Теодор жерико (1791–1824)

Теодор Жерико

Художник Теодор Жерико прожил короткую жизнь – всего 33 года. Из них на творчество было отпущено лишь полтора десятилетия, но и за этот срок он успел столько, сколько иной творец не успевает и за 40. Его гибель стала огромной потерей для искусства – он был основоположником революционного романтизма в живописи и отразил в полотнах весь накал страстей своего века.

Детство и юность

Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже.

Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына.

Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.

Портрет Теодора Жерико

Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей.

Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.

Испанский шаг

Один из самых зрелищных видов шага – это испанский или цирковой. Такое особое умение можно достигнуть только путём долгих, упорных тренировок и контакта с животным. Необходимо поддерживать связь со своим скакуном, иначе добиться полной отдачи во время выполнения трюков от животного добиться будет невозможно.

Испанский шаг отличается от других аллюров особенностью постановки передних ног. В то время, когда задние ноги идут, как обычно, передние – попеременно поднимаются и вытягиваются. При этом опускаются они плавно и без сгибания. Это приём высшего пилотажа, и полной синхронизации скакуна и наездника. Однако он будет бесполезен для тех, кто практикует только спортивную езду.

Легендарный галоп

Самый быстрый бег лошади – галоп. Не все новички решаются на него сразу, да это и не нужно. Ведь для комфортной езды в таком темпе необходима отработанная осанка и полная синхронизация с движениями лошади. Аллюры лошадей различают по тактам. При галопе наездник слышит три чётких удара копытами, отсюда и название – трехтактный.

Способ бега лошади или вид тоже бывает разный. Самый медленный – собранный галоп, самый быстрый аллюр – карьер. В естественной среде галоп лошади не длится долго, так как требует больших физических затрат и животное быстро устаёт. Обычно скакун пробегает в таком темпе около 3 км. Но профессиональные лошадиные бега подразумевают увеличение скорости и продолжительности времени галопа. Максимальная скорость около 60 км/ ч.

Хотя этот вид аллюра является самым быстрым, он проще, чем рысь. Поэтому при последовательном обучении переход от рыси к галопу происходит без эксцессов. По скорости и захвату пространства бег лошади разделяют:

  • Галоп манежный: скакун преодолевает примерно 300 м/м;
  • Собранный галоп: неторопливый бег с преодолением коло 200 м/м;
  • Средний галоп: конь преодолевает 400-700 м/м;
  • Прибавленный галоп: преодолевается примерно 800 м/м;
  • Карьер: конь преодолевает более 1000 м/м;

По праву самый быстрый бег – галоп, также называемый «трехтактный аллюр» из-за хорошо слышимых трех четких ударов копытами о землю, представляет собой несимметричный бег с огромной фазой «подвисания». А конкретнее выглядит так: вперед ступает одна задняя нога, затем другая, а одновременно с ней и передняя, после чего следует фаза «подвисания». Так же, как и остальные способы бега лошадей, имеет несколько видов:

  1. рабочий – естественный, «природный» бег на небольшой скорости;
  2. средний – отличается от рабочего подтипа более мощной размашистостью движений;
  3. собранный — галоп с переносом центра тяжести на задние конечности, вынуждающий лошадь бежать медленнее, но позволяющий лучше контролировать темп бега и часто используемый в конкуре для подготовки к препятствию;
  4. карьер – самый быстрый бег лошади с размашистыми движениями, используется на коротких дистанциях, так как способен скоро выбить животное из сил.


Галоп — самый быстрый бег лошади

Карьер – тот самый быстрый конский бег-полет, при котором ветер шумит в ушах, слышен стук собственного и лошадиного сердец, а все проблемы, кажется, остаются позади. Люди тратят множество времени и сил сначала на подготовку к такой нагрузке, а потом – на попытки улучшить выносливость и результаты.

Личная жизнь

О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.

Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль

Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.

Искусственные аллюры

Пиаффе — пассаж на одном месте.

Испанский шаг — шаг с выносом лошадью вперёд параллельно земле вытянутой передней ноги.

Испанская рысь — рысь с выносом лошадью вперёд параллельно земле вытянутой передней ноги.

Галоп назад — это, соответственно, галоп назад.

Искусственные аллюры у лошадей выработаны под воздействием вековых традиций демонстрации искусства верховой езды — взаимодействия лошади и всадника и красоты движений лошади. Пассаж и пиаффе демонстрируются в рамках соревнований по выездке.

На базе естественных природных движений лошади люди культивировали новые, пусть неудобные и непрактичные, но весьма эстетичные аллюры.

  1. Осаживание – галоп, но лошадь движется спиной назад с тем же темпом, с которым она двигалась до этого вперед.
  2. Пассаж похож на рысь, но с ярко выраженным движением вперед с высоко поднятыми ногами.
  3. Пиаффе – «пассаж на одном месте».
  4. Галоп на трех ногах – одна нога вытянута в сторону и не касается земли.


Освоение испанского шага требует понимания психики лошади и прочной психологической связи с ней Искусственные аллюры требуют полного освоения (теоретического и практического) естественных, понимания психики лошади и прочной связи с ней, опыта и терпения со стороны всадника. Как и любая дрессура, при неправильном подходе попытки научить лучшему могут превратиться в постоянное травмирование тела и психики.

Естественные аллюры

При рыси ноги лошади передвигаются по диагонали (крест-накрест), то есть совместно ступают правая передняя и левая задняя, а потом левая передняя и правая задняя. То есть одновременно в воздухе могут находиться две ноги. Однако, рысь бывает тихая/короткая (трот), средняя и резвая (размашистая/мах). На средней рыси появляется момент подвисания — когда в воздухе оказываются все четыре ноги, и лошадь как будто летит над дорогой. Отчётливо слышны 2 удара копыт о землю.

Скорость рыси у первоклассных рысаков — 10 м/с. Рысью лошади движутся на бегах или во время испытаний, которые называются бег рысью под седлом. Название аллюра дало название ряду пород лошадей — рысаки. Это специально выведенные упряжные лошади, которые могут долго, не уставая, не переходя на галоп, бежать резвой рысью (идти махом). Породы: орловский, русский, французский, американский рысак.

Иноходь быстрее рыси, удобнее для верховой езды и езды в экипаже. Обычно лошадь может бегать либо рысью, либо иноходью.

Иноходь — естественный аллюр, встречающийся у горских верховых лошадей в Крыму, на Кавказе и Тянь-Шане, а также среди американских рысаков. Но её можно вызвать искусственно дрессировкой у лошади, которая изначально бегала только рысью. В этом случае иноходь будет считаться искусственным аллюром.

Когда лошадь двигается рысью или иноходью, обычно говорят, что она бежит.

Галоп состоит из ряда скачков, он бывает с правой и с левой ноги. При галопе с правой ноги лошадь сначала ступает левой задней ногой, потом двумя ногами по диагонали (правой задней ногой и левой передней), потом правой передней и наступает фаза подвисания — лошадь летит над дорогой.

В целом галоп быстрее рыси и иноходи. Галопом лошади проходят дистанцию на скачках. На галопе лошадь может развивать скорость до 70 км/ч.

По темпу различают три вида галопа:

  • медленный, собранный, сокращенный, или манежный
  • средний, обыкновенный, или кентер
  • быстрый, резвый, прибавленный, полевой, или карьер.

Когда лошадь двигается галопом, обычно говорят, что она скачет. «Бежит галопом» — так говорят только в переносном смысле о посыльном или курьере в значении «бегом, как можно скорее».

При прыжке лошадь отталкивается от земли задними ногами, перелетает через препятствие и приземляется сначала на передние, а потом на задние ноги.

Хода или Тёльт (исл. Tölt) — естественный аллюр исландских лошадей, он похож на очень быстрый шаг с широким выбросом вперёд задних ног; нечто среднее между шагом и рысью.

Склонность к тёльту обусловлена генетически и изначально была у всех европейских лошадей. Её отсутствие у современной европейской лошади — результат исторических техногенных изменений и последовавшей за ними длительной, крайне жесткой селекции, в зависимости от породы не менее жестко продолжающийся и в наши дни. Появление даже слабо выраженного тёльта у лошади, для чьей породы он не желателен, ведет к неизбежной выбраковке из селекционного процесса.

Предлагаем ознакомиться: Барханный кот: особенности жизни в природе и домашних условиях

Пасо фино — естественный аллюр лошадей одноименной породы — мелкий быстрый шаг, при котором лошадь быстро перебирает ногами.

К естественным аллюрам также относится шлапак (тропота) — аллюр, представляющий собой нечто среднее между рысью и галопом. Шлапак считается «неправильным» аллюром, так как он неудобен при езде верхом и утомляет лошадь. Обычно такую лошадь стараются переучить — поставить на чистые рысь и галоп.

Про движущуюся лошадь нельзя сказать, что она едет. Конь едет только когда находится в коневозке. В остальных случаях он идёт, бежит, рысит, скачет, галопирует, прыгает, шлапачит (тропотит) или просто движется.

В разных регионах России и среди русскоязычного населения других стран могут быть свои обозначения (синонимы) основных естественных аллюров.

Пассаж

Рысь – одна из главных сложностей

Многообразный лошадиный аллюр, занимающий важное место в культуре конного спорта, – рысь. Это движение лошади, при котором поочередно переставляются пары ног по диагонали: левая передняя и правая задняя, затем – наоборот, при этом между перестановками есть фаза «зависания», практически полета лошади над землей, после которого особенно отчетливо чувствуется удар о землю следующей пары ног

Так как при езде рысью на лошади ощущается весьма сильная тряска, посадка человека может отличаться.

  • Облегченная рысь – когда всадник привстает на стременах в такт движениям лошади. Толчки в таком случае ощущаются не как удары, а как легкие подбрасывания, которые ездок контролирует сам.
  • Учебная рысь характеризуется тем, что верховой, наоборот, плотно сидит в седле, стараясь не отрываться от скакуна путем напряжения мышц ног. На учебной рыси вырабатывается правильная посадка, человек учится чувствовать такт лошади.

Предлагаем ознакомиться: Знаете ли вы как правильно ухаживать за породой лошадей марвари

Этот способ бега коней в природных условиях всегда являлся кратковременным, промежуточным – с него они быстро переходили на галоп. Но в человеческих руках все стало иначе, и рысь обросла многими разновидностями:

  1. трот – подвид с укороченным шагом, может не иметь фазы «подвисания»;
  2. размашка – неспешный бег лошади, размеренная рысь с широким шагом;
  3. мах (резвая рысь) – самый быстрый бег в данном аллюре, при котором движения становятся размашистыми, а след от заднего копыта намного уходит вперед от переднего.


Рысь — это движение лошади, при котором поочередно переставляются пары ног по диагонали Такая разновидность бега стала основой для создания отдельного типа соревнований — лошадиные бега, либо беговое дело. В них участвуют животные рысистых пород, в свою очередь, они строго отслеживаются – любой иной ход, кроме синхронной рыси, в том числе иноходь, являются поводом для дисквалификации. Наездники управляют животными, сидя в легких качалках, к которым пристегнуты лошади.

Рысь – способ бега лошади заметно быстрее, чем шаг. Характеризуется наличием фазы диагонального двух копытного опирания и безопорного движения. Изначально рысь для лошадей была промежуточным способом бега. Когда лошадь бежит рысью в естественной среде, она быстро меняет её на другой аллюр. Но скаковые кони тренируют рысь специально, вырабатывая три самостоятельных вида.

Виды рыси:

  1. Характеризующаяся укорочёнными шагами рысь, называется трот. Рысь виды: тихая, ускоренная и свободная. Однако, тихий трот, может не подразумевать наличия безопорной фазы. Тихий трот недоступен коротконогим скакунам. Средняя скорость: 16-20 км/ч.
  2. Рысь в неспешном темпе с длинным шагом называется размашка.
  3. Резвая рысь лошади или мах призвана развить у лошади большую размашистость движений. Скорость при таком беге значительно возрастает, как и длина заступа заднего копыта за переднее.

Рысь аллюр сложный, его скорость может дойти 30 км/ч и требует от наездника особых умений и концентрации. Однако такая скорость доступна далеко не каждой лошадке и наезднику. Чтобы удержаться в седле, при таком виде аллюра, необходимо двигаться в такт скакуна, иначе велик риск вылететь из седла. Стремительный бег лошади рысью обостряет все толчки об землю.

Бег рысью – двухтактный аллюр, ноги животного переставляются парами, по диагонали. Поэтому если прислушаться то во время движения можно услышать лишь два удара копытами. Новичкам необходимо постоянно прислушиваться к стуку копыт, чтобы не пропустить момент подвисания

Важно успеть одновременно с лошадью приподняться в седле и опуститься при толчке следующей пары ног

Предлагаем ознакомиться: Как развиваются детеныши леопарда

Рождение. Молодость

Родился Теодор 26.09.1791г. во Франции. Он прожил очень короткую жизнь – всего 32 года – так что вся его биография – это молодость, указавшая новый путь в развитии живописи 19 века – романтизм. Еще в детстве и ранней юности Жерико отличался своенравием, а позже, когда учился в мастерских К. Берне и П. Герена, его необычный характер уже отражался на его первых работах.

Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования, и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать.

Учителя, как вспоминал Жерико, «только посмеивались». Вскоре юный художник, устав от строгой классики, стал тяготеть к свободной живописи фламандских художников. Он изучал их манеру, приемы, колорит. И эта живопись оказалась более близкой сердцу неукротимого Жерико. Он очень любил живопись. Но была у него и еще одна страсть – лошади. Теодор был прекрасным наездником, знатоком лошадей и любителем лихих скачек. Эта страсть не могла не отразиться на живописи Жерико.

Джигитовка

Данный вид спорта является национальным, в настоящее время он становится все более популярным среди любителей лошадей. Джигитовка представляет собой исполнение различных трюков на скачущей галопом лошади и требует хорошей физической формы от всадника.

Раньше элементы джигитовки использовались в прикладных целях – чтобы поднять необходимый предмет на ходу, уметь стрелять, или притвориться убитым, требовалась большая сноровка. Постепенно это превратилось в зрелищный вид спорта. Сегодня джигитовка делится на цирковую, казачью и вольную. Все эти виды сходны между собой, различаются только некоторые нюансы исполнения.

Азы конного спорта: шаг

Этот вид шага называют королём аллюров. Наездник не сможет двигаться дальше если не освоит его. Шаг не подразумевает периода подвисания. И хотя он не даёт никакой нагрузки на мышцы и ощущения «ветра в волосах», он позволяет проследить основу движения коня, такт. Темп движения может разниться в зависимости от того, как шагает животное.

Шаг бывает трёх видов:

  1. Собранный шаг – характеризуется большим расстоянием между отпечатками задних и передних копыт на поверхности. Он позволяет животному передохнуть и восстановить дыхание. Его чередуют с периодами интенсивной нагрузки, чтобы размять мышцы.
  2. Средний шаг – отпечатки задних копыт попадают в след передних копыт. Скорость такого хода не превышает 8 км/ч.
  3. Самый быстрый способ езды – прибавленный шаг. В таком виде хода след от заднего копыта выдвигается дальше, чем след от переднего.

Шаги можно различать не только по следам, но и по виду скакуна во время движения. Например: вытянутая шея, расслабленный мышцы и слегка опущенная голова говорит о спокойном шаге. Голова при этом плавно покачивается. Собранный шаг заставляет лошадь приподнимать выше ноги, «собирать» поясницу и округлять шею. Прибавленный шаг характеризуется большей размашистостью движений, вытянутой поясницей и поднятой головой.

Свободный шаг всегда начинает и завершает любую тренировку.

Чтобы оценить способности лошади опытному мастеру необходимо взглянуть на следы скакуна. Оценить расстояние переступа задних копыт за передние при прибавленном шаге. Самым пластичным и гибким считается конь, чей переступ равён отпечатку копыта.

Успех

Зарядный егерь , 1812 г.

Первая крупная работа Жерико « Заряженный егерь» , представленная в Парижском салоне 1812 года, показала влияние стиля Рубенса и интерес к изображению современных предметов. За этим юношеским успехом, амбициозным и монументальным, последовала смена направления: в течение следующих нескольких лет Жерико провел серию небольших исследований лошадей и кавалеристов.

Он выставил « Раненого кирасира» в Салоне в 1814 году, работа была более трудоемкой и менее хорошо принятой. Жерико в порыве разочарования поступил в армию и некоторое время служил в гарнизоне Версаля. В течение почти двух лет, последовавших за Салоном 1814 года, он также подвергся добровольному изучению построения и композиции фигур, при этом демонстрируя личное пристрастие к драме и выразительной силе.

Этюд головы юноши

Поездка во Флоренцию , Рим и Неаполь (1816–1817 гг.), Отчасти вызванная желанием сбежать от романтических отношений с тетей, вызвала восхищение Микеланджело . Сам Рим вдохновил на создание монументального полотна « Скачки лошадей Барбери» , произведения эпической композиции и абстрактной темы, обещавшего быть «совершенно бесподобным для своего времени». Однако Жерико так и не закончил картину и вернулся во Францию.

Сумасшедшие (1822)

Серия портретов душевнобольных, написанная Жерико незадолго до смерти, сегодня считается одной из вершин французской живописи XIX века. Эти портреты художник написал для доктора Жорже, директора одной из главных парижских психиатрических лечебниц. Всего Жерико создал десять портретов. В 1828 году их разделили поровну. Пять портретов были отосланы в Бретань некоему врачу по имени Марешаль, и с тех пор о них ничего не известно. А пять остались в Париже, у доктора Лашеза… Теперь эти портреты разбросаны по разным музеям. Каждый из них иллюстрирует определенную «мономанию» (одержимость). Жерико написал самых разных сумасшедших — страдающих клептоманией, страстью к азартным играм и прочими психическими расстройствами…

Сумасшедшая. Зависть (1822) Сумасшедший. Клептомания (1822) Сумасшедшая. Азарт (1822)

Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Их не предполагалось показывать широкой публике, и этим объясняется их искренность и безыскусная простота

Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит

Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым, и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии.

«То, что другие художники выражают только во взгляде персонажа, в картинах Жерико передано в самом методе изложения темы — от общего колорита до мельчайшего мазка», — комментирует серию «Сумасшедших» писатель Бернар Ноэль. Жерико проникновенно и сочувственно показывает душу каждого персонажа — душу мятущуюся, не знающую покоя… «Сумасшедшие» сыграют немаловажную роль в истории живописи: их отголоски можно будет найти в работах Делакруа и Сезанна, Курбе и Мане.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: