Друзья-единомышленники
Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.
Другим главным событием в жизни этого периода стало знакомство с Базилем, который поразил его элегантностью, Сислеем, удивительно деликатным человеком, а также обаятельным Клодом Моне, ставшим лидером группы друзей. Собираясь в кафе «Клозери де Лиля», молодые таланты с юношеским максимализмом бесконечно спорили о новом Возрождении, участия в котором они желали. Позже к ним присоединился Камиль Писсарро.
Одним из камней преткновения было разногласие по поводу места работы. Ренуар был сторонником того, что учиться писать надо в музее, друзья предпочитали делать это на природе. В зрелом возрасте свои картины Пьер Ренуар в основном всегда будет создавать в мастерской (не любил работать на пленэре).
Происхождение и детство
Огюст Ренуар родом из Лиможа, французского города мастерских и фабрик. Родился 25 февраля 1841 года в многодетной семье портного (Огюст стал шестым ребёнком, всего у родителей будет семь детей). Спустя несколько лет в Лиможе начались волнения рабочих, и Ренуары переехали в Париж.
В столице было больше возможностей, к тому же у Огюста проявились дарования. Пение в церковном хоре выявило незаурядный голос – родителей убеждали, что сын должен учиться музыке. Необходимость зарабатывать и замечаемые близкими художественные наклонности заставили устроить подростка в фарфоровую мастерскую. Здесь он освоил профессию художника-оформителя и расписывал фарфор в мастерской Леви. Но ему этого было мало. После работы, по воспоминаниям младшего брата Эдмона, Огюст посещал бесплатные уроки рисования и быстро прогрессировал.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(512)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(430)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(515)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(472)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(888)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(483)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(424)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(545)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(741)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(473)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Плоды трудолюбия
Четыре года Ренуар расписывал фарфор. Затем прогресс привёл к тому, что художники стали не нужны – их заменила печатная машина. Он начал расписывать дамские веера и ткани. Всё это время усердно копились средства, и к 21 году Огюст смог наконец приступить к желаемому – в 1862 году поступил в парижскую школу изящных искусств. Здесь его главным учителем стал Шарль Глейр, к которому Ренуар ходил на уроки рисования обнажённой натуры. В это время определилась его любовь к сочным краскам, а чувственное отношение к искусству выделяло Огюста из студентов – Ренуар картины писал, как он сам признавал, для собственного удовольствия.
Первые шедевры
Произведение под названием «Лиза» (1867) стало первой значительной работой живописца. Лиза – подружка художника, её портрет Ренуар написал в полный рост на большом холсте (полотна такого размера обычно применялись для портретов королевских особ). Выставленная в 1868-м картина была принята благосклонно. О молодом художнике начали говорить.
Потом появился «Лягушатник» – Ренуар жил с Моне на берегу реки, её виды с людьми стали темой их картин (у каждого по три). Стили молодых художников в этих работах почти не отличаются: люди на берегу, купальщики, лодки, а вокруг сверкание воды. В этом и была задача – создать картины-сиюминутный взгляд. Важные шаги на пути рождения нового течения, определение которого появится только через пять лет.
Сделав свет главным элементом стиля живописи, Ренуар основное внимание обращает на человеческие фигуры – в этом направлении и предпочитает работать
В чем ценность «Качелей» Фрагонара
Не стоит относится к «Качелям», как к чему-то однозначно декоративному. Хотя я сама ещё пару лет назад фыркала при виде работ в стиле рококо, считая их пустыми и не стоящими моего внимания.
Все важно воспринимать в контексте. И «Качели» – это живописный отклик на нравы французского общества 18 века
А значит картина может быть любопытна как минимум в качестве свидетеля того, что творилось в умах тогдашней аристократии.
Мы их можем осуждать за поверхностность их интересов. За чрезмерную зацикленность на флирте. На избыточном украшательстве.
А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы – не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».
Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара
Казалось бы, картина полна праздности и легкомыслия. Но меня, честно говоря, смущает сад, в котором происходят события. Старое, узловатое дерево с очень кривыми и даже уродливыми ветвями скорее напоминают какие-то трещины.
Жан-Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г. Собрание Уоллеса, Лондон
Зелень так сильно клубится, как будто все происходит в непроходимой чащобе, а не в саду. Деревья создают такую густую крону, что «внутри» картины очень темно, не считая просвета посередине, в который и «угодила» барышня на качелях.
Почему Фрагонар выбирает такую обстановку? Почему бы не изобразить классический французский сад с постриженными деревьями, где все освещено солнцем?
Дикий лес у учителя Фрагонара, Франсуа Буше, и то выглядит более ухожено, чем этот парк.
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
Как будто Фрагонар пытается сбить чрезмерную слащавость. Сделать картину значащей нечто большее, чем просто декоративная работа для услады глаз.
Возможно, Фрагонар понимал, что такое поведение, как бы оно ни приветствовалось обществом, на самом деле не делает никого счастливым. И даже уже сейчас, намереваясь «наставить рога» супругу, девица сгущает вокруг себя тучи. Темнота надвигается на всех троих.
Недаром же «Качели» стали культовой работой. Именно ее чаще всего вспоминают, когда речь заходит о рококо. Видимо за счёт того, что она не так поверхностна, как большинство работ посредственных мастеров.
Выставки импрессионистов
Завтрак гребцов 1880—1881 г.
Весной 1874 года в фотоателье Надара импрессионисты впервые организовали показ своих произведений. Толпы зрителей, привлечённые шумихой, в основном критиковали художников и их работы. В обществе даже поднялся бунт против нового слова в живописи. Ренуар выставил семь картин. Одну из них, под названием «Ложа», удалось продать. В следующем году художники устраивают аукцион, целью которого становится реализация картин с Первой выставки. Но их снова ожидает провал.
В 1876 году
Вторая выставка. Она прошла более спокойно, но новое течение пока не принималось. Работы Ренуара уже в числе центральных.
В 1877-м
Третья выставка, важнейшая, так как впервые получила официальное название «Выставка импрессионистов». На ней Ренуар выставил уже 20 картин, о которых друзья-художники отзывались очень положительно, назвав, к примеру, его «Бал» настоящей исторической живописью. Ведь современность, история собственной эпохи, свидетелями которой являются ныне живущие, так важны для потомков. Но критики не успокаивались, картины не покупались.
В 1878 году
Ренуар выставил картину «Чашка горячего шоколада», по собственному признанию, написанную в угоду публике, ради того, чтобы, наконец, заработать. Создавая её, художник всё ещё верен своим идеалам, но картина находит своих зрителей.
В 1879-м
нарядная картина «Мадам Шарпантье и её дети» была даже принята в официальный Салон (помогли связи портретируемой). Это был успех, который обещал новые заказы и материальное благополучие. С этого времени Ренуар больше не принимает участие в выставках импрессионистов – надо было на что-то жить. В отношениях с некоторыми старыми друзьями появилась скованность, возникшая в результате разных мировоззрений – кто-то был закостенелым анархистом, кто-то убеждённым социалистом, кто-то слишком агрессивен.
Личная жизнь на фоне творчества
Девушку своей мечты, образ которой вырисовывался задолго до знакомства с ней, Огюст увидел впервые в начале 1880-х. Алин Шариго жила неподалёку, зарабатывала шитьём. В ней молодой художник нашёл чуткость и уважение к своему делу, спокойствие и доброту. В марте 1885-го родился первенец – сын Пьер. Ренуар оплатил труд доктора, собственноручно расписав его квартиру – после посещения Италии в художественной душе Ренуара поселилась ностальгия по декоративной росписи.
Но творчество этого периода не приносило полной удовлетворённости. Иногда художнику казалось, что он ничего не умеет, что приводило даже к вспышкам гнева и уничтожению работ. На помощь пришёл Энгр, которого в молодости Ренуара презирали все импрессионисты. Начался так называемый энгровский период жизни. Рисунок стал жёстче, линии чётче, цвет локальнее, вибрации света и тени остались в прошлом.
Семья поселилась в деревне Эссуа, прелести которой по-настоящему полюбились художнику, даже в Париж какое-то время он возвращался неохотно. В начале 1890-х Ренуары снова в столице, они въехали в «Замок туманов», расположенный высоко на холме. В этом 3-этажном доме, на чердаке которого была обустроена мастерская, в 1894 году родился второй сын, Жан. Вызвали из деревни на подмогу Габриэль, сестру Алин. Впоследствии она стала моделью для многих картин художника.
В 1900 году живописец стал кавалером ордена Почётного легиона.
В 1901-м родился Клод, третий сын. Теперь он «позировал» вместо подросшего Жана.
В 1911 году присвоено звание офицера Почётного легиона. Выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, выделение целого зала для его работ в Салоне – настоящий триумф мастера.
Самые знаменитые картины Ренуара
Богатое наследие Огюста Ренуара, около полутора тысяч произведений, рассредоточено по музеям и частным коллекциям по всему миру. Любимые жанры мастера: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены и обнажённая натура. К их созданию приступал всегда с манящей страстью, ощущая себя «пробкой, несущейся по волнам» и отдаваясь их воле.
Наиболее известны картины Ренуара с названиями:
- «Лягушатник» (1869);
- «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876);
- «Качели» (1876);
- «Обнажённая» (1876);
- «Завтрак гребцов» (1880-1881);
- «Две сестры» (1883);
- «Танец в Буживале» (1883);
- «Зонтики» (1886);
- «Большие купальщицы» (1884-1887);
- «Девушки за фортепиано» (1892);
- «Купальщицы» (1918-1919) .
Художник прожил долгую жизнь. Ему повезло стать свидетелем и участником рождения импрессионизма, он знал Матисса и его «диких», видел Пикассо и появление кубизма. Но на всю жизнь остался таким же чистым и светлым, каким пришёл в этот мир, не растерявшим уверенность, что картины должны дарить только радость.
Незамысловатый сюжет «Качелей»
Прекрасную, сладкую девицу раскачивает пожилой супруг. А юный, розовощекий поклонник в экстазе сидит в кусте шиповника. Ведь ему открывается столь пикантный вид.
Дама не возражает, наоборот, ещё выше вскидывает свою ножку, что аж туфелька полетела в неизвестном направлении.
А муж тем временем даже и не подозревает о том, что супруга уже в мыслях ему изменяет. И ведёт себя явно не как добродетельная особа.
И куда же здесь без поддержки античных богов. Ведь в Древнем Риме нравы были и похлеще.
Напротив барышни – статуя Фальконе «Грозящий Амур». Одной рукой он показывает жест то ли «Ай-ай-ай», то ли «Тсс». Но правой рукой он тянется к стрелам в колчане. Намереваясь выстрелить в уже намеченную жертву.
Судьба «Качелей» Фрагонара
Эпоха Рококо схлопнется в одно мгновение под натиском революции с совершенно иными запросами к искусству. И таким, как Фрагонар придётся туго. Он умрет в нищете, всеми забытый.
А его «Качели» будут висеть то в одной частной коллекции, то в другой. И лишь в 1900 году публика увидит их в галерее в Лондоне, в «Собрании Уоллеса».
К тому времени революция будет далеко позади. И картина весьма кстати впишется в родственную эпоху Модерна. Помните, это многочисленные цветочки, завитушки и миловидные девицы?
Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция
Ещё один виток слащавости и декоративности перед очередным потрясением. Модерн тоже быстро сгинет под натиском мировых войн XX века.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Роль семьи
Чтобы достичь предсказанного блестящего будущего, надо было учиться, для чего сначала накопить достаточно денег. Всей семье пришлось потуже затянуть пояса. Огюст отчётливо понимал, чем он обязан родным, он всегда искренне любил мать, отца, сестёр и братьев. Вообще семья, из которой он вышел, стала для него образцом по жизни – много лет спустя ему удастся создать свою дружную семью. Ему нравилось, что родители были простыми людьми и научили его уважать ремесло и красоту. Много позже, уже состоявшись как художник, он говорил, что ему повезло родиться в семье тружеников, а не интеллектуалов. Иначе его взгляд на вещи и искусство не был бы таким естественным, а руки такими ловкими.
Полоса успеха
Зонтики 1881—1886 г.
В 1881 году Ренуар отправляется в своё первое путешествие – он удачно продал несколько картин. Алжир, Венеция, Рим, Неаполь, Палермо околдовали молодого художника и напитали его эмоциями, впечатлениями и красками.
Он выставляется в Салоне в Группе независимых художников. Теперь его представляет агент Дюран-Рюэль, он же в 1883 году организует персональную выставку. Зимой Ренуар путешествует с Моне, отправившись в Геную, с ним же посещает Сезанна в Провансе – с этого времени живописец летом и зимой выезжает из Парижа, бывает в Нормандии, Бургундии, Бретани и везде пишет-пишет. По собственному желанию, по заказам богачей – осторожные шаги к признанию публикой, ведь склонности к собственной переоценки у Ренуара никогда не было. Агент организует выставки в Лондоне и Брюсселе, везде художника встречают благосклонно и даже восторженно.
Последние годы
Танец в городе 1883 г.
Ренуар всю жизнь часто болел простудами. В 1888 году невралгия парализовала часть лица – пришлось долго лечиться. В 1897-м он катался в дождь на велосипеде, последовав примеру своих молодых коллег, которые к Ренуарам часто приезжали на велосипедах, и неудачно упал – перелом правой руки стал настоящим несчастьем. Пришлось учиться писать левой, к счастью, во всём помогали Алин и Габриэль. Но падение всё-таки принесло роковые перемены – выявился артрит, сопровождаемый постоянными болями и угрозами неподвижностью. Но Огюст Ренуар, человек хрупкий физически и невероятно сильный духом, жаждал жизни и творчества. Семья боролась – Алин вывозила знаменитого мужа на целебные воды Германии, Франции, на Средиземноморье, пытаясь найти подходящий ему климат. В конце концов купили виллу Колетт на юге Франции (в тех местах сегодня вилла Пьера Кордена), куда часто приезжали друзья. А мастер был прикован к креслу и не переставал работать.
На Первую мировую в 1914-м ушли старшие сыновья Пьер и Жан. Через год умерла Алин. Оба сына были ранены, но вернулись живыми.
С каждым днём работать было всё труднее. До последних минут своей жизни он писал. Умер 2 декабря 1919 года, закончив натюрморт с анемонами и даже, говорят, успев распорядиться относительно его размещения.