Сочинение-описание картины «портрет е. в. давыдова», кипренский (2 варианта — кратко и подробно)

Орловский Александр Осипович (1777-1832)

А. О. Орловский родился в обеспеченной польской
семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце,
где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня
Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она
отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую
художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей
Чарторижских.

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен
интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в
восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки
Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события («На бивуаке»,
«Группа солдат Костюшко в лагере», «Битва под Рацлавицами», все
1798, и др.).

В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил
до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна.
Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I,
способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого
князя Константина Павловича.

Уже с 1803 г. он значился в списке
«получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его
Императорского Высочества повелениям». В Мраморном дворце,
принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из
трех комнат с окнами на Неву.

Талантливый рисовальщик, Орловский
создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные
произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил
ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый
карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных
конях, кораблекрушения и бури на море — таковы сюжеты его композиций
того времени.

После создания картины «Бивуак казаков» (1809) его
удостоили звания академика «как знаменитого художника, труды
которого давно известны Академии». Большое место в творчестве
художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность
свойственны «Автопортрету в красном плаще» (1809) и «Автопортрету в
черкеске» (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос
сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.

Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением,
достигнутым соединением черного итальянского карандаша с
красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч.
Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской
(1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего
люда Петербурга — разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили
целую серию, предвосхитившую более поздние произведения
И. С. Щедровского и
А. Г. Венецианова.

В рисунках и литографиях 1810-х гг.
получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: «Бега на Неве»,
«Лихач» и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты
рисунки «Привал арестантов», «Нищие крестьяне у кареты» (оба 1815) и
др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике
литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий,
получивших широкое признание у современников («Тетради на тему
русского народного быта», 1825-26, и др.). Человек широкого
кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом
масонской ложи «Соединенные друзья», а также ложи «Палестина»,
запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.

Знакомый с представителями театральной и литературной среды
Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А.
Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А.
Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен.
Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца
(1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича
Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию.
Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это
продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки
привели художника к смерти.

«Портрет Е. В. Давыдова», Кипренский

Год написания: 1809Размер: 1620 × 1160 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 100 слов

На картине Ореста Кипренского «Портрет Е. В. Давыдова» изображён Евдоким Давыдов. Он стоит перед зрителем в полный рост, уверенно опираясь рукой о выступ каменной ограды.

Мужчина облачён в гусарскую форму. На столе слева лежит его кивер. В левой руке Давыдов держит саблю. Голова героя повёрнута вправо, туда же устремлён и взгляд задумчивых карих глаз. Лицо военного украшают роскошные усы, а над головой поднимается густая копна тёмных волос.

Евдоким изображён на фоне несколько тревожного романтического пейзажа. Грозное затянутое тучами ночное небо, срывающий с деревьев листья ветер — всё это невольно наводит на мысли о мятежной душе внешне спокойного и одухотворённого героя.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 254 слова

«Портрет Е. В. Давыдова» стал одной из самых загадочных работ Ореста Кипренского. Искусствоведы долгое время спорили, кто же на самом деле изображён на этом полотне, изначально носившем название «Портрет Давыдова в гусарском мундире». Долгое время считалось, что это поэт и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, поэтому картину переименовали соответствующим образом. Но в дальнейшем критики сошлись на том, что художник всё же запечатлел на холсте кузена Дениса — Евдокима Давыдова.

Мужчина изображён стоящим в полный рост, что лишь придаёт его статной фигуре значимости. Герой выставил вперёд одну ногу, а левой рукой оперся о выступ каменной ограды. Правая рука гусара изящно лежит на поясе. Таким образом, вся поза Давыдова источает уверенность.

О суровом боевом нраве этого мужчины сообщает его военный наряд — красный гусарский мундир, украшенный золотой вышивкой, белые штаны — чакчиры и грубые чёрные сапоги. Спереди на столе лежит кивер героя. В левой руке Евдоким держит саблю, не желая расставаться с любимым оружием, даже находясь в мирной обстановке.

Выражение лица мужчины также говорит о внутреннем спокойствии и силе духа героя. Слегка повернув голову вправо, гусар смотрит вдаль. Взгляд его карих глаз задумчив и даже несколько печален. Лицо Давыдова украшают благородные усы. Над головой возвышается густая шапка из тёмных кудрявых волос.

Кипренский изобразил своего героя на фоне романтического пейзажа, в котором слышны тревожные нотки. Так, за спиной Давыдова можно заметить грозное, затянутое тучами ночное небо и дерево, роняющее листья на ветру. Это придаёт портрету глубину и многоплановость, позволяя зрителю увидеть в событиях окружающего мира отражение мятежной души внешне спокойного и уверенного в себе Евдокима.

см. также:Все сочинения-описания картин

Военная карьера и творческий путь

1801 г. – начал службу в гвардейском кавалергардском полке, находившемся в Петербурге. Правда, когда Давыдов явился определяться в полк, его не хотели принимать из-за маленького роста. Но остроумие, обаяние и скромность помогли ему найти протекцию.

За восполнение пробелов в образовании юного Давыдова взялся Александр Каховский. Он составил для молодого кавалергарда специальную учебную программу, посвященную фортификации, военной истории, картографии, экономике и российской словесности.

1802 г. – произведен в корнеты.

1806 г. – Давыдов ночью проник к М. Каменскому, главнокомандующему русской армии, чтобы потребовать отправки на фронт. Но это было зря, ведь Каменского сняли с поста из-за помутнения рассудка. Некоторые исследователи считают, что он спятил после ночного визита Давыдова. Слава о гусаре дошла до Марии Нарышкиной, фаворитки царя. Именно она и помогла Давыдову отправится на фронт.

1807 г. – назначен адъютантом к П. Багратиону. До этого Давыдов в одном из своих стихов высмеивал длинный нос Багратиона, поэтому побаивался встречи с генералом. Завидев Дениса, Багратион упомянул о старой шутке. Но Давыдов не растерялся, ответив, что писал о его носе исключительно из зависти. Позднее, когда Багратиону докладывали, что вражеские войска «на носу», он переспрашивал: «На чьем носу? Если на моем, то можно отобедать, если же на Давыдовом, то по коням!».

Денис Давыдов находился при Багратионе в сражении при Прейсиш-Эйлау. По мнению Багратиона, один бой был выигран лишь благодаря Давыдову, который в одиночку бросился на французских улан. За этот бой поэт впервые получил орден Св. Владимира, трофейную лошадь и бурку от Багратиона. Он отличился и в других битвах, за что был награжден золотой саблей и орденами. Во время заключения Тильзитского мира Денису довелось увидеть Наполеона.

1808 г. – состоял в армии, действовавшей в Финляндии.

1809 г. – состоя при Багратионе, который командовал войсками в Молдавии. Денис Давыдов участвовал в боевых операциях против турецкой армии.

1812 г. – был подполковником в Ахтырском гусарском полку. За несколько дней до Бородинского сражения Давыдов предложил Багратиону идею партизанского отряда. Её он позаимствовал у испанских партизан. Логика была проста: Наполеон был уверен, что победит Россию за 20 дней — на столько он и взял провианта. Если же отбирать фураж, обозы и ломать мосты, то у французов начнутся большие проблемы.

Правда, сперва отряд Давыдова попал в засаду, которую устроили крестьяне. В результате он чуть не погиб. Ведь крестьяне плохо разбирались в военной форме, а русские офицеры часто говорили по-французски. Поэтому Давыдов решил надеть мужицкий кафтан и отпустить бороду. На одной из вылазок его отряда в плен было взято 370 французов

Его успехи убедили Кутузова в важности партизанской войны

Наполеон ненавидел Давыдова и при возможном аресте приказал сразу же расстрелять его. Ради поимки Дениса он выделил отряд в 2 тыс. всадников. Давыдов сумел загнать этот отряд в ловушку. О храбрости Давыдова слагали легенды. Когда российские войска занимали какой-либо город, то все жители спрашивали о нём. За бой при подходе к Парижу, решивший исход сражения, Давыдову был присвоен чин генерал-майора.

Интересные факты

Первой любовью Давыдова стала Аглая де Грамон. Но девушка вышла замуж за его двоюродного брата. Потом он полюбил балерину Татьяну Иванову. Он часами стоял под её окнами, но Татьяна выбрала своего балетмейстера.

Ещё одной его избранницей стала Лиза Злотницкая. Её родители поставили условие – исхлопотать у государя казенное имение. Он его получил, но пока хлопотал, Лиза увлеклась князем Голицыным. Давыдов снова получил отказ. Тогда друзья Дениса подстроили ему встречу с Софьей Чириковой. В 1819 г. Денис и Софья обвенчались. Как только у них появились дети, Денис все меньше тянулся на войну. Он сказывался больным, уходя в многомесячные отпуска. В их браке родилось 9 детей.

В 1831 г. Давыдов влюбился в племянницу своего сослуживца Евгению Золотарёву. Он был на целых 27 лет старше девушки. Роман длился 3 года. В итоге Евгения вышла замуж, а Денис вернулся в семью.

По словам князя П. Вяземского, Денис Давыдов до самой смерти сохранял молодость сердца и нрава. Его считали душой дружеских бесед.

Знаменитый поручик Ржевский появился благодаря стихотворению «Решительный вечер», написанному Давыдовым в 1818 г.

Давыдов ходатайствовал о перезахоронении П. Багратиона на Бородинском поле.

Считается, что именно Давыдов был прототипом Василия Денисова из романа «Война и мир».

В 1980 г. о Давыдове была снята кинокартина «Эскадрон гусар летучих». Ему же посвящена книга А. Белянина «Охота на гусара».

Детство

Знаменитый представитель «гусарской поэзии» являлся потомком старинного рода Давыдовых. Отец Дениса служил под командованием А. Суворова. Детство Давыдова прошло на Украине, где служил его отец, который командовал полтавским полком. Не удивительно, что Денис рано заинтересовался военным делом.

В детстве он восхищался Александром Суворовым. Когда мальчику было 9 лет, он познакомился со знаменитым полководцем. Тогда Александр Васильевич сказал, что Денис «будет бравым военным».

После восшествия на престол Павла I благополучию Давыдовых пришел конец. Пришлось продать имение, а выбравшись из долгов, отец Дениса купил небольшую деревню Бородино (во время Бородинского сражения она сгорела). Тем не менее, отец определил Дениса в кавалергарды.

«Портрет Е. В. Давыдова»

Кратко описание картины

Давыдов изображен Кипренским во весь рост, на фоне пейзажа. Он стоит облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро; голова и торс представлены в контрастном движении — лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повернуты почти в профиль. Но, несмотря на внешнюю эффектность и даже торжественность этой позы, она не производит впечатления нарочитой или манерной. В позе Давыдова есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит характеристикой образа. Кипренский не ищет здесь декоративных эффектов, а лишь стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображаемого человека. В намеренном контрасте с воинственной и небрежной позой, как бы подчеркивая многогранность образа, изображено лицо Давыдова с широко раскрытыми задумчивыми и мечтательными глазами. Он кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью — недаром этот портрет так долго считался изображением поэта. Не будет преувеличением сказать, что в образе Давыдова художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи — воина и мыслителя.
Значительную роль в решении образа играет пейзаж. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой, и напряженная страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака.
Той же задаче воплощения внутреннего мира изображенного человека подчинен и колористический строй портрета с его смелыми контрастами света и тени и напряженным горением цвета.
В колорите портрета Давыдова еще чувствуются отзвуки больших традиций портретного искусства XVIII века. Подобно своим великим предшественникам — Рокотову, Левицкому и Боровиковскому, — Кипренский с непогрешимым совершенством и острым живописным чутьем передает материальность и цвет одежды Давыдова, его красный с золотом ментик, белые чакчиры и глубокий черный тон ботиков. Но декоративные качества подчинены эмоциональному содержанию; цвет становится носителем характеристики чувства.
Историческое значение портрета Давыдова становится понятным лишь в свете общих проблем, связанных со становлением романтизма в русской живописи.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.83

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Давыдова» КипренскийТакже бесплатно скачивайте «Портрет Е. В. Давыдова» на странице сайта!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector