Куда провожает семья парня на картине «проводы новобранца»

Проводы новобранца — Илья Репин


Нет такого человека, которому не было бы известно имя великого русского художника И. Репина. Его картины украшают собрания самых знаменитых музеев, а наиболее выдающиеся из них знакомы большинству школьников. «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии» и другие работы мастера в свое время восторженно встречались как простыми зрителями, так и профессиональными критиками. Особняком в ряду этих полотен стоит картина «Проводы новобранца». Нет, она не менее знаменита и написана столь же талантливо, но все же одобрения от критиков не получила. Чем же Репин разочаровал ценителей искусства?

«Проводы новобранца» — едва ли единственная картина Репина, в которой он отказывается от прямой критики нелицеприятных сторон жизни русской деревни второй половины XIX века. Окутанная ореолом доброй душевной грусти, искренним сочувствием к нелегкой судьбе простых крестьян, светлая картина была названа архаично-сентиментальной. Полотно стало неожиданным для зрителя, но раскрыло художника с новой стороны.

Идея создания картины пришла к Репину во время семейного отдыха в поместье Абрамцево, владении его друга мецената Саввы Мамонтова. Подолгу гуляя по усадьбе и окрестностям, художник наблюдал за жизнью местных крестьян. На одной из таких прогулок им и была увидена сцена проводов еще молодого новобранца.

Только задумывая картину, Репин предчувствовал, что не будет понят. Художник ни с кем не делился мыслями и переживаниями относительно создаваемой картины, хотя большая часть эскизов, набросков и акварелей были написаны непосредственно в Абрамцево. Работал мастер скрытно, уединенно, затворившись ото всех в мастерской.

Картина увидела свет в 1879 году и позднее не раз демонстрировалась на Передвижных выставках. Полотно достаточно сложное, разноплановое и многофигурное. Весь крестьянский люд пришел проститься с молодым призывником. Печальны взгляды окружающих. На плече у сына, которого она возможно видит в последний раз, горько плачет мать. Взрослые мужчины и повидавшие многое в своей жизни старики молча стоят, понурив голову, понимая, насколько суровые испытания предстоит пройти обычному крестьянскому парню. Ни один маленький ребенок не играет или веселится, как обычно — дети тоже остро понимают все происходящее. Фигуры провожающих написаны так, что становится ясным, какие думы, эмоции, переживания завладели человеком.

Мастерски художник изобразил и крестьянский быт. За спинами собравшихся открываются деревянный бревенчатый дом, сени, видна груженая телега, развешенное на просушку белье, с точностью до мелочей можно разглядеть традиционные костюмы крестьян.

Жизнь российской деревни, судьбы крестьян, из печали и горести Репин воплотил в традиционной живописной манере, используя мягкую палитру красок. Итогом труда стало эмоционально сильное, светлое полотно, увидеть которое сегодня можно на постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.

Проводы новобранца. 1879

Репин И.Е.Холст, масло143 х 225

Русский музей

Аннотация

В конце 1870-х годов по возвращении на родину из заграничной командировки, Репин с особым вниманием изучал крестьянскую жизнь. Это нашло яркое отражение в самой капитальной его картине на современную тему, исполненной в ту пору, — «Проводы новобранца»

Она писалась под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Художник остановился на одном из наиболее трогательных моментов – прощание с семьей молодого новобранца, выбрав местом действия типичный крестьянский двор, найденный им в подмосковной деревне Быково. Все чувства, отображенные в произведении, проявляются просто, чисто, искренне. Художник тщательно готовился к осуществлению своего замысла, исполнив множество подготовительных работ. Произведение создавалось в течение 1877-1879 годов в Москве и в летнее время в Абрамцеве – расположенной под Москвой усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова, ставшей местом притяжения крупнейших художников и музыкантов. Сразу по окончании картины она была приобретена президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.

Биография автора

Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).
Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского, в Академии художеств у П.В. Басина, Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.).
С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

Илья Ефимович Репин «Проводы новобранца», 1879 год

На этой картине мы видим, как большая семья прощается с молодым парнем. Все окружили его и не хотят отпускать. Даже соседи прибежали, чтобы посмотреть на эту грустную сцену. Куда же отправляется мужчина?

Илья Ефимович Репин «Проводы новобранца», 1879 год

Картина называется «Проводы новобранца, а, значит, парень идёт служить в армию. Сюжет этого полотна вполне реалистичен — Репин подсмотрел его, когда прогуливался по усадьбе Абрамцево, находясь в гостях своего друга Саввы Мамонтова. Так художник искал интересные идеи для своих полотен.

В одном крестьянском дворе Илья Ефимович увидел сцену прощания перед уходом в армию и сразу решил запечатлеть её на своём полотне. Картина вышла очень живой, эмоциональной и реалистичной. Она хорошо передаёт настроение крестьян, их горе, печаль и подавленное состояние.

Илья Ефимович Репин «Проводы новобранца», фрагмент

Чтобы понять людей на этой картине, важно вспомнить, что в царской России люди служили не один год, как сейчас. При Петре I вообще в солдаты уходили пожизненно, а выбирали их из деревни при помощи жребия

Потом законы немного смягчились.

Екатерина Великая ограничила срок служба 25 годами, а при Александре II солдат отпускали домой по истечении семи лет действительной службы. Но даже семь лет — это довольно долгий срок. Именно поэтому семья так не хочет отпускать в неизвестные края своего сына. Ведь он запросто может попасть на войну и больше никогда не вернуться домой.

Илья Ефимович Репин «Проводы новобранца», фрагмент

Репин очень реалистично изобразил проводы. В прощании задействован каждый персонаж картины. Даже собака чувствует, что её хозяин уходит. Она тоже стоит около новобранца и хочет попрощаться вместе со всеми.

Художник на картине уделил большое внимание и быту крестьян. Здесь и деревянный дом, и сени, и костюмы на людях

Все это прекрасно передает дух того времени.

Илья Ефимович Репин «Проводы новобранца», фрагмент

Тогда в армию призывали при достижении совершеннолетия, которое наступало в 21 год, поэтому мы видим, что новобранец на картине уже не мальчик. Некоторым давалась отсрочка от службы или полное освобождение от призыва. В основном это происходило из-за проблем со здоровьем или слабого физического развития.

Репин изобразил уже самую последнюю сцену проводов — солдат уже уходит. Но этому, скорее всего, предшествовал целый обряд, который на Руси был не менее важным, чем похоронный или свадебный. Некоторые традиции рекрутских гулянок даже дошли даже до наших дней: во время застолья поют солдатские песни и провожают новобранца всю ночь до утра.

Здравствуй, мама, я вернулся


Николай Неврев. Возвращение солдата на родину. 1869


Иван Лучанинов. Благословение ополченца 1812 года. 1812

После смерти Петра в России начали пересматривать и некоторые заведенные им порядки. Пожизненно крестьяне должны были служить до 1793 года: при Екатерине II впервые срок службы был ограничен 25 годами, а при Александре II и вовсе можно было отправиться в родные края после семи лет действительной службы. Тогда солдат получал так называемый бессрочный отпуск. Эта схема, во-первых, позволяла более рационально тратить военные бюджеты и не держать людей на казенных харчах до седых волос. А во-вторых, она давала рекрутам какую-никакую надежду вернуться домой, обзавестись семьей, хозяйством — в общем, провести остаток дней с кем-то еще, кроме соседей по казарме. И хотя традиционные причитания сохраняются во многих регионах, все же проводы в армию перестают напоминать поминки

Важной частью этой церемонии становятся обряды, которые должны обеспечить возвращение юноши домой живым, а в идеале еще и здоровым. В Вологодской области, например, мать обязательно пекла сыну хлеб, от которого тот откусывал перед уходом из дома

Оставшийся каравай надо было хранить на печи до его возвращения. При прощании смотрели, теплые ли у парня губы и руки. Если да — это предвещало удачу. Верным способом прогнозирования судьбы рекрута считалось гадание на скатанном волокне кудели. Если оно не сгорало полностью, оставалось комочком, «могилкой», семья готовилась к худшему. И главное — ни один новобранец не покидал дома без материнского благословения.

Рассказ Т.Ф. Ежовой из деревни Сергиевской Тарногского района Вологодской области о благословении рекрута

Рассказ К.П. Галицкой из деревни Пустыня Нюксенского района Вологодской области о благословении рекрута

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (512)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (430)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (515)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (472)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (888)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (483)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (424)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (545)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (741)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (473)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

«Бурлаки на Волге» (1870-1873)

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, — чрезвычайно тяжелая, изнурительная, забирающая здоровье, а, порой, и жизнь, но позволяющая прокормить семью.

Солдатушки, бравы ребятушки


Константин Савицкий. На войну. 1888

Характер рекрутских наборов всегда диктовался военной обстановкой. При спокойной жизни проводили их не каждый год, новобранцев брали мало, и взыскательная медкомиссия браковала каждого, кто не соответствовал строгим требованиям царской армии. А например, в 1812 году рекрутов гребли уже без разбору. Сохранились бумаги Военного министерства, разрешающие ставить под ружье «редковолосых, разноглазых и косых, ежели только зрение их позволяет прицеливаться ружьем; заик и косноязычных, могли бы сколько-нибудь объясняться; не имеющих до шести зубов боковых, лишь бы только были в целости передние, для скусывания патронов необходимые…» В 1854 году, во время Крымской войны, лысина и заикание тоже больше не считались уважительной причиной, чтобы не служить: в этот год провели сразу три набора.

Рекрутские припевки «Меня в солдатушки погонят» в исполнении Н.М. Лебедева и П.В. Пахтева (гармонь-хромка) из города Кологрива Костромской области

Зато потом пополнение в армию долго не набирали. За это время в России успели отменить крепостное право и сменить военную доктрину. Неповоротливая петровская рекрутчина больше не успевала за реалиями больших европейских войн. И уступила место срочной службе. Царский манифест 1 января 1874 года гласил: «Сила государства не в одной численности войска, но преимущественно в нравственных и умственных его качествах, достигающих высшего развития лишь тогда, когда дело защиты Отечества становится общим делом народа, когда все, без различия званий и состояний, соединяются на это святое дело». Так в России появилась призывная армия. И хотя в традиционных, еще средневековых частушках потом пели и про советскую власть, и про Гитлера, самая главная традиция — ждать домой своих мужчин — дошла до нас без изменений.

Обычаи наших предков

Проводы в армию стали известны еще с времен Петра первого. Именно тогда был издан Указ о рекрутском наборе. Это было поистине серьезное испытание для новобранца и его родственников, так как срок службы составлял двадцать лет. Это неизбежное расставание с родней всегда сопровождалось женскими причитаниями и слезами. Отцы тоже не могли сдерживать своих эмоций, так как мало кто надеялся увидеться снова. Умирали на службе в армии часто от экзекуций, болезней, участия в войнах.

Чтобы солдат вернулся в отчий дом и его не сломил этот жестокий период испытаний, в народе соблюдали и тщательно исполняли определенные традиции. Было принято давать в дорогу амулеты и обереги. Один из таких был с изображением бога Перуна-Громовержца. Этот славянский символ знаменует силу и защиту от всякой нечисти. А рисунок с изображением его коня давал веру в то, что беда обойдет стороной. Хранившийся на груди оберег помогал на долгой службе и давал веру в скорейшее возвращение.

Коготь или клык волка на кулоне тоже считался крепкой защитой будущего бойца от врага и болезней. Он мог придать мудрости, ловкости, выносливости и хитрости хищного зверя. Волк, преданный своей стае, никогда не покинет и не оставит семью. Этот знак будет всегда напоминать солдату, что его помнят, ждут родные и близкие. А он должен смело отстаивать честь и достоинство своего народа.

Особые умельцы, желающие перехитрить нечистую силу и злых духов, делали из глины фигурку, подобную копию будущего рекрута. Заворачивали ее в чистый ситец и закапывали рядом с входной дверью дома. При этом следовало приговаривать слова: «Возьми его, а моего сына не трогай».

Отправляясь на долгую службу, обязательно нужно было выходить из родительского дома спиной вперед. Это внушало веру в добрую, легкую службу и счастливое возвращение. А вслед провожатому принято было кидать крупу риса, пшена, гречки. Тем самым верилось, что солдат не будет голодать и нуждаться в самом необходимом.

После ухода юноши в доме три дня не прибирали. Считалось дурной приметой подметать полы и мыть коридоры дома. Таким образом не устраняли добрую энергетику этого человека, чтобы его возвращение было скорым и благостным.

Было принято готовить кашу в этот день и обильно поливать ее перед едой медом. Так, чтобы стекало по губам новобранца. Это сулило больше радостных событий в судьбе солдата, достойных наград за его яркие подвиги.

Набожные матери всегда трижды крестили спину сына, чтобы он не заметил. А после просили у Господа силы и здоровья своему ребенку. Такой обычай сохранился и по сей день. В церкви люди заказывают молебны за тех, кто сейчас на нелегком, тернистом пути, связанном с военным делом. Главные образы, способные принести матерям веру в благополучие собственного чада, — это икона Георгия Победоносца и икона Божьей Матери с младенцем.

Важной традицией было испить в колодце воды и положить у него будущему солдату свою вещь. Это должно быть что-то личное и связанное с отчим домом

Такой ритуал направлен на сохранение энергетики молодого бойца. На подсознательном уровне он мог набираться сил этого места, вспомнив родительскую любовь и заботу, прохладу и свежесть чистой воды этих мест.

Символическим предметом также была буханка хлеба, которую было принято откусывать переде службой во время застолья и говорить громко при всех родственниках, что обязательно доест, когда вернется. Затем хлеб заворачивали в чистое полотенце и хранили в сухом месте до тех пор, пока солдат не вернется.

Уделялось особое внимание волосам рекрута. Срезали два локона и крестообразно укладывали за иконой

Этот оберег обещал сохранить жизнь юноше и придать ему волю к победе.

Получить благословение от батюшки и взять с собой мешочек земли, на которой родился и вырос, — это тоже одна из символических примет, которая пришла чуть позже и до сих пор многими соблюдается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: