случались тогда повсеместно. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Кроме одного. Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
«Разборчивая невеста», 1847. (wikipedia.org)
После выставки 1849 году Федотов проснулся звездой. Его сатиру сравнивали с гоголевской и островской. Сам же художник был рад, очень рад. Время от времени он приезжал на выставку и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах.
Например:
Начинается, Починается О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Или вот еще:
А вот извольте посмотреть, Как в параде весь дом: Всё с иголочки в нем; Только хозяйка купца Не нашла, знать, по головке чепца. По-старинному — в сизом платочке. Остальной же наряд У француженки взят Лишь вечор для самой и для дочки. Дочка в жизнь в первый раз, Как боярышня у нас, Ни простуды не боясь, Ни мужчин не страшась, Плечи выставила напоказ. — Шейка чиста, Да без креста.
И так далее обо всех персонажах. Здесь зрители аплодировали.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в позолоченных рамах. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна!». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Ощущение, что он прибежал к невесте, впопыхах бросил свои вещи на пол и ждет решения разборчивой невесты. Справа от жениха маленькая белая собачка, которая также как и он ждет, даст ли согласия уже не молодая женщина. Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж, и вот пришел потенциальный жених, и родители надеются на положительный ответ.
Все находятся в ожидании решения невесты, ведь от ее слова зависит судьба всех присутствующих. Она не молода, все претенденты на руку и сердце уже давно женаты, а она все ждала того идеального, которого так и не дождалась. Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Судьба невесты предопределена, ведь благодаря своей разборчивости у нее совсем не осталось выбора.
Картина «Разборчивая невеста» была написана П.А.Федотовым в 1847 году. Ее сюжет живописец позаимствовал у Крылова. Кстати, сама картина создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко.
Главная героиня картины — привередливая и спесивая старая дева. Из года в год она отказывала всем претендентам на ее руку и сердце, и спохватилась только тогда, когда очередь из женихов растаяла. Теперь она рада любому женишку, даже калеке.
Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. Федотов показывает решающий момент объяснения. Очевидно, что вслед за этим объяснением последует брак-сделка, столь характерный в аристократической среде. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства, уравновешивается моральной уродливостью невесты. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.
Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации.
В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Живописец отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее, их образы пронизаны беспощадной сатирой.
Помимо описания картины П. А. Федотова «Разборчивая невеста», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
. |
Краткая биография
- В 1833 г. Федотову получает чин прапорщика.
- В 1834 г. Павел Андреевич прибывает для прохождения службы в лейб-гвардии Финляндский полк и поступает в Академию художеств.
- Зимой 1837 года Финляндский полк совершает поход в 167 вёрст (около 178 км). За это офицеры удостаиваются благодарности императора.
- В этом же году к гвардейцам приезжает великий князь Михаил Павлович. Эта встреча настолько впечатлила Федотова, что он начинает работу над своим первым масштабным полотном «Встреча великого князя». Когда картину показали Михаилу Павловичу, он пожаловал художнику кольцо с бриллиантом и приказал представить тому отпуск.
- Август–декабрь 1837 года Павел Андреевич провёл дома в Москве. Здесь он нарисовал портрет отца и картину «Прогулка», где изобразил свою семью и себя.
- В 1839 году художник начинает большую картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Увидев ещё не законченный холст, государь назначил Федотову ежемесячное жалованье в 28 р. 60 к и позволил уволиться, чтобы посвятить себя искусству. Но художник не решился оставить военное дело.
- 1842 год – Федотов написал картину «Отдых во время кампании».
- 1843 год – художника повысили до командира роты. Новый статус совсем не оставлял времени для рисования. Но ему удалось закончить полотно «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Установка офицерской палатки».
- В 1844 году, находясь в звании капитана, Павел Андреевич увольняется со службы. Ему назначили небольшую пенсию. Федотов снял маленькую комнату на Васильевском острове и снова начал учиться в Академии художеств.
- В 1846 г. Павел Андреевич заканчивает картину «Свежий кавалер». Это было первое законченное сюжетное полотно.
- В 1847 году Федотов создаёт произведение «Разборчивая невеста». Оно выполнено по мотивам басни Крылова. Академия художеств высоко оценила последние две работы.
- В 1848 году Павлу Андреевичу присвоили звание академика и выделили денежное пособие.
- В этом же 1848 году прошла Академическая выставка, которая принесла мастеру известность. В журналах было напечатано несколько хвалебных статей критиков.
- В 1849 году выставлены уже три произведения: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Полотна были хорошо приняты посетителям выставки, но не были одобрены цензурой. В некоторых журналах началась травля Павла Андреевича. Его даже вызывали на допросы, запретили литографии с холста «Свежий кавалер». Не стало заказов на рисунки.
- В конце 1849 года Павел Андреевич узнаёт, что его отец болен и отправляется в Москву. В это же время у беременной сестры погибает муж. После смерти отца, все заботы о сёстрах и племянниках легли на его плечи.
- В 1850 году Федотов возвращается в Петербург. За время отсутствия в Москве он создал несколько произведений: «Человек, играющий с собакой», «Портрет Фёдора Ефимыча Яковлева» и «Завтрак аристократа».
- В 1851 году Федотов пишет картину «Вдовушка». На создание этого полотна его вдохновила участь собственной сестры.
- Весной 1852 года стали заметны изменения в поведении Павла Андреевича. Постоянная напряжённая работа по ночам стала причиной ухудшения зрения, головных болей, бессонницы. Финансовые проблемы привели к нервным расстройствам.
- Летом 1852 года, друзья поместили Федотова в психиатрическую больницу. Периоды сильных галлюцинаций сменялись прозрениями сознания, он даже обучал живописи других больных. Но, из-за жестокого обращения персонала с пациентами, друзьям Павла Андреевича пришлось перевезти его в больницу Всех скорбящих.
- В 1852 году, 26 ноября, Федотов скончался от плеврита. Ему было 37 лет. Перед смертью он находился в ясном уме. Павел Андреевич был похоронен в военном мундире на православном Смоленском кладбище.
- В 1936 году его прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств.
Московский период: художник выручает семью
Несмотря на то, что у самого не всё ладилось, Павел Федотов сумел помочь своей семье. В начале 1849 года он вынужден уехать в Москву – тяжело заболел отец, а сестра, беременная вторым ребёнком, овдовела, над семьёй нависли долги. Надо было взять на себя все хлопоты и раздобыть денег. Помогла выставка, успех которой окрылил художника и вселил в него новые надежды. Живописец полюбился московской публике, которая в свою очередь была рада помочь семье художника. «В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие», – вспоминал успокоенный за родных Федотов.
Вместе с тем появились и свежие настроения – на смену высмеивания пошлых глупостей пришло стремление уделить внимание светлому и радостному. Так, начали появляться портреты, наполненные лиризмом
«Свежий кавалер»
Одной из первых картин, получивших признание у строгого учителя и всесильного в те годы Брюллова, было полотно под названием «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего крест». Написана она в 1846 году в жанре сатирического реализма. В ней высмеивается высокомерие и гордость чиновника, получившего самую мелкую в то время награду — орден. Комичность образа передана в убогой обстановке грязной комнаты с разбросанными по полу и мебели вещам.
Вам будет интересно:Джино Северини: синтез футуризма и кубизма
Орден прицеплен прямо на старый халат, на голове намотаны папильотки из кусочков тряпки. Мундир висит на стуле, на столе лежит кусок отрезанной колбасы, под ним валяются остатки от рыбы.
Девушка-служанка с юмором воспринимает бахвальство хозяина и продолжает выполнять свою работу.
Комичность придает контраст между выражением лица и внешним видом мужчины, стоящего на полу босиком. Он мечтает о высоком положении в обществе, пытается выглядеть красивым и ухоженным, при этом не имея средств. Добавляет сатиры кот, рвущий когтями обивку стула на переднем плане.