Вермеер ян «кружевница» описание картины, анализ, сочинение

«Кружевница» Василия Андреевича Тропинина

Интересна история написания первой картины: Василий Тропинин до 47 лет был придворным художником графа Маркова, который ни в коей мере не желал расставаться со своим личным мастером. Существовала молва о том, что однажды в Английском клубе господин Дмитриев, выиграв у графа Ираклия Маркова в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. И вот, в качестве пасхального подарка, Тропинин наконец получает вольную. Сразу после этого он уехал в Петербург и обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. Осенью того же 1823 года он получает звание академика за представленные работы, в числе которых и получившая самые восхищенные комментарии «Кружевница».


Василий Тропинин и его картина


Фрагменты

Сочинение по картине Кружевница — Ян Вермеер

Картина голландского живописца Яна Вермеера Делфтского «Кружевница». Размер картины 24 х 20,5 см, холст, масло. Это самая маленькая картина Вермеера, написанная на холсте.

Изображенная девушка склонилась над кружевом

Ее внимание полностью поглощено работой. Картина написана с близкого расстояния, и, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на фигуре девушки, художник немного расплывчато пишет более близкие предметы — синюю подушку для вышивания и красные и белые нити

Они как бы «текут».

Подушка представляет собой одновременно шкатулку и подставку для рукоделия, это был довольно распространенный предмет в домашнем обиходе того времени. Ее делали из плотного материала, сверху обтягивали бархатом, украшали кистями и тесьмой, внутри были отделения принадлежностями для шитья.

Подобная подушка изображена в картине «Любовное послание». Стол накрыт гобеленом с цветочным рисунком, таким же, как и в картинах «Астрономе» и «Ответное послание».

Эти ткани не производились в Нидерландах, их привозили с Востока, но гобелены были довольно часто встречаются в изображении интерьеров.

Стол для рукоделия, над которым склонилась девушка, представлял довольно сложную конструкцию: треугольная столешница крепилась на ножках с отверстиями, благодаря которым ее можно было поднимать или опускать.

Белый цвет стен, как и в большинстве картин Вермеера, отражение маниакального стремления голландцев к чистоте.

На стене на уровне головы девушки — большая, но очень бледная подпись художника. Рядом с подушкой лежит книга в парчовом переплете — скорее всего, Библия или молитвенник. Она, как и рукоделие, олицетворяет добродетель.

Цвет одежды и освещение фокусируют внимание лице и руках. Девушка одета в желтую сатиновую кофту с белым воротником, тоже часто встречающуюся на картинах Вермеера, который использует насыщенный желтый цвет для передачи напряженного внимания девушки

Одежда ее скорее может принадлежать хозяйке дома, чем служанке, аккуратная прическа подчеркивает ее скромность.

Так же уложены волосы у девушки в картине «Женщина с гитарой».

Считается, что на этих картинах художник изобразил кого-то из своих домочадцев, возможно, своих дочерей, Элизабет или Марию. Эта же девушка позирует в картине «Дама, пишущая письмо, и служанка».

Плетение кружев, как самостоятельное занятие, появилось в Средние века в Италии.

Из Италии мода на кружево попала в Испанию и испанские Нидерланды, Францию, Англию и Германию. Чаще всего это было такое кружево, за плетением которого Вермеер изобразил девушку. Она держит в коклюшки, руки ее расположены на специальной подушке для плетения кружева.

Сама подушка расположена на специальном столе, что намного облегчает работу. Занятие требует полной концентрации внимания, одно неверное движение — и вся работа будет испорчена.

Девушка на картине, видимо, только начала плести кружево, у нее в руках только несколько коклюшек. Плетеное кружево могло быть как законченным, так и «бесконечным» .

Для последнего делали много повторяющихся фрагментов, которые потом соединяли.

Именно для такого кружева и использовали маленькую подушку, как на картине. Фламандское, бельгийское и голландское кружево считалось самым лучшим и его охотно покупали в других странах.

В самих Нидерландах существовал, по свидетельству путешественником, культ кружева. Им украшали все, до самых необычных предметов, как молоток на двери.

Плетением кружев, вслед для широко распространившейся модой, были заняты очень большое количество женщин.

Этому учили в школах наряду с алфавитом, молодые девушки плетением кружев зарабатывали себе приданое, хозяйки дома продажей своего кружева поддерживали семью, и, даже овдовев, успешная мастерица могла безбедно существовать и растить детей.

Кружевницы объединялись в гильдии, как художники и ремесленники.

История названий

Многочисленные аббревиатуры и названия продукции советско-российского флагмана автомобилестроения имеют интересные истории и пояснения.

Расшифровка аббревиатуры «ВАЗ»

На заводской табличке автомобилей нанесено название завода-производителя. Когда в советское время выбирали место для автопредприятия, Тольятти, стоящий на великой русской реке, показался наиболее привлекательным местом (по климату, коммуникациям, удаленности от Москвы). Завод назвали «Волжским автомобильным».

Что означает «Лада»

Если расшифровка «ВАЗ» лежит на поверхности, то эмблема «Лады» не совсем понятна, особенно иностранцам. Символика отправляет нас в старину, к древним русским легендам о витязях, победных завоеваниях новых земель на ладьях (парусно-весельных лодках).

Что означает «Лада»

Значок «Лада» разработал один из руководителей завода А. Декаленков. Первоначально в эскизе явно просматривалась буква «В» – первая в названии завода. Позднее эмблема так же, как и значок «ВАЗ», была доработана до современного вида Ю. Давыдовым и группой заводских дизайнеров.

Значение названий моделей

Над созданием названий моделей работают целые отделы еще на стадии разработки. Имя – визитная карточка авто. От названия также зависит и конкурентоспособность машины.

 LADA XRAY

«Кроссовер для активного отдыха молодых».

LADA XRAY

Такое имя заложено в аббревиатуре престижной марки автомобиля.

«Гранта»

Имя выбирали всей страной. Был объявлен всероссийский конкурс.

«Гранта»

Из тысяч предложений комиссия выбрала Granta, ориентируясь на английское прочтение: «дар» или «дарить».

Lada Largus

Название появилось неслучайно: кузов универсал ассоциируется с испанским «largo» (длинный).

Lada Largus

С английского «large» также переводится как «большой».

«Нива» и LADA 4X4

4Х4 обозначает полный привод (на все четыре колеса).

LADA 4X4

Название «Нива» дал главный конструктор внедорожника П. М. Прусов, который составил аббревиатуру из начальных букв имен детей – своих и друга.

«ЛАДА КАЛИНА»

Имя было выбрано в результате конкурса.

«Лада Калина»

Победителем стал житель Красноярска увидевший в кусте калины символ России. Члены комиссии с ним согласились.

Что означают цифры в названии моделей

Индекс каждого автомобиля состоит из букв (название завода-изготовителя) и цифрового кода:

  • Первая цифра – класс авто. В «Ладах» это «2» — означает: автомобиль с объемом двигателя не более 1,8 л.
  • Вторая цифра – вид авто. В цифровом коде «Лады» это «1», что значит «легковой автомобиль».
  • Третья и четвертая цифры – модель — от 01 до 99.
  • Пятая цифра – модификация — от 1 до 9 (или 0, если отсутствует).

Шестая цифра в индексе существует только для обозначения номера экспортного варианта.

Другие аббревиатуры и сокращения «АвтоВАЗа»

К названиям автомобилей «Веста» и «Ларгус» добавлены буквы CNG. Это сокращение от Compressed Natural Gas – «сжатый природный газ».

Небольшие доработки кузовов (редко – моторов) для повышения потребительского спроса называются рестайлинг. Модели с изменениями помечают буквами FL (сокращение от Facelift).

Жаргонизмы

«Лада» – действительно народный автомобиль. А народ любит давать клички, да и в шоферской среде существует особый сленг.

По аналогии с расшифровками «УАЗ», «ГАЗ», «ВАЗ с легкой руки юмориста М. Задорнова распространился мем «ТАЗ» – Тольяттинский автомобильный завод. В дальнейшем «ТАЗ» трансформировался в ироничное «тазик».

Автомобиль «Самара» стали называть «истребителем» за пристрастие владельцев именно эту марку тюнинговать под «спортивный» стиль. А за характерную форму капота и радиаторную решетку «восьмерку» и «девятку» автовладельцы остроумно окрестили «зубилом».

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших — убийства, людоедство — потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи — главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

Какие сходства на одноименных картинах художников?

1. Обе героини одинаково усердны в своем занятии кружевным плетением (об этом говорят, прежде всего, их руки).2. Инструменты кружевоплетения едины на обеих картинах (коклюшки, специальный стол, нити). Стол для рукоделия, над которым склонились обе героини, представлял собой сложную конструкцию: треугольная столешница крепилась на ножках с отверстиями, благодаря которым ее можно было поднимать или опускать для комфортного использования.3. Обе героини имеют нежные и тонкие пальцы, занятые любимым делом.4. Оба художника написали эти работы в период, отмеченный популярностью женских бытовых сцен. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»). Для картин Вермеера также характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин за работой и на досуге.5. Символика. Мотив рукоделия в живописи олицетворяет добродетель, скромность, трудолюбие.

Описание[ | ]

На картине изображена девушка, одетая в жёлтый наряд. В левой руке она держит пару коклюшек и аккуратно втыкает булавку в подушечку, на которой делает кружево. «Кружевница» — самая маленькая и самая необычная картина из всех работ Яна Вермеера (24.5 см x 21 см).

Художник изобразил девушку сидящей напротив белой стены. По всей видимости Вермеер это сделал, чтобы зритель не мог отвлечься от центральной фигуры девушки на другие предметы, изображённые на заднем фоне. Как и с картинами «Астроном» и «Географ», Вермеер тщательно продумал композицию «Кружевницы» перед тем, как он её создал. При создании картины художник, возможно, использовал камеру-обскуру, так как можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например: размытый передний план. Вермеер предложил необычный для голландской живописи эпохи барокко способ глубины резкости, достигаемой благодаря визуализации участков холста, находящихся вне фокуса .

В «Кружевнице» художник изобразил разные элементы, которые составляют образ девушки, а также предметы и материалы, с которыми она работает, в абстрактной манере. Кроме того, красные и белые кружева показаны на картине, как будто слитые от шитья на подушечке. Эти «размытые» нитки резко контрастируют с точностью кружева, с которым работает девушка.

Некоторые сведения о детстве и юности

Дата рождения живописца неизвестна. В документах записано, что он был крещен 31 октября 1632 года в Южной Голландии (город Делфта). Отец Вермеера ткал шелковые ткани. Кроме того, занимался торговлей произведениями искусства (в частности, картинами). Возможно, Йоханнес обязан своему отцу первым знакомством с искусством. Но зарабатывал на жизнь главным образом тем, что управлял трактиром. Источники молчат о юности художника и его образовании. Зато есть несколько интересных фактов о жизни его предков – дед по материнской линии был фальшивомонетчиком, бабушка по отцу – занимаясь торговлей старыми вещами, была уличена в мошенничестве, дядя попал в тюрьму за растрату казенных средств. Достоверная информация о Вермеере поступила 20 апреля 1653 года – тогда он женился на Катарине Болнес и принял ради этого католичество. (Две самые ранние известные картины Яна Вермеера, относятся к этому периоду – «Христос в доме Марфы и Марии» и «Диана и нимфы»). Выбранная художником девушка, происходила из богатой семьи – ее отец был владельцем кирпичного завода, а мать – дворянкой. Отношения между бедным художником-кальвинистом и католичкой из хорошего дома воспринимались как мезальянс. Этому браку очень противилась мать Катарины, предсказывая, что зять не сможет содержать ее дочь.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея — мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно — все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

Ловушка для света. «Искусство живописи» Яна Вермеера

Живопись – это ловушка для времени. Мгновение, которое навсегда могло потеряться в истории, в итоге обретает бессмертие, становится достоянием вечности. На первый взгляд кажется, что полотна Яна Вермеера абсолютно реалистичны. Но это не совсем так. Художник всегда стремился к скрытому символизму и достиг в этом удивительного мастерства.

Мы мало знаем о его жизни, пожалуй, даже слишком мало, но некоторые факты все же известны. В Нидерландах в XVII столетии отношение к живописи было совсем другое, нежели сейчас. Ни о каком минимализме в интерьере речи не шло. Чем богаче было семейство, тем больше картин должны были украшать стены родного гнезда. А какие полотна могли интересовать богатых купцов? Бытовые сцены, самые простые, понятные всем — именно такие картины лучше всего продавались. Художников было очень много, поэтому каждый боролся за клиентуру. В Делфте, родном городе Вермеера, войти в мастерскую живописца мог почти каждый, кто имел деньги. Студия напоминала торговую лавку, а не храм искусства. Странно, но именно из этого потребительского отношения к живописи родилась одна из лучших картин в истории мирового изобразительного искусства.

Однажды в мастерскую к художнику зашел французский посланник. Он попросил Вермеера предоставить примеры своих работ, но у мастера не оказалось на тот момент ни одной картины. Он написал адрес одного из своих покупателей, сказал, что примеры работ можно увидеть там… Заказчик не вернулся. Тогда художник и решил создать полотно, по которому каждый, кто пришел бы к нему в студию, мог понять, на что способен живописец. Так родилось «Искусство живописи».

Это полотно – удивительный текст. Одна из самых больших картин Вермеера, который всегда отдавал предпочтение малой форме. В эту картину был влюблен Адольф Гитлер, на время войны спрятавший ее в хранилище в соляной шахте недалеко от Мюнхена.

Мы видим модель, видим художника, сидящего за мольбертом спиной к зрителю. Вроде ничего необычного, все просто и понятно, но это не так. Поразительно не только мастерство Вермеера (в изображении света ему не было равных), интересна и символика картины.

Занавес поднят невидимой рукой зрителя. Как будто специально для нас в правом углу полотна стоит стул, приглашающий нас присесть и посмотреть на то, как творится история. Да, именно история, ведь модель в синем плаще, держащая в руках трубу и книгу, — не просто девушка. Она одна из муз, если говорить точнее, Клио — муза истории. Художник успел перенести на холст только лавровый венок с ее головы – символ славы. А модель уже в нетерпении. Еще бы, ведь ее стремятся поймать в ловушку, навечно оставить на холсте.

Наш взгляд скользит дальше, и на стене мы видим карту Нидерландов. Посередине нее трещина. Это тоже не случайно. Перед нами граница, которая разделила Соединенные Провинции Нидерландов, в которых после революции была провозглашена республика, и остальную территорию страны, оставшуюся под властью испанской короны. С историей связан и другой предмет на картине – люстра. Ее украшает двуглавый орел – герб рода Габсбургов, правителей Испании. Но свечей в люстре нет – их царствование уже в прошлом.

Но все это детали, мелочи. История меняется, она забывается, мгновение уходит бесследно. Она останется с нами, только если удастся поймать его в клетку. И живопись Вермеера, пожалуй, лучшая клетка, в которой могла оказаться история.

В конце жизни, погрязнув в долгах, Ян Вермеер все равно не хотел расставаться со своей картиной, которую по праву считал своим наивысшим достижением. После смерти мастера его семья безуспешно пыталась спасти ее от пристальных взглядов кредиторов. Не вышло. Картина исчезла в частных собраниях больше, чем на 100 лет, пока не была продана в 1813 году. Только вот имя мастера было изменено. Вермеера на тот момент все почти забыли, поэтому полотно приписали Питеру де Хоху, полотна которого ценились намного больше, даже подделали его подпись в углу. Не вышло. «Искусство живописи» в итоге вернулось к своему создателю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector