Биография
Учился в Гамбурге, где воспитывал и своих сыновей. Нигде не служил и гордился этим, но получил чин действительного статского советника за благотворительную деятельность.
С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц. «Как жадный, веселился на свои цветники и теплицы», так что даже на известном парадном портрете Левицкого из Третьяковской галереи опирается на лейку и указывает перстом на кадки с растениями.
Академик Паллас целый месяц прожил в его подмосковном доме, составляя «Каталог растениям находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова» (1781). Этот подмосковный дом, позднее включённый в состав усадьбы Нескучное, поглощал львиную долю времени и забот богача. Если верить Пыляеву, над разравниванием ландшафта здесь работали целые два года ежедневно по семисот рабочих. За все время владения горными заводами ни разу не был на Урале.
Похоронен Демидов был в соседнем с усадьбой Донском монастыре.
Крепость русского характера и русского металла
Высокие личные профессиональные качества, поддержка Петра I и его венценосных наследников, активное сотрудничество со старообрядцами — все это помогло Демидовым создать огромную промышленную империю, центром которой уже в середине XVIII века стал Нижнетагильский завод. Взявший под контроль Уральскую металлургию, Акинфий Демидов в короткий срок довел количество уральских металлургических заводов до двадцати двух, а качество выплавляемого чугуна — до почти современных показателей.
Летопись Демидовских заводов — одна из самых ярких страниц в 300-летней истории отечественной металлургии. В XIX веке Урал стал мировым лидером по производству металла. Старый Тагильский Демидовский завод за 262 года выдал 14 миллионов тонн чугуна. Становление нового Нижнетагильского комбината пришлось на годы Великой Отечественной войны. Главным вкладом уральских металлургов в победу стала броневая сталь для танков, в которую был одет каждый третий советский танк военного времени. И новый танк, показанный на семидесятом Параде Победы, ставшая легендой «Армата», — тоже детище Нижнетагильской металлургии и отечественной научной мысли. В России создана новая броневая сталь марки 44С-св-Ш. Она на 15% прочнее прежней танковой брони и не становится хрупкой даже при арктических морозах.
Акинфия Демидова помнят и любят россияне. Не случайно в Невьянск стекается огромное количество туристов. Кроме экскурсий в Невьянском музее проходят праздники и викторины, спектакли и конкурсы. Баснословное богатство, созданное и приумноженное трудами ряда поколений, искренняя любовь Демидовых к Отечеству предопределили поистине небывалый размах их благотворительной и меценатской деятельности не только у себя на родине, но и за ее пределами. Пожертвования сыновей Демидовых произвели большое впечатление на русское общество, стали предметом для всеобщего подражания и заложили основы настоящей Российской благотворительности.
Староверы опиралась на принципы взаимовыручки, информационной закрытости и приоритета православных ценностей. По традиции, введенной еще Акинфием Демидовым, деньги давались взаймы без процентов и даже без расписок, на длительный срок. Под честное слово мгновенно собирались значительные суммы на экстренные нужды. Благотворительность была не разовой акцией, а образом жизни, главным и непреложным законом, обеспечивавшим успешное существование всего общества. Именно христианская заповедь добра и милосердия, рождающая уважение и доверие к ближнему по духу, и была тем столпом, который служил опорой всему старообрядческому братству. Христова идеальная любовь воплотилась в материальные достижения государственного масштаба.
В последние годы Российская благотворительность и промышленность удалились от Демидовских принципов. Принцип сохранения веры и духовной независимости русского народа сменился глобальными идеями толерантности и социальной справедливости. Просвещенный дух Европы — тот самый антихристов дух, которому противостояли староверы, — в наше время одержал незримую, мало кем осознаваемую победу.
Познание России
Николай I был очарован Матильдой. Более того, он пригласил ее сопровождать его в Москву и присутствовать на празднествах по случаю бракосочетании его сына, цесаревича Александра с принцессой Марией Гессен-Дармштадтской…
Дорога произвела на принцессу гнетущее впечатление: «Никогда я не видела дороги более уродливой и печальной, чем дорога из Петербурга в Москву. Жуткая равнина, иногда перемежаемая хвойными лесами, без деревень и жилищ. Нельзя назвать жильем эти вырытые в земле норы, покрытые павшими листьями и навозом, в которые можно проникнуть по земляной лестнице, где вперемешку обитают мужчины, женщины, дети, свиньи и жеребята, все являясь добычей паразитов»8. Матильда попробовала спуститься в одну из таких «нор», однако вырвавшийся оттуда запах охладил ее пыл: «Эти конуры, где живут существа, имеющие душу, произвели на меня самое тяжелое впечатление. Я спрашивала себя, как эти несчастные могли существовать в таких условиях?»9
Нищета обострила ностальгию по Парижу: отныне ее единственной целью стало добиться у императора разрешения вернуться во Францию вместе с мужем10.
Москва поразила Матильду своими широкими улицами, по которым могла проехать шестерка лошадей. Она посетила Кремль, «город в городе». На балу в Дворянском собрании она танцевала полонез с императором, который сказал ей, что он горд показать своему народу племянницу Наполеона. И попросил присутствовать на еще одном торжестве. Аргументация была в высшей степени галантной: «Все взгляды будут прикованы к вам, и моя бедная невестка опечалится… Это очень серьезно, и это правда, но вы будете вознаграждены: из моих окон во дворце вы все прекрасно увидите»11.
Действительно, Матильда все отлично увидела: Государь был на коне, и она видела, как толпа народа встречала его возгласами «ура!»: «Тысячи людей осадили его коня, пытаясь его коснуться, и когда им это удавалось, осеняли себя крестом». Матильда была поражена зрелищем всенародного восхищения. Николай, по ее словам, принимал эти «безумные проявления со слезами на глазах, проникнутый не надменностью, но признательностью»12.
Матильда разрешила одну из важнейших проблем, волновавших западных наблюдателей: они полагали, что русские поклоняются своим государям исключительно из чувства вечного страха. Матильда же говорит не о страхе, а о привязанности народа к монарху и о восхищении им. Восхищение самой Матильды императором было вполне искренним.
Портрет П. А. Демидова — Дмитрий Левицкий
Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй — уже четыреста.
Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Прокофий Акинфиевич Демидов — владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената.
Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами, удивлявшим не только Петербург и Москву, но и Европу. Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек. Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары. О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей и форейторов — карлика и великана. Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки.
Громадные богатства, полученные по разделу, и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.
Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».
Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого. В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон — несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели.
В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь — от гербария и лейки на столе до фасада здания — свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.
Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.
Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого — одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.
Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета Однако, в лице изображенного Проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.. Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.
Дмитрий Левицкий «Портрет П. А. Демидова», 1773 год
На этой картине мы видим пожилого мужчину в роскошной домашней одежде. Одной рукой он указывает на растения в серебристых вазонах, а другой опирается на лейку. Всё вокруг говорит о шикарной и богатой жизни этого господина, который словно приглашает зрителя к себе в гости.
Дмитрий Левицкий «Портрет П. А. Демидова», 1773 год
На портрете изображён Прокофий Акинфиевич Демидов — потомок тульских оружейников, собственник крупнейших горнопромышленных предприятий, меценат и статский советник. Будучи баснословно богатым, Демидов не отказывал себе ни в каких увлечениях, большинство из которых были весьма эпатажными.
Например, как-то летом Прокофию Акинфиевичу очень захотелось покататься на санях с горки. Он не растерялся и купил большое количество соли, после чего приказал своим крепостным рассыпать её в Нескучном саду для имитации снега. Прокатившись с ветерком, чудак успокоился, а москвичи ещё долго потом разбирали эту соль.
Демидов очень любил пошутить. Как-то к нему в сад повадились наведываться воры, которых никак не удавалось поймать. Тогда предприниматель решил перехитрить злоумышленников. Он убрал украшавшие сад итальянские статуи и поставил на их место голых крепостных мужиков, обсыпанных мелом. Воры были просто в шоке, когда ночью «статуи» вдруг «ожили».
Как-то раз Демидов организовал в Санкт-Петербурге праздник с большим количеством спиртного. Народ так дорвался до угощения, что после пиршества от алкогольного отравления скончалось более 500 человек.
Однако известен Демидов не только эпатажными выходками, но и хорошими поступками. Он много денег отдавал на благотворительность, пожертвовав более миллиона рублей и свой дворец на нужды Воспитательного дома, а также став членом опекунского совета.
Прокофий Акинфиевич делал многотысячные пожертвования на Московский университет, участвовал в создании Петербургского коммерческого училища и сам основал в Москве Демидовское коммерческое училище.
Кроме того, бизнесмен выкупил часть Нескучной усадьбы и создал там Нескучный сад, лично участвуя в высадке и разведении растений. Демидов активно увлекался садоводством и ботаникой, именно поэтому на своём портрете он изображён с лейкой, луковицами цветов и книгой по биологии.
Дмитрий Левицкий «Портрет П. А. Демидова», фрагмент
Правой рукой предприниматель указывает на кадки с растениями, а также на стоящий вдалеке Воспитательный дом. Художник очень символично соединил эти детали, показывая, что Демидов одинаково бережно заботится как о растениях, так и о своих воспитанниках.
На картине Демидов изображён в дорогой домашней одежде из шёлка. Обычно в такой не ходили дома, а встречали гостей. При этом на герое картине надет домашний халат нараспашку, который символизирует то, что он считает зрителей картины своими близкими друзьями, настроен весьма дружелюбно и открыт для общения.
Дмитрий Левицкий «Портрет П. А. Демидова», фрагмент
В выражении лица Демидова сочетаются насмешка и грусть, мудрость и чудаковатость, величие и простота. Тщательно подобранные символы-аллегории рассказывают нам о незаурядной, яркой и противоречивой личности этого человека.
Домашний костюм героя также говорит о неофициальном характере его деятельности. Художник умело показал нам с помощью красок и кисти, что можно творить общественное благое дело, не занимая государственных постов.
В настоящее время «Портрет П. А. Демидова» выставляется в Государственной Третьяковской галерее. Картина очень привлекает своей простотой, живостью, насыщенностью и большим размером.
Украшение Петербурга
Поцелуев мост в Санкт-Петербурге
Красный мост в Санкт-Петербурге
Семеновский мост в Санкт-Петербурге
Интерьер Исаакиевского собора
Золотая (Малахитовая) гостиная в Эрмитаже
Малахитовая ротонда в Эрмитаже
Правнук Никиты — Николай Демидов — построил в Петербурге четыре чугунных моста: Поцелуев, Красный, Семеновский, а также мост у Московской заставы на Обводном канале. Их детали были отлиты на семейном Нижнетагильском заводе по рисункам Котлярова. Другой дар Демидовых Петербургу — малахитовые иконостас и колонны Исаакиевского собора. В Эрмитаже из демидовского малахита — Золотая (Малахитовая) гостиная, а также ротонда работы главного наполеоновского ювелира Томира, которую Анатолий Демидов подарил России.
Пожертвования Московскому университету
Портрет Никиты Демидова. Неизвестный художник конца XIX — начала XX века (копия с портрета XVIII века). Мордовский музей.
Московский Императорский университет. С акварели А.Я. Афанасьева. 1825. Государственный литературный музей
Дмитрий Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773. Государственная Третьяковская галерея
Сторожевая башня Нижнего Тагила
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Внуки Никиты Демидова — братья Прокофий, Григорий и Никита Демидовы — сразу после основания Московского университета в 1755 году пожертвовали ему огромную сумму. А через четыре года преподнесли в дар минералогический кабинет из шести тысяч предметов, собранный европейскими учеными. На средства Прокофия Демидова в университете были основаны первые именные стипендии, а его гербарий в 4,5 тысячи листов лег в основу собрания университета. На средства правнука основателя династии — Павла Демидова — были основаны кафедра натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и Музей естественной истории (Геологический музей им. Вернадского).
Из биографии художника Д. Левицкого
Д. Левицкий. Автопортрет (1783)Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (ок. 1735-1822) родился в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос), известного как художник-гравёр. Изобразительному искусству учился у отца и у живописца А. П. Антропова. Вместе с отцом в середине 1750-х годов расписывал Андреевский собор в Киеве.Переехав около 1758 г. в Санкт-Петербург, учился в Академии художеств.В Петербурге продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств. В том же году за портрет А. Ф. Кокоринова он получил звание академика (ему было в то время 35 лет). Преподавал в Академии художеств, 17 лет был руководителем портретного класса. Разработал трехступенчатую систему обучения. На первом этапе – копирование известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Второй этап – выработка навыков самостоятельного композиционного мышления. Третий этап – внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальности облика.Его творчество оказало влияние на становление молодых художников того времени: И. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского, Г. И. Угрюмова.Похоронен на Смоленском православном кладбище, но могила его утеряна ещё в XIX в.
- < Prev
- Next >
Переезд в столицу
С 1769 г. Дмитрий Григорьевич живет в Петербурге. Ему прочат звание академика за портрет художника Г. Козлова и его супруги. К сожалению, эта работа не дошла до наших дней. В 1770 г
работы Левицкого демонстрировались на летней академической выставке, что привлекло к нему внимание широкой публики. Он удостоился звания академика за портрет А
Кокорина – ректора Академии, спроектировавшего здание Академии художеств на Васильевском острове. С 1771 г. художник начинает преподавать. Портретный класс Академии художеств был закреплен за ним семнадцать лет. Помимо этого, Левицкий брал заказы от аристократии и Академии. В 1775 он входит в совет Академии Художеств.
Главные картины Левицкого были созданы в 1770-е годы. В этот период он написал портреты смотрителя Воспитательного дома Б. Умского (1770), князя А. Голицина (1772), инженер-генерала М. Мордвинова (1778), а также генерал-аншефа М. Кречетникова. Среди этих старинных картин особо стоит выделить портрет П. Демидова, созданный в 1773. На этом парадном портрете Демидов позирует в домашнем облачении и c колпаком на голове в окружении садового инвентаря. Его торжественная поза в сочетании с бытовыми, прозаическими предметами производит комический эффект, о чем автор портрета, безусловно, отдавал себе отчет. Что касается самого Демидова, то он просто хотел увековечить свою страсть к выращиванию цветов, не подозревая о том, как это смотрится со стороны. Ценители старой живописи также отмечают портрет французского просветителя Дени Дидро, написанный Левицким в 1773 году. Изобретатель энциклопедии прожил в Петербурге почти полгода.
Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов
- Details
- Category: Искусство России XVIII века
- Published on Sunday, 25 February 2018 15:16
- Hits: 2130
Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII в. считается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Серия из 7 портретов написана в 1773-1776 гг. по заказу императрицы Екатерины II. Художнику позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. В 1776 г. был первый выпуск учениц. Большинство изображенных девушек были назначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, великой княгини Наталии Алексеевны. Серия «Смольнянок» – шедевр мирового искусства. Все портреты находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).Первоначально портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофe; после Февральской революции 1917 г. цикл поступил в Русский музей.
Д. Левицкий. Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой (1772). 161×103 смСправа изображена в голубом форменном платье для учениц среднего возраста Ф. Ржевская, а слева – Н. Давыдова. Давыдова в форменном платье кофейного цвета учениц для младшего возраста. Давыдова – грузинская княжна, она держит в руке белую розу – символ юности и добродетели.
Д. Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой (1773). 164×106 смДевушка изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации в сценическом костюме, в котором она выступала в придворных балетах. Роль очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа» она исполняла блестяще, художник сумел передать в её лице и фигуре полное погружение в роль: кокетство, лукавство и ещё детскую непосредственность – ей было всего 15 лет.
Д. Левицкий. Портрет Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773). 164×127 смДевочки также изображены в сценических образах. 10-летняя Хрущова играет мужскую роль влюбленного пастушка, она одета в соответствующий костюм.
Д. Левицкий. Портрет А. П. Левшиной (1775). 213×140 смТанцевальная поза, сценический костюм. В Смольном ставили трагедию Вольтера «Заира», в этом образе и изображена воспитанница.
Д. Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой (1776). 181,5×142,5 смМолчанова изображена в белом шелковом платье воспитанниц старшего возраста. Справа на столе – учебное пособие, в левой руке девушка держит книгу. Портрет-аллегория Науки.
Д. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой ((1776). 222×166 смГлафира – одна из лучших арфисток своего времени, она изображена с этим инструментом. На ней форменное парадное платье из белого шелка для воспитанниц старшего возраста: платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом каркасе из китового уса (панье). Подол юбки и лиф украшены особым образом. По окончании института и до своего замужества была фрейлиной императрицы.
Д. Левицкий. Портрет Н. С. Борщовой (1776). 197×135 смДевушка изображена танцующей на фоне театральной декорации (Аллегория Танца). Состояла фрейлиной при великой княгине Марии Феодоровны.
Биография
В 2007 году Алексей Демидов окончил Нижегородское Театральное Училище имени Евгения Евстигнеева. В качестве дипломной работы начинающий актер сыграл главную роль в комедии «Женитьба Фигаро» на фестивале «Твой Шанс». В этом же году юноша поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПБГАТИ) на курс Сергея Черкасского, но, проучившись полгода, ушел по собственному желанию.
С 2008 года Демидов состоит в труппе знаменитого театра «Содружество актеров Таганки».
В последнее время артист сосредоточился на своей кинокарьере, а также попробовал себя в совершенно ином амплуа – на радиостанции «Русская служба новостей» вел воскресную программу «Рюмка молока».