Верещагин, василий васильевич

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

Портрет Василия Верещагина

Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.

Василий Верещагин в детстве

По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Василий Верещагин — студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Политики в опиумной лавочке (1870)

Поездка Верещагина в Туркестан была очень плодотворной. Он старался зафиксировать всё, что видел вокруг: быт, нравы, обычаи местных жителей. Картина «Политики в опиумной лавке» наполнена жизненной правдой и чёрным юмором. Она выполнена с фотографической точностью и передаёт массу деталей, которые можно рассматривать часами.

Посетители опиумной лавки — это отбросы общества, которые тратят последние деньги на опиумную затяжку

Грязные, босые, оборванные, в страшных лохмотьях, но как важно они дискутируют! В глаза бросаются их чёрные от грязи ступни. Таких людей не волнует их внешний вид

Это необычное сообщество обсуждает какие-то серьёзные проблемы. О чём они говорят — неизвестно. Видимо, решаются важные мировые проблемы.

4

Балканская серия

На Шипке все спокойно, 1893

В 1877 году В.В.Верещагин едет на Балканы, в Дунайскую армию. Он объездил почти всю Болгарию, и на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии, он работал над выполнением этих военных картин целых два года.В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Она состоит из отдельных групп произведений, несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Балканская серия — кульминация творчества Верещагина. Показанная впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 — в Москве и Петербурге

Шедевр Верещагина В.В. – картина «Апофеоз войны»

Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Из-за этого толки о картине шли самые разные. Она стала провокационной, что возмутило правительство. В. Стасов по этому произведению увидел в Верещагине не только мастера живописи, а историка и судью человечества.  Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн.

На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья.  Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас, испытанный людьми. На многих из них видны следы от сабельных ударов.

Война 1812 года

В конце 1880-х годов он меняет концепцию. В.В.Верещагин задумывает серию об Отечественной войне 1812 года, куда должны были войти картины освободительной войны и партизанского движения. В русской серии художник вновь выступает как портретист, историк, философ.Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон I в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел «Старый партизан».

Смертельно раненый (1873)

Последние мгновения жизни раненного солдата выхвачены художником, как фотографический кадр. Сейчас русский солдат сделает ещё пару шагов, и умрёт на чужой земле. Вокруг разбросано оружие и лежат трупы убитых солдат. Всё происходит в Средней Азии во время колониальных войн России. Ослепительное солнце Туркестана освещает белоснежные рубахи солдат, дым и песок окутывают всё пространство картины.

Эта картина — жестокий укор безжалостности всех войн. Жизни солдат ничего не стоят при этом. Война — это тотальное безжалостное уничтожение людей.

Кстати, о самых красивых картинах мира читайте на нашем сайте most-beauty.ru интересную статью.

7

Сюжет картины

На полотне изображена сцена, которую автор не видел, но представил, собрав в воображении мозаику из тех фрагментов и событий, участником которых был. (То же, кстати, относится к картинам «Апофеоз войны» и «Представляют трофеи» — сюжеты этих произведений художник выдумал, вдохновившись рассказами и легендами о жестокости восточных ханов.)
События разворачиваются в Самарканде на площади Регистан, где и сегодня стоит один из самых известных памятников узбекской архитектуры медресе Шердор.

Верещагин «Торжествуют», 1872 год. (Государственная Третьяковская галерея)

Толпа людей, сидящих на земле, слушает муллу, вдохновляющего на борьбу с неверными, то есть в контексте того времени — русскими. Для антуража, поднятия боевого духа и устрашения врага головы русских насажены на шесты, расставленные на площади. Смысл проповеди сформулирован художником и помещён на раме картины: «Так повелевает бог! Нет бога кроме бога».

Контекст

«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в стены живьём 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

«Двери хана Тамерлана», 1875 г. В. В. Верещагин. (Государственная Третьяковская галерея)

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал 2 года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

«Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир», 1869−1870 гг. В. В. Верещагин (Государственная Третьяковская галерея)

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Через эти сюжеты Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война теряла всякий смысл.

Индийская серия

Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874

В 1874 году В.В.Верещагин отправляется в Индию. Индийское путешествие длилось два года он живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, — Кашмир и Ладак. По результатам этого путешествия была создана «индийская» серия состоящая из ста пятидесяти этюдов с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии.Лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875)

Судьба художника

После Средней Азии Верещагин объездил весь свет: Индия, Япония, Сирия, Палестина, США, Куба и Филиппины, не говоря уже о Европе. Из каждой экспедиции он привозил свои батальные и этнографические сюжеты. По мнению живописца, настоящий художник должен путешествовать — искать натуру, собирать материал.

Идейная позиция художника определилась после поездки в Туркестан и Индию. Верещагин вернулся с мыслью об ужасе и бесчеловечности «азиатского варварства». Именно поэтому в Туркестанской серии есть подсерия «Варвары» (куда входит и картина «Торжествуют»).

Верещагин был художником с фотографическим видением. Он считал, что каждая картина может передать только один момент жизни. Поэтому для выражения полноты замысла и описания ситуации он прибегал к принципу серийности.

За Туркменскую серию Третьяков отдал 92 тыс. рублей

Верещагин, в отличие от художников-современников, особое внимание уделял человеческой психологии: во-первых, он изучал своеобразие психологического склада личности по этническому типу; во-вторых, рассматривал, как отразился этот психологический склад на материальной культуре. Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год

(wikimedia.org)

Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год. (wikimedia.org)

При всём пацифизме, Верещагин всё же оставался человеком войны. Критикуя жестокость и агрессию, он оправдывал действия русской армии в Средней Азии. По мысли художника, война, хотя и является пережитком варварства, остаётся единственным способом это самое варварство искоренить.

Русско-турецкая война 1877—1878

В 1876 году в Болгарии вспыхнуло восстание против турок, которое турецкие войска подавили с невероятной жестокостью. Это вызвало возмущение в России, считавшей себя покровительницей христиан Оттоманской империи. 24 апреля император Александр II подписал манифест о войне с Турцией. В тот же день 275-тысячная русская армия с 1250 орудиями перешла пограничный Прут и вошла в Румынию, ставшую союзницей России. 27 июня главные силы переправились через Дунай и вошли в Болгарию. С помощью своих родных братьев, боевых офицеров Александра и Сергея Верещагиных, Василий Васильевич оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: В. В. Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.В госпитале В.В.Верещагин пробыл не долго, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии. Вместе со своими братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д. Скобелева, участвует в штурме Плевны. В этом грандиозном сражении был убит брат Верещагина Сергей, а второй брат Алекспндр тяжело ранен.Зимние месяцы 1878 года художник провёл с отрядом М. Д. Скобелева в Балканских горах. За бой при Шипке его представили к высокой награде — «Золотой шпаге». Но художник, пройдя всю войну боевым офицером, оказался по-прежнему верен своим принципам «вредоносности титулов и знаков отличия». Он отказался получить вполне заслуженное боевое оружие.В 1878 году был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась государственность Болгарии как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

Туркестанский поход

Нападают врасплох

В марте 1863 года Александр II утвердил решение о соединении Сибирской и Оренбургской укрепленных линий. Эта цель была достигнута уже к октябрю 1864 года, когда русские войска взяли город Чимкент, Аулие-Ату и Туркестан. Понимая, что Россия не удовлетворится только этими приобретениями, бухарский эмир собрал войска для похода на Ташкент. Генерал-лейтенант К. П. Кауфман решил опередить неприятеля. 2 мая 1868 года русский отряд в 3500 человек с 16 орудиями разбил бухарцев на подступах к Самарканду, после чего занял город. Спустя пару месяцев бухарцы попытались отбить Самарканд, занятый небольшим гарнизоном. Но несколько сот русских воинов, в числе которых был и прапорщик В.В.Верещагин отразили 40 приступов,когда после недельной осады крепостная стена была пробита, и защитники Самарканда почти пали духом В.В.Верещагин по собственной инициативе поднял гарнизон в дерзкое контрнаступление, которое решило исход битвы. Враг бежал, а за свой подвиг В.В.Верещагин получил орден Св.Георгия IV степени, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять и которой очень гордился.28 июля бухарский эмир утвердил мирный договор, признав утрату значительной части своих владений, – Бухара попала в сферу влияния Российской империи.

После удачи (1868)

Путешествие Верещагина по Средней Азии было организовано не просто так. Территориальные войны, которые были в расписании военных кампаний Российской империи, призвали его, как кадрового офицера.

Это первое путешествие в Среднюю Азию стало для художника решающим. Свет увидел потрясающие работы, откровенные, правдивые, без прикрас описывающие ужасы войны. Высшие власти позволяли выставить лишь малую часть картин этой серии, так как многие из них не вписывались в жизнь обывателей.

На картине изображена ужасная сценка торговли головой «уруса». Бравый головорез, стоящий на службе у местного царька, яро торгуются за отрезанную голову погибшего солдата со скупщиком голов. Авось, можно выручить за это деньги.

2

Перед атакой. Под Плевной (1881)

Огромное четырёх метровое полотно в человеческий рост охватывает момент ожидания начала атаки. Балканская война отличалась особой жестокостью и бездарным командованием. Под Плевной полегло тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он, рискуя своей жизнью, активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать потрясающее по своему психологическому накалу широкомасштабное полотно.

Художник говорил, что, только участвуя в событиях, проливая кровь, узнав холод и голод, можно написать достоверную картину о войне. Поэтому картины Верещагина всегда имели потрясающее влияние на зрителей.

12

Василий Верещагин. Туркестанская серия

В июне 1868 года в составе небольшого русского гарнизона Верещагин принимает участие в обороне Самаркандской крепости от войск бухарского эмира, за что награжден орденом Св.Георгия 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги.
Это была единственная принятая художником награда. Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами.
В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка —
в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

То, что показал Верещагин в Туркестанской серии, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности.
Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину)
Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве,
«цветными заплатками» на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия — блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, «высоко поднимающее дух русского человека», заставляющее сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

      Туркестан, часть 1Туркестан, часть 2ВарварыРусский северЯпонияНаполеонПалестинаИндия    
Апофеоз войны. 1871 (Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим) Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан Калмыцкая молельня, 1869 Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся
Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875 Смертельно раненный Портрет бачи Киргиз, 1870
Торжествуют — окончательный вариант Высматривают Кочевка киргизов Калмыцкий лама, 1869
Богатый киргизский охотник с соколом. 1871 В горах Алатау. 1869-1870 Кочевники на дороге в горах Алатау, 1870 Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах во время праздничного праздника
Развалины театра в Чугучаке Верблюд во дворе караван-сарая, 1869-1870 Развалины китайской кумирни. Ак-Кент Развалины в Чугучаке
Продавцы посуды в Узбекистане Представляют трофеи Нищие в Самарканде Дутарист, 1870
Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир, 1890 Садовая калитка в Чугучаке Старшина деревни Ходжагент Улица в деревне Ходжагент

Туркестанская серия, часть 2

Туркестанская серия

Апофес войны

В 1867 году В.В.Верещагин отправился в Туркестан, художник пробыл там всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам получившим в последствии название «Туркестанская серия», самой известной картиной которой стала картина «Апофес войны», на раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».Вернувшись из Туркестана, В.В.Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где продолжает работать над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. Вся коллекция туркестанских картин была выставлена в Лондоне в 1873 году и произвела сильное впечатление.В 1874 году совет Академии признав его художественные заслуги возвел в звание профессора, о чем В.В.Верещагин и был уведомлен официально; но считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными он отказался от этого звания.

Русско-японская война 1904—1905

Взрыв броненосца «Петропавловск».

Русско-японская война 1904—1905 годов велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний. В ночь на 9 февраля (27 января) японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, были серьезно повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». В тот же день состоялся исторический бой крейсера «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» против японской эскадры близ Чемульпо. Начались военные действия, ознаменовавшие собой начало русско-японской войны. В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил прославленный русский флотоводец и путущественник вице-адмирал С.О.Макаров, с которым В. В. Верешагина связывала старая дружба. Благодаря С. О. Макарову, художник вновь в качестве штабного офицера попал на флот, ходил на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения.31 марта (13 апреля) 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров. С. О. Макаров называл художнику вражеские корабли, а тот быстро набрасывал их силуэты. Когда на горизонте показались главные силы неприятельского флота. Адмирал приказал своей эскадре отходить на внешний рейд, чтобы принять бой при поддержке береговой артиллерии. В 9 часов 34 минуты утра, броненосец «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мир…В феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а 14 (27) мая 1905 — 15 (28) мая 1905 года в Цусимском сражении нанесли поражение русской эскадре. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

Память

  • Улица В.В.Верещагина — улица в Ломоносове (Санкт-Петербург)
  • Улица В.В.Верещагина в Киеве
  • Улица В.В.Верещагина в Череповце
  • Улица В.В.Верещагина в Воронеже
  • Улица В.В.Верещагина в Днепре
  • Улица В.В.Верещагина в Екатеринбурге
  • Улица В.В.Верещагина в Ростове-на-Дону
  • Улица В.В.Верещагина в Запорожье
  • Улица В.В.Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве
  • Переулок В.В.Верещагина в Липецке
  • Город Верещагино в Пермском крае
  • Памятник-бюст В.В.Верещагину в Череповце
  • Дом-музей В.В.Верещагина (дом, где он родился в 1843 г. и жил до 1850 г.)
  • Николаевский художественный музей имени В.В.Верещагина, Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику.
  • Центральная городская библиотека имени В.В.Верещагина в Череповце (носит имя художника с 1967 года)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: