Описание
Граф Гурьев изображен в бюсте, прислоненном к балюстраде , край которой виден слева. Его силуэт выделяется на фоне итальянского пейзажа с зонтичными соснами и холмами вдали, над которыми скрывается грозовое небо. Модель изображена на три четверти слева, одетая в черный пиджак, покрытый пальто того же цвета с малиново-красной подкладкой, связанной с розовым шарфом, «который создает барьер между зрителем и моделью», по словам Роберта Розенблюма. . Он держит край пальто левой рукой, а правой рукой, опираясь на балюстраду, — желтоватую перчатку. Ее черная верхняя шапка сидит на перила слева. Жесткость и строгость модели, голова которой заправлена в воротник и белый шарф, подчеркивается выражением лица с произвольным подбородком и взглядом с легким косоглазием . Портрет подписан «Ingres Fl (orence) 1821», выгравирован слева внизу на парапете.
Модель
Николай Дмитриевич Гурьев (ru) , сын Дмитрия Гурьева , министра финансов царя Александра I. ул . Джентльмен из камеры, он поступил на службу в 1810 году в армии России Императорской на службе охраны полки и участвовал до 1814 различных конфликтов между царем , чтобы Наполеон I эр , в частности , во время русской кампании . Несколько раз награжденный, он оставил герб в 1816 году в чине полковника и в 1818 году устроился на службу к царю адъютантом. В конце 1821 года, в год портрета, он поступил в дипломатию и стал посол царя в Гааге , в Неаполе и полномочный посланник в Риме . Во время своего медового месяца в Риме и Флоренции Гурьев контактировал с несколькими художниками, которым он заказывал, в частности, бюст, изображающий его жену Марину Гурьеву Нарычкину, работы скульптора Лоренцо Бартолини, друга художника Энгра.
Библиография
- Генри Лапауз , Энгр, его жизнь и работа (1780-1867): Из неопубликованных документов , Imprimerie Georges Petit,1911 г.
- Пьер Розенберг ( режиссер ), Фредерик Каммингс , Роберт Розенблюм и Антуан Шнаппер , Де Давид à Делакруа: Французская жизнь 1774–1830 , Париж, Издания национальных музеев ,1974 г., 702 с. ( ISBN 2-7118-0002-4 , уведомление BnF п о ) , гл. 109 («Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева»), с. 506-507
- Даниэль Тернуа , Энгр , Пэрис, Фернан Натан ,1980 г.( ISBN 2-09-284557-8 )
- Даниэль Тернуа и Этторе Камезаска , Все живописные работы Энгра , Парижа, Фламмариона ,1984( ISBN 2-08-010240-0 ) , каталог п о 107 с.101, пл. XXXI.
- Роберт Розенблюм , Энгр , Париж, Cercle d’art , сб. «Библиотека великих художников»,1986 г.( ISBN 2-7022-0192-X )
- (ru) Гэри Тинтероу ( ред. ) и Филип Конисби , Портреты Энгра: образ эпохи (каталог выставки), Музей Метрополитен,1999 г. , гл. 86 («Граф Николай Дмитриевич Гурьев») , с. 250–253
- Валери Бажу , месье Энгр , Париж, Адам Биро,1999 г., 383 с. ( ISBN 2-87660-268-7 )
- Винсент Pomarede ( реж. ) Et др. , Энгр: 1780-1867 (каталог выставки), Париж, Галлимар ,2006 г., 406 с. ( ISBN 2-07-011843-6 )
- Эндрю Кэрригтон Шелтон ( перевод с английского Элен Ладжадж), Энгр , Лондон, Париж, Фейдон,2008 г., 239 с. ( ISBN 978-0-7148-5859-3 )
ЖАН-ОГЮСТ-ДОМИНИК ЭНГР
Слева внизу: Jugres Flor 1821
Французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр по праву считался лучшим портретистом своего времени. Его работы отличает целостность образа, ясность формы, гибкий, поразительно точный и ритмичный рисунок.
Портрет русского графа Н. Д. Гурьева Энгр написал во Флоренции весной 1821 года. Гурьев был флигель-адъютантом Александра I, в прошлом — участником Отечественной войны 1812 года, позднее — дипломатом. Ни история, ни мемуары современников почти не рассказывают о его личности и деятельности, по-видимому, в нем не было ничего выдающегося. Энгру позировал малоинтересный человек с достаточно неблагодарной внешностью, и тем не менее художнику удалось создать великолепное произведение искусства.
Композиция портрета отличается благородной и строгой простотой: устойчивый и цельный силуэт фигуры резко отделяет ее от пейзажного фона и придает ей особую значительность; гордое достоинство позы, энергичный поворот головы и эффектный мотив перекинутого через плечо плаща создают атмосферу парадной приподнятости. Но в эту традиционную формулу классического репрезентативного портрета явно проскальзывают чуждые ей ноты. Классический портрет почти всегда показывал героя уравновешенным и сильным, даже в минуты патетического подъема сохраняющим ясность и твердость духа. Здесь равновесие утрачено: внутреннее напряжение стало преувеличенным и беспокойным, энергия выглядит не естественным состоянием героя, а преднамеренно принятой позой, лицо превратилось в непроницаемую маску, скрывающую характер и душевный мир человека. Энгр, как истинный портретист XIX века, слишком наблюдателен и зорок, чтобы сохранить классическую традицию идеализации героя, он с документальной точностью фиксирует внешнюю и внутреннюю заурядность модели, и когда его кисть наделяет её наружной волевой силой, образ оказывается во власти резкого диссонанса.
Отзвуки этого диссонанса ощущаются и в живописи портрета. Драматичен его пейзажный фон со свинцовым предгрозовым небом. Малиновый цвет подкладки плаща возбужденно вторгается в гамму глухих сине-черных тонов. Рисунок Энгра, как всегда, безупречно виртуозен, но его твердость делает все линии напряженными, и та холодная четкость, с которой он замыкает каждую деталь в самой себе или резко разграничивает цветовые пятна, вызывает тревожное чувство отчужденности, разъединенности форм. В этом превосходном полотне рука об руку идут классическая стройность и отточенность высокого мастерства, беспощадная аналитичность и романтически обостренный разлад в мироощущении. Как и многие другие произведения Энгра, оно несет на себе отпечаток противоречий переломной эпохи, в которую работал выдающийся мастер.
Портрет графа Н.Д. Гурьева — неповторимый по глубине психологической характеристики образ русского аристократа.
Картина поступила из собрания А. Н. Нарышкиной в Петрограде в 1922 году.
Живопись
В 1801 году Жан Огюст стал обладателем Римской премии, что дало возможность обучаться во Французской академии в Риме. Но отправиться в итальянскую столицу парень так и не смог из-за нехватки бюджетных средств. Он остался в Париже и некоторое время жил в студии вместе с другими учениками Давида. В это время Энгр изучал творчество других художников и развивал мастерство написания портрета. Картины этого периода поражают точностью передачи деталей и богатством красок. Талант живописца оценил сам Наполеон Бонапарт, который доверил парню написать свой портрет.
Жан Огюст Доминик Энгр — «Портрет Наполеона Бонапарта»
Когда средства из бюджета все же были выделены, Жан Огюст отправился в Рим. В эти годы молодой человек продолжил совершенствовать навыки пейзажного и портретного искусства. В картинах прослеживается возрастающее увлечение художника античной мифологией. В итальянской столице живописец впервые начал работать в жанре обнаженной натуры, но старался передавать ее сдержанно и целомудренно. По условиям пребывания в Италии ученики академии должны были отправлять работы в Париж. Изображения Энгра «Эдип и Сфинкс» и «Большая купальщица» были раскритикованы.
Поэтому после завершения учебы Жан Огюст отказался возвращаться обратно в Париж и стал свободным художником в Риме. Мужчина зарабатывал на жизнь написанием графических портретов, выполненных графитным карандашом. Благодаря мастерству и находчивости Энгр прославился как модный живописец. Помимо написания картин, он начал получать заказы на декор интерьеров.
Однако в биографии портретиста наступила черная полоса — умер отец, с которым Жан Огюст не виделся 10 лет. В попытке прийти в себя после утраты мужчина начал проводить больше времени за работой. В этот период были созданы картины «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина». Затем последовала серия изображений, в которых прослеживаются исторические мотивы.
Жан Огюст Доминик Энгр в последние годы
Когда наполеоновская империя пала, французы, проживавшие в Риме, начали покидать город. Заработок художника упал, но он не хотел работать во Франции, где его труды критиковали. Вскоре мужчина получил приглашение переехать во Флоренцию и поселился у своего друга Лоренцо Бартолини. В его особняке Энгр нарисовал графа Н. Д. Гурьева.
Только в 1824 году Жан Огюст начал вновь выставлять картины в парижском салоне. Затем он открыл школу, где обучал молодых художников. Это был период, когда художник мало рисовал и строил карьеру преподавателя искусств. Но после избрания президентом Французской академии он отбыл в Рим, где продолжал творить до 40-х годов 19-го века.
Контекст
Картина принадлежит тосканскому периоду художника (1820-1824) и находится между созданием портрета Жанны Гонен и портретами четы Леблан. Покинув Рим, Энгр переехал во Флоренцию по приглашению своего друга Лоренцо Бартолини . Однако этот период ознаменовался для художника финансовыми проблемами и меньшим признанием. В отличие от своего римского периода, Энгр изо всех сил пытался зарабатывать на жизнь своим искусством, портреты туристов, составлявших основную часть его римской клиентуры, становились все реже во Флоренции. Этот период также отмечен соперничеством с художником Франсуа-Ксавье Фабром , уже работающим в тосканском городе, и, вероятно, его влиянием в сообществе, которое послужило причиной некоторых финансовых трудностей Ingres. Именно в рамках конкурса двух художников был заказан портрет графа Гурьева. Русский дворянин одновременно заказал в Фабре портрет своей жены Марины Гуревой Нарычкиной. Одинаковые размеры двух картин позволили им сделать их подвесками. Однако от портрета графини Фабра заказчик отказался, жесткая и застывшая композиция его не удовлетворила.