Игроки в шахматы (картина домье)

История[ | код]

«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24,8 × 32 сантиметров. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168.

До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.

Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590.

Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии.

Характеристика мультфильмов

Домье впервые сделал себе имя благодаря серии «Роберт Макер», опубликованной им в Le Charivari . Его изображения связаны с комичными и нелепыми сценами и происшествиями дня, глупостью странных людей, обратной стороной больших дел, глупостью. Домье умел изображать комическую сторону обыкновенной буржуазной жизни и нелепость индивидуальной натуры резко и энергично, а зачастую и грубо (например, в образе Ратапойля). В этом отношении заслуживают внимания: «Les Bons bourgeois», «Pastorales», «Locataires et propriétaires», «Les papas», «Les beaux jours de la vie» и «Représentants représentés», коллекция карикатурных портретов около 100 представителей Учредительная и законодательная ветви власти, а также его «Idylles parlementaires», шедевры политико-сатирических анекдотов, напоминающие о лучших временах греческой комедии. Последние два — плоды революции 1848 года .

Карикатуры Домье также затрагивают отношения между буржуазией и античностью : в то время как во Франции классицизм с тех пор . Людовик XIV был программой культурного господства, а после Французской революции он был сначала революционными лидерами, а затем, от настоящих победителей революции, буржуазией. используемый. Это присвоение древней иконографии по буржуазии делает Домие смешно: он тянет ложную маску , от мелкой буржуазии и показывает их в жалких бытовых сценах. Таким образом, он создал «мифологию повседневной жизни» в небольших исследованиях физиогномики и характера своих собратьев. В своей карикатуре «Улыбка авгуров» он связан с высказыванием Катона , который сказал, что авгуры должны улыбаться при встрече, потому что они слишком много знают. Домье об этом: промышленные бароны знают столько же, но они не улыбаются при встрече.

История

«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24,8 × 32 сантиметров. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168.

До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.

Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590.

Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии.

Сюжет картины[ | код]

Вариант картины в частном собрании

В тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын, играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.

Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.

Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.

Искусствовед Роберт Рей предполагает, что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.

Сюжет картины

Вариант картины в частном собрании

В тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын, играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.

Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.

Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.

Искусствовед Роберт Рей предполагает, что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.

Сюжет картины

Вариант картины в частном собрании

В тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын, играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.

Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.

Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.

Искусствовед Роберт Рей предполагает, что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.

История

«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24,8 × 32 сантиметров. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168.

До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.

Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590.

Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии.

Картины / картины

  • Странствие, 1847–1850, масло на панели, 32,6 × 24,8 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
  • Прачка, ок. 1850–1853, холст, масло, 130 × 98 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  • Коллекционер гравюр, 1857–1863 гг., Масло на панели, Художественный институт Чикаго
  • Das Drama, около 1860 г., холст, масло, 97,5 × 90,4 см, Мюнхен, Новая пинакотека
  • Прачка на набережной Анжу, ок. 1860, масло на деревянной панели, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
  • Дон Кихот и мертвый мул, 1867, 132,5 × 54,5 см, Музей Орсе , Париж
  • Каррейдж третьего класса, 1863–1865, холст, масло, 65,4 × 90,2 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Автомобиль третьего класса, ок. 1862–1864, холст, масло, Музей изящных искусств, Оттава, Канада.
  • Скапен, ок. 1863–1865, масло на панели, Музей Орсе, Париж
  • Шахматист, ок. 1863–1867, масло на панели, Musée du Petit Palais, Париж
  • Дон Кихот и Санчо Панса, ок. 1865–1870, холст, масло, Neue Pinakothek , Мюнхен

Две мировые войны привели к потере или кражам большого количества картин Домье.

Особенности изображения

Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.

Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: