Поль сезанн биография художника

Пирамида из черепов (1900)

Пирамида из черепов в исполнении Поля Сезанна — это настоящий гимн скоротечности жизни и постоянства смерти. Необычный натюрморт выглядит несколько устрашающе, но очень живописно. Верхний череп — самый светлый, на нём видны холодные рефлексы от окружающих его предметов, не видимых для зрителя. Эти крупные голубые мазки создают необычайный накал страстей. Череп выглядит устрашающе и предупреждает о неминуемом конце для каждого человека.

Нам очень сложно выбрать лучшие картины Сезанна среди самых популярных, а рассказывать обо всех довольно долго, поэтому ниже мы разместим ещё несколько картин великого живописца, но без описания.

15

Сезанн – работник банка

Луи-Огюст ликовал – всё, сын исцелён, и наконец-то займётся настоящим делом. Поначалу Поль пытался честно сосредоточиться на бухгалтерских книгах, но всегда с облегчением покидал контору. Ему было нестерпимо скучно заниматься процентами, дивидендами, ссудами – мысли уносились в Париж, а рука на страницах бухгалтерских книг непроизвольно делала карандашный набросок.

И вот он тайком от отца снова записался на уроки рисования, накупил себе холста и красок… К тому же к повзрослевшему Полю начало приходить понимание, что натура его так переменчива, что он не может долго находиться на одном месте. Теперь ему нужен и Париж, и Экс.

Начало творческого пути

Девушка у пианино

В том же 1858 году в Эксе открывается музей. Хранитель его Жозеф Жибер, художник-портретист, по собственной инициативе даёт бесплатные уроки рисования. С другом детства Филиппом Солари, который хочет стать скульптором, на занятия начинает ходить и Поль Сезанн. Картины и статуи музея вызывают в нём некоторые грёзы, временами он берётся за кисть, стараясь по памяти воспроизвести увиденное.

В конце 1858 года экзамен на степень бакалавра сдан, и по воле отца Сезанн теперь должен поступить на юридический факультет. Но в нём уже созрело желание рисовать! Приходится буквально раздваиваться, днём занимаясь ненавистным правом, а вечером милым рисованием – Сезанн уже мечтает о Парижской академии художеств. Набравшись смелости, Поль сказал о своём желании отцу, тот был взбешён и велел ему выкинуть из головы эту глупость. Несколько месяцев продолжалось противостояние отца и сына. Луи-Огюст всё же сдался и решил позволить упрямцу вкусить богемной жизни.

Индивидуальность

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну, очевидно, были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

Передышка дома

В милом сердцу Эксе Поль теперь чувствует нехватку парижской свободы. Дом тяготит его, и он бродит то по окрестностям, то по музею. Но чаще всего запирается в красивом просторном особняке, купленном отцом, и работает. Здесь он занимается стенной росписью большой гостиной, иногда пишет на природе. Но и то, и другое ему не так интересно, как выражать на полотнах свой внутренний мир. К тому же ему действительно трудно – ведь кроме Жибера у художника Сезанна не было ни одного учителя, ему самому надо до всего дойти. И на этом пути он продырявит не один холст, и в исступлении сломает не одну кисть.

Игроки в карты (1890–1896)

В течение 1890-1896 годов Сезанн создаёт серию из пяти картин, которые изображают процесс карточной игры. Картины имеют разные размеры и отличаются композицией, цветовым решением и количеством игроков.

Моделей для своих картин Сезанн отбирал из местных крестьян. Они терпеливо позировали художнику, что вызывало у Сезанна огромное уважение к этим людям. На его картинах мужчины выглядят очень достойно, не пошло, не жалко, и не статично. Каждый игрок обладает своим характером и темпераментом

Простой интерьер не отвлекает внимание от персонажей, а цветовая гамма каждой картины имеет своё собственное «я»

Полотно с четырьмя игроками имеет самую холодную гамму, тот же вариант, но с пятью игроками (мальчиком, спрятавшимся за спиной центрального игрока) — становится уже более тёплым. Варианты с двумя игроками также развиваются в сторону горячих тонов, от контрастного к монохромному изображению.

10

Персики и груши (1890)

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина обладает настоящей жемчужиной — дивным по своей красоте натюрмортом Поля Сезанна «Персики и груши». Сочные и спелые фрукты красиво уложены на белой тарелке и на столе, укрытом смятой белоснежной скатертью с алыми полосами. В левой части натюрморта белоснежная фарфоровая сахарница и кувшин уравновешивают своими формами яркий цвет фруктов.

Белизна посуды и скатерти относительна. При близком рассмотрении картины можно отметить только несколько небольших белоснежных бликов на сахарнице и смятой скатерти. Все остальные белые предметы — это сочетание всевозможных оттенков голубого, розового, жёлтого, зелёного и синего. Но сделав шаг назад, возникает настоящее оптическое чудо — зритель ощущает эту сияющую белизну: хрустящая накрахмаленная скатерть вздымается волнами и острыми вершинами над яркими «горящими» фруктами, а фарфор сверкает изысканной чистотой.

Серия Го­ра Сен-Вик­ту­ар

Поль Сезанн обожал вид на гору Сен-Виктуар и рисовал его множество раз с различных ракурсов и в различную погоду. Эту серию объединяет одинаковое цветовое решение: синие, голубые, изумрудные, зелёные мазки, положенные наискосок справа налево изредка перекрываются бежевыми или светло-оранжевыми включениями (крыши и стены домов, акведук, дорога).

В некоторых полотнах на передний план выступают сосны или их серебристо-коричневые стволы с раскидистыми кудрявыми ветками. Причудливый горный массив на каждой картине постоянно подвергается трансформации, как будто художник пытался отыскать геометрическую суть этой горы.

14

Краткая биография

  1. После ухода из университета Поль начал изучать художественное мастерство дома, в специально оборудованной для этого мастерской. Уроки ему давал местный художник Жозеф Жибер.
  2. В 1861 г. после долгих уговоров отец отпустил молодого человека в Париж, где тот поступил в Академию Сюиса. Впечатлённый работами столичных художников, он начал искать свой собственный стиль. Юноша часто посещал Лувр, особенно восхищаясь работами Делакруа.
  3. Через несколько месяцев сомневающийся в собственном таланте Поль вернулся в родной город и даже недолго поработал в банке отца, но затем снова уехал в Париж. Картины начинающего живописца успехом не пользовались, но Сезанн продолжал усердно трудиться. В столице его поддерживал друг Эмиль Золя, а также художник Камиль Писсаро, сумевший разглядеть талант в смелых картинах молодого человека.
  4. Позднее Сезанн сделал попытку поступить в престижную школу искусств Эколь-де-Бозар, но его работы сочли «слишком буйными».
  5. В 1864 г. молодой художник предложил несколько своих работ для выставки в Салоне, но комиссия их отвергла. С упорным постоянством Поль ежегодно предлагал Салону картины, получая отказ за отказом.
  6. Из Парижа художник часто приезжал в Экс, в родительский дом. Он зависел от отца материально и боялся его. Этот страх ощущается в картине «Портрет Луи-Огюста», написанной в 1866 г.
  7. Ранние картины Сезанна были очень эмоциональными, полными мрачных красок и сюжетов. Например, «Натюрморт с хлебом и яйцами» 1875 г., «Вскрытие» 1869 г., «Тающий снег в Эстаке» 1870 г. и др.
  8. Последовав совету Писсаро, Сезанн с семьёй в 1872 г. перебрался в небольшой живописный город Понтуаз. Там художник под влиянием старшего товарища начал писать в импрессионистской манере, его палитра стала светлее, мазки легче.
  9. В 1874 г. состоялась первая выставка импрессионистов, участие в которой принял и Сезанн с картинами «Новая Олимпия», «Дом повешенного» и несколькими пейзажами. Выставка вызвала настоящий скандал и шквал критических статей в прессе.
  10. В 1877 году Сезанн представил несколько работ на Третьей выставке импрессионистов. К ней он написал портрет коллекционера Виктора Шоке, одного из первых почитателей нового художественного направления.
  11. В 1880 г. художник гостил у Золя. Тогда он написал известную картину «Замок Меданн».
  12. В последующие годы живописец много работал, постоянно совершенствуя свой стиль и технику, но продолжал оставаться не известным широкой публике.
  13. В 1886 г. резко оборвалась дружба Сезанна и Эмиля Золя. В этом году был издан роман уже ставшего знаменитым Золя под названием «Творчество». Образ главного героя книги – художника-неудачника – был списан писателем с друга. Поль был оскорблён до глубины души, и с тех пор бывшие друзья перестали общаться. Эта книга также была встречена критически всеми импрессионистами.
  14. В том же году скончался отец живописца, оставив сыну хорошее наследство. Поль, не обеспокоенный больше своим материальным положением, смог с удвоенной силой отдаться творчеству. Он уединился в своей студии в родительском доме.
  15. Живя в Эксе, Сезанн множество раз пишет знакомый с детства вид на гору Сент-Виктуар, стремясь ухватить и передать на полотне истинную сущность горы. Одной из самых известных работ с этим видом стал пейзаж, созданный в 1887 г.
  16. В 1890 г. художник написал портрет горячо любимого сына.
  17. В том же году по заказу Виктора Шоке была написана картина на театральную тематику «Пьеро и Арлекин», для которой художнику позировал сын и его друг.
  18. В 1892-1896 гг. была написана серия картин «Игроки в карты».
  19. Признание к живописцу пришло только в 1895 г., когда его полотнами заинтересовался известный торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар. Он организовал в Париже первую персональную выставку художника, представив публике около 150 его картин. У Сезанна появилось множество поклонников – начинающих художников.
  20. В 1897 г., после смерти матери, художник был вынужден продать отцовское поместье и переселиться на съёмную квартиру.
  21. В 1901 г. он приобрёл участок земли в Эксе и организовал там студию.
  22. К наиболее известным картинам Сезанна 1900-х гг. относятся: «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Дорога у горы Св. Виктории», «Большие купальщицы».
  23. Одной из последних работ живописца стал акварельный портрет садовника Валье 1906 г.
  24. В середине октября 1906 г. при работе на пленэре художник попал под сильный дождь и простудился.
  25. 22 октября 1906 г. Поль Сезанн скончался от воспаления лёгких.

Автопортрет (1890)

Личная жизнь

В 1869 г. 30-летний художник познакомился с 19-летней швеёй Мари-Ортанс Фике. Спустя год они начали жить вместе.

Портрет жены

А в январе 1872 г. у пары родился единственный сын Поль.

Портрет сына

Этот союз продлился почти 40 лет, хотя отношения были довольно сложными, часто супруги жили отдельно друг от друга.

Из-за страха перед отцом художник долгое время скрывал от него жену и сына. Мать же Поля знала обо всём и часто навещала любимого внука.

Когда Луи-Огюст узнал об Ортанс и маленьком Поле, у него с сыном произошла неизбежная ссора. Но вскоре они помирились, и в 1886 г. Сезанн и Фике узаконили свои отношения. На свадьбе присутствовал и сам Луи-Огюст.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

Искушение святого Антония

Произведение «Искушение святого Антония» (1867-1869 годы, Фонд Э. Бюрле, Цюрих) относится к ранним работам Сезанна. Используя классический религиозный сюжет, художник изображает обнаженные женские тела на фоне природы. Собственно, сюжет был лишь поводом для открытого написания обнаженной натуры. Сам святой Антоний, который, по идее, должен был быть центральным персонажем картины, отведено скромное место у левого края полотна, да и там, его фигура практически сливается с фоном.

Ни в лице, ни в позе святого Антония не читается внутренняя борьба человеческой плоти и духа. Если бы целью художника было изображение христианского святого, борющегося с греховным наваждением, то можно было бы сказать, что работа Сезанну не удалась. Но живописец вовсе к этому не стремился, его интересовали лишь женские тела.

Резкие контрасты светотени лепят объем, с помощью мощных монументальных форм. Сама классическая пирамидальная композиция центральной части работы, кажется, не имеет отношения к сюжету: девушки, образующие замкнутый круг своими фигурами, вовсе не обращаются к святому Антонию. Они существуют независимо от него. И лишь умело скомпонованная фигурная группа, расположенная на самом краю полотна — святой Антоний и искусительница, представшая пред ним в утрированно откровенной позе, соответствует названию работы. Эта пара построена по классическому принципу симметрии. Открытая поза женщины, демонстрирующей своё тело, противопоставлена закрытой позе Антония, торопливо запахивающего грубые одежды.

Примечателен тот факт, что Сезанн не стал изображать красавиц, он правдиво пишет несовершенные женские тела. Кстати, красавицами их можно назвать с большой натяжкой: Сезанн далек от идеализации образов, он пишет просто — женщин. Влияние импрессионистов чувствуется в контрастных цветных тенях и рефлексах окружающей зелени на телах женщин. Однако Сезанн использует находку импрессионизма чрезмерно, почти доводя её до абсурда, что сближает его произведение с работами фовистов, которым ещё только предстоит выйти на мировую художественную сцену.

Жизненные перипетии

В 1886 году произошел целый ряд событий в личной жизни живописца. Во-первых, Сезанна, практически против его воли (так как он был весьма сильно увлечен молодой служанкой в доме отца), женят на Гортензии, которая, по настоянию членов семьи, переезжает в поместье Сезаннов в Провансе. К этому времени сыну художника Полю уже исполнилось четырнадцать лет. Во-вторых, друг юности Сезанна, уже получивший известность писатель Эмиль Золя, публикует роман «Творчество», в котором художник выступил прототипом главного героя. Роман прекрасно продемонстрировал отношение Золя к самому Сезанну и его искусству, закончив жизнь героя самоубийством. Живописец, воспринял этот жест, как громогласное объявление о том, что старый друг не верит ни в самого художника, ни в его искусство. Так закончилась дружба между двумя гениями эпохи – великим писателем и великим художником. В-третьих, умер деспотичный отец живописца, оставив ему солидное наследство.

Два года спустя, Сезанн создает замечательный двойной портрет своего сына Поля, одетого в костюм Арлекина, и его приятеля, одетого в костюм Пьеро. Картина «Пьеро и Арлекин» (1888 год, Государственный музей изобразительных искусств им, А. С. Пушкина, Москва) изображает сцену из масленичного карнавального праздника, проходящего прямо перед постом (в связи с чем второе название картины — «Мардигра», то есть «Масленица»). На полотне отец открыто любуется своим сыном

Мы видим величаво-надменного красавчика Поля, важно выходящего из-за кулис, глядя на зрителя свысока. На его фоне, отрешенный Пьеро, согнувшийся в довольно нелепой позе, кажется услужливым пажом

По требованию Гортензии, в 1888 году Сезанны переезжают в Париж. Через год картина живописца «Дом повешенного», благодаря проекции коллекционера Виктора Шоке, была представлена на Всемирной выставке. Но работа осталась незамеченной публикой, так как была размещена слишком высоко.

Очередной раз произведения Сезанна не видели и не желали видеть, а его талант снова остался без признания. Живописцу было уже за шестьдесят, проблемы со здоровьем вынуждали его постоянно менять место жительства, но он продолжал писать и даже осуществил свою юношескую мечту — создал собственную работу в духе произведения «Игроки в карты» Луи Ленена, ещё в молодости произведшее на него большое впечатление.

Картина «Игроки в карты» (1892 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) является жанровым произведением, изображающим троих молодых мужчин за любимым занятием. Фигура наблюдателя на заднем плане обрезана по плечи верхним краем картины, благодаря ней, в композиционном плане холст кажется незавершенным. Стремясь к ясному и четкому выражению идеи, Сезанн написал несколько вариантов этой работы. Заключительный вариант одноименного полотна, созданный примерно в это же время, поражает законченностью, лаконичностью и симметрией, для преодоления излишнего влияния которой, Сезанн обрезает спину правого игрока.

Композиционный и смысловой центры картины совпадают — это кисти рук двоих сидящих мужчин, которые словно обрамляют горделиво стоящую бутыль вина. Произведение лишено строгой жанровости, присущей предыдущему варианту. Здесь нет ничего лишнего, все очень строго и предельно выразительно. Игроки полностью поглощены своим занятием, время для них словно остановилось, весь мир сосредоточился в пределах двух фигур, склоненных друг к другу

Здесь и сейчас в раскладе карт заключено самое важное значение, игра для них становится неким священнодействием, благодаря которому сама картина обретает некий сакральный смысл. Возможно, и бутыль вина на красной скатерти имеют традиционное символическое значение крови и искупления

Портрет «Парень в красном жилете» (1888-1890 годы, Музей современного искусства, Нью-Йорк) отличается особой выразительностью, благодаря мастерскому использованию цвета. Торжественное сочетание красного и белого цветов усилено обилием черного, который делает профиль героя полотна предельно четким и контрастным. Сезанн не избегает черного цвета, как многие импрессионисты, а наоборот, вводит его в картину, как формообразующий элемент. Волосы молодого человека сливаются с чёрным фоном драпировки, этим приемом, мастер словно «вселяет» модель в пространство полотна, одновременно придавая ему некое трагическое звучание. Образ портретируемого закончен и целостен, даже не смотря на то, что в картине нет конкретики – ни обозначения времени или места, ни намека на род деятельности юноши в красном жилете.

Первая поездка в Париж

В 1861 году отец отвёз 22-летнего сына в столицу и назначил ему 150 франков в месяц содержания. Сезанн, поклонник тишины и уединения, начинает знакомиться с шумным и суетным Парижем. Немедленно берётся за работу, поступив в мастерскую Сюиса для того, чтобы подготовиться к экзамену в Академии художеств. В новой для себя среде Сезанн старается не затеряться, заводит приятелей, много занимается, часто встречается с Золя. Но неуверенность в себе от того, что не всё получается, приводит к возрастающему раздражению: а что, если отец был прав? В порыве отчаяния и уныния Поль уезжает в Маркуси, в августе возвращается, но метания не закончились. Однажды Золя застал его в бешенстве – неудовлетворённый своими работами, Сезанн уничтожил их. И уехал домой.

Неоцененный талант

Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Его картины были лишены плановой композиции и всегда сливались в одно сплошное цветовое пятно. Вопреки сильной поддержке со стороны других более успешных у публики постимпрессионистов, художник оставался в тени.

Несмотря на необычную манеру исполнения отдаленно напоминавшую реализм, Сезанн был яростным противником декоративного изображения реально существующих предметов. Он абсолютно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Манера подачи Сезанном пейзажа была уникальна в своем роде в ней можно было разглядеть первые ростки кубизма.

Пейзаж с виадуком, гора Сент-ВиктуарВ 1895 году после большой выставки, организованной сугубо для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых рисовальщиков которые захотели быть его учениками. Это событие можно назвать первым достаточно большим прорывом в признании художника обществом

Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. В 1897 году художник потерял мать, хоть они и не были близки, он скорбел по ней и некоторое время не брал в руки кисть. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней тянулся длинный шлейф различных задолженностей. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».

Натюрморт с корзиной яблок (1894–1895)

Этот натюрморт стал настоящим прорывом в живописи конца 19 века. По столу из наклонённой корзины на белую скомканную скатерть рассыпались спелые яблоки. Бутылка вина и тарелка с едой словно ожидают своей очереди для подачи на стол.

Натюрморт смотрится очень цельно, так как Сезанн тщательно подбирал место для каждого предмета. Он любил экспериментировать с формой, цветом и контрастом. Его яблоки, рвущиеся с полотна, хочется попробовать, а белую скомканную скатерть — расправить руками. Крупные, немного грубоватые мазки добавляют предметам фактуру и объём. Необычный цветовой подход и передовые живописные приёмы Сезанна сделали эту картину настоящим живописным шедевром.

На нашем сайте most-beauty вы можете прочитать о выдающихся работах Сандро Боттичелли.

9

Картины Поля Сезанна

Автор более восьми сотен картин был чрезвычайно требователен к себе – недовольный своими работами, он их беспощадно сжигал, рвал, топтал. Живопись Сезанна многие критики сравнивали с попаданием красок из заряженного ими пистолета на холст. С удовольствием посмотрим, что же мастер «настрелял»:

  • Таяние снега в Эстаке (1870);
  • Современная Олимпия (1874);
  • Автопортрет (1875);
  • Бассейн в Жа де Буффан (1876);
  • Натюрморт (Сезанн в разные годы написал их множество);
  • Большие купальщицы (1898) и прочие купальщики;
  • Гора Сент-Виктуар (будет изображена десятки раз) .

Всё это плодотворные попытки мастера создать уникальный стиль, большой и многообразный, «кладовую» стилей для художников современности.

Пьеро и Арлекин: две противоположности на одном полотне

Поль Гоген: биография и жизненный путь

Cюжетная линия картины Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Начало творческого пути

В Париже молодой человек изучал работы современных художников и великих мастеров прошлого, однако не пытался поступить в Академию художеств. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Он работал неумело и было слишком заметно отсутствие базовых знаний необходимых для работы на холсте. Но Сезанна это не останавливало и он решил нарабатывать свой стиль многочисленными пробами различных сюжетов. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Палитра красок не была предопределена заранее каждый раз цвета менялись в зависимости от душевного состояния рисовальщика. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Тот открыл для молодого художника множество различных приемов и помог перестроить технику на более раздельную мазковую. После смены круга общения и знакомства с миром художников у Сезанна стали преобладать более жизнерадостные и солнечные цвета и сюжеты.

Итоги творчества Сезанна

Если итоги творчества осмысливать в рамках не общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.

В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.

Главное при восприятии картин Сезанна — не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.

  • Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). ок. 1868. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Букет цветов в голубой вазе. 1873-1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Мост через Марну в Кретее (Берега Марны). 1888-1894. ГМИИ им.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector