Павел Иванович Аргунов (1768-1806)
Русский архитектор, сын Ивана Аргунова, крепостной графа Н. П. Шереметева.Рисованию и черчению учился у отца, Ивана Петровича Аргунова, крепостного художника. Архитектуре учился у дяди, крепостного архитектора Федора Аргунова, а затем у В.И. Баженова, русского архитектора, художника, теоретика архитектуры и педагога.В 1793 г. был главным архитектором строительства дворца-театра в Останкино, построенного в стиле классицизма XVIII в.
Дворец-театр в ОстанкиноАнсамбль усадьбы был построен при графе Николае Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Останкинский дворец-театр – единственное сохранившееся в России театральное здание конца XVIII в. со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами.Театр поражал гармонией бело-голубого зрительного зала и устройством сцены. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева».Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала.В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой.Умер крепостным в 1806 г.
Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729-1802)
Русский живописец-портретист, крепостной графов Шереметевых. Став управителем в доме П.Б. Шереметева в Петербурге, а позже в Москве, он не знал нужды, но тяготился двойственностью своего положения: признанный художник, но крепостной…
И.П. Аргунов. АвтопортретЕго учителями живописи были двоюродный брат Фёдор Аргунов и немецкий живописец Георг Христофор Гроот, живший в России, с которым он создавал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Интерьер церквиИван Аргунов – один из родоначальников светского портрета в России. Писал в стиле барокко. Владел западноевропейской и русской иконописной манерой живописи, что делало его произведения оригинальными.К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.
Иван Аргунов. Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской (1754)Портрет создан в необычном колорите из холодных цветов, которые придают образу нежность и хрупкость.«Портрет неизвестной в русском костюме» – самое известное произведение художника, созданное им в Москве. До Аргунова в русском искусстве не было портретов крестьян. Изображённая им женщина в наряде крестьянки Московской губернии предстаёт спокойной и величавой, полной внутреннего достоинства.
Иван Аргунов. Портрет неизвестной в крестьянском костюме (1784)В середине XVIII в. Иван Аргунов создал серию заказных парадных портретов. Конечно, среди них больше всего портретов Шереметевых, т.к. он был их придворным портретистом. Но в парадных портретах художник не старался льстить модели, он не идеализировал внешность портретируемого. Так, на портрете графа Шереметева он смело изобразил его косящие глаза.
Иван Аргунов. Портрет графа Петра ШереметеваСветский портрет он стремился создать в непринуждённой атмосфере, поэтому изобразил графа на условном пейзажном фоне, в свободной позе.
Иван Аргунов. Портрет графини Толстой (1768)Это также парадный портрет. Но и здесь художник создаёт особую, домашнюю атмосферу. В руках у графини спицы, пряжа и почти готовое изделие. Она спокойно смотрит на зрителя. В её лице отражается жизненный опыт, ум и несуетность.Писал Аргунов и особ царского двора.
Иван Аргунов. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Пышный антураж выписан очень тщательно: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии императрицы.С 1788 г. Аргунов состоял в должности управляющего Московского дома Шереметевых, это отнимало у него много времени, писал он мало. Но зато больше времени он смог уделять свои сыновьям: Николая и Якова он учил живописи, а вместе с Павлом участвовал в строительстве дворца-театра в Останкино, выстроенного по его проекту.
Иван Петрович Аргунов был также замечательным педагогом. Он воспитал много талантливых учеников, среди них А. П. Лосенко (ставший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский, И.С. Саблуков (академик).
Портреты Екатерины II
Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения.
Чаще всего императрица на портретах изображалась с императорскими регалиями и соответствующими её законотворческой деятельности предметами – жезлами и свитками.
Наиболее распространенная одежда на изображениях – обширные платья, отвечающие моде того времени, однако встречается ряд портретов, изображающих Екатерину II в военной форме, в скромной прогулочной или дорожной одежде.
Коронационный портрет Екатерины II
В целом, императрица не была поклонником чрезмерной роскошности, в отличие от своей предшественницы Елизаветы, и даже издавала специальный указ, согласно которому запрещалось делать серебряные или золотые кружева на кафтанах шириной более 9 сантиметров.
Николай Иванович Аргунов (1771-1829)
Николай Аргунов. Автопортрет (?). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной живописец-портретист, сын Ивана Аргунова. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Но работа над заказными портретами тормозит творческий рост художника, потому что заказчики хорошей считают работу по их понятиям, а не по истинному качеству. Кроме того, он делал на заказ копии картин известных художников в ущерб собственному творчеству, хотя уже в 17 лет работал как профессионал.
Николай Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Как естественно она изображена! Всё в её облике живёт и дышит молодостью, красотой, какой-то детской наивностью и непосредственностью. В живых её глазах читается счастье, любовь, доброта – всё то, чем полна её душа.Но истинный талант рано или поздно всё равно будет оценен по достоинству. Со временем стало очевидно не только то, что Николай Аргунов – самобытный, своеобразный мастер, но и то, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций.Его творчество было признано Академией художеств, а в 1818 г. он был избран академиком.
Николай Аргунов. Портрет Г.Р. Державина (ок. 1800)В портрете Державина молодой художник стремится передать особенности личности поэта, подчеркивает его величественную манеру держаться, насмешливый ум.
Николай Аргунов. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Н. П. Шереметев, не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона и обвенчался с ней в московской церкви. Она родила ему сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье – она умерла через три недели. Ей было 34 года.Этот портрет написан уже настоящим профессионалом, которого считают одним из лучших портретистов своего времени. Он решительно отказывается следовать сентиментальным, идеализированным образцам портретной живописи. Умение создать психологическую характеристику изображаемого персонажа – редкое явление среди художников той эпохи.А для нас, современных зрителей, портреты кисти Николая Аргунова являются историческим документом эпохи. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами.
Николай Аргунов. Портрет Н.П. Шереметева (1801-1803)
- < Prev
- Next >
Как выглядела в жизни молодая Екатерина II, которую в фильме «Виват, гардемарины!» сыграла Кристина Орбакайте
Сравниваем образ из фильма с живописными портретами принцессы Фике — так называли будущую Российскую императрицу домашние
Кристина Орбакайте в роли принцессы Фике (будущей императрицы Екатерины II) в фильме «Виват, гардемарины!» (1991)
У императрицы Екатерины II (1729 — 1796) — множество имён:
- в историю она войдёт как Екатерина Великая
- её имя при рождении — София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (её отец служил прусскому королю, а мать была правнучкой датского)
- в детстве и юности в семье её называли Фике (сокращение от Фредерики)
- когда она в качестве невесты для наследника российского престола Петра III приедет в Россию и примет православие, станет называться княгиней Екатериной Алексеевной
События фильма «Виват, гардемарины!» разворачиваются в 1744 году, когда принцесса Фике, в сопровождении матери, тайно прибывает в Петербург в качестве невесты для Петра III: приезжают в Россию они феврале, а только в апреле ей исполнится 15 лет (бракосочетание состоится в 1745-м — Екатерине будет 16, а её мужу Петру III — 17 лет). Поэтому для сравнения мы возьмем ранние портреты Екатерины Великой — на которых она ещё юная (или хотя бы молодая).
Анна Розина де Гаск. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. 1742Луи Каравак. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745Слева — портреты будущей Екатерины Великой, справа — Кристина Орбакайте в этом образе. Antoine Pesne. Великая княгиня Екатерина Алексеевна — будущая императрица Екатерина II. 1745Георг Кристоф Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1740-еГеорг Кристоф Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745
Как видите, о внешнем сходстве говорить не приходится
Но кое-что важное для образа Екатерины Орбакайте всё же сыграла — улыбчивость