Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). 1885
Крамской И.Н.Холст, масло113 х 94
Русский музей
Пост. в 1897 из ИАХ, Санкт-Петербург
Аннотация
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) — философ, поэт, публицист и литературный критик, сын выдающегося историка С. М. Соловьева. Его учение об универсуме как «всеединстве», объединившее христианскую традицию с западноевропейским идеализмом XIX века, дало толчок к возникновению и развитию целой философской школы (Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и другие), а стихи и критические эссе способствовали развитию литературного символизма. Вел преподавательскую деятельность в Петербургском университете, а также в других учебных заведениях столицы.
Биография автора
Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.
Жизнь и работа
Он родился в Москве ; сын историка Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879), брат исторического романиста Всеволода Соловьева (1849–1903) и поэтессы Поликсены Соловьевой (1867-1924). Его мать Поликсена Владимировна принадлежала к семье польского происхождения, среди предков которой был мыслитель Григорий Сковорода (1722–1794).
В подростковом возрасте Соловьев отрекся от восточного православия из- за нигилизма , но позже его неодобрение позитивизма привело к тому, что он начал выражать взгляды, соответствующие взглядам Православной церкви. Соловьев учился в Московском университете, а его профессором философии был Памфил Юркевич .
В своем Кризис западной философии: Против позитивистов , Соловьёв дискредитировал отказ от позитивистов Аристотеля «s эссенциализма или философского реализма . В « Против позитивистов» он занял позицию интуитивного ноэтического понимания или прозрения . Он считал сознание целостным (см. Русский термин « соборность» ), требующим интуитивного подтверждения как феномена (подтвержденного дианонией), так и ноумена . Позитивизм, согласно Соловьеву, подтверждает только феномен объекта, отрицая интуитивную реальность, которую люди воспринимают как часть своего сознания. Поскольку основная философия Соловьева основана на идее, что сущность объекта (см. Эссенциализм ) может быть подтверждена только интуицией, и что сознание как единое органическое целое создается частично разумом или логикой, но в полноте (недуалистической) интуицией . Соловьев частично пытался примирить дуализм (субъект-объект), обнаруженный в немецком идеализме .
В. Соловьев, С. Трубецкой, Н. Грот, Л. Лопатин, 1893 г.
Владимир Соловьев стал другом и доверенным лицом Федора Достоевского (1821–1881). В отличие от своего друга Соловьев симпатизировал Римско-католической церкви . Он выступал за исцеление раскола ( экуменизма , соборности ) между Православной и Римско-католической церквями. Из работы Соловьева ясно, что он признал первенство папы над Вселенской церковью, но в настоящее время недостаточно доказательств, подтверждающих утверждение, что он когда-либо официально принимал католицизм.
Как активный член Общества содействия культуре евреев России , он говорил на иврите и боролся за примирение иудаизма и христианства. В политическом плане он прославился как ведущий защитник гражданских прав евреев в царской России 1880-х годов. Соловьев также отстаивал свое дело на международном уровне и опубликовал письмо в The London Times, в котором умолял о международной поддержке его борьбы. Еврейская энциклопедия описывает его как «друг евреев» и гласит , что «Даже на смертном одре он , как говорят, молился за еврейский народ».
Попытки Соловьева наметить курс развития цивилизации в направлении христианского экуменизма Восток-Запад вызвали нарастающее предубеждение против азиатских культур, которые он первоначально изучал с большим интересом. Он отверг буддийскую концепцию нирваны как пессимистическое нигилистическое «ничто», которое противоречит спасению, не лучше, чем гностический дуализм. Последние годы жизни Соловьев был одержим страхом перед « желтой опасностью », предупреждая, что вскоре азиатские народы, особенно китайцы, вторгнутся в Россию и разрушат ее. Далее Соловьев развил свой апокалиптический рассказ «Повесть об антихристе», опубликованный в газете « Неделя » 27 февраля 1900 года, в котором Китай и Япония объединяют свои силы для завоевания России. Его стихотворение « Панмонголизм» 1894 года, начальные строки которого служат эпиграфом к рассказу, было широко расценено как предсказание грядущей русско-японской войны.
Соловьев никогда не был женат и не имел детей, но он стремился к идеализированным отношениям, увековеченным в его духовной любовной поэзии, в том числе с двумя женщинами по имени София. Он отверг попытки мистической Анны Шмидт, которая утверждала, что является его божественным партнером. В последние годы жизни Соловьев стал вегетарианцем, но иногда ел рыбу. Он часто месяцами жил один без слуги и работал до ночи.
Софиология
Соловьев составил философию, основанную на эллинистической философии (см. Платон , Аристотель и Плотин ) и раннехристианской традиции с элементами буддизма и еврейской каббалы ( Филон Александрийский ). Он также изучал гностицизм и работы гностика Валентина . Его религиозная философия была синкретичной и объединила философские элементы различных религиозных традиций с православным христианством и его собственным опытом Софии .
Соловьев описал свои встречи с сущностью Софией в своих произведениях, таких как « Три встречи» и « Лекции о божественности» . Его слияние было вызвано желанием примирить и / или объединить с православным христианством различные традиции, основанные на концепции соборности русских славянофилов . Его русская религиозная философия оказала очень сильное влияние на движения русского символизма того времени. Его учение о Софии, задуманное как милосердная объединяющая женская мудрость Бога, сравнимая с еврейской Шекиной или различными традициями богини, Русская Православная Церковь Заграницей сочла ересью , а Московский Патриархат — необоснованной и неортодоксальной .
Работает
- Переводы на английский
- Неопалимая Купина: сочинения о евреях и иудаизме , составленные в 2016 году издательством Lindisfarne Books, ISBN 0-940262-73-8 ISBN 978-0-940262-73-7
- Философские принципы целостного знания (1877 г.)
- Критика абстрактных принципов (1877–80)
- Лекции о Божественном человечестве (1877–91)
- Русская идея , 1888. Перевод опубликован в 2015 году независимой издательской платформой CreateSpace, ISBN 1508510075 ISBN 978-1508510079
- История Антихриста (роман), 1900. Перепечатано в 2012 году издательством Kassock Bros. Publishing Co., ISBN 1475136838 ISBN 978-1475136838
- Владимир Соловьев; перевод с русского Ричарда Гилла с введением Янко Лаврина и заключительной главой Джудит Корнблатт (2004). Трансформации Эроса: Одиссея от платонического к христианскому Эросу (Жизненная драма Платона) . Grailstone Press . ISBN 1-59650-001-8. 103 страницы
Соборность
Владимир Соловьев — Николай Ярошенко , 1892 г.
Соловьев стремился создать философию, которая могла бы через его систему логики или разума согласовать все совокупности знаний или дисциплин мысли и объединить все противоречивые концепции в единую систему. Центральным компонентом этого полного философского примирения была русская славянофильская концепция соборности (органический или спонтанный порядок через интеграцию, родственный русскому слову «католический»)
Соловьев стремился найти и обосновать точки соприкосновения или точки соприкосновения конфликтов, и, сосредоточив внимание на этой общей основе, установить абсолютное единство и / или целостное слияние противоположных идей и / или народов.
Профессор Джозеф Папен в своей работе «Доктрина де Боно Perfecto, Eiusque Systemate NO Losskij Personalistico Applicatio» (Лейден: EJ Brill, 1946) дает представление о мыслях Владимира Соловьева. После обучения в Университете Нотр-Дам Папен основал Теологический институт в Университете Вилланова. Он редактировал публикации первых шести симпозиумов Теологического института (1968–1974). Идея соборности была видна в VI томе: Церковь и человеческое общество на пороге третьего тысячелетия (Villanova University Press, 1974). Его собственный глубокий научный труд был озаглавлен: «От соборности и соборности к церковному единству». В томе V симпозиумов Папин опубликовал глубокое исследование Соловьева в связи с будущим развитием христианства, сообщества любви: «Эсхатон в видении русского Ньюмана (Соловьева)» в книге «Эсхатон: сообщество любви». (под ред. Джозефа Папина, том V, издательство Виллановского университета, 1971, стр. 1–55). Декан Гарвардской школы богословия Кристер Стендаль высоко оценил Папена за его усилия по преодолению разногласий, разделяющих христиан: «Меня радует, что вы будете удостоены чести в то время, когда закончили четверть века обучения всех нас. Ваш видение и ваше упорное стремление к истинно католическому, то есть экуменическому будущему церкви и богословия, были одной из сил, которые прорвали искусственные стены раздела … «. [Трансцендентность и имманентность, Реконструкция в свете процессного мышления, Том I, изд. Джозеф Арменти, St Meinrad: Abbey Press, 1972, стр. 5). Во время своей смерти президент США Рональд Рейган вместе с теологами, философами, поэтами и высокопоставленными лицами со всего мира написал доктору Джозефу Арменти, восхваляя жизнь и деятельность преподобного Джозефа Папина. См .: «Президент Рейган возглавил международное почтение о. Папин в Мемориале », JEDNOTA, 1983, стр. 8).
использованная литература
Процитированные работы
- Карлсон, Мария (1996). «Гностические элементы в космогонии Владимира Соловьева». В Корнблатте, Джудит Дойч; Густафсон, Ричард Ф. (ред.). Русская религиозная мысль . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press . С. 49–67. ISBN 978-0-299-15134-8.
- Чоран, Самуэль (1977). Владимир Соловьев и рыцарство Богородицы Софии . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье .
- Дам, Гельмут (1975). Владимир Соловьев и Макс Шелер: попытка сравнительной интерпретации . Советика. 34 . Перевод Райт, Кэтлин. Дордрехт, Нидерланды: Springer . ISBN 978-90-277-0507-5.
- Джейкобс, Алан (2001). «Бахтин и герменевтика любви». В Felch, Susan M .; Контино, Пол Дж. (Ред.). Бахтин и религия . Переосмысление теории. Эванстон, Иллинойс: издательство Северо-Западного университета . С. 25–46. ISBN 978-0-8101-1825-6.
- Корнблатт, Джудит Дойч (2009). . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-7479-8.
- Косталевский, Марина (1997). Достоевский и Соловьев: Искусство целостного видения . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-06096-6.
- Лосский, Н.О. (1951). История русской философии . Нью-Йорк: Издательство международных университетов (опубликовано в 1970 г.). ISBN 978-0-8236-8074-0.
- Милош, Чеслав (1990). Вступление. Война, прогресс и конец истории: три разговора, в том числе краткий рассказ об Антихристе . Соловьев Владимир. Хадсон, Нью-Йорк: Lindisfarne Press . ISBN 978-1-58420-212-7.
- Пауэлл, Роберт (2007) . Учение Софии: появление божественного женского начала в наше время . Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Lindisfarne Books. ISBN 978-1-58420-048-2.
- Соловьев, Владимир (2008). Яким, Борис (ред.). Религиозная поэзия Владимира Соловьева . Перевод Якима, Бориса; Магнус, Лори. Сан-Рафаэль, Калифорния: Semantron Press . ISBN 978-1-59731-279-0.
Влиять
Широко распространено мнение, что Соловьев был одним из источников персонажей Достоевского Алеши Карамазова и Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» . По мнению Янко Лаврина , Соловьев не оставил ни одного произведения, которое можно было бы считать эпохальным вкладом в философию как таковую. И все же его произведения оказали одно из самых стимулирующих влияний на религиозно-философскую мысль его страны. Влияние Соловьева можно также увидеть в трудах писателей- символистов и неоидеалистов поздней русской советской эпохи. Его книга Смысл любви можно рассматривать как одно из философских источников Льва Толстого «s Крейцеровой сонаты (1889 г.). Это была также работа, в которой он ввел понятие «сизигия» для обозначения «тесного союза». Еще одно наследия Соловьева можно найти в симфоническом — метал группы Therion в 2018 году тройного альбома , Возлюбленный Антихрист .
дальнейшее чтение
- дю Кенуа, Поль . «Владимир Соловьев в Египте: истоки« Божественной Софии »в русской религиозной философии», Революционная Россия , 23: 2, декабрь 2010 г.
- Финлан, Стивен. «Комедия обожествления у Соловьева», « Обожение: обожествление в христианском богословии» (Евгений, Ор .: Wipf & Stock, 2006), стр. 168–183.
- Гроберг, Кристи. «Владимир Сергеевич Соловьев: библиография», Ежегодник новогреческих исследований , том 14–15, 1998.
- Корнблатт, Джудит Дойч. «Владимир Сергеевич Соловьев», Литературно-библиографический словарь, т. 295 (2004), с. 377–386.
- Мровчинский-Ван Аллен, Артур. Между иконой и идолом. Человек и современное состояние в русской литературе и мысли — Чаадаев, Соловьев, Гроссман (Cascade Books, / Theopolitical Visions /, Eugene, Or., 2013).
- Немет, Томас. Ранний Соловьев и его поиски метафизики. Springer, 2014. ISBN 978-3-319-01347-3 ; ISBN 978-3-319-01348-0
- Стремоухов, Дмитрий Н. Владимир Соловьев и его мессианская работа (Париж, 1935; английский перевод: Бельмонт, Массачусетс: Нордланд, 1980).
- Саттон, Джонатан. Религиозная философия Владимира Соловьева: к переоценке (Бейзингсток, Великобритания: Macmillan , 1988).
- Зернов, Николай . Три русских пророка (Лондон: SCM Press , 1944).