Другие работы художника
Больная
Картина рождалась долго — на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Смерти тогда будто громоздились вокруг него. «Странные эти законы природы, — писал он, — сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они так необходимы, эти страдания?» Это — лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, — после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.
Христос и грешница
Это полотно открывало цикл картин «Из жизни Христа». Цензура сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Александр III купил эту картину, предотвратив жёсткие действия цензуры. Эта работа «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа
Поленов акцентировал внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист
Московский дворик
Сам Поленов, кажется, не придавал значения этой работе. Он создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем картина имела оглушительный успех — зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи.
Заросший пруд
Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени. Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех.
Сочинение по картине Бабушкин сад Поленова 8 класс
В 19 веке большинство российских художников работали в жанре пейзаж. Но Поленов Василий Дмитриевич работал в жанре «пейзаж настроения». Этот жанр лично придуман художником и в дальнейшем ни кем не использован.
Картина «Бабушкин сад» написана благодаря детству знаменитого художника. Ведь он проводил его в гостях у своей бабушки. Это поместье находилось в Ольшанке Тамбовской губернии. Василию Дмитриевичу очень нравилось находиться там, он всегда восхищался красотой местной природы.
Поэтому в 1878 году художник захотел передать настроение и воспоминание с детства. Так и появляется знаменитая картина «Бабушкин сад», которая на данный момент находится в Третьяковской галереи.
Он деревянный и уже довольно стар. На крыше расположена труба.
Если присмотреться ближе, то можно увидеть что дом имеет нижний этаж, так как в правом углу картины расположено окно.
Окна по дому деревянные и не большие. Внутри дома весят занавески. К главному входу проложены каменные ступеньки, которые понемногу осыпаются. Эти ступени введут к самому входу в дом. Двери деревянные и сейчас распахнуты.
По песчаной тропинке, через весь сад идут две женщины. Одна из них уже глубоко пожилого возраста. Возможно, это бабушка идет со своей внучкой. Бабушка одета в черное длинное платье, на плечах накидка, а на ее голове повязана шаль. Она идет, согнувшись, но опирается одной рукой на свою палочку, а другой держится за внучку.
Рядом идет ее внучка. Она высокая и статная. На голове прическа из русых волос. Она одета в красивое нежно-розовое платье с черными вставками. А на шеи завязан красивый черный бант.
Женщины медленно прогуливаются по саду и наслаждаются красотами и солнцем.
К сожалению, сад уже очень сильно зарос. Возможно, именно в этом поместье прошло детство этой молодой девушки. И сейчас, прогуливаясь по саду, они вместе вспоминают былые времена.
Художник мастерски изобразил природу. Каждое дерево прорисовано до деталей. В зелени присутствуют маленькие белые цветочки. На минуточку можно представить, какой там чистый и свежий воздух.
Другие сочинения:
- Губернский город в поэме Мертвые души Гоголя сочинение Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN
- Тема страшного мира в поэзии Блока (в лирике) сочинение В лирическом цикле поэта, состоящим из нескольких стихотворений, прослеживается тематика страшного мира, имеющая несколько различных трактовок, наиболее распространенной из которых – изобличение буржуазной действительности.
- Образ и характеристика Михея Тарантьева в романе Обломов Гончароваа сочинение Михей Андреевич Тарантьев первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева
- Образ Петра I в поэме Медный всадник Пушкина сочинение Поистине великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало причиной множественных мнений, споров и вопросов. Тогда ещё, в золотой век Русской литературы, А.С Пушкин был одним из тех
- Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя»
Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г
Это полотно, созданное Поленовым в 1878 году, представляет собой одну часть трилогии, куда также входят и 2 другие работы художника «Московский дворик» и «Заросший пруд». При этом прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик».
При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов.
Известно, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.
Поленов – это один из величайших художников России, который прославился созданием «пейзажей настроения». Он не просто следовал лучшим традициям А. Саврасова, но и создавал свое.
Произведение «Бабушкин сад» представляет собой тот самый «пейзаж настроения» Поленова. Такую особенность заметили многие. В одной из газет рецензенты писали, что такая картина дарит определенное настроение.
При этом очевидно, что художник не стремился целенаправленно передать конкретные эмоции. Более того он даже не пользуется социальными мотивировками, к которым нередко прибегали его современники.
Поленов был уверен, что искусство должно радовать людей и дарить им ощущение гармонии.
На заднем плане высится особняк, типичный для того времени. Главная особенность таких дворянских домов состоит в том, что их обычно делали из дерева, но штукатурили под каменную кладку. Это заметно на полотне: штукатурка со стен со временем облупилась, и бревна стали открыты взору.
В целом дом производит впечатление чего-то строгого и простого, но вместе с тем изящного. Это и порождает ностальгию по тому, что навсегда уходит прямо на глазах.
Достаточно обратить внимание на ржавый карниз и лепнину, которая почти полностью облупилась, чтобы ощутить неумолимость времени. Лестница, ведущая от дома к садовой дорожке, вся выщерблена
Посмотрев на нее, кажется, что много лет назад по ней бегало множество молодых счастливых людей, а теперь здесь доживает свои дни старушка.
Дорожка также выглядит заброшенной. Она образует на полотне яркое пятно, которое отлично вписывается в цветовую гамму.
Разросшийся сад, изображенный по обе стороны от дорожки, дополняет ощущение запущенности. Кажется, что он давно растет по своей прихоти. Этот пейзаж нельзя назвать декорацией к основному сюжету.
Напротив, это его полноправный участник, отображающий основной мотив и настроение картины.
Судьба картины
«Бабушкин сад» Василия Поленова, художника-передвижника, в 1879 году прокатился по городам, очень понравился русской публике и вызвал положительные отклики критиков. Ценители живописи отметили особый настрой, получаемый зрителями при вдумчивом созерцании полотна. Эта особенность, сопоставимая с воздействием поэтической элегии или трогательной лиричной мелодии, была отмечена специалистами в московской прессе и впоследствии закрепилась за живописцем как его индивидуальная художественная техника. Так Поленов стал одним из первых мастеров «пейзажей настроения».
Картину приобрёл для личной коллекции Сергей Михайлович Третьяков, который в основном собирал произведения зарубежных художников, в отличие от Павла Михайловича, старшего брата, предпочитающего русскую живопись. Впоследствии, в 1892 году, Третьяков-младший подарил «Бабушкин сад» старшему брату как основателю галереи.
Автор
Поленов был родом из Санкт-Петербурга. Вырос в интеллигентной дворянской семье, в которой воспитанию и образованию детей уделялось много внимания. С ранних лет, путешествуя с родителями по Русскому Северу (в частности, по Олонецкой губернии) и бывая в родовом имении на Тамбовщине у своей бабушки, проникся красотой природы и всем сердцем полюбил её. Привлекали Поленова и уникальные особенности построек, и люди как действующие лица картин, неотъемлемая часть пейзажа. Поэтому большинство работ художника — это выразительное сочетание природы, архитектуры и сцен повседневного быта. Причём без всякого нагнетания обстановки и острых социальных проблем – простая, доступная и красноречивая констатация факта, над которым стоит подумать.
Сочинение 3
то произведение Василия Поленова запечатлело ту Москву, которую мы больше никогда не увидим в реальной жизни. Это Москва патриархальная, провинциальная, купеческая, ремесленная. Москва Пушкина, Гоголя, а позже — Островского, Чехова. Москва, которую называли любовно «большая деревня».
И что удивительно: столько событий на протяжении прошедших веков «прошумело» над нашей Москвою, а она стоит спокойная, невозмутимая, залитая солнцем и деревенской негой.
Когда Поленов переехал из Петербурга в Москву, именно это философское древнее спокойствие поразило художника до глубины души. Москва тогда не была столицей нашей родины. Главным городом России считался в то время город Петра – Петербург. Что изображено на картине?
Начало нового жаркого, солнечного, летнего дня. Широкий двор, заросший живою травою — муравою, исхоженный тропинками, щедро залит живительным солнечным светом. Нежными, мягкими красками выписаны не только строения, растения, но и все действующие лица и персонажи.
Мирно щиплет травку лошадка, запряжённая в повозку; деловито ищут себе пропитание куры. Женщина несёт тяжёлое ведро с водой. Она собирается напоить лошадку и курочек. Ребятишки заняты своими играми. Самый старший мальчик направился куда-то по своим делам
Самый маленький громко плачет, но не может обратить на себя внимание. Еще одна небольшая группка детей ловит кузнечиков или собирает полевые цветы
По светло-голубому небу величественно плывут белые облака. В небе купаются золотые купола церквей.
Если бы сегодняшняя Москва могла увидеть себя ту, которой она была в конце 19 века, то не узнала бы себя. Небоскрёбы, роскошь, западная жизнь…
Разве это мечта человека?
Дети, мирное небо над головой, духовная жизнь спокойная и с молитвою – вот какие ценности возвеличивает картина Поленова «Московский дворик».
Поэтому она и сегодня так мила и близка душе русского человека. Каждый посетитель Третьяковской галереи останавливается зачарованный простотой и непосредственностью этого полотна. Здесь «русский дух, здесь Русью пахнет».
`
Сочинение-описание картины Бабушкин сад Поленова
Василий Поленов всегда выделялся среди других художников тем, что мог очень тонко и красиво передать настроение пейзажа, будь то грусть или радость, спокойствие, безмятежность или всплеск ярких эмоций. Все это ему удавалось изображать гораздо лучше остальных. Подтверждением этому служит известная картина Василия Поленова «Бабушкин сад», которая гармонично сочетает в себе яркий интересный пейзаж, с одной стороны, и композиционный сюжет, с другой.
Основную часть картины занимает небольшая дворянская усадьба XIX века вместе с одичавшим густым садом, разделенным узкой извивающейся тропинкой, ведущей от самого дома вглубь сада. Несмотря на то что, усадьба деревянная, простота ее на этом заканчивается. Внешнее убранство поместья весьма разнообразно: здесь есть и высокие колонны в античном стиле, и фронтон, и лепнина. Такой тип дворянской архитектуры был очень характерен для тех времен. Дома строились из дерева, поверх которого накладывался слой штукатурки, благодаря чему создавалась видимость каменной постройки.
Однако возраст усадьбы уже дает о себе знать: штукатурка кое-где осыпалась, выставив на обозрение старое дерево, карниз покрылся ржавчиной, утратили свою былую прелесть колонны и лепнина. Ступени уже не такие ровные и гладкие, а ведь было время, когда в азарте игры по ним пробегали детские ножки, неспешно ступали изящные туфельки молодых барышень, идущих на бал.
На переднем плане холста художник изобразил двух женщин – пожилую даму, хозяйку усадьбы и молодую девушку, ее внучку. Они гуляют не торопясь по заросшему густой зеленью саду. Яркое солнце освещает узенькую тропинку, вдоль которой простирается заброшенный сад, напоминающий хозяйке о давних временах ее молодости. Одета бабушка скромно по-старомодному: темно-коричневый салоп накинут на ее согнувшееся под тяжестью лет тело, голову покрывает белый чепец. Девушка выглядит изящно, модно по тем временам и очень женственно в своем длинном нежно-розовом платье.
Главная идея картины – противопоставление старого, олицетворяемого пожилой женщиной и ее жилищем, и нового в лице молодой девушки. Даже их одежда демонстрирует тот самый контраст времен: эпохи, неумолимо уходящей в прошлое, и эпохи новой, молодой, уверенно смотрящей в будущее.
Время уходит, а вместе с ним уходят люди, меняется культура. При этом, подобные мысли, возникающие при взгляде на картину, не вызывают горьких чувств печали и тоски. Это скорее светлая грусть, ностальгическое настроение, приятные воспоминания о былом. Ведь на смену всему уходящему приходит что-то новое, и это вселяет надежду.
8 класс
Популярные сочинения
- Сочинение Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика) В данном произведении, которая представлена в виде летописи, присутствует неувядающая сквозь года актуальность того, что патриотизм занимает в жизни человека одну из самых значимых ролей
- Анализ рассказа Наука ненависти Шолохова Рассказ Шолохова «Наука ненависти» увидел свет в 1942 году. Стиль произведения несколько отличается от обычного формата, к которому привык читатель. Повествование ведётся от лица военного корреспондента
- Сочинение Смысл Слова о полку Игореве Эпическая поэма «Слово о полку Игореве» таит в себе много загадок. Неизвестен ее автор и точный год создания – на этот счет существуют различные версии. Однако несмотря на это
Сочинение-описание по картине Бабушкин сад Поленова (8 класс)
Картина великого русского художника-передвижника Василия Поленова «Бабушкин сад», очень известное и любимое зрителями полотно, находящееся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
В этом произведении автор изобразил усадебный дом возле Трубниковкого переулка в центре Москвы, в котором молодой художник жил с 1877 года. Ценность картины составляет не только художественный, но и исторический талант автора. Зрители могут наглядно увидеть и представить архитектуру того времени.
После пожара 1812 года, Москва восстанавливала свой облик и застраивалась дворянскими усадьбами и особняками, имеющими лепные элементы и колонны. Но на картине уже видно постепенное старение и разрушение некогда великолепного дома.
Прекрасный, но не ухоженный сад, зарастающие травой дорожки, все это дает представление о небогатой семье, которая в прошлом, наверное, знала лучшие времена. На картине изображен ясный и теплый летний день.
Простые цветы, ярко распустившиеся под летним солнцем, явно не видели ухода садовника. Но растения, посаженные в цветочных горшках на ступенях крыльца, показывают, что хозяйки стараются придать своему дому уютный вид и заботятся о красоте сада.
Деревья и кустарники буйно разрослись и превращаются в непроходимые заросли.
Две женщины, одиноко и медленно идущие по узкой садовой дорожке, конечно, являются основными героями картины. Пожилая дворянка, одетая в поношенное и темное платье с трудом, опираясь на трость и руку спутницы, вышла на прогулку.
Ее молодая родственница или компаньонка, хотя и одета гораздо лучше и наряднее, так же печально и тихо идет по саду.
Книга в руках девушки, ее благородное и спокойное лицо, гордая осанка придает всему облику достойное и простое выражение.
Глядя на картину, чувствуется тихая грусть и ностальгия по прежней яркой и молодой жизни. Замкнутость и ограниченность пространства придает картине несколько печальное ощущение. Но любовь писателя к русским людям, простым московским дворам и усадьбам, особенно чувствуется в этой интересной картине и передается внимательным зрителям.
2 вариант
Сад бабушкин зарос. Сад это только потому, что у дома… А так даже он похож он на небольшой лес.
Тут много-много сорняков. Они выросли очень высокими! Некоторые цветут, так как лето. Всё зеленое! Голубое небо, светло, но солнца не так много.
А сорняки – я не помню их названий (или не знаю), но они абсолютно дикие. Тут, наверное, был сад когда-то очень давно. Во времена молодости этой самой бабушки. Что тут ещё? Сирень высокая. Ещё деревья какие-то.
По-моему, это не яблони и так далее, а просто какая-нибудь ольха.
Бабушка, чей сад, вот вышла на прогулку. Она вся в темном, согнутая, морщинистая. Лет ей, наверное, сто! Только на седой голове белый чепчик с бантиком. Тепло, а она в какой-то накидке. Но известно ведь, что часто старики одеваются слишком тепло – не по погоде.
Кровь не греет, как говорится. Рядом со старушкой молодая женщина. Она может быть родственницей, помощницей… Наследницей! Красивая она, стройная, в красивом розовом платье… Светлые волосы завитые, румянец на щеках. У неё в руках книжка.
Или она читает бабушке, если та хорошо слышит, или сама. Просто чтобы было не так скучно со старушкой. Надеюсь, всё время ей не нужно быть рядом с бабушкой, которая точно постоянно учит, наставляет… Всё-таки, девушке скучно так просто сидеть в саду.
Сама бабушка эта сейчас на солнышке заснёт. Тяжело ей было и выйти в собственный сад!
У нас в городе есть похожий дом. Но только он каменный, там вроде музей. На картине дом странный… Вроде и городской, но подумаешь, что в деревне. Денег, наверное, у них особенно и нет, раз они не могут нанять садовника, отремонтировать дом. Если только продать участок. А самим переехать в новостройку! Но бабушка, наверняка, против. Старикам жалко своих воспоминаний, которые в вещах…
Красивая картина, немного грустная. Хочется лишние растения стереть, добавить красивых цветов, дом подкрасить.
Бабушке самой стало б веселей в подобной обстановке! А тут что – всюду всё тоже старое, как она сама. Так и не помолодеть никак! Не взбодриться… И телевизора точно нет.
`
Жизненный контекст
Поленов — большой мастер соединять природные и архитектурные мотивы со сценками из повседневной жизни. На картине изображено типичное дворянское гнездо того времени. После войны 1812 года Подмосковье застраивалось особняками в стиле классицизма. Деревянные строения отделывались штукатуркой, лепными украшениями, фронтонами, придающими им видимость каменных домов. Одно из них изображено на полотне. На картине видно, как быстро ветшали такие здания:
- штукатурка крошилась;
- лепнина отваливалась;
- колонны разрушались.
Дом явно требует хозяйского глаза, но старая женщина уже не может обеспечить ему необходимый ремонт, да и не видит в этом смысла. Она постарела, вместе с ней обветшало и подворье, но ее все устраивает. Так внутреннее содержание выливается в видимые постороннему глазу формы. Пусть в доме и саде нет лоска и шика, но они отражают внутренний настрой хозяйки и говорят об уединенной и очень спокойной жизни, в которой мало гостей и много размеренности.
Уходящие в прошлое дворянские гнезда описаны во многих произведениях конца XIX века. Достаточно упомянуть «Вишневый сад» Чехова. Поленов часто посещал подобные дворянские гнезда, когда они еще были в расцвете. Он гостил у своей бабушки в Тамбовской губернии, видел, как жили обитатели этих прекрасных домов. В них любили, страдали, смеялись.
В таких особняках кипела жизнь. По ступенькам стучали каблуки, на конюшнях стояли лошади, двор был полон челяди. Время переменилось, и еще недавно богатые усадьбы отступили под новым жизненным укладом. Молодежь уехала, в дворянских гнездах остались лишь старухи, доживающие свой век в привычной обстановке.
Сочинение по картине Поленова «Бабушкин сад»
Перед нами картина художника В.Поленова «Бабушкин сад». Написанная автором в последней четверти XVIII века, она ярко иллюстрирует жизнь дворянства того времени.
Молодая девушка, одетая по новой моде, вывела свою бабушку в старый, одичавший сад, где буйная поросль вытесняет отжившие свое деревья. Так и у людей новое поколение дворян, с передовыми взглядами и идеями, часто выступает явным противником всего вековечного, основательного.
Видно, что перед нами отжившее поколение, которое смотрит перед собой, не видя ничего дальше собственной усадьбы. И в противовес ему девушка с гордо поднятой головой, ее мысли, ее жизнь, ее надежды в светлом будущем.
Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Вариант 1
Часто прогуливаясь живописным местам близ реки Оки Поленов находил много интересных сюжетов, которые воодушевляли своим видом художника к написанию картин. Осень, наверное, самое живописное время года и художник решил обязательно отобразить это чудо природы на полотне, выразив тем самым свое мироощущение.
Подобрав удобный по мнению автора панорамный вид, который хорошо просматривается с высокого берега Оки. Река Ока круто извиваясь уходит в даль, отражая в своих водах часть осенних деревьев густо разросшиеся по правом берегу реки, там же вдалеке слегка виднеется белокаменная церковь.
На переднем плане картины опускающийся к реке с зеленовато охристыми оттенками холм, где пробегает лесная тропинка, уходящая вдоль правого берега в глубь березовой рощи. Относительно украшенных золотым окрасом осени берез, красуясь своей темно зеленой листвой величаво стоит дуб, еще не тронутый надвигающимся осенним временем. В созвучии с дубом по цветовому оттенку можно пометить не большие елочки, рассаженные вдоль тропинки и говорящие о начале новой жизни.
В картине все подчинено осеннему сезону, колорит красок подчеркивает разнообразие листвы на деревьях от зелено-красных оттенков до ярко желтых и оранжевых, контрастирующих относительно голубых красок реки и неба.
Живописно отражено художником атмосфера воздушности картины, этому свидетельствует уходящие в дымчатую даль горизонта берегов, над которыми нависает затянутое облачками небо. Сегодня картина Золотая осень находится в Тульском мемориально историческом музее-заповеднике названный в честь Василия Дмитриевича Поленова
Вариант 2
Получивший одновременно с Репиным золотую медаль Академии Художеств, учитель Левитана и Остроухова и доживший до признания его «народным художником РСФСР», Василий Дмитриевич Поленов, среди ряда работ, принесших ему всемирную славу (за картину «Арест графини д’Эстремон» его сделали членом и французской Академии) написал и относительно малоизвестный пейзаж «Золотая Осень».
Написанная недалеко от собственной усадьбы Поленова на Оке картина показывает, откуда появилась позднее «радость золотой осени» у его учеников, Остроухова и Левитана
Ясный солнечный день, монастырь на взгорье у изгиба реки сияет в солнечном свете, как ледник на Альпах (Поленов к тому времени лишь недавно вернулся на родину, до того пересекая те самые Альпы по нескольку раз за год – из Италии – во Францию через Швейцарию), но он привлекает наше внимание не сразу. Зато, когда заметишь его – глаз уже не отвести
А поначалу обращает на себя внимание величественный изгиб реки, живая синяя лента на золотом поле осени, туманная, голубоватая дымка холмов, меж которых исчезает река.
Потом только, пристально рассмотрев передний план пейзажа, отмечаешь, что осень-то – едва успела прибежать в этот уголок: слишком небрежно она окрасила желтизной с вкраплениями красного цвета деревья. И зеленый исполин перед глазами – напоминание о лете. Но на этой картине поражает даже не ярко-желтый окрас деревьев, не аккуратная тропинка над яром, а сама река. Вглядитесь, как она чиста, как, бликуя под лучами, отражает солнце и небо, как на голубоватых отмелях собирается палая листва и как в темно-синих прибрежных омутах по правому берегу отчетливо видны деревья с «лесного» берега.
Поленов поездил по всей Европе, был и в Египте, и в Азии… но не был в США, откуда пошло выражение «Индейское лето». Иначе картину можно было бы назвать так. Или «бабье лето». Потому что, хотя на картине осень, но она вся еще пронизана летним теплом и светом. Но, вернее всего – в случае с Поленовым, так проникновенно, пусть и при помощи не самых ярких красок, показавшим красоту русской природы, было б назвать картину «Родина» …
Автор
Поленов был родом из Санкт-Петербурга. Вырос в интеллигентной дворянской семье, в которой воспитанию и образованию детей уделялось много внимания. С ранних лет, путешествуя с родителями по Русскому Северу (в частности, по Олонецкой губернии) и бывая в родовом имении на Тамбовщине у своей бабушки, проникся красотой природы и всем сердцем полюбил её. Привлекали Поленова и уникальные особенности построек, и люди как действующие лица картин, неотъемлемая часть пейзажа. Поэтому большинство работ художника — это выразительное сочетание природы, архитектуры и сцен повседневного быта. Причём без всякого нагнетания обстановки и острых социальных проблем – простая, доступная и красноречивая констатация факта, над которым стоит подумать.
Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г
Это полотно, созданное Поленовым в 1878 году, представляет собой одну часть трилогии, куда также входят и 2 другие работы художника «Московский дворик» и «Заросший пруд». При этом прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик».
При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов.
Известно, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.
Поленов – это один из величайших художников России, который прославился созданием «пейзажей настроения». Он не просто следовал лучшим традициям А. Саврасова, но и создавал свое.
Произведение «Бабушкин сад» представляет собой тот самый «пейзаж настроения» Поленова. Такую особенность заметили многие. В одной из газет рецензенты писали, что такая картина дарит определенное настроение.
При этом очевидно, что художник не стремился целенаправленно передать конкретные эмоции. Более того он даже не пользуется социальными мотивировками, к которым нередко прибегали его современники.
Поленов был уверен, что искусство должно радовать людей и дарить им ощущение гармонии.
На заднем плане высится особняк, типичный для того времени. Главная особенность таких дворянских домов состоит в том, что их обычно делали из дерева, но штукатурили под каменную кладку. Это заметно на полотне: штукатурка со стен со временем облупилась, и бревна стали открыты взору.
В целом дом производит впечатление чего-то строгого и простого, но вместе с тем изящного. Это и порождает ностальгию по тому, что навсегда уходит прямо на глазах.
Достаточно обратить внимание на ржавый карниз и лепнину, которая почти полностью облупилась, чтобы ощутить неумолимость времени. Лестница, ведущая от дома к садовой дорожке, вся выщерблена
Посмотрев на нее, кажется, что много лет назад по ней бегало множество молодых счастливых людей, а теперь здесь доживает свои дни старушка.
Дорожка также выглядит заброшенной. Она образует на полотне яркое пятно, которое отлично вписывается в цветовую гамму.
Разросшийся сад, изображенный по обе стороны от дорожки, дополняет ощущение запущенности. Кажется, что он давно растет по своей прихоти. Этот пейзаж нельзя назвать декорацией к основному сюжету.
Напротив, это его полноправный участник, отображающий основной мотив и настроение картины.
Сочинение-описание по картине Бабушкин сад Поленова (8 класс)
Картина великого русского художника-передвижника Василия Поленова «Бабушкин сад», очень известное и любимое зрителями полотно, находящееся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
В этом произведении автор изобразил усадебный дом возле Трубниковкого переулка в центре Москвы, в котором молодой художник жил с 1877 года. Ценность картины составляет не только художественный, но и исторический талант автора. Зрители могут наглядно увидеть и представить архитектуру того времени.
После пожара 1812 года, Москва восстанавливала свой облик и застраивалась дворянскими усадьбами и особняками, имеющими лепные элементы и колонны. Но на картине уже видно постепенное старение и разрушение некогда великолепного дома.
Прекрасный, но не ухоженный сад, зарастающие травой дорожки, все это дает представление о небогатой семье, которая в прошлом, наверное, знала лучшие времена. На картине изображен ясный и теплый летний день.
Простые цветы, ярко распустившиеся под летним солнцем, явно не видели ухода садовника. Но растения, посаженные в цветочных горшках на ступенях крыльца, показывают, что хозяйки стараются придать своему дому уютный вид и заботятся о красоте сада.
Деревья и кустарники буйно разрослись и превращаются в непроходимые заросли.
Две женщины, одиноко и медленно идущие по узкой садовой дорожке, конечно, являются основными героями картины. Пожилая дворянка, одетая в поношенное и темное платье с трудом, опираясь на трость и руку спутницы, вышла на прогулку.
Ее молодая родственница или компаньонка, хотя и одета гораздо лучше и наряднее, так же печально и тихо идет по саду.
Книга в руках девушки, ее благородное и спокойное лицо, гордая осанка придает всему облику достойное и простое выражение.
Глядя на картину, чувствуется тихая грусть и ностальгия по прежней яркой и молодой жизни. Замкнутость и ограниченность пространства придает картине несколько печальное ощущение. Но любовь писателя к русским людям, простым московским дворам и усадьбам, особенно чувствуется в этой интересной картине и передается внимательным зрителям.
2 вариант
Сад бабушкин зарос. Сад это только потому, что у дома… А так даже он похож он на небольшой лес.
Тут много-много сорняков. Они выросли очень высокими! Некоторые цветут, так как лето. Всё зеленое! Голубое небо, светло, но солнца не так много.
А сорняки – я не помню их названий (или не знаю), но они абсолютно дикие. Тут, наверное, был сад когда-то очень давно. Во времена молодости этой самой бабушки. Что тут ещё? Сирень высокая. Ещё деревья какие-то.
По-моему, это не яблони и так далее, а просто какая-нибудь ольха.
Бабушка, чей сад, вот вышла на прогулку. Она вся в темном, согнутая, морщинистая. Лет ей, наверное, сто! Только на седой голове белый чепчик с бантиком. Тепло, а она в какой-то накидке. Но известно ведь, что часто старики одеваются слишком тепло – не по погоде.
Кровь не греет, как говорится. Рядом со старушкой молодая женщина. Она может быть родственницей, помощницей… Наследницей! Красивая она, стройная, в красивом розовом платье… Светлые волосы завитые, румянец на щеках. У неё в руках книжка.
Или она читает бабушке, если та хорошо слышит, или сама. Просто чтобы было не так скучно со старушкой. Надеюсь, всё время ей не нужно быть рядом с бабушкой, которая точно постоянно учит, наставляет… Всё-таки, девушке скучно так просто сидеть в саду.
Сама бабушка эта сейчас на солнышке заснёт. Тяжело ей было и выйти в собственный сад!
У нас в городе есть похожий дом. Но только он каменный, там вроде музей. На картине дом странный… Вроде и городской, но подумаешь, что в деревне. Денег, наверное, у них особенно и нет, раз они не могут нанять садовника, отремонтировать дом. Если только продать участок. А самим переехать в новостройку! Но бабушка, наверняка, против. Старикам жалко своих воспоминаний, которые в вещах…
Красивая картина, немного грустная. Хочется лишние растения стереть, добавить красивых цветов, дом подкрасить.
Бабушке самой стало б веселей в подобной обстановке! А тут что – всюду всё тоже старое, как она сама. Так и не помолодеть никак! Не взбодриться… И телевизора точно нет.
`