Парад в царствование Павла I, Бенуа — описание картины

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (512)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (430)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (515)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (472)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (888)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (483)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (424)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (545)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (741)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (473)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Царь, которого ждали

«Дворец взят штурмом иностранным войском», — заметил современник о начале царствования Павла. Действительно, в ноябре 1796 года коридоры и залы Зимнего дворца заполонили офицеры-гатчинцы, грубые и дисциплинированные — качества, несвойственные гвардии покойной царицы. Но большинство подданных, от среднего и мелкого дворянства до крестьян, вздохнули: «Наконец-то».

Фавориты царицы, не таясь, грубили наследнику трона и зубоскалили

Фаворитизм и коррупция екатерининской эпохи утомили страну. С наследником престола были связаны смутные надежды на укрощение произвола. То и дело в отдалённых губерниях рождались слухи, будто Павел уже вступил на престол, — последний раз летом 1796 года. Сказывались предрассудки: само по себе женское правление — неправильно. Шёпотом передавалось, будто Екатерина II перед захватом власти обещала править до совершеннолетия сына, но обманула сподвижников. Поэтому намерение царицы передать своей волей власть внуку, в обход сына, было неосуществимо на практике. Россия ждала именно царя Павла, и царь Александр, при живом отце, не имел шансов.
Сильнее всех воцарения Павла желал сам Павел. Почти вся его сознательная жизнь прошла среди унижений. Фавориты матери — Орловы, Потёмкин, Зубовы — грубили ему в глаза. Пристрастия к рыцарству и шагистике в стиле Фридриха Великого были неизменным поводом для придворного зубоскальства. Павел хотел воевать на войне и управлять, но царица относилась к сыну, как к ребёнку, которому позволены лишь игрушки. Теперь игрушкой самодержца стала самая большая страна мира.

[править] Фортификационные сооружения

Тобольские ворота Омской крепости (1792 г.), 2012 г.

Омская крепость — завершение строительства

По-видимому, именно в это время в построенной ранее второй Омской крепости была завершена неспешная замена временных деревянных сооружений на постоянные каменные. В частности, в 1791—1794 гг. были заменены каменными все четыре въезда в крепость, в том числе и ставшие впоследствии символом Омска Тарские ворота. В 1769—1773 гг. был построен каменный Воскресенский собор, в 1791 г. — каменная лютеранская кирха, а в 1781—1782 гг. — каменное здание гауптвахты. Окончание же работ, по-видимому, ознаменовалось вводом в строй в 1799 году каменного комендантского дома.

Береговые укрепления морской крепости Ахтиар (Севастополь)

Основанная при Екатерине II главная военно-морская база Черноморского флота Севастополь в этот период была переименована в Ахтиар и развивалась сравнительно слабо из-за того, что Павел I предпочитал экономить на флоте, вкладывая основную часть средств в сухопутные войска. При этом, несмотря на то, что основная часть совместно разработанного А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым «Плана Севастопольским укреплениям» выполнена не была, в 1797 году была закончена начатая в 1794 году существенная модернизация, а фактически постройка заново вырубанием в камне трёх крупных приморских фортов — Александровского, Константиновского и Николаевского, укреплённых в том числе и с суши. При этом только на Николаевском форте в амбразурах размещались 80 орудий, а ещё 60 могли быть при необходимости установлены за дополнительным бруствером, расположенном позади и выше основной линии бастионов. При этом, хотя сами форты обошлись сравнительно дёшево, большое количество требовавшейся для их вооружения артиллерии делало, по-видимому, проект крупным.

Крепость и город успешно развивались и модернизировались и позднее.

Вахтпарад при императоре Павле I. Картина А. Н. Бенуа, 1907

Пётр Великий, Екатерина Алексеевна и кавалергарды

В России появление кавалергардов связано, как и многие другие военные преобразования, с именем Петра Великого — именно ему принадлежала идея создать отборный отряд дворцовой стражи в дополнение к двум гвардейским пехотным полкам. Весной 1724 года было приказано набрать «из обретающихся в Москве из армейских и из заполошных офицеров… в драбанты 60 человек». Драбантами назывались телохранители шведского короля, составлявшие как и конные гвардейцы во Франции, цвет кавалерии Густава Адольфа и Карла XII. Впрочем, набранные при Петре в кавалергарды дворяне, выполняли больше представительскую и церемониальную функции, чем были лихими рубаками — отряд был сформирован специально для коронации Екатерины Алексеевны, кавалергарды открывали и замыкали торжественное шествие императрицы в этот день.

Первым командиром «кавалергардии» стал генерал-прокурор Сената генерал-поручик Павел Иванович Ягужинский, офицерами были люди видные и родовитые, но не столько боевые офицеры, сколько сановники и приближённые к трону — например, муж племянницы Петра царевны Прасковьи или родственник царя по матери бригадир (звание между полковником и генерал-майором) Леонтьев. Очевидцы так описывают петровских кавалергардов: «люди были выбраны из всей армии самые великорослые и видные», лошади у всех были вороные, форма была особенно красочной и подгонялось под каждого индивидуально.

По завершению торжеств кавалергарды были расформированы, так и не став конной гвардией Петра Великого. Однако всего через полтора года, в декабре 1725, Екатерина I, уже будучи императрицей распорядилась возродить кавалергардию по образцу коронационной. Функции её были схожими — почётный караул при русской императрице, обязательно присутствовавший во время всех торжеств и приёмов при дворе. Однако существование кавалергардов у русского престола оказалось недолгим — при Анне Иоанновне кавалергардия, набираемая из богатых дворянских фамилий, была расформирована, а её место при дворе занял лейб-гвардии Конный полк — первая настоящая конная гвардия в Российской империи. Вновь кавалергарды появились в истории русской армии только десять лет спустя.

Кнут и Сибирь

Короткое правление Павла I по масштабу репрессий, в абсолютных цифрах, оказалось сопоставимо с екатерининским. За предыдущие 35 лет Тайная экспедиция рассмотрела 862 дела, а за четыре с половиной павловских года — 721.
При власти Павла I далеко не все дела заканчивались ссылкой. Но именно в его правление в Западной Европе окончательно сформировался имидж Российской империи как страны, где по ничтожному поводу, а то и вовсе без оного, можно быть наказанным knut и отправиться в страшную Sibir.

Интересен пример Августа фон Коцебу. Этот немецкий драматург и чиновник, живший некоторое время в России до воцарения Павла I, решил посетить страну ещё раз. Однако гостя арестовали по подозрению в «якобинстве» и сослали сперва в Тобольск, а затем в Курган. Пока Коцебу возили по Сибири, император прочёл драму «Лейб-кучер Петра III» и столь восхитился, что помиловал сочинителя. Драматурга вернули из ссылки, а царь подарил ему поместье в Лифляндии и табакерку с бриллиантами. После смерти Павла I Коцебу покинул Россию и больше не рисковал приезжать вновь.
Тяжелее всего пришлось офицерству. Ранее подпоручики, капитаны, майоры знали, что могут попасть под арест лишь за прямой заговор (вроде дела Мировича, пытавшегося возвести на престол Иоанна Антоновича) или переход на сторону Пугачёва. Теперь же офицеров арестовывали за личную оплошность на параде или сбившегося с ноги солдата.

Накануне смерти Павел I объявил ультиматум королю Пруссии

Увидев такое, Павел не пытался сдержать свой гнев, иногда добавляя к ругани рукоприкладство, и выносил приговор за проступок, который во времена его матери даже не повлёк бы замечание.
История о полке, отправленном в Сибирь, является легендой. Но гвардейский полковник Николай Саблуков вспоминал, что офицеры перед парадом заранее клали в карманы мундира ассигнации: в случае внезапной царской опалы и ссылки им просто не позволили бы взять деньги и вещи. По словам Карамзина, Павел I «отнял стыд у казни, у награды — прелесть».

Павел I — новая жизнь конных гвардейцев

Восшествие на престол Павла I, как ни странно, не изменило положения кавалергардов — он лишь создал собственный корпус, причём в какой-то момент официально в России существовало одновременно два Корпуса кавалергардов. После отпевания Екатерины 5 декабря 1796 года все старые кавалергарды получили повышение, и были распределены по полкам, «куда кто и в какой род службы желает» 25 декабря того же года. И тут начались перемены. Новый корпус с самого начала задумывался как полноценная часть — кавалергардов было набрано три эскадрона, пролучивших вооружение аналогичное кирасирскому. Кирасирами назывался род тяжёлой кавалерии, всадники которой были защищены стальными нагрудниками-кирасами и вооружены пистолетами и палашами (род холодного оружия, напоминающего средневековый меч или фальшион). В дополнение к этому во время торжеств кавалергарды обязаны были надевать особые серебряные кирасы и шлемы-шишаки с плюмажем, подчёркивавших их особый статус. Одним из первых таких событий стала коронация Павла, в которой кавалергарды, разумеется, приняли участие.


Кавалергарды при Павле I. (nlr.ru)

9 июня 1797 года в документах впервые упоминается Кавалергардский полк как самостоятельная часть. Командиром полка был назначен французский генерал маркиз д’Отишан, принятый на службу русским монархом. Как и при Екатерине, среди кавалергардами были исключительно дворяне, однако ввиду серьёзного увеличения их числа, полк был не только школой ротных командиров, но полком, где русские дворяне могли и должны были служить своему государю реально, а не номинально. Предполагалось, что служба в нижних чинах способствует закалке характера будущего офицера и поможет ему понимать нужды и чаяния своих подчинённых.

Более того, отныне кавалергарды стали отдельной строевой частью, и им были приданы лошади, чего не случалось со времён Анны Иоанновны. Впрочем, у этой тенденции была и обратная сторона — личный состав собранного наспех полка не отличался высокими моральными качествами и блестящим воспитанием. Офицеры полка, вышедшие из «гатчинцев» также были разного воспитания и поведения. Всё это привело к тому, что едва будучи создан Кавалергардский полк был фактически расформирован, не просуществовав и полугода! Это характерный признак всех павловских преобразований, когда разумная идея, сталкиваясь с суровой реальностью, отбрасывалась и отменялась, сколько бы средств на это не было потрачено и каких сил это ни стоило.


Павел I. (wikimedia.org)

Месть обобщённому «Клавдию»

Когда наследник престола под именем графа Северного посещал Европу, венский актёр заслужил благодарность императора шуткой: если Павел окажется в театре, когда представляют «Гамлета», то один Гамлет будет на сцене, а второй — в ложе. По этой аналогии мать Павла одновременно являлась и Гертрудой, и Клавдием — похитителем короны. И всё же сильнее всего Павел ненавидел обобщённого «Клавдия» — гвардейское офицерство, свергнувшее и убившее отца.
С первых дней нового правления началась беспощадная месть. В пику матери Павел даже выпустил арестованных ею просветителей.


Портрет Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны. («Дилетант»)

Но главное — с неистовой энергией боролся с самим стилем прежнего правления. В гневном сознании Павла распущенность двора, гвардии, всего офицерского корпуса, а также республиканское влияние Французской революции сплелись в один узел, который следовало разрубить.
Последовал символический расчёт с прошлым. Пётр III был перезахоронен в Петропавловском соборе, а перед этим — коронован (при жизни этого не случилось). В день погребения Алексей Орлов, один из самых активных участников переворота 1762 года, возможно, и убийца царя, шествовал с короной в руках.
Павел прекратил войну с Персией (армию возглавлял Валериан Зубов). Был отменён «греческий проект» Екатерины — стремление к захвату и разделу Османской империи. Города, основанные матерью, получили другие имена — например, Севастополь следовало именовать Ахтиаром, по названию татарской деревни, существовавшей на этом месте.
Не только на гвардию и офицерство, но и на дворянство вообще обрушились самые неожиданные запреты. Нельзя было танцевать вальс. Мужчинам не разрешалось носить круглые шляпы и бакенбарды, а дамам — синие сюртуки с белой юбкой. От репрессий за «неправильную» одежду не спасал даже дипломатический статус: посланник Сардинского королевства был выслан из-за круглой шляпы.
Также запретили очки — тот, кто не мог без них обходиться, был обязан уйти в отставку.
Цензурные гонения времён поздней Екатерины II уже скоро показались золотым веком свободы слова. При Павле I закрывались типографии, под запрет подпала новейшая литература, в первую очередь французская.
Были и другие неприятные нововведения, коснувшиеся всего привилегированного сословия: подати с дворян, сокращения полномочий выборных органов. Лишённый дворянства по суду отныне мог подвергнуться телесному наказанию — нарушение одного из самых важных пунктов «Жалованной грамоты дворянству».

[править] Гидротехническое строительство

Чертежи канала Телантайпель, 1790-е Канал Телатайпале (бывший Телантайпель), 2009

Суворовские военные каналы

В 1791—1798 годах на приграничном со Швецией в то время озере Сайма, ныне находящемся на территории Финляндии, была построена система из четырёх относительно небольших каналов, обеспечивающих свободный проход речных судов в обход контролируемого Швецией и хорошо укреплённого в то время пролива Пуумала. Инициатором строительства выступил руководивший в то время укреплением северо-западных подступов к Санкт-Петербургу А. В. Суворов, частью проекта которого являлось строительство каналов, называемых также просто Суворовскими каналами. Несмотря на небольшой размер каналов, местами их пришлось прорубать сквозь скалу, а также строить множество зданий и сооружений, необходимых для нормальной эксплуатации, охраны и обороны системы каналов.

В связи с установлением российского контроля над проливом Пуумала по результатам войны 1808—1809 гг. Суворовские военные каналы в 1816 году были переданы гражданской администрации и в основном функционируют до сих пор, большей частью в качестве туристических объектов.

Все Безбородки

«В этом безумии есть метод», — говорил царедворец Полоний, когда Гамлет имитировал сумасшествие. В гневных поступках Павла, казавшихся современникам «затмением», тоже был свой метод, если не доктрина. «В России нет важных лиц, кроме того, с кем я говорю и пока я с ним говорю», — заявил император шведскому послу, удивлённому тем, что царь обозвал «дураком» Александра Нарышкина, обер-гофмаршала (то есть человека с наивысшим придворным чином).
Если Нарышкин был титулованным царедворцем, то канцлер Александр Безбородко отличался уникальными административнодипломатическими талантами. К тому же, по слухам, он оказал неоценимую услугу Павлу — уничтожил завещание матери. «У меня в России все Безбородки», — безразлично заметил царь, узнав о смерти человека, которому, вероятно, обязан троном.
Казалось, исключение будет сделано для Суворова. После Итальянского похода и относительно благополучного спасения из швейцарской ловушки Павел оказал почёт и пожаловал недавно опальному фельдмаршалу наивысший чин — генералиссимуса. Но царская немилость проявится после смерти: Суворова похоронят с минимумом почестей, как одного из заурядных генералов. То ли Павел позавидовал суворовской популярности, то ли не смог простить насмешки над прусскими мундирами.
Даже Кутузову, чьи царедворческие таланты не уступали военным, пришлось пережить обиды: царь то отправлял его послом в Берлин, то инспектировать укрепления в Финляндию, то отсылал в Голландию (возглавить русский корпус). С дороги — в Литву, военным губернатором, потом сразу обратно в Петербург. Царю вряд ли приходило в голову, что человеку, перенёсшему два почти смертельных ранения, такие путешествия тяжелы.
И Нарышкин, и Безбородко, и Суворов, и Кутузов, согласно методу Павла, являлись взаимозаменяемыми деталями государственного механизма. Это была модель упрощённого абсолютизма, напоминавшая театр марионеток, в котором есть лишь один актёр-кукловод — царь.

Заговор, которого ждали

К вечеру 12 марта в столичных лавках не осталось шампанского. Общество ликовало. Такие люди, как Николай Саблуков, хоть испытавшие царскую опалу, но считавшие убийство императора гнусным и недопустимым делом, составляли незаметное меньшинство.
Павел ненавидел распущенность екатерининского дворянства, казнокрадство и фаворитизм. За годы гатчинского затворничества он не увидел или не осознал, что его мать заслуженно именовалась Великой, что развратные фавориты и недисциплинированное офицерство завоевали и обустроили территории, превышающие Францию. Что в начале царствования Екатерины опасность татарского набега на юге России была реальной, а в конце вероятной не больше, чем нападение викингов на современную Англию. Видел потёмкинские деревни, но если и замечал новые города, то лишь чтобы их переименовать.


Вахт-парад при императоре Павле I. Александр Бенуа, 1907 год. («Дилетант»)

Павел не заметил также негласный договор между Екатериной и дворянством: в обмен на лояльность и посильное сотрудничество царица гарантирует основные права сословия. Главным правом была уверенность, что государство репрессивно реагирует лишь на откровенный бунт, покушение на трон и участие в каком-нибудь особо вольнодумном обществе. Запрет танцевать вальс, регламентация головных уборов и наказание офицера за солдатскую ошибку на параде стали нарушением этого договора.

Павел I стал последним царём, который оказался жертвой заговора

К концу царствования Екатерины накопились реальные проблемы, но методы их решения — репрессии за незначительные проступки и мелочная регламентация повседневной жизни — уже не соответствовали развитию русского общества. Правление Павла было и устрашающим, и унизительным для дворянства.
Поэтому утверждения современных конспирологов, что царя убили за английское золото, — поиск второстепенной причины при наличии основной. У офицеров гвардейских полков были свои резоны для беспощадной расправы.
Позже говорили, что Александр I проводил политику, оглядываясь на участь предшественника. Но невозможно представить русских дворян, которые избивали бы Александра Палыча с такой же страстной ожесточённостью, как его отца. Александра было за что не любить, а вот повода для страха и ненависти он не давал.
Правление императора Павла и, главное, его финал оказались важным уроком и для русского общества, и для самодержавия. С тех пор цари научились сдержанности — Николай I запомнился современникам взглядом василиска, но истерический гнев своего отца себе не позволял. С 1801 года и до конца династии откровенное самодурство стало уделом разного рода «диких помещиков» и персонажей Островского.

Дойти до Ганга

Царствование Павла началось с того, что он велел армии вернуться из Персии. Закончилось — походом в Индию, тоже прекращённым на следующий день после его кончины. Этому предшествовала Русско-французская война: поход Суворова в Италию, итогом которого стало досрочное возвращение русской армии с театра военных действий и ссора Павла с Веной. Наполеон отпустил русских пленных, обмундировав их за счёт французской казны. Царь восхитился благородством «корсиканского выскочки» и заключил с ним мир.
В свою очередь, захват Англией Мальты, которую Павел считал своим владением, привёл к созданию русско-французского союза, направленного против Британии. Было решено изгнать англичан из Индии, и Павел послал казачьи полки в степи Средней Азии. Русская и французская пехота должна была двигаться путём Александра Македонского.
При этом не был продуман маршрут и не было договорённостей о проходе войск с турками и персами. Однако, даже если допустить, что русская армия смогла бы совершить триумфальный поход, оставалось непонятным, какие выгоды принесло бы стране взятие Калькутты, кроме мести за Мальту?
Поход в Индию сопровождался и другими действиями. Павел требовал от королей определиться между Наполеоном и Англией. Например, 11 марта 1801 года в Берлин отправился курьер с ультиматумом: если Фридрих Вильгельм III не вторгнется в Ганновер, Россия объявит войну Пруссии. Возможно, смерть Павла I предотвратила события, на фоне которых путешествие русскофранцузского контингента в Индию осталось бы второстепенным эпизодом большой европейской войны.

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV».

Прогулка короля

Купальня маркизы

Фантазия на Версальскую тему

Представление султанше

Людовик XIV кормит рыб

Король прогуливается в любую погоду

Прогулка короля

Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.

Ораниенбаум

Аллея

Картины Петербурга

Парад при Павле I

Карнавал на Фонтанке

Ораниенбаум. Японский сад

Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.

Водный партер в Версале

Пруд в Версале

Фонтаны Версаля

Версаль

Версаль под дождём

Версаль. У Курция

Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.

Беседка в парке. Павловск

Петергоф

Петергоф

Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского

Итальянская комедия

Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: