Портрет царевны елизаветы петровны в детстве

Замужество Анны Петровны

Конечно, Пётр I желал своим дочерям наилучшей участи, однако он прекрасно понимал, что девочки не смогут наследовать престол. Ставку в выборе женихов царь делал на улучшение международных отношений.

В 1720 году в Россию был приглашён будущий супруг Анны Петровны, Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский. Надо сказать, что сам герцог тоже возлагал большие надежды на брак с цесаревной.

Он надеялся вернуть себе Шлезвиг, земли которого были переданы Дании по решению Петра. Впрочем, надежды Карла Фридриха не оправдались, однако намерение жениться на дочери русского царя было по-прежнему в силе.

И. Г. Адольский«Цесаревна Анна Петровна после 1721 года»

Осенью 1724 года произошло подписание брачного договора. Согласно ему, Анна Петровна сохраняла за собой право православного вероисповедания, в традициях которого могла воспитывать и дочерей, родившихся в браке. А вот сыновья, прямые наследники герцога, должны были перенимать веру их отца.

Что интересно, в договоре был один секретный пункт, о котором знал лишь незначительный круг лиц. Он предполагал, что ребёнка, рождённого в браке Анны Петровны и Карла Фридриха, Пётр Великий мог назвать своим наследником.

Неизвестный художник «Портрет Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского»

Серьёзные перемены

Всего через два месяца после подписания договора Петра не стало. В народе поговаривали, будто царь не успел передать престол своей любимой дочери. Императрицей стала её мать, Екатерина I, однако влияние герцога и герцогини Голштинских на государственные дела Российской империи не ослабевало.

Ситуация кардинально изменилась после смерти правительницы. Завещание Екатерины I предполагало, что престол должен унаследовать малолетний сын Алексея Петровича, Пётр. До наступления совершеннолетия наследника устанавливалось регентство из девяти человек, представителей Тайного совета, куда входили и Карл Фридрих, и Анна с Елизаветой.

Но на деле после кончины императрицы Александр Меншиков приложил все усилия, чтобы удалить из Петербурга Карла Фридриха с супругой. Анна Петровна и герцог вынуждены были оставить столицу в 1727 году. А всего через год у герцогини Голштинской в Киле родился сын Карл Петер Ульрих. Именно он в дальнейшем станет императором Петром III.

Георг Кристоф Гроот «Портрет 15-летнего Петра III»

Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве

Холст, масло. 136 х 103,5

Елизавета I Петровна (18/29 декабря 1709, Коломенское − 25 декабря 1761 / 5 января 1762, Санкт-Петербург) − российская императрица (с 1741). Незаконнорожденная дочь Петра I и Марты Скавронской, поэтому при официальном рассмотрении вопроса о престолонаследии в 1725−1730 никогда не рассматривалась как одна из претенденток. При поддержке гвардии осуществила государственный переворот, в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну.

Царствовала с 25 ноября / 6 декабря 1741 по 25 декабря 1761 / 5 января 1762.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.

Елизавета Петровна (1709–1761/1762) — российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I).

В жизни Петра Великого 1709 год ознаменовался двумя историческими событиями: в августе в битве под Полтавой русские войска разбили армию Карла XII, наметив победный перевес в многолетней войне со шведами, а в декабре на свет появилась дочь Лизенька, Лизетка, Елизавета Петровна. Радость царя была велика. Лизенька — «четвертая лапушка», как звали дочку в семье, росла и радовала родителей.

Каравак с 1716 жил в Петербурге, портретировал Петра I и членов царской семьи. Во времена царствования Анны Иоанновны и Елизаветы  Петровны был придворным художником и имел исключительное право писать императорские портреты. 

Каравак Луи

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа

В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге

Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

Белокурая красавица

Елизавете Петровне не исполнилось и восьми лет, когда она стала обращать на себя взоры придворных и гостей двора. Она и её сестра Анна казались двумя противоположностями. Если старшая из девочек внешне напоминала Петра (она была черноволосой и темноглазой), то Елизавета более походила на белокурого ангела.

Французский посол, прибывший в Россию в 1722 году, обратил внимание, насколько очаровательной младшая цесаревна была в своём испанском наряде. Такой костюм девочка надела по случаю встречи своего царственного отца

Неизвестный художник «Дочери Петра I Анна Петровна и Елизавета Петровна» / Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

В отличие от своей старшей сестры, девочка не проявляла особого интереса к наукам. Несмотря на старания государя, она не получила систематического образования, зато могла похвалиться прекрасным почерком и превосходным знанием французского языка.

Впрочем, Пётр поощрял в дочери такие интересы. Более того, тяготение ко французской культуре, языку в обучении цесаревны было неслучайным. Согласно замыслу отца, Елизавета должна была выйти замуж за своего ровесника Людовика XV, французского короля, или за герцога Орлеанского.

Однако представители правящей династии Франции, Бурбоны, не спешили породниться с русским царём. На его предложения заключить брак между 16-летней царевной и Людовиком он регулярно получал крайне вежливый ответ, содержащий отказ.

Надо сказать, что сама Елизавета не спешила расставаться с беззаботным девичеством. Она с удовольствием проводила время на охоте и балах, посвящала досуг всевозможным развлечениям и заботе о своей внешности.

Алексис-Симон Белль «Портрет Людовика XV в подростковом возрасте» / Версаль, Франция

Любимица родителей

Пётр Великий, осознававший, что его образование оставляло желать лучшего, всячески следил за качеством обучения дочерей. Он приглашал лучших наставников из Европы и, несомненно, такие старания дали свои плоды.

Анна Петровна ещё в детском возрасте могла говорить на нескольких иностранных языках (особенное внимание уделялось французскому), обучалась грамоте, получала уроки утончённых манер, что было крайне важно при дворе. Иван Никитин «Портрет Анны Петровны»

Иван Никитин «Портрет Анны Петровны»

Современники отмечали, что Анна занимала особое место в сердце отца. Она походила на него внешне. Черноволосая и темноглазая, активная и любознательная, девочка явно была любимицей Петра Великого. Что интересно, выделяла Анну и её мать.

В письме к юной дочери Екатерина I хвалит её:

Тайна смерти

Смерть Анны Петровны вызвала немало домыслов среди современников, а сегодня не перестаёт будоражить умы нынешних учёных. Герцогиня Голштинская ушла из жизни вскоре после рождения сына. В номере “Санкт-Петербургских ведомостей” было отмечено, что цесаревна “горячкою преставилась”.

По мнению многих историков, причина могла крыться в послеродовой горячке. Вот только имеется некоторое несоответствие. Сведения о болезни Анны Петровны появляются ещё в апреле 1728 года, а смерть наступила через месяц. Как показывают исследования, типичная послеродовая горячка не могла продлиться так долго.

Неизвестный художник «Портрет царевны Анны Петровны»

Однако есть и иная версия. Если верить Якобу Штейну, воспитателю маленького Петра III, мать будущего наследника российского престола простудилась, поскольку приказала раскрыть все окна, чтобы смотреть на праздничные фейерверки. Но, как известно, Штейн получил должность при юном герцоге лишь через 14 лет после кончины его матери, а потому его сведения не могут быть абсолютно верными.

Анна Петровна была одной из самых образованных женщин Российской империи. В отличие от многих её предшественниц, ей удалось познать вполне спокойную (а может быть, и счастливую) семейную жизнь. Она, как и её сестра Елизавета, любила детей. Вероятно, Анна Петровна стала бы прекрасной матерью для Петра III, но, увы, этому не суждено было случиться.

Характер цесаревны

В записях биографа Казимира Валишевского значится такая характеристика царевны:

Как видите, в характере юной Елизаветы Петровны причудливо сочетались самые разные черты и особенности. Несмотря на все свои недостатки, девушка неизменно оставалась очаровательной и обходительной, покоряя всё больше сердец. Она слыла не просто красавицей, но и первой модницей двора.

Луи Каравак «Портрет цесаревны Елизаветы Петровны» / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Особенное внимание цесаревны привлекали платья, расшитые золотом и серебром. Кстати, эту женскую слабость будущая императрица не оставит и после восхождения на престол

В некоторых источниках значится, что к концу жизни Елизаветы Петровны её гардероб насчитывал более 15 тысяч нарядов.

Поскольку замыслы о браке дочери Петра с французским монархом так и не смогли реализоваться, среди кандидатов на руку и сердце цесаревны появляется совсем другой человек. Им стал немецкий князь Карл-Август Голштинский.

Неизвестный художник «Портрет герцога Карла Августа Шлезвиг-Голштейн-Готторпского, жениха Елизаветы» / Музей-усадьба «Кусково», Москва

Он действительно был заинтересован в союзе с Россией, да и сама Елизавета пришлась ему по душе, однако и эта история завершилась печально. Карл-Август так и не смог дойти до алтаря, скончавшись по прибытию в Петербург. Чем была вызвана кончина молодого человека — остаётся тайной, но ходили предположения, что он мог быть отравлен недоброжелателями.

Продолжение следует…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector