Автор: дьячкова оксана николаевна,

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2

В первой публикации на тему Новгородских былин я подобрала иллюстрации о славном купце Садко. А что же второй новгородский герой — Василий Буслаев? Да и герой ли он в нашем теперешнем понимании? Этот богатырь, идеал молодецкой безграничной удали, стал героем иллюстраций и фильмов благодаря своему необузданному нраву.

Огромная сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не так, как известные воины.

Юный Васька всячески нарушает законы Новгорода и ведёт разгульную жизнь. Он набирает себе в дружину воинов, которые отбирались по испытаниям: выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и мифологическими «горынычам». Они пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту с вольными новгородцами. Там, где Васька, всегда потеха и трагедия. Силой он и завоевал себе власть и славу.

А теперь поподробнее рассмотрим иллюстрации к былине и их создателей. Художники разных эпох и направлений брались за эту тему. Проследим за их творчеством, следуя сюжету.

Известный художник-иллюстратор русских былин Раиса Алексеевна Смирнова /Член Союза художников РСФСР с 1971 года. В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище. Работала в Палехских художественно-производственных мастерских, занималась миниатюрой в ювелирном искусстве. Оформляла книги. В 1991-1992 годах участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Тематика произведений: фольклор, история, литература, революционная, жанровые сцены. Умерла в 1996 года, похоронена в Палехе/

представила нам Василия Буслаева в таком вот варианте:

Русский известный художник Андрей Петрович Рябушкин

/(1861г.) работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают московский быт времён 17 века, в 1895 году иллюстрировал книгу «Русские былинные богатыри»/

видел Василия Буслаева таким задиристым и самодовольным:

Самый излюбленный иллюстраторами эпизод в былине — как Василий пришибает святого старца и своего крестного, спрятавшегося под Софийский церковный колокол. Экий поворот — святотатство, насмешка над христианством. Язычество с боем уходило из Новгорода и эта сцена тому подтверждение.

Николай Каразин, 1885 год

Павел Соколов-Скаля, 1954 год

Согласно другой былине, после победы над «мужиками новгородскими» уже взрослый посадник Василий Буслаев отправляется в плавание в святую землю, в «Ерусалим», вместе со своей вооруженной дружиной, вроде как каяться совершенными в молодости грехам.

На иллюстрации Владимира Перцова (1985 год) видно, с каким «кротким» настроением Василий отправился на покаяние «по морю Каспицкому»:

Следующая иллюстрация художников Калериия и Борис Кукулиевых (1974 год). Я о них в предыдущей публикации рассказывала подробнее, они родом из села Палех и прославляли роспись в своих миниатюрах и картинах.

По пути наш герой братается с «казаками» на некоем острове, видимо, общается и с другими разбойниками, затем натыкается на «бел-горюч камень» и на мертвую голову, которая пророчит ему смерть. Но ведь он не хочет слушать никакие предсказания. «Наш Василей тому не верует, Ни в сон, ни в чох».

Вот таким упрямым и уверенным в своих силах видит его художник Константин Васильев (1974 год):

Василий Буслаев продолжает странствие, попадает в Иерусалим, но там учиняет очередное кощунство, голым купаясь в «Ердань-реке». На обратном пути вновь посещает остров с мертвой головой и камнем, а на том камне надпись: «А кто де у камня станет тешиться, А и тешиться‑забавлятися, Вдоль скакать по каменю, — Сломить будет буйну голову».

И Василий опять испытывает судьбу — прыгает через камень, вопреки предупреждению, и гибнет. Какая-то нелепая смерть, опять же, из-за беспутного характера и излишней самоуверенности.

Тип Василия Буслаева очень мало разработан в научной литературе, большинство историков литературы считают его олицетворением могущества Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением богатства славного города.

А что касается памяти о нем в современном Новгороде, то, в отличие от Садко, никаких упоминаний об этом веселом бунтаре мы не найдем: ни в сувенирах, ни в названиях этот яркий образ не отображается. А может зря? Приезжайте, поищем вместе.

Сочинение по картине Крамского «Сказитель былин»

Иван Николаевич Крамской – русский живописец, ставший известным мастером портретов. Ему довелось написать портеры императорской семьи и многих людей из высшего общества. Именно из-под его кисти вышел самый известный портрет Л. Н. Толстого.

Одной из самой известной картин автора является «Портрет сказителя былин». Почему автор решил представить образ именно сказителя былин? Дело в том, что в XIX веке творцы литературы и живописи заинтересовались жизнью народа. Стало особенно уникальным использовать в своих произведениях черты устного

народного творчества, собирать разные жанры фольклора. Именно поэтому Крамской решил изобразить Василия Петровича Щеголенкова – самого известного в то время сказителя.

На картине изображен пожилой человек. Видно, что он прожил тяжелую, трудную жизнь. Он сидит, сгорбившись. Такая поза характеризует его как человека трудолюбивого, работящего, в то же время простого. Лицо его морщинистое, печальное, одежда изношенная и старая. Седые волосы обрамляют лицо.

Крамской не зря сделал самым светлым местом в картине лицо Щеголенкова. Живописец как бы говорит, что черты жизни человека можно прочитать на лице. Говорят,

что глаза – это зеркало души. У сказителя глаза тусклые, печальные, взор его еле виден, так как веки приспущены. Смотря в его глаза, мы понимаем, что жизнь его не была легкой, много печалей и испытаний пришлось перенести. Также глаза передают глубокую мудрость человека. Ведь кто такой сказитель? Человек, постигший народную мудрость и передающий ее другим. Современники Щеголенкова говорили, что у него была великолепная память. И на картине мы видим человека, много знающего.

Привлекает внимание и морщины на лице сказителя. Каждая передает накопленную мудрость, пережитые годы

По морщинистому лбу видно, что сказитель неоднократно хмурился в глубоких думах. Еле открытые веки с глубокими бороздами под глазами характеризуют недосыпание, глубокую усталость мудреца.

Поза, в которой сидит сказитель, передает его принадлежность к народу. Понимаем мы это и по одежде. Изношенный кафтан работящего, бедного человека весь в заплатках, значит, некому о нем позаботится. Печаль, выраженная на лице, подкреплена годами одиночества.

Крамской не зря правдиво изобразил образ сказителя. Смотря на портрет, мы понимаем, каким тяжелым трудом было собирание устного народного творчества.

Ещё документы из категории русский язык:

Урок по теме: «Итоговое занятие по пройденным буквам. Викторина»

Урок для 5 класса по теме: «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»

Урок для 8 класса по теме: «Обращение и знаки препинания при нём»

Конспект урока межпредметного общения (русский язык +физика) по теме «Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Способы подчинения» для 9 класса

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Обращение. Знаки препинания при обращении.» 4 Класс

Тест по произведению К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»

Код для использования на сайте:

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Сочинение по картине И.Н. Крамского «Портрет сказителя былин»

Подготовила : учитель русского языка Федосеева Л.М., МБОУ «Школа № 73», г. Рязань

Слайд 2

Текст слайда:

И.Н. Крамской

(1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной культуры. Трудно переоценить значение художественного и литера­турного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо­бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе­ния русских художников.

Слайд 3

Текст слайда:

Интерес к русскому народному творчеству

В конце XIX века возник особенный интерес к народному творчеству

Наконец, высшие слои общества обратили внимание на самобытность и уникальность народной традиции. В это время начинают активно собирать сказки, записывать былины, композиторы и этнографы осуществляют первые фольклорные экспедиции, стремясь сохранить то, что веками передавалось лишь из уст в уста

Появились и новые культурные герои, которые являлись трансляторами народного творчества.К таким исключительным людям из народа причислялись и сказители былин, и одним из известных личностей был Василий Петрович Щеголёнок (Щеголёнков).  Но вернёмся к герою. Монотонную работу, такую как сапожное ремесло, Василий Петрович пытался разнообразить, рассказывая нараспев былины. Этому он научился у своего отца и дяди-инвалида, у них же позаимствовал и репертуар. Обладая феноменальной памятью, Щеголёнок знал множество сказок и баллад, героями которых были богатыри, Садко, Иван Грозный, Хотен Блудович. Многие собиратели фольклора считали его варианты былин вкупе с исполнением (тихий спокойный голос, отвлечённый от чёткого метроритмического размера) лучшим среди всех сказителей былин.

Слайд 4

Текст слайда:

«Портрет сказителя былин»

Слайд 5

Текст слайда:

Каким мы видим героя на портрете?

Каким же видим мы его на портрете Крамского? Без сомнения, это очень работящий человек, чью жизнь лёгкой не назовёшь. Бедная одежда, требующая починки, неаккуратно подстриженная борода подчёркивают нищету героя. Действительно, сказители былин по сути занимались попрошайничеством, путешествую по деревням со своими историями. Как обычно, живописец выделяет лицо своего героя – именно его должны рассматривать зрители. А между тем, взгляд от лица сказителя действительно невозможно отвести. Морщинистый лоб выдаёт в нём ум, глаза хоть грустны, но в них читается и мудрость, и достоинство. Губы героя, кажется, могут выразить любую эмоцию – ещё мгновения и кончики поползут вверх, превратив морщинистое лицо в приветливое и доброжелательное, или же, наоборот, старик ещё больше насупится и нахмурится, чтобы рассказать о чём-то драматическом и напряжённом.

Слайд 6

Текст слайда:

Чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).2. Что на ней изображено? Общее впечатление.3. Композиция картины: передний, задний план.4. Настроение, вызываемое картиной.5. Выразительные средства (формат, свет, колорит).6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Слайд 7

Текст слайда:

Советы для подготовительной работы 1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.8. Составьте план сочинения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: