Салон Стайн
В галерею Стайн, обставленную антикварной флорентийской мебелью и завешанную до потолка картинами, стремились попасть самые знаменитые деятели искусства того времени. Салон стал Меккой для талантливых и прогрессивно мыслящих людей. «Это были блистательные сцены, и к тому же исторические. Во всех смыслах Лео и Гетруда Стайн открыли на Флёрюс, 27 первый музей современного искусства», — такую оценку галерее дал американский искусствовед Джеймс Роберт Меллоу.
В 1914 году жизненные пути Лео и Гертруды разошлись. Лео уехал в Италию, забрав с собой небольшую часть полотен из общей коллекции. После брат и сестра никогда не общались, а увиделись мимоходом лишь однажды после Первой мировой войны. По одной из версий, на их отношения могли повлиять как расхождения в художественных вкусах, так и неприятие партнёров друг друга. Ходили слухи, что Лео осуждал отношения Гертруды с американкой Алисой Токлас. Гертруде, в свою очередь, была не особенно симпатична возлюбленная Лео — натурщица Юджиния Озиас.
Гертруда Стайн за работой. (Pinterest)
Салон Стайн, впрочем, после отъезда Лео продолжал жить. Со временем фокус внимания Гертруды смещался в сторону литературы, и завсегдатаями на субботних встречах в её доме стали писатели Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Шервуд Андерсон, бывали в салоне поэты Эзра Паунд и Макс Жакоб. Именно Стайн стала автором термина потерянное поколение, прочно вошедшего в теорию литературы. «Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение», — пересказал её слова Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой», а затем вынес в эпиграф к роману «И восходит солнце».
Спутница Стайн Алиса Токлас, которая поселилась на Флёрюс и вела там хозяйство, во время субботних встреч, как правило, развлекала жён гостей, пока сама Стайн в соседней комнате вела светские беседы. К слову, не со всеми из посетителей салона у Стайн были простые отношения — например, с первой встречи ей не понравился Паунд, а изначальная дружба с Хемингуэем со временем переросла во вражду и вереницу едких замечаний в адрес друг друга. Зато особенно высоко она оценивала рассказы Андерсона. Он, по мнению Стайн, один из немногих мог совмещать в своих текстах ёмкость и живость.
Задний план
Отложив в сторону пессимистические темы « Голубого периода» , Пикассо в начале 1905 года начал новую, более оптимистическую фазу, которая теперь известна как «Период роз». В прошлом году Пикассо приехал в Париж из Барселоны, чтобы там поселиться. В это время Пикассо бедно жил в полуразрушенном здании художника на улице Равиньян, 13, известном как Le Bateau-Lavoir . Гертруда и ее брат Лео Стайн были коллекционерами произведений искусства и подружились с Пикассо позже, в 1905 году. Братья и сестры приобрели у художника три произведения периода Розы в период его жизни, когда Пикассо все еще находился в трудном положении, что сыграло важную роль в его финансовом положении. обстоятельства и возможный коммерческий успех. К концу 1906 года работы Пикассо покупал арт-дилер Амбруаз Воллар .
Гертруда Стайн была влиятельным коллекционером современного искусства. Она проводила еженедельные «салоны» в Париже, ставшие легендарными и собирающими писателей, художников, критиков и поэтов. Гертруда Стайн также была радикальным и влиятельным писателем. Ее портрет остался с ней во Франции, и она хранила его на протяжении обеих мировых войн до самой смерти.
Портрет Гертруды Стайн был завещан Музею современного искусства, когда она умерла 27 июля 1946 года. Портрет был возвращен в Метрополитен-музей для постоянной экспозиции.
Литературный успех
Сложные для понимания литературные произведения-эксперименты Стайн закономерно затрудняли её сотрудничество с издателями. Один из американских журналистов как-то спросил Стайн: «Почему вы не пишете так, как говорите?». На это она отшутилась: «Почему вы не читаете так, как я пишу?». Речь шла о многочисленных лексических повторах, каламбурах, пунктуационных и логических вольностях, которыми славилась Стайн.
Гертруда Стайн и Алиса Б. Токлас. (Pinterest)
Первым бестселлером стало квази-мемуарное произведение «Автобиография Алисы Б. Толкас», написанное Стайн как бы от имени своей спутницы. В свободном и остроумном стиле Стайн рассказала о парижской культурной жизни, своих отношениях с Алисой и многочисленных любопытных знакомствах. Книга вошла в историю литературы как один из важнейших текстов модернистской эпохи и, по оценкам издательства Modern Library, может считаться одним из 20 лучших англоязычных произведений 20-го века в категории нон-фикшн.
Слава Гетруды Стайн распространилась не только по Европе, но и в США. Впервые за 30 лет эмиграции Стайн вновь пересекла океан только в 1934 году вместе с Алисой. На Таймс-сквер в Нью-Йорке их встретил большой рекламный щит с надписью «Гертруда Стайн приехала», её именем запестрили заголовки американских газет. Несмотря на тёплый приём, после полугодичного путешествия женщины вернулись в Париж. Стайн оставалась верна своему обретённому дому — Европе — даже во время Второй мировой войны, несмотря на еврейское происхождение. Она умерла летом 1946 года в возрасте 72 лет и была похоронена в Париже, а Алиса — рядом с ней спустя 20 лет.
описание
Ж.-Д. Энгр: мсье Бертен , 1838, Лувр , Париж
Гертруда Стайн изображена на полупортрете , сидящей в кресле, указанном на заднем плане . Пикассо выбрал для своей модели позу мыслителя, которая напоминает женскую версию картины Monsieur Bertin , написанной Жаном-Огюстом-Домиником Энгром в 1838 году.
Руки иллюстрируют ее позу под темным, похожим на пальто предметом одежды: она кладет правое предплечье на бедро, левая рука, также подпертая, приподнимает плечо. Это создает замкнутую форму тела, изгиб которой повторяется в спинке, показанной на заднем плане. Цвет картины уменьшен в пользу традиционного , с помощью которого подчеркнуто лицо изображаемого, белый шарф, удерживаемый застежкой, и руки.
Лицо показывает профиль в три четверти. Подчеркнуты линии глаз, носа и верхней губы, придав лицу эффект резьбы; пустой взгляд глаз напоминает выражение древних скульптур. Тень, отбрасываемая шарфом, и линейно подчеркнутые руки подчеркивают эту форму, хотя и окрашенную более традиционно, и продолжают ее с намерением создать контраст между резким светлым центром лица, шарфом и руками и плохо очерченными , темное тело перед ним смутно предполагало фон.
задний план
Рельеф из Осуны, 1 век до н.э. Chr.
Начиная с зимы 1905/1906 года, после своего так называемого , Пикассо все чаще работал с формальными экспериментами. При этом он опирался на традиции, а также на новые творческие средства выражения, такие как те, что были показаны на выставке 1905 года Фовистами в Осеннем салоне в Париже. Помимо ретроспективы Ingres , осенний салон также представил десять работ Поля Сезанна , «подход, форма и цвет которых должны использоваться независимо, не в соответствии с природными явлениями, а исключительно в соответствии с законами живописи». , соответствовало собственным намерениям Пикассо. Он также получил импульс от иберийских произведений искусства, раскопанных в Осуне в Андалусии , которые Лувр в Париже демонстрировал с 1903 года и которые Пикассо признал элементарной и оригинальной формой выражения в их так называемых «примитивных» и «громоздких». формы.
Кубизм. Часть третья: Пикассо
А чем увлекались основатели кубизма Брак и Пикассо непосредственно перед его возникновением?
Пабло Руиз Пикассо (1881-1973)
Отец Пикассо Хосе Руиз, будучи сам художником, позаботился о развитии художественного таланта сына. Пабло оказался очень способным учеником и уже в 10 лет отец позволяет ему заканчивать собственные картины.
Когда Пабло было 13, Хосе Руиз, находясь под впечатлением от работ сына, отдал ему все свои инструменты и пообещал больше не притрагиваться к ним.
Благодаря своему таланту и поддержке со стороны родителей, Пикассо быстро и в совершенстве овладел традиционными художественными техниками, что обусловило успехи художника в последующих экспериментах. С 1901 года и до конца своей жизни Пикассо постоянно менял свой стиль, почти каждый из которых теперь ассоциируется с его именем.
К 1907 году – году возникновения кубизма – Пикассо успел пройти через два важных этапа своего творчества: «Голубой период» и «Розовый период». Название этих циклов картин происходит из цветовой гаммы, которую использовал художник.
На своих картинах этих периодов он придерживался достаточно реалистической манеры изображения фигур, а сюжеты, в лучших традициях символизма – загадочные и недосказанные.
Стиль картин голубого и розового периодов был весьма далек от кубизма.
Пабло Пикассо – Старый гитарист (1903)
Для «Розового периода» (1904 - 1906 гг.) характерны изображения акробатов, арлекинов и артистов других сортов. Сюжеты картин розового периода, равно как и основные цвета, становятся более жизнеутверждающими, хотя интерес Пикассо к маргиналам не проходит полностью и периодически художник возвращается к ним.
Пабло Пикассо – Семья акробатов (1905)
В первой половине 1906 года в Лувре проходит выставка иберийской скульптуры, найденной при раскопках в городе Осуна. Это событие сразу же находит свое отражение в творчестве Пикассо – в том же году он дописывает портрет Гертруды Стайн и пишет картину «Женщина с хлебами» и многие другие. Лица женщин в этих работах стилизованы под иберийскую скульптуру.
Иберийская скульптура – Дама из Эльче (найдена в раскопках 1897)
Пабло Пикассо – Портрет Гертруды Стайн (1906)
Пабло Пикассо – Женщина с хлебами (1906)
Пабло Пикассо – Две обнаженные (1906)
В 1907 году Пикассо посещает музей Дворец в Толедо и знакомится с африканской скульптурой (ранее в этом году он начинает работу над полотном «Авиньонские девицы» – “первой кубистической картиной”). Пикассо сразу же адаптирует африканский стиль к своей живописи.
Африканская скульптура – Маска Бабанги
Пабло Пикассо – Голова и плечи моряка (1907)
Африканская скульптура так сильно отразилась в творчестве Пикассо, что в некоторых источниках (например, в англоязычной википедии) 1907-1908 гг. относят к «Африканскому периоду», а кубизм отсчитывают с 1909 г.
Вот так развлекался наш герой в начале своей карьеры.
Описание
Вскоре после знакомства с Гертрудой в 1905 году Пикассо начал писать ее портрет. По словам Гертруды, процесс занял «восемьдесят или девяносто заседаний». Она вспомнила, как во время одной из сессий, когда зимой сеансы почти подходили к концу, Пикассо внезапно закрасил голову и раздраженно сказал: «Я больше не вижу вас, когда смотрю». В таком состоянии портрет оставался до следующей осени, когда Гертруда вернулась в Париж. Вернувшись из поездки в Испанию, Пикассо завершил работу над головой, даже не увидев Гертруду снова. Когда портрет был завершен, оба остались довольны законченной работой. Гертруда сказала о портрете: «Я была и до сих пор довольна своим портретом, для меня это я, и для меня это единственная репродукция меня, которая всегда есть я».
Картина Пикассо бросила вызов традиционным идеям портретной живописи, изображая объект как большую неповоротливую фигуру, которая тупо смотрит через изображение, а не на зрителя. Ее тело представляет собой круглую массу, она наклоняется вперед и тяжело опирается руками на колени. В отличие от работ Анри Матисса , Пикассо использует темные приглушенные оттенки коричневого и красного, а не яркие цвета, чтобы изобразить свой объект. Физические детали Гертруды не изображены реалистично, вместо этого Пикассо предпочитает изображать ее лицо как маску с экспериментальными геометрическими чертами. Это угловое искажение характерно для его более поздних кубистских работ и является заметным контрастом с округлым плоским изображением остальной части ее тела. Портрет Гертруды был изображен в примитивном стиле, возможно, вдохновленном интересом Пикассо к африканскому и иберийскому искусству. Целью этого было передать Гертруду такой, какой она была на самом деле, а не просто изобразить ее внешний вид.
Директор Музея современного искусства Альфред Х
Барр-младший прокомментировал важность перекраски головы в портрете Гертруды
прием
Лицо, подобное маске
Французский писатель Пьер Дэ , который знал Пикассо, упомянул возможный ключ к изменению образа в своем эссе « Портретная живопись в примитивизме и кубизме Пикассо» , опубликованном в 1996 году для выставки « Пикассо и портретная живопись: представление и трансформация» в Музее современного искусства. Йорк Черты лица на портрете Штейна. Гертруда Штейн предварительное завершение Пикассо портрета с выставки в Салоне Независимых запущен в марте 1906 года в связи , когда он там монументальная живопись радость по Анри Матисс видел , что приобрел камень. Пикассо, который встретил Матисса в салоне Штейна, возможно, почувствовал вызов старшего художника и в результате удалил классически совершенные черты лица Штейна в стиле Энгра. Летом того же года в Испании он увидел так называемую Мадонну Госоль, красочно раскрашенную скульптуру XII века с лицом, похожим на маску. Затем он провел исследования, моделью для которых была Фернанда Оливье. Вернувшись в Париж, он применил новые стилистические взгляды к маскоподобным чертам портрета, создав таким образом образ женщины авангарда с портретом Штейн.
На выставке 2010 года, Пикассо в Метрополитен-музее , в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, изменения лица в течение многих сессий были выявлены с помощью и других технических обследований Бедные художники в в то время для портрета использовался уже расписанный холст, на котором изображен пейзаж.
Выставки 2011/2012
По случаю 65-летия со дня смерти писателя — после первой выставки под названием The Steins Collect в мае / июне 2011 года в Музее современного искусства Сан-Франциско — в октябре 2011 года в Большом дворце в Париже открылась выставка, посвященная коллекционеры Гертруда, Лео, Майкл и посвятили себя Саре Стайн. До 16 января 2012 года в нем было представлено около 200 экспонатов под названиями « Матисс, Сезанн, Пикассо… L’aventure des Stein» , которые находились во владении семьи коллекционеров, в том числе портрет Пикассо Гертруды Стайн. Затем с февраля по июнь 2012 года выставка была передана в Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Картина Валлотона «Камень» была представлена на выставке « Увидев Гертруду Стайн: пять жизней» в Национальной портретной галерее в Вашингтоне с октября 2011 по начало 2012 года . Вместе с картиной писателя Фрэнсиса Пикабиа 1933 года и терракотовой скульптурой Джо Дэвидсона и фотографиями — например, Мана Рэя — она составляла часть художественной репрезентации под девизом « История 1: Изображая Гертруду» .
Другие изображения художников и писателей можно найти в разделе « .