Видение Святого Бернарда (1494)
Перуджино изображает видение Пресвятой Девы Марии преподобному Бернару Клервоскому (1090–1153), основателю цистерцианского ордена.
Работа была заказана для семейной часовни Наси в тогдашней цистерцианской церкви Санта-Мария-Маддалена-ди-Сестелло во Флоренции. Это был один из самых важных алтарей в церкви. Тогда церковь была известна как Санта Мария Маддалена делле Конвертит. После канонизации Марии Маддалены де Пацци в 1669 году она была посвящена флорентийскому кармелитскому святому, чей орден к тому времени принял управление комплексом.
Мария появляется в обычной одежде. Помимо святого Бернарда и Девы, другие фигуры представляют ангелов и святых. Все, кроме ореолов, кажутся обычными людьми. Позади Марии два ангела. Один из ангелов смотрит на зрителя, классический пример того, как зритель увлекается изображением. За Сен-Бернаром стоят Святые Варфоломей и Филипп. Обстановка: монастырь, предположительно цистерцианский. Пейзаж Умбрии, родина Перуджино. Монастырь обрамлен готическими арками и колоннами. Всё в классической гармонии.
Несмотря на монументальность работы, изображение не статично. Мэри движется вперед. Она указывает Сен-Бернару. А он явно поражен увиденным.
Цвета яркие и яркие, но негромкие.
13
Разрушение шедевра и его реставрация
Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.
От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.
С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
Мадонна с младенцем (1500)
Перуджино, как и другие итальянские художники, очень часто обращался к образу Девы Марии (Мадонны). Картина «Мадонна с младенцем» изображает классический сюжет — образ юной матери и её сына Иисуса. Божественность образов подтверждает золотой сияющий нимб над их головами. Красное платье Марии ярко выделяется на фоне изысканной синей накидки, которую мастер украсил нежным и изящным золотым узором. Существует несколько подобных образов. Поза младенца классическая для того времени — он сидит у матери на колене, его голова повёрнута в сторону. Образы отличаются необычайной грацией и красотой. Выражение лиц мечтательное и спокойное.
11
Распятие (1495–1496)
Будучи зрелым и состоявшимся художником, Перуджино приступил к росписи церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции. Огромная фреска «Распятие» разделена на три равные части (триптих). В центральной части изображено само распятие, у подножия которого преклонила колени Мария Магдалина. В правой части изображены апостол Иоанн и св.Бенедикт, в левой — Богоматерь и св. Бернар. Каждую часть триптиха обрамляет арка. Задний фон фрески — это прекрасный, искусно выписанный пейзаж, который объединяет все части триптиха.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете узнать про самые красивые пейзажи в мире.
8
Ссылки [ править ]
- . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). Бостон: Houghton Mifflin Harcourt . Проверено 23 июня 2019 .
- . Словарь английского языка Коллинза . HarperCollins . Проверено 23 июня 2019 .
- . Словарь Мерриама-Вебстера . Проверено 23 июня 2019 .
- ^ Гарибальди, Виттория (2004). «Перуджино». Питтори дель Ринасименто . Флоренция: Скала. ISBN 88-8117-099-X.
- «Пьетро Перуджино». Атенеум (Лондон, Англия: 1830) (3810): 584. 11.03.1900. ISSN .
- Becherucci, Luisa (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 12.
- Becherucci, Luisa (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания. п. 14.
- ^ , Galleria Nazionale dell’Umbria, (1903).
Интересные факты
- Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
- Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
- Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
- Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
- Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. Франческо Борромини. Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) — Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Michelangelo’s Pieta (https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qs)
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
Пьета (1494–1495)
Торжественность и красота этой картины до сих пор восхищает прихожан Палаццо Питти. На картине преобладают яркие и чистые цвета — красный, синий, зелёный. На полотне изображено шесть фигур: центральное место отдано главным персонажам — Богородице и Христу, справа апостол Пётр и Мария Магдалина печальны и спокойны. Слева — Иоан Евангелист, стоя на коленях, поддерживает голову Христа. Позади него святой сжимает руки в молитве. Тело Христа, распростёртое на коленях Богоматери, написано очень реалистично. Все персонажи симметрично вписаны в свод арок, которые означают небеса и не напрасность жертвы Христовой.
На дальнем фоне видны крошечные фигурки, покидающие сцену Распятия на Голгофе. Это сцена великого благочестия, призванная вызвать глубокое отражение в сознании религиозного зрителя. Между арками трёхъярусной лоджии находятся следы от рук Шарля Гуфье, ведущего придворного Франсуа I и первого известного владельца картины. В период иконоборчества на голову Богородицы было совершено жестокое нападение. Реставрационные работы в 2014–2015 годах вернули цвета и определение черт, которые были скрыты при последующей перекраске.
Перуджино написал две версии этой картины, вероятно, за короткий промежуток времени. Панель в Уфизи, в которой отсутствует тосканский пейзаж, наполненный солнцем, считается более ранней работой. Художник обучался в Перудже, а в 1481 году вместе с другими важными флорентийскими художниками был приглашён в Ватикан для украшения стен Сикстинской капеллы. После этого он в основном работал во Флоренции и Перудже, создавая свой собственный мир святых фигур с нежными, искренними эмоциями.
7
Ранние годы
Он родился Пьетро Ваннуччи в Читта-делла-Пьеве , Умбрия , в семье Кристофоро Марии Ваннуччи. Его прозвище характеризует его как из Перуджи , главного города Умбрии. Ученые продолжают оспаривать социально-экономический статус семьи Ваннуччи. В то время как некоторые ученые утверждают, что Ваннуччи смог выбраться из бедности, другие утверждают, что его семья была одной из самых богатых в городе. Его точная дата рождения неизвестна, но, основываясь на его возрасте на момент смерти, который был упомянут Вазари и Джованни Санти , считается, что он родился между 1446 и 1452 годами.
Скорее всего, Пьетро начал изучать живопись в местных мастерских Перуджи, таких как мастерские Бартоломео Капорали или Фьоренцо ди Лоренцо . Дата первого флорентийского пребывания неизвестна; некоторые делают это уже 1466/1470, другие переносят дату на 1479. Согласно Вазари, он был учеником мастерской Андреа дель Верроккьо вместе с Леонардо да Винчи , Доменико Гирландайо , Лоренцо ди Креди , Филиппино Липпи и другими. Считается, что Пьеро делла Франческа научил его перспективной форме. В 1472 году он, должно быть, закончил свое ученичество, так как был зачислен мастером в . Пьетро, хотя и был очень талантлив, не испытывал особого энтузиазма по поводу своей работы.
Перуджино был одним из первых итальянских мастеров масляной живописи . Некоторыми из его ранних работ были обширные фрески для монастыря отцов Ингессати , разрушенного во время осады Флоренции ; он создал для них также много мультфильмов, которые они блестяще выполнили в витражах . Хороший образец его раннего стиля в темпера является тондо (круговой рисунок) в Лувру от Девы и ребенка Enthroned между святыми .
Вручение ключей апостолу Петру (1480–1482)
Одна из сохранившихся фресок Сикстинской капеллы, выполненная Перуджино, посвящена библейской истории о передачи ключей от Рая св. Петру. В католицизме этой теме придавалось огромнейшее значение, так как католическая церковь ведёт отсчёт своей истории с момента передачи ключей апостолу Петру, который к тому же считается первым папой римским. Такую сцену можно было доверить только самому лучшему из лучших художников. На тот момент Перуджино считался именно таким мастером.
Композиция фрески симметричная. Её центр акцентируется огромной базиликой, на фоне которой центральные фигуры Христа и коленопреклонённого апостола Петра окружены симметрично с двух сторон группами свидетелей. Среди них: апостолы и современники художника. Апостолы расположены ближе к Христу и Петру. Они написаны яркими, броскими цветами. Фигуры современников более приглушённые, будничные, среди них художник изобразил и себя (вторая фигура слева). Симметричность композиции подчёркнута двумя триумфальными арками.
3
История создания Pietà
Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».
Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.
Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.
Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
Приложения
Список используемой литературы
- «Le Pérugin» 5: 329 в Encyclopédie, или Dictionary Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers Дидро и Даламбера.
- Шарль Поль Ландон , «Le Pérugin», Летопись музея и современной школы изящных искусств , с. 115 , 1805.
- Жак-Камиль Бруссоль, La Jeunesse du Pérugin и истоки умбрийской школы , Париж, Уден, 1901.
- (it) Фьоренцо Канути, Il Perugino , редактор Arte La Diana, Сиена / Editoriale Umbra Foligno, Перуджа, 1983.
- Анна Форлани Темпести, Итальянское Возрождение. Леонардо да Винчи — Перуджино — Лукас Синьорелли — Микеланджело — Рафаэль , Париж, Издательство Princesse, 1976, 96 стр.
- Жан Алазар, Пержен — Критическая биография , Генри Лоренс, Париж, 1927.
- Quattrocento, Италия 1530-1523 , Живопись и скульптура Лионского музея изящных искусств, каталог выставки, Лион, Музей изящных искусств, 1987-1988 (реконструкция полиптиха Сант-Агостино).
- (it) Виттория Гарибальди , Перуджино , в Питтори-дель-Ринасименто , Флоренция, Скала,2004 г., 79 с. ( ISBN 978-8-88117-234-4 ).
- Линда Мюррей, Высокое Возрождение и маньеризм , Издания Paris, Thames & Hudson,1995 г., 287 с. ( ISBN 2-87811-098-6 ).
(it) Виттория Гарибальди, Перуджино , Флоренция, Милан, Джунти,2014 г., 50 с. ( ISBN 978-88-09-79448-1 и ).
- Пьерлуиджи Де Векки и Эльда Черкиари, I tempi dell’arte , том 2, Bompiani, Milan, 1999, 456 p. , ( ISBN 978-8-84517-212-0 ) .
- Стефано Дзуффи, Il Quattrocento , Electa, Милан, 2004, 381 стр. , ( ISBN 978-8-83702-315-7 ) .
О других проектах Викимедиа:
Ле Перужен , на Викискладе?
- Флорентийский ренессанс
- Умбрийское Возрождение
- Римский ренессанс
- Список произведений Перуджино
• | Джорджио Вазари цитирует его и описывает его биографию в Le Vite : Page ?? — издание 1568 г. |
внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Примечания в общих словарях или энциклопедиях :
- Портал живописи
- Портал искусств
- Портал эпохи Возрождения
- Портал Умбрии
Рим [ править ]
Фреска «Доставка ключей» , 1481–1482 гг., Сикстинская капелла , Рим.
Перуджино вернулся из Флоренции в Перуджу, где его флорентийское обучение проявилось в Поклонении волхвов для церкви Санта-Мария-деи-Серви в Перудже (ок. 1476 г.). Примерно в 1480 году он был вызван в Рим Сикстом IV для написания фресковых панелей для стен Сикстинской капеллы . Фрески, которые он там выполнил, включали Моисея и Сепфору (часто приписываемые Луке Синьорелли ), Крещение Христа и Вручение ключей . Пинтуриккьосопровождал Перуджино в Рим и стал его партнером, получая треть прибыли. Возможно, он занимался частью темы Зипфоры. Сикстинские фрески были главной комиссией высокого Возрождения в Риме. На алтарной стене также были изображены Успение , Рождество и Моисей в тростниках . Эти работы были впоследствии уничтожены , чтобы сделать пространство для Микеланджело «s Страшного Суда .
Между 1486 и 1499 годами Перуджино работал в основном во Флоренции, совершив одно путешествие в Рим и несколько в Перуджу, где он, возможно, содержал вторую студию. У него была открытая студия во Флоренции, и он получил большое количество заказов. Его « Пьета» (1483–1493) в « Уффици» — это нехарактерно резкое произведение, избегающее порой слишком легкого сентиментального благочестия Перуджино. По словам Вазари , Перуджино должен был вернуться во Флоренцию в сентябре 1493 года, чтобы жениться на Кьяре, дочери архитектора Луки Фанчелли . В том же году Перуджино снова сделал Флоренцию своим постоянным домом, хотя он продолжал соглашаться на работу в другом месте.
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с на Викискладе?
vтеПьетро Перуджино | |
---|---|
Картины |
|
vтеИскусство Сикстинской капеллы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Жизнь Моисея |
|
||||||
Жизнь Христа |
|
||||||
Потолок 9 ( Галерея ) |
|
||||||
Стена алтаря | |||||||
Гобелены | |||||||
Связанный |
|
||||||
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Святой Себастьян (1494)
Эта картина, как и другие работы Перуджино, признана мировым шедевром. Её композиция очень необычна для своего времени. В этом Перуджино стал новатором. Используя архитектуру арки, он добился необычного визуального эффекта, который придаёт канонической фигуре святого Себастьяна внушающие размеры.
Лицо святого не выражает ни боли, ни отчаяния. Святой Себастьян спокойно, с благоговением, предаёт своё тело и душу Господу. Торчащие стрелы больше не причиняют ему страданий. Он на пороге Рая. Изумительный воздушный пейзаж подчёркивает торжественность происходящего события. Чистое голубое небо без единого облачка, прозрачность воздуха — всё говорит о святости мученика, который будучи римским воином, был расстрелян за верность Христу.
5