Действие, происходящее на картине. Противоположные мнения.
Если говорить о восприятии зрителями действия, которое происходит в «Поцелуе», то тут не всё однозначно.
Несомненно, картина эротичного содержания. На это указывают не только объятия и сам поцелуй. Искусствоведы считают, что узор одеяния мужчины напоминает фаллический символ, а орнамент на одежде его возлюбленной, в свою очередь, женский интимный орган. Пару осыпает золотой дождь, подобный тому, каким была осыпана Зевсом Даная.
Историк искусств Альберт Элсен отмечает: «Его натурщица не позирует… Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной».
Большинство поклонников картины воспринимает происходящее на ней как романтичную сцену: пара влюблённых поглощена друг другом в своей вселенной, страсть разгорается, женщина тает в руках мужчины.
Но существует и другое мнение: некоторые не видят добровольного согласия на поцелуй со стороны женщины. Мужчина подавляет её своим доминированием и явно употребил физическую силу. Женщина упала на колени и прекратила сопротивляться в заведомо неравной борьбе. Она не в состоянии увернуться от поцелуя, безвольно обмякла, её вялые руки не пытаются прижать к себе возлюбленного. Одна рука, как плеть, висит на его шее, а вторая слабо придерживает мощную кисть поглощенного горячими чувствами мужчины.
Годы Венского сецессиона
В 1897 году Климт стал одним из основателей и главой Wiener Sezession (Венского сецессиона) и группы периодического издания Ver Sacrum («Священная весна»). Он оставался с сецессионом до 1908 года. Целями группы были: проводить выставки нетрадиционных молодых художников, привезти работы лучших иностранных художников в Вену и издавать свой собственный журнал для представления работ членов. Группа не объявляла манифест и не отдавала предпочтение никакому конкретному стилю — натуралисты, реалисты и символисты все существовали совместно. Правительство поддержало их деятельность, и для возведения выставочного зала отдало им аренду государственную землю. Символом группы была Афина Паллада — греческая богиня справедливости, мудрости и искусства, которую Климт нарисовал, в его радикальной версии, в 1898 года.
В 1894 году Климт получил заказ на создание трех картин для украшения потолка в Большом зале Венского университета. Не завершенные до начала века, три его картины «Философия», «Медицина», и «Юриспруденция» подвергли критике за их радикальные сюжеты и тематику, и называли «порнографическими». Климт преобразил традиционную аллегорию и символику в новый язык, который был более откровенно сексуальным и, следовательно, более ошеломляющим для некоторых. Общественный протест пришёл со всех сторон — политической, эстетической и религиозной. В результате картины не были показаны на потолке Большого зала. Как предполагалось, это был последний общественной заказ принятый художником.
Все три картины уничтожили отступающие войска СС в мае 1945 года.
Его картина Nuda Veritas (1899) определила его попытку в дальнейшем «встряхнуть» существующий порядок. Совершенно голая женщина с рыжими волосами держит Зеркало правды, а над ней цитата Фридриха Шиллера в стилизованной надписи: «Твои дела и твоё искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо».
В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для четырнадцатой выставки Венского сецессиона, которую собрали для торжества композитора и показа монументальной полихромной скульптуры Макса Клингера. Предназначенный только для выставки фриз был написан непосредственно на стенах легкими материалами. После выставки картину сохранили, однако снова не показывали до 1986 года. Лицо на портрете Бетховена напоминало композитора и дирижёра Венской государственной оперы Густава Малера, с которым Климт имел почтительные отношения.
В течение этого периода Климт не ограничивал себя в общественных заказах. Начиная с конца 1890-х годов, он проводил ежегодные летние каникулы с семьей Флёге на берегу Аттерзе и написал многие из его пейзажей. Эти пейзажи представляют собой единственный жанр помимо фигуративной живописи, которые серьёзно заинтересовали Климта. В знак признания его глубины местные жители называли его Waldschrat («Лесной демон»).
Аттерзейские картины Климта имеют достаточное количество и качество, что заслуживает отдельную высокую оценку. Формально, пейзажи характеризуются одной и той же изысканностью композиции и эмфатичностью нанесения рисунка, как и фигурными частями. Глубина пространства в Аттерзейских работах настолько разумно выравнивается в одну плоскость, что предполагается, что Климт нарисовал их с помощью телескопа.
«Поцелуй»
Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно — икона пламенной и нежной любви.
Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами. Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя. Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения. В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.
Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.
История создания
Изначально картина называлась «Влюбленные». Впервые ее показали публике в неоконченном виде. Это произошло в 1908 году на Венской художественной выставке
Тогда картина служила панданом к работе «Три возраста женщины», написанной в 1905 году.
«Поцелуй» привлек внимание — представители министерства культуры сразу решили приобрести его для недавно созданной галереи. Сегодня она носит название галерея Бельведер
Картину купили за крупную по тем временам сумму. При этом еще год художник занимался доработкой. «Поцелуй» отправился в собрание галереи в 1909 году. В работе Климт использовал не только масляные краски, но и сусальное золото, серебро, платину, свинец.
Загадка героя и героини
До сих пор ходят споры о том, кто изображен на картине. По одной версии, это сам художник и его подруга и предполагаемая возлюбленная Эмилия Флёге. Считается, что у них были сложные отношения, природа которых до сих пор не ясна. Вероятно, у них был роман. Однако Флёге порвала с Климтом, поскольку он встречался с другими женщинами. Ко времени вероятного разрыва от него были беременны две модели. При этом художник увлекся 19-летней девушкой, за которой слишком навязчиво ухаживал. Но Климт и Флёге сохранили контакты на всю жизнь. После смерти художника Эмилия сожгла свои письма, адресованные ему. В ее архиве нашли их переписку, не содержащую ни одного любовного послания. При жизни они никак не комментировала их отношения.
Исследователи считают, что именно Флёге изображена на «Поцелуе». Автор изменил цвет волос героини, чтобы «спрятать» ее. С этой же целью он изобразил себя с почти невидимым лицом, которое отвернуто от зрителя.
По другой версии, картину заказал некий граф. Он хотел, чтобы на полотне были изображены он и его возлюбленная. Граф дал художнику медальон с ее портретом. Во время работы Климт неожиданно влюбился в девушку с медальона. Поэтому вместо графа он изобразил себя, но скрыл лицо.
Ранний период жизни и образование
Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены в Австро-Венгрии, вторым из семи детей, трёх мальчиков и четырех девочек. Его мать, Анна Климт (урождённая Финстер), имела нереализованные амбиции стать музыкантом. Его отец, Эрнст Климт старший, некогда из Богемии, был гравёром по золоту. С раннего детства все трое сыновей, Густав, Эрнст и Георг, проявили художественный талант.
Во время посещения Венской школы искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), где изучал архитектурную живопись до 1883 года, Климт жил в нищете. Он глубоко уважал Ханса Макарта, передового живописца истории Вены того времени. Климт с готовностью принимал принципы консервативного обучения; его ранние работы можно классифицировать как академические. В 1877 году его брат Эрнст, который, как и его отец, стал гравёром, также поступил в эту школу. Двое братьев и их друг, Франц Мач, начали совместную работу и к 1880 году получили многочисленные заказы как группа, которую назвали «Компания художников». Они также помогли своему учителю с росписью стенных фресок в Венском музее истории искусств. Свою профессиональную карьеру Климт начал с росписи фресок на стенах и потолках крупных общественных зданий на Рингштрассе, которые включали успешную серию «Эмблемы и аллегории».
В 1888 году Климт получил Золотой Орден от императора Австрии Франца Иосифа I за его вклад в роспись фресок в Бургтеатра в Вене. Он также стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1892 году отец и брат Климта, Эрнст, умерли, и ему пришлось взять на себя финансовую ответственность за семью.
Трагедия также затронула его художественное видение, и вскоре он стал двигаться в направлении нового личного стиля. Особенность его стиля в конце XIX века включала Nuda Veritas (Голую правду) как символическую фигуру некоторых из его работ, как например: Древняя Греция и Египет (1891), Афина Паллада (1898) и Nuda Veritas (1899). Историки полагают, что Климт через nuda veritas осудил политику Габсбургов и австрийского общества, которые игнорировали все политические и социальные проблемы того времени. В начале 1890-х годов Климт встретил Эмилию Луизу Флёге, которая, несмотря на отношения художника с другими женщинами, стала его спутницей до конца жизни. Считается, что на его картине «Поцелуй» (1907-1908), они изображены как возлюбленные. Он нарисовал много одежды, которую она создала и смоделировала.
В течение этого периода Климта стал отцом для, по крайней мере, четырнадцати детей.
Золотой период
Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов. Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала. Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».
Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур. Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов. Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта. Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.
Описание картины
Когда смотришь на картину Климта, невольно поражаешься простоте композиции и незамысловатым формам, в которых таится особая глубина. Климт со всей свойственной ему искренностью делает акцент лишь на том, что интересно ему, а именно – на центральных образах и чувствах.
Глядя на «Поцелуй», мы видим цветочную поляну, расположенную на краю скалы. Именно здесь расположилась пара влюблённых. В своих объятиях они погружены в свою ауру, и вокруг будто не существует ничего. Золотое сияние вокруг пары озаряет их и словно отрезает от прочего мира.
Художник прекрасно передаёт то волнительное чувств, когда для любящего человека вся Вселенная ограничивается лишь объектом любви. Вокруг них действительно нет ничего. Климт не посчитал нужным добавлять какие-либо детали, ведь вся суть – во всепоглощающем чувстве любви. Его «Поцелуй» – это абсолютно искренняя и шедевральная ода великому чувству, которое мастер сумел выразить в своём творении.
Фрагмент картины «Поцелуй»
Напоследок я хочу заметить, что картина «Поцелуй» Климта – одна из тех, которые лучше увидеть однажды вживую, чем на множестве фотоснимков. Её главная особенность – использование сусального золота, что придаёт волшебное сияние, добавляя света и яркости изображению. В творении Климта любовь действительно озаряет и дарит счастье, она подобна солнцу, что согревает и не перестаёт сверкать, дарит не только радость, но и саму жизнь.
Художественный скандал
В 1894 году австрийскому художнику Густаву Климту поручили выполнить заказ на написание трех картин, которые должны были украсить потолок зала Венского университета.
В 1900 году первая из них, «Философия», была показана на выставке Венского сецессиона и произвела фурор со знаком «минус». Климт подвергся яростным нападкам, поскольку по мнению консервативной публики и профессуры университета, картина отдавала порнографией. Вместо ожидаемого аллегорического изображения в традиционной манере, художник наполнил полотно натуралистично написанными обнаженными телами. Что вызвало недовольство и было воспринято как безнравственность.
Эту же картину, в том же 1900 году, художник экспонировал на Всемирной выставке в Париже. Там она тоже произвела фурор, но теперь ср знаком «плюс» и даже получила золоту медаль. Вторая картина Климта, «Медицина», также удостоилась восхищения парижской художественной общественности.
Тем временем, спор между Густавом Климтом и заказчиками разросся нешуточный и вырос до, так называемого, «художественного скандала». Что стало его результатом?
Во-первых, третью картину — «Юриспруденцию», Климт написана ещё более вызывающем образом.
Во-вторых, все три «факультетские картины» меценат, покровитель и друг художника Август Ледерер выкупил у университета в 1905 году.
В-третьих, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: Климт прекратил принимать государственные заказы. Он сменил акценты в своём творчестве: писал пейзажи и портреты. Благодаря этому обстоятельству появились такие шедевры «золотого периода» как «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель»), «Юдифь I» и «Поцелуй».
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I («Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза»). 1907
Климта охватывало смятение после столь неприятной истории с «факультетскими картинами». Репутация и популярность художника значительно пошатнулись В письме другу он писал: «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, либо слишком глуп, но должно быть что-то не так». В таком состоянии в 1907 году он приступил к созданию картины, которая в будущем станет, пожалуй, самым популярным его произведением и национальным достоянием Австрии.
С этой своей работой он сразу попал в точку. «Поцелуй» был куплен в венскую Галерею Бельведер (Galerie Belvedere, Wien) за баснословную по тем временам сумму ещё до того, как был закончен. Галерея заплатила 25 000 крон. Для сравнения: ранее в Австрии самая высокая цена за картину составляла всего 500 крон.Густав Климт. Поцелуй. 1908
Контекст
Впервые публика увидела «Поцелуй» в 1908 году. Галерея Бельведер оказалась расторопнее всех: предложила художнику феноменально огромную по тем временам сумму (25 тыс. крон при максимальной цене за картину до этого в 500 крон) и получила «Поцелуй». Сегодня полотно и вовсе является национальным достоянием.
Исследователи теряются в догадках, кто были моделями художника. Что до мужчины, то есть версия, что Климт изобразил себя. Однако против этого можно привести два довода. Во-первых, даже со спины (лица же мы не видим) Климт выглядел не так внушительно. А во-вторых, вот вам слова художника: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи».
25-летний Густав Климт. (wikipedia.org)
Женщина — скорее, собирательный образ. В ее облике есть сходство с чертами и Эмилии Флёге, и Адели Блох-Бауэр, и многих натурщиц. Творческая энергия Климта всегда была сосредоточена на женщинах. Мужчина — редкий гость на его полотнах. Если он и появляется, это всегда человек без лица, косая сажень в плечах — тот самый, за которым, по поверьям, как за каменной стеной.
Этим полотном Климт закрыл свой золотой период. Картина стала поцелуем общественному вкусу. Менялись настроения, модерн уступал экспрессионизму, и о картине (на фоне наступавшей к тому же войны) как-то запамятовали — пришли новые образы. Вспомнили о полотне во времена освобождения любви и раскрепощения чувственности. «Поцелуй» вновь начал появляться в интерьерах и стал своеобразным маст-хев для прогрессивных людей.
Водные змеи II. (wikipedia.org)
Интерпретации
Картина имеет самые разные интерпретации. Одни искусствоведы видят в ней сексуальные мотивы. По их мнению, об этом говорит положение героев и декор («мужские» прямоугольники и «женские» овалы). Другие исследователи полагают, что в «Поцелуе» нет эротики. Они видят двух человек, которые знают друг друга всю жизнь. В их объятиях усматривают доверие, а в их любви — отречение. Еще одна версия предполагает, что если полотно и изображает любовь, то либо не взаимную, либо почившую. По мнению специалистов, это видно по позе женщины, которая будто пытается отгородиться от мужчины. Она отворачивает лицо от его поцелуя и сжимает пальцы на его шее. Ее фигура кажется напряженной, отстраненной и подчиненной чужой воле.
Фото: Густав Климт — Google Art Project, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=38827275
История создания картины «Поцелуй»
Период расцвета творчества Климта ярко отражает его самое известное творение – «Поцелуй». Особенно популярна картина среди ценителей модерна, ведь именно этот стиль виртуозно выражен в ней.
В «Поцелуе» очень заметно увлечение декоративным оформлением, а конкретнее – позолотой, что было присуще Климту в пору его творческого взлёта. Вот только у художника золото не кажется вычурной деталью или излишне пафосным элементом. Напротив, оно позволяет усилить общее впечатление от картины, делает неповторимый эффект яркости и настроения.
Созданием «Поцелуя» Климт занимался несколько месяцев – с середины 1907 по 1908 год. Точных сведений об истории появления идеи картины неизвестно, однако есть одна интересная версия. Как рассказывали современники Климта, в ту пору один граф (имя его история не сохранила) попросил сделать картину для своей невесты. Согласно замыслу, граф с девушкой должны были изображаться целующимися.
Картина «Поцелуй» Густава Климта
Выполнив заказ, Климт отнёс картину графу. Тот был доволен, однако его интересовал один нюанс. Согласно требованиям, на полотне должен был изображаться страстный поцелуй, а у Климта губы героев не касаются друг друга. Ответ художника был прост. Климт заметил, что стремился показать не столько сам поцелуй, сколько томление и страсть, предшествующие ему.
На мой взгляд, художнику удалось передать не менее важную особенность: двое влюблённых показаны слившимися воедино, словно одно целое. И в этом – тот самый “фирменный” символизм Климта. Невеста графа подарок приняла с восторгом, а самому дарителю ответила согласием на предложение руки и сердца. По сути, «Поцелуй» дал начало новой истории любви со счастливым финалом.
Кто же та женщина, фигура которой и сегодня поражает своей чувственностью и одновременно целомудренностью?
Не исключено, что это Эмилия Флеге, австрийский модельер, с которой Климта связывали долгие годы отношений. Впервые Эмилия увидела Климта еще юной девушкой, когда художник рисовал портрет ее и ее сестер. После она стала брать у него уроки рисования, которые продолжались около шести лет. Потом она позировала ему… Мучилась от его постоянных измен… Ждала предложения выйти замуж, но дождалась его слишком поздно, когда ей уже не хотелось выходить за Климта, долгие годы изводившего ее своими чудачествами.
Лицо женщины на картине действительно похоже на лицо Эмилии. А вот руки… Вполне возможно, что руки героини картины «Поцелуй» принадлежат Адели Блох-Бауэр (многие полагают что и лицо тоже ее). Адель некоторое время была возлюбленной Климта. Узнав об этом, ее муж заказал художнику портрет жены, работа над которым продолжалась целых 4 года. За это время чувства угасли, а нам осталась великолепная картина «Золотая Адель». Что ж, не исключено, что черты и этой возлюбленной были воплощены на полотне.
«Поцелуй» — это последняя картина Золотого периода Климта. Словно отдавая дань своему отцу, он украшал картины сусальным золотом, уделяя много внимания оформляющим фигуры орнаментам.
Надо сказать, что сколько ни ругали Климта современники за выраженный эротизм его картин, «Поцелуй» всегда пользовался успехом у критиков. Ни одного отрицательного отзыва в адрес картины не было, она является национальным достоянием Австрии и в свое время была выкуплена музеем за рекордную сумму. Быть может, тот накал чувств и та тонкая красота отношений мужчины и женщины, которая воплощена на картине, тронула каждого. Трогает она и до сих пор.