«Золотой век» екатерининской эпохи
Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:
1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:
- привилегии для дворян, укрепление их власти;
- ужесточение крепостнического строя;
- создание системы учебных заведений с едиными планами;
- развитие местного самоуправления в городах;
- разветвление системы судов.
2. Внешняя политика:
- победное завершение двух русско-турецких войн;
- победа над шведами;
- получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) — 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;
- укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;
- улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.
Смотреть галерею
Исторический портрет Екатерины 2 невозможно подвести под конкретный стереотип: для одних она – мудрая правительница, для других – тиран, но в итоге значимость ее фигуры для событий мировой истории неоспорима.
О художнике
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735?-1808) – русский художник-портретист. Произведений другого жанра у него почти нет.О нём очень мало известно в истории отечественной живописи.Родился в тридцатых годах XVIII в. в селе Воронцово, которое сейчас входит в территорию Москвы, в семье крепостных. Начальное художественное образование получил под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, его талант был замечен, и в 1760 г. по распоряжению И. И. Шувалова он был взят в Академию художеств в Петербурге.Удостоен звания академика (1765 г.) «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». Карьера художника в столице складывалась как будто удачно, но по неизвестной причине он вдруг уезжает в Москву, где остаётся до конца своей жизни.Творчество Рокотова характеризуется постепенным переходом от рококо к классицизму.Рассмотрим эти стили в живописи
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Идейная основа стиля – вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.Стиль рококо возник во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др
Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.Рокотов первым из русских художников своего времени обратился к духовному миру человека.Он не любил писать автопортреты, поэтому мы не можем представить его внешнего облика. Почти ничего не знаем о его личной жизни. Известно, что он был популярен как художник в Петербурге: Екатерина II, вступая на престол, поручила ему в 1763 г. написать свой портрет, позировала ему в Петергофе.
Последние годы
Так и не обзаведясь собственной семьёй, живописец взял на себя заботы о своих племянниках, поселив их в своём доме, дав образование и средства. Благодаря дяде они сделали военную карьеру. Жили у художника и ученики, при помощи которых Рокотову все годы удавалось довольно продуктивно работать. Сохранились свидетельства, что каждый портрет он писал с натуры не менее месяца, однако число картин с приписываемым художнику авторством исчисляется тысячами. Вероятно, значительную часть работы по многим портретам выполняли ученики.
Умер художник 24 декабря 1808 года. Сменилась эпоха, иные деятели будут влиять на историю России, писать их станут другие живописцы. Но именно Фёдор Рокотов сохранил для потомков образы тех, кто был у власти во времена Катерины II.
В Москве
Портрет А.П. Струйской 1772 г.
Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.
Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.
Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:
- литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
- особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
- масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.
До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.
«Был занят и знаменит»
Коронационный портрет Екатерины II 1763 г.
С начала 1760-х молодой Рокотов – художник нарасхват, не успевающий выполнять заказы. Григорий и Иван Орловы, Иван Шувалов, придворные дамы и господа довольны примерами его работ и спешат позировать живописцу. По воспоминаниям Якоба Штелина, сотрудника Академии художеств, знаменитость молодого мастера заставляла заказчиков выстраиваться в очередь, а его занятость не позволяла справляться с заказами в одиночку – в работе над подготовкой холстов и фоном он прибегал к помощи студентов.
Портретируемые, согласно принятым тогда правилам, принимали официальные позы и придавали своим лицам сдержанное выражение. Художник тем не менее старался сделать их более живыми, отразить настроение заказчиков и особенности характера
Лицам уделялось главное внимание, наряды были второстепенной задачей, фон художника заботил менее всего
Самые известные картины Рокотова
После смерти живописца о нём быстро забыли. Затерялась и могила художника. Прошло почти сто лет, как общество вновь заговорило о крупнейшем портретисте Екатерининской эпохи – инициатором стал Сергей Дягилев, знаменитый деятель искусств конца XIX – начала ХХ века.
Искусствоведы тщательно изучают произведения, приписываемые Рокотову, сравнивают их с теми, авторство которых уже доказано.
На сегодня самые знаменитые работы это:
- «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757) – возможно, автопортрет художника;
- «Портрет великого князя Петра Фёдоровича» (1758);
- «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761);
- «Коронационный портрет Екатерины II» (1763);
- «Портрет графа Г.Г. Орлова в латах» (1763);
- «Портрет Алексея Бобринского» (1763);
- «Портрет А.П. Струйской» (1772);
- «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770-е годы);
- «Портрет неизвестного в треуголке» (1770-е);
- «Портрет княгини Е.Н. Орловой» (1779);
- «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти» (1785);
- «Портрет П.Н. Ланской» (1790-е).
Тогда, в начале ХХ века, «полузабытый русский мастер» Фёдор Рокотов считался безнадёжно устаревшим и неинтересным. Но его манера объединять контуры и смыслы под вуалью тающей зыбкости на волне импрессионизма оказалась гармоничной, она вдруг запела в унисон с манерой Моне, Ренуара…
Сегодня работы Рокотова – это художественные ценности, представляющие интерес не только как шедевры изобразительного искусства, но и неподдельный исторический.
Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века
Биография художника Федора Павловича Решетникова
Диего Веласкес — художник реалист эпохи барокко
Ф. Рокотов. Портрет В.И. Майкова
Ф. Рокотов. Портрет поэта В. Майкова (1770-е годы). 47×60 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
По объективности и психологической точности этот портрет является одним из лучших творений художника.Что мы знаем о человеке, изображённом на портрете?Поэт, масон, был близок к либеральным московским кругам, дружил со знаменитым русским просветителем Н. И. Новиковым; вместе с тем, Майков был крупным чиновником: занимал посты товарища московского губернатора, прокурора военной коллегии. Либерализм и мистицизм свободно уживались в нём с реакционностью и административной деятельностью.Он почти не получил образования, но самоучкой добился некоторой образованности. Имел незаурядный поэтический талант, стал одним из выдающихся московских поэтов. Его творчество было разнообразным, но непоследовательным: высокопарные оды совмещались с грубоватыми «простонародными» баснями; «духовные стихотворения» – с полной солёного юмора «ирои-комической» поэмой «Елисей, или Раздраженный Вакх».Майкова современники считали человеком властным, своенравным и жестоким, но не лишённым таланта и ума.Именно эта сложность характера привлекала Рокотова, которому не чужд был психологический анализ.Художник изображает Майкова в спокойной естественной позе. Никакой торжественности и парадности в портрете не присутствует – Майкова не украшают ордена и ленты, которые в действительности у него были. Рокотова больше всего интересует лицо изображаемого им человека, через которое он передаёт его характер: голова слегка закинута назад, выражая высокомерную и надменную презрительность. Губы чуть улыбаются, но щёки не по возрасту обрюзгли, хотя Майкову в этот момент было всего 37 лет. Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита. Но высокий, открытый лоб и пристальный, немного насмешливый взгляд, в котором очевидны острый ум и твердая воля, говорят о внутренней силе и значительности, присущей этому человеку. Люди высшего света боялись его самого и его острословия и цинизма, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них некоторые боялись выйти в свет.Майков на портрете Рокотова изображён таким, каким он был в реальной жизни, здесь нет ни сатиры, ни идеализации. Это реалистический портрет.
Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772)
Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На полотне изображена юная женщина, полная пленительной грации. Тонкий овал лица, летящие брови, лёгкий румянец и задумчивый отсутствующий взгляд. В её глазах светятся гордость, душевная чистота, она полна человеческого достоинства
Детали портрета (одежда, украшения) довольно скупы, но именно поэтому всё внимание притягивает её лицо.Портрет написан переливами цвета и света. Тени переходят в свет, но световые переливы не ощутимы на глаз и поэтому создают легкую дымку
Александра Струйская как бы выходит из тумана, в котором, может быть, сокрыта какая-то тайна, которую хотели видеть в портрете многие поколения зрителей.Что было известно художнику об этой женщине?Александра Петровна Струйская (в девичестве Озерова) – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского, его портрет Рокотов написал тоже в 1772 г. Ей только 18 лет, она первый год замужем.Существует мнение, что Рокотов был влюблен в Струйскую. Впрочем, это могла быть просто красивая легенда, потому что в биографии художника так мало известных фактов (в том числе неизвестно, был ли он вообще женат), что фантазировать можно бесконечно. Да и образ Струйской способствует этой легенде – вряд ли мужское сердце могло устоять перед такой загадочной красотой.Муж Александры Струйской был поэтом и посвятил своей жене огромное количество стихов. В стихах он называл её Сапфирой, а стихи эти – сплошное объяснение в любви:
Почтить твои красы, как смертный, я немею,Теряюсь я в тебе… тобой я пламенею.
(Н. Струйский «Элегия к Сапфире»)
С портретом Струйской связаны стихи ещё одного известного поэта, уже XX в. – Николая Заболоцкого, который написал их почти через 200 лет после создания портрета:
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза.
Судьба самой Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Она была счастлива в браке, стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф.Б. Растрелли. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.Их супружеская жизнь длилась 24 года, в 1796 г. Н. Струйский скоропостижно умер. За время их совместной жизни Александра родила 18 детей, из них две пары близнецов, но шестеро из детей умерли в малолетстве.А.П. Струйская пережила мужа на 44 года. Она взяла на себя все заботы по управлению хозяйством. «Вдова… была женщина совсем других, чем муж, склонностей и характера: тверда, благоразумна, осторожна, – вспоминал поэт князь И.М. Долгоруков, близко знавший семью Струйских, – она соединяла самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития, живала в Петербурге, и в Москве, любила людей, особенно привязавшись к кому-нибудь дружеством, сохраняя все малейшие отношения с разборчивостью, прямо примерной в наше время».Она вырастила порядочными людьми своих детей и многочисленных внуков, «сберегла им пристойно имущество, доставила способы научиться, открыла пути к приязни и уважению многих. Кстати, её внуком был поэт А.И. Полежаев.Она умерла на 86-м году жизни.
Неразгаданная тайна, как считают искусствоведы, не в Струйской, а в восприятии её художником. Тайна в её портрете – исключительном и загадочном женском образе, созданном великой кистью Рокотова.
Происхождение
Родился Фёдор Рокотов в 1734-1736 годах (точная дата не известна). Место рождения – усадьба Воронцово, принадлежащая княжескому роду Репниных (сегодня юго-запад Москвы).
Относительно семьи версий несколько. Самая убедительная из них утверждает, что Фёдор Степанович Рокотов был внебрачным сыном хозяина, князя Петра Репнина. В пользу этого – получение вольной ещё ребёнком, тогда как его брата, Никиту Рокотова, Репнин освободил лишь через 30 лет. Родня точно была крепостной – подтверждение тому собственноручно написанное Ф. Рокотовым прошение императрице о воле племянникам художника (он намеревался взять их на воспитание). Кроме того, влиятельную руку князя можно увидеть в устройстве судьбы Фёдора, когда тот подрос и надо было учиться.
Другие версии маловероятны: художник принадлежит к известному роду Рокотовых Псковского Дворянского собрания или действительно крестьянский сын, по какой-то причине выделяемый князем.
Дар мальтийским рыцарям
В Екатерининском зале открылась выставка одной картины. Величественный ростовой «Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой» кисти Дмитрия Левицкого привезли с Мальты. Картина, дипломатически подаренная главе Мальтийского ордена в разгар русско-турецкой войны (1787–1791), приехала на родину впервые.
За два с лишним столетия полотно покидало дворец Великих магистров ордена в Валетте лишь дважды. Весной 1935 года его вывозили в Лондон на выставку русского искусства, а во время Второй мировой войны, когда превращенная в британскую военно-морскую базу Мальта подверглась блокаде с жесточайшими бомбардировками, подарок императрицы вместе с другими ценностями укрывали от авианалетов в глубине острова.
Портрет связан с присоединением Крыма к Российской Империи в 1883 году и последовавшим за ним большим путешествием императрицы по новым землям. В Тавриде ее встретил российский поверенный при Мальтийском ордене. От имени Великого магистра он преподнес императрице пальмовую ветвь. Жест впечатлил Екатерину: пальмовыми ветвями встречали на въезде в Иерусалим Иисуса. Ответный подарок от Российской империи не заставил себя долго ждать — академику Императорской Академии художеств Дмитрию Левицкому был заказан портрет.
Мастер аллегорического портрета изобразил императрицу в образе Минервы, римской богини мудрости и войны. Царица стоит в сени лаврового дерева, с античных времен символизирующего победу. Меч в ножнах, который она держит в правой руке, перевит лавровой ветвью. Он торжественно указывает на завоеванную землю. В российской эмблематике XVIII века Минерва появилась задолго до восхождения на престол Екатерины, но при ней эта богиня стала символом императрицы.
На портрете на Екатерине золотая фигурная цепь ордена святого Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи, а также Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия и его лента, учрежденные императрицей 250 лет назад после очередной русско-турецкой кампании. Живописец изобразил также кирасу, и это тоже не случайно. В правление Екатерины был сформирован кирасирский Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия полк, целиком состоящий из георгиевских кавалеров.
Живописец императорской семьи
В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).
Отпечаток сентиментализма
Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один — на фоне Чесменской колонны, второй – на фоне Кагульского обелиска.
Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.
Смотреть галерею Но все же живописные работы не только Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.
Особенности кисти Рокотова
В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.
Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.
Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.
Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.
1.Внутренняя политика
Направления деятельности | Результаты |
Совершенствование системы государственного управления, становление эпохи Просвещённого абсолютизма. | Ослабление роли Сената, он стал не законодательным, а административным органом власти( 1763)1764-упразднение гетманства на Украине, создание Малороссийской коллегии.1775- губернская реформа. Страна была разделена на губернии, которые делились на уезды. Не стало провинций.1782- была проведена городская реформа, созданы управы благочиния, произведено административное деление городов. Во главе – приставы и квартальные надзиратели.
Принят Устав благочиния — об устройстве аппарата полиции. 1785 – Жалованная грамота городам, по которой уточнено сословное деление городов, значительно совершенствовалось местное самоуправление. 1791- в Польше была принята конституция. |
Совершенствование законодательной системы | 1767-1768- работа Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины. Стремление кодифицировать систему права самодержавного государства. |
Усовершенствование финансовой системы страны как одной из основ экономики | 1768- введение ассигнаций, т.е. бумажных денег1772- было положено начало банковской системы в России, образован Государственный банк. |
Дальнейшее укрепление и совершенствование армии. | 1779- был основан Черноморский флот.1787- создание Черноморского казачьего войска. |
Проведение продворянской политики. | 1765- создание Вольного экономического общества, приобщение помещиков к рыночным отношениям.Винокурение объявлено монополией дворян.1785-«Жалованная грамота дворянству».Век Екатерины 2 -« золотой век русского дворянства», отменена обязательная служба.Щедрая раздача дворянам чинов, земель, наград. |
Дальнейшее усиление крепостничества. | 1765-Указ о праве помещиков ссылать крестьян на каторгу1767- крестьянам запрещено жаловаться на помещиков — подавать челобитныеЖестокое подавление любого недовольства народа: в 1771 г. подавлен чумной бунт, в 1775- пугачёвское восстание.1775- положен конец казачьей вольнице, упразднена Запорожская Сечь. 1783- было установлено крепостное право на Украине. |
Развитие экономики России. | Было положено начало свободной предпринимательской деятельности в РоссииВ 1775- указ о свободе предпринимательства, отмене торговых и пошлинных монополий. |
Ослабление роли церкви | 1764- указ о секуляризации церковных и монастырских земель1773- принят закон о терпимости вероисповеданий. |
Борьба с инакомыслием, критикой существующих порядков в стране. | Екатерина 2 не допускала критики в адрес своего правления.Был заточён в Шлиссельбургскую крепость Новиков, издатель журнала « Трутень», отправлен в ссылку А.Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». |
Развитие культуры. | 1764- начало собрания коллекции Эрмитажа в Зимнем дворце Петербурга1773- начало развития балета в России, открыты «танцевальные классы» в Москве — будущее хореографическое училище.1776- положено начало будущему Большому театру- Медокс создал московскую театральную труппу.Расцвет творчества Д.И.Фонвизина, в 1782- первая постановка « Недоросля». В 1783г. княгиней Е.Дашковой была основана Российская академия.
Развитие книгопечатания. С 1783г. частным лицам было разрешено заводить типографии. Однако в 1792г. Екатерина 2 закрывает все частные типографии. 1790- вышла в свет книга А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую автор был отправлен в ссылку. |
Развитие образования | 1764-положено начало женского образования в России( «Воспитательное общество благородных девиц»)1782-1786- проведена реформа образования.Положено начало государственной системе образования, хотя и носило образование сословный характер.1764-открыто училище при Академии художеств. 1772- коммерческое училище. |
Семейный альбом
Галерея портретов выставки «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» рассказывает о первых годах, которые провела в России урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Вот с холста смотрит новоявленная великая княжна Екатерина Алексеевна. Рядом портреты ее матери, Иоганны-Елизаветы, и русской императрицы Елизаветы Петровны, по чьей воле мать и дочь прибыли в далекий Петербург. Дочь стала невестой наследника российской короны, а мать была отослана обратно из-за своих интриг в пользу прусского двора.
Вот супруг Екатерины в генеральском мундире родной Голштинии. Его отец был племянником шведского короля Карла XII, а мать — дочерью Петра I и родной сестрой Елизаветы Петровны. Неудивительно, что с такой родословной претендента на оба престола нарекли Карлом Петером Ульрихом в честь обоих противников в Северной войне. Потом Елизавета Петровна перекрестила своего племянника в Петра и свела с Екатериной, с которой они формально прожили 16 лет. Их брак был несчастливым. Этому обстоятельству Екатерина посвятила много страниц своего дневника:
Разлад супругов скоро перешел во взаимную неприязнь, но не помешал Елизавете Петровне добиться от них долгожданного наследника, будущего Павла I. Есть на выставке и его детский портрет.