Николай александрович ярошенко. картины с названиями

Ярошенко Николай Александрович1846–1898

1 декабря 1846 (Полтава) — 25 июня 1898 (Кисловодск)

Живописец, график

Происходил из дворянской семьи, сын военного. С 1855 учился в полтавском Петровском кадетском корпусе. В 1863 вместе с родителями переехал в Петербург, продолжил образование в Павловском военном училище (1863–1864) и в Михайловском артиллерийском училище (1864), которое окончил в числе лучших учеников. В 1867–1870 учился в Михайловской артиллерийской академии. С 1870 руководил штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.

Наряду с военной службой занимался искусством. Первоначальное художественное образование получил в Петровском кадетском корпусе у И. К. Зайцева. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского, и занятия в ИАХ (1867–1873). Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью.

С 1875 — член и постоянный экспонент ТПХВ, а с 1879 — член правления Товарищества. Экспонировал свои работы также на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), международных художественных выставках в Копенгагене и Мюнхене (обе — 1897).

В 1898 в Петербурге и 1899 в Москве состоялись мемориальные выставки художника.

Ярошенко — крупнейший мастер жанровой живописи в России второй половины XIX века, один из идеологов и активных участников ТПХВ. Его творчеству присущи критическая направленность, демократизм, стремление рассказать о передовых социальных и этических идеалах своей эпохи. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к , 1878). Много работал в жанре портрета, создав целую галерею образов представителей отечественной культуры — Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге, В. Г. Короленко, В. С. Соловьева, П. А. Стрепетовой и других.

Произведения Ярошенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Полтавском художественном музее, Киевском музее русского искусства и других. В Кисловодске открыт мемориальный музей-усадьба художника.

Биография[ | ]

Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).

Окончив с отличием академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск

В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, , Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: