Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
Контекст
Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.
Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)
Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.
Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».
«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (wikipedia.com)
Кругосветное путешествие
Когда художник Марк Шагал вернулся во Францию в 1920-х годах, движение сюрреализма было в самом разгаре. Парижский авангард превозносил сказочные образы на картинах и принимал их. Художник получил важные заказы и начал делать иллюстрации для поэмы Гоголя «Мертвые души», издания «Басен» Жана де Лафонтена и других литературных произведений. Также, к 1952 году он создал 105 иллюстраций и офортов к Библии.
По мере распространения фашизма и нацизма в Европе Шагал стал известен как пресловутый «странствующий еврей», путешествующий в Нидерланды, Испанию, Польшу, Италию и Брюссель. Его картины, гуаши и офорты получили признание, но Шагал также стал мишенью нацистских войск. Музеям было приказано убрать его картины.
Очарованный Библией
Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.
Песнь Песней. Марк Шагал. 1958
Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.
Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).
Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.
Влюбленные. Марк Шагал. 1929
Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.
Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.
Белое распятие. Марк Шагал. 1938
Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).
Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.
Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.
Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979
Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии. Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
Марина Языкова
Жизнь в Париже и гражданский брак
После смерти Беллы, Ида позаботилась о своем отце и нашла в Париже англичанку, которая помогала ему по хозяйству. Это была образованная дочь дипломата — Вирджиния Хаггард Макнил. У них завязался роман, который длился семь лет. В 1946 году пара родила сына Дэвида МакНила и поселилась в тихом городке Хай-Фоллс.
С появлением Вирджинии в творчество гения вернулись яркие цвета и светлые мотивы. Он участвовал в нескольких крупных проектах, самые запоминающиеся из которых — динамичные декорации и костюмы для балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Используя блестящие ткани и замысловатую вышивку, он разработал более 80 костюмов, которые изображали существ, похожих на птиц
«The Firebird» стал важной вехой в карьере Шагала. Его костюм и декорации оставались в репертуаре двадцать лет
Разработанные версии используются и сегодня.
Завершив работу над «Жар-птицей», Шагал вскоре вернулся в Европу с Вирджинией, сыном и дочерью от первого брака. Работы Шагала отмечены на ретроспективных выставках в Париже, Амстердаме, Лондоне и Цюрихе. В то время как Шагал пользовался всемирным признанием, Вирджиния становилась все более несчастной. В 1948 году женщина познакомилась с бельгийским фотографом и у них завязался роман. После 3 лет тайных встреч, она ушла к возлюбленному и перебралась с сыном в Бельгию. Спустя годы Вирджиния Хаггард описала этот роман в своей короткой книге «Моя жизнь с Шагалом».
Библиография и фильмография художника
- Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
- Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
- Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
- Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
- Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
- Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
- Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
- Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
- Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с.
- Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2.
- Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
- Круглов Владимир, Петрова Евгения. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — С. 168. — ISBN 5-93332-175-3.
- Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
- Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
- Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Марк Шагал: жизнь и творчество художника
2.5 (50%) 2 голос(ов)
Снова на родине
После успеха за границей художник отправился домой. Шло лето 1914 года. Встреча с родными и Беллой затянулась по причине начавшейся войны. Следующим летом сыграли свадьбу, а в 1916 году родилась Ида, любимая и единственная дочь и биограф своего отца. Последующие события в России развивались стремительно, ежегодно перенося художника на новые места. После революции, которая вначале воодушевила Шагала, он возглавил комиссариат по делам искусств в родной Витебской губернии, результатом стало открытие в городе в 1919 году художественного училища. В следующем году Марк уже в Москве, оформляет Еврейский камерный театр. В 1921 году художник преподаёт в еврейской школе-колонии для беспризорников. Авангард на первых ролях, и Шагал как будто счастлив. Но его всё чаще не понимают и обвиняют в том, что он не хочет меняться. В противовес слову «новатор» цепляют на Шагала обидное «староватор». Возводятся новые рамки и границы для искусства, Шагала эта ситуация душит.
Биография Марка Шагала
Марк Шагал появился на свет 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. Он рос и воспитывался в еврейской семье, не имеющей ничего общего с художественным искусством. Его отец, Хацкел Мордухович, был приказчиком, а мать, Фейга-Ита Менделевна, занималась домашним хозяйством.
Детство и юность
У своих родителей Марк был старшим из 7 детей. Интересен факт, что его отец и мать приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В детстве Шагал получил традиционное еврейское образование на дому.
Марк овладел древнееврейским языком и хорошо знал Тору и Талмуд. В подростковом возрасте он обучался в местном училище. Когда ему исполнилось 19 лет, он учился изобразительному искусству в художественной школе у живописца Юделя Пэна.
После этого Шагал отправился в Петербург, чем сильно расстроил отца. Глава семейства сразу предупредил сына, что он не сможет оплачивать его учебу и высылать ему деньги. Тем не менее, мужчина дал в дорогу Марку все, что у него было – 27 рублей.
В Петербурге Шагал на протяжении 2-х лет посещал Рисовальную школу, руководителем которой был Николай Рерих. Любопытно, что сюда парня приняли без вступительных экзаменов и сразу на 3-й курс. Со временем он оказался среди представителей местной интеллигенции.
«А любовь из них большая…»
В жизни Марка Шагала была любовь, большая, настоящая. И синий цвет в этих отношениях был своеобразным паролем, известным только им двоим: для Марка синева напоминала ощущение «воздуха», которым наполняла пространство рядом с собой его любимая, для Беллы синий цвет ассоциировался с синевой глаз Шагала.
С Беллой Розенфельд, девушкой из многодетной семьи богатого ювелира, Марк познакомился в Витебске в 1909 году в гостях у их общей подруги… и сразу понял, что это судьба: «С ней должен быть я – вдруг озаряет меня! Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа». Девушка была прекрасно образована: знала 3 языка, разбиралась в философии, истории и поэзии, училась в студии Станиславского, написала две диссертации. Для Беллы это также была любовь с первого взгляда, хотя в глазах её родителей и окружающих чудаковатый неотмирный, никому неизвестный, бедный художник, одержимый живописью, казался не лучшей партией для такой женщины. Но… Шагал пропал на целых 4 года – уехал в Париж. Однако любовь выдержала и испытание разлукой, и общением лишь в переписке. В 1915 году влюблённые поженились, через год у них родилась дочь Ида. Художник часто изображал на картинах дочку в образе Ангела, оберегающего семью, а саму Беллу – парящей над городом, ведь для него самого этот брак был поистине окрыляющим. Впоследствии дочь создала архив с наследием отца. Вместе с Беллой он прожил в 29 лет… В 1944 году Париж был освобождён союзными войсками, семья собиралась вернуться из Америки во Францию. Но у Беллы неожиданно и очень стремительно начался сепсис – супруга умерла. «Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело». Женщина могла сделать карьеру актрисы, учёного или писательницы, но она посвятила себя семье. «На ментальном уровне она стала тем непроницаемым кольцом энергии, которое обеспечило его душевную тишину для пробуждения и претворения в жизнь творческих решений», – писал об этой паре В. В. Бадрак. Белла продолжала жить и спустя десятилетия после своей смерти на его картинах: её черты лица с огромными глазами угадывались и в изображениях Мадонны, и простых женщин, и даже в печальных мордах коров. Хотя Шагал пытался ещё несколько раз построить отношения и семью: сначала с молодой экономкой Вирджинией Хаггард-Макнейл, затем с дочерью сахарного магната Вавой Бродской, с которой прожил 30 лет в атмосфере не столько любви, сколько товарищества (до самой смерти). Лишь Белла оставалась его музой, дарившей ощущение полётности ему самому и его живописи. Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе в возрасте 98 лет, – умер фактически также в своеобразном полете, находясь между этажами.
Марк Захарович Шагал — Над городом: Описание произведения
«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала
На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись
Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.
Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных.
В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».
В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».
Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.
Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.
Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.
Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.
Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.
Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.
Алена Эсаулова
Популярное за 7 дней
Иконы Георгия Победоносца
16.11.21 12:03
Щемящие пейзажи Аполлинария Васнецова
11.11.21 14:39
Вера в жизни Достоевского
11.11.21 09:02
Соборность и первенство в Церкви: современные вызовы
12.11.21 12:02
Как правильно подавать милостыню?
15.11.21 09:43
В каких случаях мирянин может совершить Таинство Крещения и как правильно это сделать?
15.11.21 11:09
Отошла ко Господу настоятельница Львовского Преображенского монастыря
10.11.21 11:13
Евангельское зачало о свиной жизни и изгнании Христа
12.11.21 19:07
Великомученица Параскева: 3 важных совета родителям-христианам
10.11.21 09:41
Реальность и возможность чудес. Размышления для современного человека
12.11.21 11:37
Над городом (1918)
Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.
Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.
Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.
8
Живопись
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Картина Марка Шагала «Голгофа»
В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).
В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).
Картина Марка Шагала «Над городом»
В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Картина Марка Шагала «Белое распятие»
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Париж
Тем временем Бакст собрался с театром Дягилева в Париж. Набравшись смелости, Марк напросился с ним в качестве помощника декоратора. И в мае 1911 года на стипендию от известного депутата Винавера Максима Моисеевича, деятеля еврейского национального возрождения, Марк поехал в Париж. Кстати, именно здесь он перефразировал своё имя, стал представляться Марком. Кипучая художественная жизнь захватила его: интересные знакомства с художниками и поэтами, учёба, работа. Он влюбился в этот прекрасный город. Всё свободное время – в Лувре. Простор и непринуждённость – никаких рамок и требований, пиши, как видишь и чувствуешь! Кисть его стала послушна лишь внутренним импульсам – счастье для художника.
Осенью 1912 года Шагал – участник Осеннего салона. Тогда уже доминировал кубизм. По отзывам критиков, работы Марка Шагала, также иррациональные, тем не менее выгодно отличались от непонятных полотен в зале кубистов. 1913 год начался с первой персональной выставки Шагала в Париже, затем в Берлине.
Америка. Потеря
В 1941 году, когда Францию уже контролировали нацисты, Шагал получил приглашение от руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в США на время войны. Но вернуться во Францию, как планировали, Шагалы не успели: в 1944 году скоропостижно умерла Белла, дорогая Муза художника. Он физически оставался живым, он дышал, двигался, но душевно умер вместе с любимой женой. Прошёл почти год, прежде чем Марк Захарович, окружённый заботой дочери, начал приходить в себя. Ида заинтересовала отца задачей проиллюстрировать книгу воспоминаний Беллы, которая навсегда осталась любимой женщиной художника.
Творчество с 1960-х и последние годы Шагала
С 1960 года Шагала интересует в основном монументальное искусство (мозаики, витражи), а также скульптура, керамика и гравюры. С этого времени правительства Израиля, Америки, многих европейских стран делают заказы по оформлению официальных зданий, храмов и синагог. Он расписывает плафон парижской Гранд Опера, создаёт великолепные большие панно в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, пишет холсты и эскизы костюмов и масок для театра, украшает здание Национального банка в Чикаго мозаикой…
В Ницце для Шагала строят дом с просторной мастерской, в него художник переезжает в 1966 году.
В 1973 году по предложению Советского Союза в Третьяковской галерее была организована выставка Шагала. Мастер приехал с визитом в Москву и Ленинград, передал в дар несколько работ. От посещения Витебска отказался.
В 1977 году Марк Захарович Шагал получил высшую награду Франции – Большой крест Почётного легиона. В честь этого события, а также 90-летия мастера и вразрез существующим правилам (выставлять художественные и исторические реликвии) в Лувре состоялась грандиозная выставка работ именитого художника.
Умер Шагал 28 марта 1985 года во французской провинции Сен-Поль-де-Ванс, покоится на местном кладбище.
Главные герои картины
С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.
Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.
А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.
Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.
А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.
Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.
Почему Шагал так неповторим
Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным
Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.
Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.
И у него действительно получалось быть счастливым.
Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.
Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).
Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.
В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.
Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.
Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США. Wikiart.org.
Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».
* Супрематизм – направление живописи, отвергающее изображение реалистичных образов (человека и предметов). Картина превращается в набор абстрактных форм (квадратов, кругов и линий). Самое известное супрематическое произведение – «Чёрный квадрат» Малевича.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Марк Шагал. Над городом. 1918 г. Третьяковская галерея, Москва. Wikiart.org.
Сюжет
Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).
Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.
Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами. Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи. Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).
Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)
О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.
Личная жизнь знаменитого живописца
Марк и Белла Розенфельд познакомились в 1909 году, когда ей было всего 14 лет. Она была слишком молода для серьезных отношений, а у юного художника не было денег. Влюбленные были помолвлены, но ждали свадьбы до 1915 года. В следующем году у них родилась дочь Ида. Белла вдохновила художника на создание шедевра — «День рождения» (1915).
Белла Розенфельд была не единственной женщиной, которую Шагал любил и рисовал. Будучи студентом, он был очарован Теей Брахманн, которая позировала для картины «Сидящая красная обнаженная» (1909). Портрет Теи, залитый темными линиями, тяжелыми слоями красного и розового, смел и чувственен. Напротив, картины Шагала с изображением Беллы беззаботны, образны и романтичны.
Более тридцати лет Белла появлялась снова и снова как символ переполняющих эмоций, неистовой любви и женской чистоты. Помимо «Дня рождения», к самым популярным картинам Шагала изображением Беллы относятся «Над городом» (1913), «Набережная» (1917), «Три свечи» (1938), и «Обрученные и Эйфелева башня» (1939).
Марк и Белла Шагал хотели поселиться в Париже после свадьбы, но череда войн сделала поездку невозможной. Первая мировая война принесла бедность, хлебные бунты и нехватку топлива. Россия кипела от жестоких революций, кульминацией которых стала Октябрьская революция 1917 года, гражданская война между повстанческими армиями и большевистским правительством. Хотя он написал несколько картин в России, Шагал чувствовал, что революция прервала его карьеру. Белле было всего за сорок, когда она умерла от инфекции в 1944 году.
Двадцать лет спустя творец начал работу над фильмом «Революция» (1937-1968), в котором восстание в России изображено как цирковое событие. Ленин комично пожимает руку на столе, а хаотичная толпа бродит по периферии. Слева толпа размахивает оружием и красными флагами. Справа музыканты играют в ореоле желтого света. В нижнем углу плывет свадебная пара. Кажется, Шагал говорит, что любовь и музыка сохраняются даже в жестокости войны.
Сюжеты «Революции» отражены в триптихе Шагала «Сопротивление, воскресение, освобождение» (1943).