Орест адамович кипренский: картины, краткая биография

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как «Натурщик с красным плащом», «Гектор и Андромаха», «Читатели газет в Неаполе».

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть «сумасбродным Орестом» и «пылким».

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

История жизни Ореста Адамовича Кипренского

«Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, — пишет Н.Г. Машковцев. — Он написал портрет поэта В.А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Кваренги (1814), поэта К.Н. Батюшкова (1815), И.А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. 

В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Через год из Рима Кипренский прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник» (1817), встреченную в Петербурге как новый, неожиданный и радующий поворот в творчестве Кипренского. Подкупала, прежде всего, блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет, озаряющий форму, и, наконец, весь миловидный облик юноши с выражением неги и даже томности на красивом лице. Картина Кипренского, казалось, заключала в себе благодатную атмосферу Италии. 

Портрет Екатерины Авдулиной, 1822

Итальянские годы Кипренского — годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести — галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет. 

К лучшим работам этого периода принадлежат портреты A.M. Голицына (ок. 1819) и Е.С. Авдулиной (ок. 1822) с их стремлением к обобщенности образа, его пластической завершенности. Изучение классического искусства и разработка сложных композиционных замыслов обогатили Кипренского-портретиста; окрепло его композиционное мастерство; линии контуров приобрели изысканность, а пластические объемы — необычайную убедительность. Из карандашных работ Кипренского наиболее примечателен портрет Гёте, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой. 

Стоит сказать также о «Портрете Мариуччи», более известном под названием «Девочка в маковом венке». Позировала для него очаровательная пухленькая девчушка. Мать девочки, распущенная и жадная женщина, постоянно вымогала у Кипренского деньги под предлогом своей безмерной материнской любви и страданий от разлуки с дочерью. Уезжая из Италии, художник выкупил девочку у беспутной матери и официально оформил документ на право воспитания ребенка. Через высшие церковные круги он поместил свою будущую жену Мариуччу — Анну Марию Фалькуччи — в привилегированный монастырский пансион. 

Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826

Россия встретила Кипренского неприветливо. Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им из Италии и Парижа, долго не прибывали. Стали говорить, что Кипренскому нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили. К счастью, у него нашелся покровитель — Д.Н. Шереметев. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, но бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств. 

В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств Кипренский показал, помимо ранее созданных, новые произведения, среди них «Портрет Д.Н. Шереметева». После этого репутация художника была восстановлена. 

Бедная Лиза, 1827

В 1827 году в доме на Фонтанке в художник создал знаменитый портрет А.С. Пушкина. В эти же годы Кипренский рисует и графические портреты, создает такие совершенные листы, как «Портрет С.П. Бутурлина», «Портрет Е.Е. Комаровского», «Портрет М.А. Кикиной» и «Портрет А.А. Олениной». 

В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию. В Риме художник женился на бывшей своей воспитаннице и вдохновительнице его таланта — Мариучче Фалькуччи. Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество. 

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина «Читатели газет в Неаполе», созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

↑ Биография Ореста Кипренского (13. (24).03.1782 — 5.(17).10.1836)

         Отставной бригадир Алексей Дьяконов – биологический отец будущего художника – даровал вольную его матери, своей дворовой девушке, вскоре после рождения сына. Тем не менее, признать его своим сыном духу так и не хватило. Мальчик был записан как сын крепостного – Адама Швальбе. Его подлинное происхождение выдавало лишь необычное, не аристократическое имя – Орест, позаимствованное из древнегреческой мифологии. Дьяконов, по всей видимости, сочинил для сына и новую фамилию – Кипрейский, которая трансформировалась в «Кипренский».

        Несколько лет ребенок обучался в Петербургской Академии художеств. Он выказал одаренность, готовился к получению Большой золотой медали – и вдруг его оставили при Академии еще на три года, а полагающуюся заграничную стажировку по неизвестным причинам отменили. Конечно, то был сильнейший удар по самолюбию. Зато Кипренский стал моден и известен, появилась собственная мастерская, он много писал на заказ, отдавая предпочтение портретному жанру. О материальном благополучии больше можно было не беспокоиться.

       Кипренский коротко был знаком со всем цветом тогдашней литературы – Жуковским, Вяземским, Гнедичем, Пушкиным. Последний назвал его «любимцем моды легкокрылой». В 1816 году сбылась давняя мечта Кипренского – он отправился в Италию. Там произошла история, последствия которой преследовали художника до конца дней. Он, по сути, удочерил маленькую девочку по имени Мариучча, оторвав от матери, которая вела разгульный образ жизни.

       Спустя десять лет он отыскал девушку в приюте, взял в жены, принял католичество, пытался принять Италию как вторую родину, отчаянно нуждался. Умер в 1836 году, похоронен вдали от родных мест. Следы жены и родившейся уже после смерти художника дочери затерялись.

Творчество

В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе. В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.

Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи.

Картина Ореста Кипренского «Портрет Евграфа Давыдова»

Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м.

Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора.

В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину.

Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.

Картина Ореста Кипренского «Портрет Александра Пушкина»

В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.

В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.

Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Картина Ореста Кипренского «Бедная Лиза»

Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.

Библиография

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Орест Кипренский: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Орест Кипренский: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Первые портреты

В начале XIX века русскую художественную богему захватывает увлечение романтизмом. Художники и писатели мало интересуются обыденностью, заурядным человеком. Они обращаются к лирическому герою, который выбивается из общего строя, идет наперекор среде, монотонности жизни. Романтическим образам, как в литературе, так и в живописи, присущи следующие черты:

  • пылкость, яркость, экзальтированность;
  • изображение героя в момент высшего душевного накала и напряжения сил;
  • обращение к исторической и национальной экзотике.

Кипренский, картины которого принято считать эталоном романтической живописи, наиболее полно раскрылся в портретном творчестве. Сразу после окончания обучения он создает галерею своих знаменитых современников: поэтов Батюшкова и Жуковского, баснописца Крылова, государственного деятеля Уварова, будущего московского губернатора Растопчина.

Исследователи биографии Кипренского предполагают, что в его картинах отразилась его натура: эмоциональная, возбудимая, страстная и, вместе с тем, чуткая, обращенная к внутреннему миру человека. Именно это позволило художнику не только запечатлеть на портретах внешность моделей, но и раскрыть характер своих героев.

«Портрет Е. В. Давыдова», Кипренский

Год написания: 1809Размер: 1620 × 1160 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 100 слов

На картине Ореста Кипренского «Портрет Е. В. Давыдова» изображён Евдоким Давыдов. Он стоит перед зрителем в полный рост, уверенно опираясь рукой о выступ каменной ограды.

Мужчина облачён в гусарскую форму. На столе слева лежит его кивер. В левой руке Давыдов держит саблю. Голова героя повёрнута вправо, туда же устремлён и взгляд задумчивых карих глаз. Лицо военного украшают роскошные усы, а над головой поднимается густая копна тёмных волос.

Евдоким изображён на фоне несколько тревожного романтического пейзажа. Грозное затянутое тучами ночное небо, срывающий с деревьев листья ветер — всё это невольно наводит на мысли о мятежной душе внешне спокойного и одухотворённого героя.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 254 слова

«Портрет Е. В. Давыдова» стал одной из самых загадочных работ Ореста Кипренского. Искусствоведы долгое время спорили, кто же на самом деле изображён на этом полотне, изначально носившем название «Портрет Давыдова в гусарском мундире». Долгое время считалось, что это поэт и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, поэтому картину переименовали соответствующим образом. Но в дальнейшем критики сошлись на том, что художник всё же запечатлел на холсте кузена Дениса — Евдокима Давыдова.

Мужчина изображён стоящим в полный рост, что лишь придаёт его статной фигуре значимости. Герой выставил вперёд одну ногу, а левой рукой оперся о выступ каменной ограды. Правая рука гусара изящно лежит на поясе. Таким образом, вся поза Давыдова источает уверенность.

О суровом боевом нраве этого мужчины сообщает его военный наряд — красный гусарский мундир, украшенный золотой вышивкой, белые штаны — чакчиры и грубые чёрные сапоги. Спереди на столе лежит кивер героя. В левой руке Евдоким держит саблю, не желая расставаться с любимым оружием, даже находясь в мирной обстановке.

Выражение лица мужчины также говорит о внутреннем спокойствии и силе духа героя. Слегка повернув голову вправо, гусар смотрит вдаль. Взгляд его карих глаз задумчив и даже несколько печален. Лицо Давыдова украшают благородные усы. Над головой возвышается густая шапка из тёмных кудрявых волос.

Кипренский изобразил своего героя на фоне романтического пейзажа, в котором слышны тревожные нотки. Так, за спиной Давыдова можно заметить грозное, затянутое тучами ночное небо и дерево, роняющее листья на ветру. Это придаёт портрету глубину и многоплановость, позволяя зрителю увидеть в событиях окружающего мира отражение мятежной души внешне спокойного и уверенного в себе Евдокима.

см. также:Все сочинения-описания картин

Личная жизнь

Личная жизнь в биографии художника сложилась драматично. Приехав в Италию в 1816 году для совершенствования техники живописи, Кипренский работал в мастерской, куда приглашал натурщиц. Одна из них водила с собой 6-летнюю дочь Анну-Марию Фалькуччи (по некоторым источникам, девочка сама позировала творцу для картины «Анакреонова гробница»).

Детский портрет маленькой итальянки Мариуччи, как назвал ее русский мастер, Орест написал в 1819 году. Мать Анны-Марии вела распутный образ жизни, и живописец, обеспокоенный судьбой ребенка, постарался выкупить девочку и стать ее опекуном. Однако обеспечить счастливое детство воспитаннице Кипренский не смог.

Вмешался случай — одну из моделей художника нашли мертвой. Дама умерла страшной смертью — ее тело накрыли холстами, облитыми скипидаром, и подожгли. Вскоре не стало в живых и слуги живописца, молодого итальянца. Сам Орест утверждал, что его прислужник и убил натурщицу. Полиция Рима не смогла подтвердить или опровергнуть эти слова, но репутация творца сильно пострадала.

Мариучча на картинк Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке»

Мужчина не мог больше оставаться в Риме, поэтому, заботясь о Мариучче, постарался устроить девочку в какой-нибудь монастырь. После, покинув Италию, а за ней и Францию, куда донеслись слухи о странных смертях, он вернулся в Россию. В 1828 году, не переставая думать об Анне-Марии, художник вернулся на родину девушки, чтобы сделать ей предложение.

Однако пара сочеталась браком только в июле 1836 года, на тот момент итальянке исполнилось 26 лет. Все время с момента приезда Орест стремился найти достаточно средств к существованию. Чтобы вступить в брак с возлюбленной, живописцу пришлось сменить православную веру на католическую. С женой он прожил вместе всего 3 месяца: Кипренский скончался в октябре. Через полгода Мариучча родила дочь Клотильду, а через несколько лет повторно вышла замуж.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художник Кипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу

Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него

Картины

  • 1802 — «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду»
  • 1804 — «Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе»
  • 1805 — «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
  • 1809 — «Портрет Евграфа Давыдова»
  • 1814 — «Портрет Великого князя Николая Павловича»
  • 1816 — «Портрет Василия Жуковского»
  • 1817 — «Молодой садовник»
  • 1819 — «Цыганка с веткой мирта в руке»
  • 1826 — «Портрет князя H. П. Трубецкого»
  • 1827 — «Бедная Лиза»
  • 1827 — «Портрет А. С. Пушкина»
  • 1828 — «Дельфийская Сивилл»
  • 1829 — «Неаполитанские мальчики-рыбаки»
  • 1830 — «Ворожея со свечой»
  • 1831 — «Читатели газет в Неаполе»
  • 1831 — «Мальчик-лаццарони»

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: