Никитин иван никитич

Получение образования

В 8 лет мальчик был отправлен в Воронежское духовное училище, причем поступил он сразу во 2 класс. Закончил его в 1839 году и продолжил обучение в гимназии, чтобы стать священником. Будучи сыном зажиточного отца, Никитин являлся вольным слушателем, что позволило ему сохранить широту взглядов и некоторую независимость. Однако уровень образования и принятые порядки не устраивали юношу. Больше всего Иван мечтал поступить в университет. В «Дневниках семинариста» (1861 год) он отразил год обучения в семинарии в самых мрачных цветах.

Спасала студента любовь к чтению. Он читал книги без какой-либо системы или предпочтений, поэтому судить, повлияли ли они на развитие его таланта, затруднительно. В семинарии юноша познакомился с Белинским и впервые показал стихи преподавателю русской словесности. Последний похвалил талантливого учащегося и настоятельно рекомендовал продолжать.

Впрочем, закончить семинарию Иван не смог. В 1844 году он был исключен с 4 курса за систематические пропуски, которые были связаны с семейными проблемами. Возможно, определенную роль сыграло и введение в 1841 году нового и более сурового устава.

Иван Никитич Никитин биография

И.Н.Никитин (Середина 1680-х – не ранее 1742) — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
>

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Tags: Иван Никитич Никитин, любимый художник Петра I

На главную   


This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:29 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Both comments and pings are currently closed.

Интересные факты

Русский поэт Никитин прожил меньше 40 лет и умер от чахотки. К сожалению, его наследие довольно скудно, а биография не изобилует неожиданными поворотами. Но все же несколько интересных фактов о его жизни можно вспомнить:

  1. В 1860 году Иван Саввич влюбился в образованную Наталью Антоновну Матвееву, дочь генерала. Девушка была на 12 лет младше 36-летнего поэта, но их любовь оказалась крайне крепкой и серьезной. Ей посвящены 2 стихотворения — «Я вас не смею раздражать» и «Я не мог от тебя своих глаз отвести». Некоторые письма, которые влюбленные писали друг другу, сохранились.
  2. До этого, в 1856 году, Иван влюбился в Жюно — гувернантку помещиков Плотниковых. Любовь оказалась взаимной, но отношения пара не афишировала.
  3. Портрет Ивана Саввича Никитина рисует его слабым и болезненным человеком. Летом 1855 года он сильно простудился после купания в реке, даже считал, что может умереть. Это событие сильно изменило характер его стихов.
  4. Кладбище, на котором похоронен Никитин, было ликвидировано, на его месте поставили цирк. Однако могилы поэта и еще нескольких литераторов (Алексея Кольцова с родственниками и Елизаветы Милицыной) сохранились — сегодня это «Литературный некрополь».
  5. В Воронеже несколько объектов названы в честь Ивана Никитина: площадь, улица, библиотека и гимназия. Также установлены 2 бюста и памятник писателю, действует местный дом-музей.
  6. В нескольких городах имеются улицы, названные в честь поэта.

Взрослая жизнь

В 1843 году в торговых делах Саввы Евтихиевича начались проблемы. Трудности сильно подкосили его: он начал сильнее пить, характер стремительно испортился. Мать Ивана тоже запила и умерла через полгода. Семья оказалась разорена. Некоторое время сын пытался работать в лавке и торговать свечами, что и стало причиной серьезных пропусков занятий.

В 1844 году отец семейства продал дом, завод и лавку, а на вырученную скромную сумму купил постоялый двор на сегодняшней улице Никитина. Но двор был довольно плох и практически не приносил дохода, поэтому его сдали в аренду. Впрочем, это тоже не помогло: денег едва хватало на необходимые расходы, а у Саввы Евтихиевича оставались огромные долги.

Ивану пришлось брать все в свои руки. Сперва он попытался устроиться в контору или лавку, но из-за пьянства Саввы брать его сына на работу никто не хотел. Тогда юноша решил заняться постоялым двором. Он отказался от арендаторов и начал управлять самостоятельно, из-за нехватки денег он выполнял всю работу вплоть до ношения воды и подметания улицы. Благодаря приложенным усилиям ему удалось отстроить небольшой флигель на 5 комнат, 3 из них арендовал преподаватель семинарии.

https://youtube.com/watch?v=PGEzuV_CP0o

В это время Иван Никитин активно занимался самообразованием, старательно впитывая информацию:

  1. Изучал иностранные языки — немецкий и французский.
  2. Читал иностранных и русских авторов — Шекспира, Гюго, Гете, Шиллера и других.
  3. Занимался стихосложением, но никому не показывал результат работ.

В 1859 году через 15 лет управления постоялым двором Иван Саввич получил от мецената и предпринимателя Кокорева ссуду в 3 тысячи рублей. За неё и гонорар, полученный за свои стихи, он открыл в центре Воронежа книжную лавку с читальней, которая быстро превратилась в один из культурных центров города. Постоялый двор был отдан в аренду.

В 1861 году лирик побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где принимал участие в культурной работе. Также он помогал в формировании воронежского общества распространения грамотности и открытии воскресных школ.

В начале того же года Никитин сильно простудился, что ускорило течение туберкулезной болезни, уже бывшей у него. Через полгода, 28 октября, он умер. По завещанию дом переходил к отцу (он скончался через 3 года после сына), книжный магазин требовалось продать и разделить деньги между всеми родственниками. Права на издания получил Второв. Выручка должна была пойти на благотворительность.

https://youtube.com/watch?v=8QpM_M9O1eo

Роман Никитич Никитин (1691-1753)

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата.Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий живописец, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью.После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г.

Творчество

С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова (не позднее 1715). Холст, масло. 101 x 77, 5 см. Одесский художественный музейПортрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо, но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении.

Роман Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-1724). Холст, масло. 76 x 60 см. Государственный Русский музей (Петербург)Портрет баронессы Строгановой был написан позже. Видно мастерство художника в передаче фактуры богатой одежды. В этом портрете уже чувствуется характер персонажа: открытый взгляд, женственность. Присутствует и некоторая динамика образа, передано движение рук.

Творческая деятельность

Несмотря на сложную семейную обстановку, бедность и необходимость трудиться почти все время, Иван Никитин никогда не бросал занятия поэзией. Впервые он пробовал писать еще в гимназии, но самые ранние из сохранившихся работ датируются только 1849 годом. Зачастую они были подражанием более известным поэтам.

В 1851 году был написан стих «Русь». В 1853 г. поэт знакомится с историком и общественным деятелем Второвым, который вводит молодого человека в кружок городской интеллигенции и вдохновляет его на публикацию лирики. В этом же году «Русь» была напечатана в «Воронежских губернских новостях», а менее чем через месяц перепечатана в «Санкт-Петербургских ведомостях» с комментарием о схожести приемов и фактур с поэзией Кольцова.

Работы поэта позднее печатались в «Отечественных записках», «Москвитянине» и других журналах, а в 60-х годах Некрасов пригласил автора в «Современник» практически на любых условиях. Смертельная болезнь помешала воспользоваться предложением. При жизни лирика были изданы 3 книги:

  1. В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Никитина, напечатанный Толстым. Он был встречен публикой неоднозначно. Например, Чернышевский написал разгромную критику, что сильно задело Никитина, однако слава писателя начала постепенно нарастать.
  2. В 1858 году напечатана поэма «Кулак», одобрительно встреченная Добролюбовым и другими критиками. В XIX веке кулаками называли обедневших торгашей, которые жили обманом. Героем поэмы стал кулак Карп Лукич — разорившийся купец, едва добывающий деньги мошенничеством, пьянствующий и тиранящий семью. Даже короткий анализ содержания позволяет увидеть в семье героя поэмы родителей самого Ивана.
  3. В 1859 году появился второй сборник, встреченный публикой более благосклонно.
  4. В 1861 году в газете «Воронежская беседа» был напечатан «Дневник семинариста», в котором Никитин описал впечатления от обучения в семинарии.

Найти источники вдохновения писателю Никитину было несложно. Вся его жизнь, окружающая обстановка и встреченные люди становились героями его лирики. Источниками вдохновения для него стали:

  1. Природа и любовь к Родине. Уже в детстве мальчик интересовался природой родного края, часто уединялся в полях и лесах. Пейзажная лирика, описывающая определенное место или явление, занимает значительную часть всего творчества, например, «Ярко звезд мерцание», «Жгучий мороз».
  2. Чтение. Сперва это была домашняя библиотека, собранная в соответствии с увлечениями отца. В гимназии ученик увлекся поэзией Алексея Кольцова, с работами которого впоследствии нередко сравнивали его лирику.
  3. Крестьянский быт («Пахарь», «Жена ямщика», «Уличная встреча»). Развитию этой темы способствовала жизнь поэта среди крестьян и его работа на постоялом дворе. В стихотворениях ярко отражены тяжести жизни крестьянина, его страдания и не самая завидная участь. Однако автор не идеализирует русских мужиков.
  4. Религия. После длительной болезни в стихах Никитина начали появляться мистические и философские мотивы. Их можно найти в пейзажных стихах («Утро», «Встреча зимы») и в произведениях о жизни простого народа («Нищий», «Мать и дочь», «Пахарь»). Некоторые стихи («Сладость молитвы», «Молитва», «Новый Завет») полностью посвящены этой теме.
  5. Любовь. Лирик несколько раз влюблялся, но так и не женился. Главное, что все чувства он изливал в нежных и трогательных стихах.

https://youtube.com/watch?v=WgernNoxhM8

Лирика Никитина довольно музыкальна. На его стихи было написано более 60 песен и романсов. Для некоторых из них музыку сочиняли популярные композиторы Римский-Корсаков, Направник, Калинников. Многие стихотворения стали популярными народными песнями, например, «Ухарь-купец». Впрочем, народ в своем варианте так сократил слова, что совершенно изменился весь смысл поэзий.

Иван Саввич Никитин прожил меньше 40 лет и не оставил после себя автобиографии даже кратко. Его творческое наследие невелико, однако оно вдохновило многих известных поэтов — Сурикова, Твардовского, Есенина, Плещеева и других. Многие стихи лирика стали песнями и романсами, а некоторые превратились в народные песни, оставшись в памяти людей.

https://youtube.com/watch?v=ELI4m3DJ6jE

Детство и семья

Никитин Иван Саввич родился 3 октября 1824 года в зажиточной купеческой семье. Его отец, Савва Евтихиевич, был богатым торговцем свечами, также он владел заводом по их производству и собственным домом. Детство Вани прошло в окружении богомольцев, которые приходили в лавку его папы.

О матери известно только имя — Прасковья Ивановна. Кроткая и забитая женщина вынуждена была терпеть тяжелый характер супруга, она постоянно жила в страхе. Мать не могла дать единственному ребенку Ивану особого воспитания, поэтому тот рос сам по себе. Сын воспитывался няней и старым сторожем на заводе отца. Из-за этого малыш стал серьезным, отчужденным и рано повзрослевшим.

Мальчик научился грамоте в 6 лет. Сосед семьи, сапожник, обучил его буквам и слогам, и маленький Ваня начал много читать. Книги он брал в домашней библиотеке. Едва обучившись грамоте, Иван почти сразу же начал сочинять детские стихи и краткие рассказы. Однако отец, придерживаясь мещанских взглядов, не был в восторге от творческих поисков сына. Савва Евтихиевич предпочитал видеть в сыне помощника, а не поэта.

https://youtube.com/watch?v=Bw5aK5Hmw0w

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: