Александра Леонтьевна — мать писателя
Выйдя из знаменитого рода Тургеневых
, Александра Леонтьевна стала женой одного из графов рода Толстых, но не погрузилась полностью в семейную жизнь и светские мероприятия, а занялась писательской деятельностью! Ее рассказы, повести, очерки и роман издавались и пользовались популярностью.
Со временем ее цельный характер не выдержал той роли, которая была ей уготована, к тому же она полюбила другого человека – земского чиновника Алексея Бострома,
с которым, как и Анна Каренина, познакомилась на светском вечере. История ихлюбви , её борьбы с общественным мнением и с противостоянием мужа и родителей – удивительно драматична и достойна отдельного знакомства, а возможно даже романа или фильма. Эту историю можно узнать изпереписки А.Толстой и А.Бострома, которая иногда выставляется в экспозиции.
Фотографии и письма А.Толстой и А.Бостром
В конце концов, беременная четвертым ребенком, оставив троих детей с мужем, Александра Леонтьевна уходит к любимому. Скандальный разрыв и развод
, слушание их дела вызвали мощный общественный резонанс в свое время. Но постепенно все утихло и семья долгое время жила в небольшом имении А.Бострома на хуторе Сосновка. Там прошло счастливое детство будущего автора «Золотого ключика». Фото этих мест, а также членов семьи тоже можно увидеть на стендах первого этажа.
Фрагмент переписки
Александра Леонтьевна продолжала заниматься писательской деятельностью, ее печатали в журналах и издавали ее повести и рассказы, которые она подписывала фамилией своего любимого гражданского мужа.
Издания А.Толстой (Бостром) в экспозиции Музея
Она сама занималась обучением сына и увидев его литературные наклонности, прививала ему литературный вкус и поощряла первые писательские опыты.
Археологические находки на территории древнего горда Вщиж
Город, как это почти всегда бывает, уже существовал задолго до первого летописного упоминания, что и было доказано в 1940-х годах при раскопках Вщижского городища Б. А. Рыбаковым: он обнаружил, что древнерусские укрепления были возведены на месте еще более древнего славянского поселения IX–X века. Более того, совсем рядом было найдено еще одно городище — Благовещенская гора — Рыбаков установил, что расположенное там славяно-балтское святилище, посвященное, вероятно, женскому культу Богини-Матери Лады относится еще к началу железного века.
Игорь Ожиганов. Жива.
При раскопках непосредственно во Вщиже было найдено множество интереснейших артефактов: от традиционных вещей повседневного радимичского обихода, до дружинных мечей, костяных седел с орнаментами, золотых пряжек с изображениями животных, а также — три памятника древнеславянской письменности, один из них — амулет в виде кабаньего клыка с обережной надписью выполненной для некого Фомы, указывает на то, что грамотность была широко распространена и самые разные люди делали нужные им записи, в том числе бытового характера, как нечто само собой разумеющееся.
Амулет в виде кабаньего клыка с обережной надписью, найденный в детинце Вщижа.
Раскопки Б. А. Рыбакова обнаружили на территории Вщижа и современные — по меркам своего времени — богатые дома В частности остаткам фундамента и потолков был восстановлен облик двухэтажного терема с крышей из листовой меди. Дом был оснащен не только печами с полноценными дымоходами, но и рукомойниками, а освещали его лампы бронзовых светильников. Как далек этот образ от грязного и тесного существования в полуземлянках, того, которое так часто показано в фильмах на тему Древней Руси.
Одна из главных находок Вщижа относящаяся еще к 1840 г. (при раскопках церкви Вщижского городища) — это бронзовые арки с ажурным орнаментом из переплетающихся жгутов и изображениями волшебных птиц. Это произведение искусства относят к XII веку, удивительно же оно тем, что изображения птиц на нем почти в точности совпадают с изображениями на стенах Дмитриевского собора во Владимире, которые некоторым образом представляют собой сплав дохристианского и христианского мировоззрений.
Вщижская бронзовая арка.
Барельефы на фасаде Дмитриевского собора в Владимире.
Описание
В усадьбу входили два двухэтажных дома одинаковой планировки, каменный флигель и хозяйственные постройки. В передней части здания находились пятикомнатные квартиры — по две на каждом этаже, в задней части (в пристрое) — помещения для прислуги, кладовые, кухни. Семья домовладельца А. Бострома занимала квартиру на втором этаже с правой стороны здания в глубине двора. Остальные квартиры сдавались внаём. На первом этаже флигеля находились: дворницкая, кухня, в подвале — прачечная. Часть двора занимали два садика с беседками: для взрослых и детей с игровой площадкой. Территория усадьбы сохранилась в своих исторических границах, на ней восстановлены надворные постройки.
Отрывок, характеризующий Музей-усадьба А.Н. Толстого
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер. – Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить… – Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он. – Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту. Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали. – Ну, начинать! – сказал Долохов. – Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь. – Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил: – Так как п’отивники отказались от п’ими’ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т’и начинать сходиться.
Музей-усадьба Алексея Константиновича Толстого
Усадьба в селе Красный Рог воссозданная в начале 90 годов усадьба поэта и
драматурга Алексея Константиновича Толстого в 2 километрах к северо-востоку от
одноимённого села. Это единственная уцелевшая из всех усадеб Толстого.
В настоящее время на территории усадьбы сохранились следующие постройки,
существовавшие в мемориальный период (1835−1875гг.): Гостевой флигель, флигель
С.А. Толстой, прачечная, погреб времен Разумовских.
Главный дом был окружен четырьмя флигелями, но до наших дней сохранился
только один. Сейчас здесь размещена экспозиция музея, представлены личные вещи
А.К. Толстого и его семьи, книги, мебель, рукописи.
До начала двадцатого столетия усадьба сохранялась в таком же виде как при
Алексее Константиновиче Толстом. Главный дом был окружен четырьмя флигелями, но
до наших дней сохранился только один, где сейчас размещается экспозиция музея,
в которой представленны личные вещи Толстого и его семьи, книги, мебель,
рукописи.
В гостях у Толстого и его супруги бывали многие известные люди своего
времени: Афанасий Фет, Болеслав Маркевич, братья Жемчужниковы и другие. После
смерти Толстого здесь гостили великий русский философ В.С. Соловьев и
композитор М.М. Ипполитов-Иванов.
Деревянная церковь Успения построена на месте прежней в 1777 г.
Сохранившееся убранство относится к 1−й половине XX века. Рядом находится
усыпальница Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых.
Строения усадьбы окружены великолепным парком, сохранившим старинные аллеи и
очаровательные липовые беседки-боскеты. В рощах и ландшафтных группах растут
клен и липа, встречаются также темный ясень, болотистый тополь, черная ольха,
ель, сосна, осокорь, лиственница, ильм, черемуха, рябина, бузина, лесной
орешник, шиповник, а у поймы чернотал и ива. А.К.Толстой любил этот парк и
окрестный пейзаж. Живописные окрестности краснорогской усадьбы вдохновляли на
создание поэтических произведений классика отечественной литературы.
Во времена А.К. Толстого в регулярном парке в липовых боскетах собирались
гости, чтобы устраивать коллективные чтения. Об этом имеются воспоминания С.П.
Хитрово, племянницы С.А.Толстой: «Помню, одно жаркое лето в Красном Роге было
посвящено чтению Шекспира; всякий день под густыми липами Разумовского парка
читали драмы Шекспира, одну за другой, и Толстой наслаждался. Другое лето было
посвящено Шиллеру».
Липовые аллеи посаженные во времена Разумовских встречают своих посетителей
и сегодня. Посреди аллеи сохранилась беседкабоскета это липы, посаженые
покругу, где под их тенью собирались гости. В те времена было модно устраивать
коллективные чтения.
Река Рог, причудливо извивается среди кустарников. Богатая растительность и
многочисленные омуты в её крутых поворотах превращали прогулки на лодках в
сказочное прутешествие и давали полёт творческой фантазии. Разннобразная
прибрежная флора также поселилась в балладе А.К. Толстого «Алёша Попович».
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ УСАДЬБЫ
ТОЛСТОГО
Музей-усадьба Алексея Константиновича Толстого
находится по адресу: Брянская область, Почепский район, село Красный Рог.
Добрться туда можно от автовокзала города Брянска автобусом маршрута Брянск
Почеп до остановки село Красный Рог.
Социальные комментарии Cackle
Жизнь А.Толстого в Самаре и после
Первые годы обучения А.Н.Толстой прожил с семьей в Сызрани
, а затем они переехали в Самару, в купленную отчимом усадьбу, часть из которой сдавалась внаем, обеспечивая семье приличное существование.
Гостинная Музея-усадьбы
Здесь Алексей закончил реальное училище, и уехал в Петербург, став студентом технологического вуза, но всегда возвращался в свою комнату на каникулы.
Комната молодого Алексея Толстого
Фотографии и прочие документы музейной экспозиции рассказывают о последующей жизни Алексея Толстого, о его первоначальном неприятии революции и эмиграции из страны, о последующем возвращении и активной общественной и писательско-политической деятельности. Трижды лауреат Сталинской премии
А.Толстой был ярким представителем своего времени, вставшим на определенную жизненную позицию. Но прежде всего, он был и остается типичным советским писателем и публицистом.
Фотография писателя в экспозиции музея
В экспозициях первого этажа мы узнаем и о личной жизни А.Толстого, его многочисленных женах, одной из которых он и посвятил «Золотой ключик», написанный уже за гранью 50-летнетнего
возраста.
Отдельный музейный зал расскажет о многочисленных экранизациях
литературных произведений А.Толстого – это«Хождение по мукам» и«Петр Первый» , «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» и другие. Для многих окажется открытием, что и известнейший фильм М.Захарова«Формула любви» , снятый по сценарию Горина, повторяет сюжет повести А.Толстого «Граф Калиостро».
Кадр из фильма «Формула любви»
После знакомства с материалами первого этажа, уже представляя себе основные этапы жизни писателя, мы поднимемся на второй этаж
и осмотрим мемориальные комнаты, где с 1900 года очень скромно проживала семья Бостром.
Гостиная
с портретами членов семьи, очень маленькийкабинет хозяина, комната Александры Леонтьевны, самая большая из комнат –комната Алексея иСтоловая , вот и все апартаменты.
Кабинет отчима — А.Бострома поражает скромными размерами
Но во всей этой милой обстановке чувствуется дух семьи, взаимоуважение и любовь, домашнее тепло и уют. Может быть, воспоминания о тепле именно этого домашнего очага и легли в основу основной идеи сказки «Золотой ключик». Как знать…
Столовая, где собиралась семья А.Бостром за обедами и чаепитиями
Во всяком случае, побывать в этом Доме-музее, прикоснуться к истории удивительных передовых людей своего времени всегда полезно и поучительно.
Как добраться. Режим работы
Музей А.Толстого находится в исторической части города, которая активно посещается туристами. Улица Фрунзе, где находится музей, является одной из популярных туристических магистралей города. Дом под номером 155 находится в шаговой доступности от Площади Чапаева, Бункера Сталина, от Струковского сада и Самарской Набережной. На общественном транспорте сюда можно добраться на 34-м автобусе, маршрутках 92-й, 207-й и 226-й или на трамваях с номерами 3, 15, 16, 20. Ориентироваться нужно на остановки — улица Фрунзе или улица Красноармейская.
Музей работает ежедневно
с 10 утра до 18 часов. По четвергам время работы немного смещается — с 12.00 до 20.00. Стоимость билетов варьируется от 70 — до 150 рублей. Поэтому имейте при себе льготные удостоверения.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Краткая история города Вщиж
Историк В. Н. Татищев считает, что уже в 3-й четв. XI в. Вщиж стал удельным городом: так, внук Ярослава Мудрого Борис Святославич носит «титул» Вщижский.
Первое летописное упоминание о Вщиже относится к 1142 году (Ипатьевская летопись) — речь идет о междуусобицах черниговских князей со своим старшим братом Всеволодом Ольговичем. Всеволод Ольгович, ставший киевским князем, пытается так «рассадить» своих двоюродных братьев по удельным городам, чтобы максимально пригасить возможность междоусобных конфликтов. С одной стороны, он ищет некие компромиссы — чтобы князья были более-менее довольны выделенными уделами, а с другой — пытается отправить кровных братьев и союзников в как можно более удаленные друг от друга города, чтобы не допустить их объединения в единый фронт.
Съезд князей. И. Я. Билибин
Кому именно достается Вщиж летопись не указывает, однако сам факт того, что это удельный город, достойный стать княжеским домом самым прямым образом указывает на его немалое значение в глазах современников.
Известно, что он представлял собой надежную крепость с посадом, удачно расположенную на возвышении (мыс правого берега р. Десны в 50 км от современного Брянска), и служил резиденцией посадника с дружиной. Форма Городища была близка к треугольнику и максимально удобная для обороны — северную сторон омывала Десна, юго-западную — впадающий в нее ручей, с восточной город был защищен валом и глубоким 18-метровым рвом. Валы и рвы хорошо сохранились на территории городища и по сей день.
Панорама Вщижа. Автор неизвестен.
Дальнейшая летописная история города укладывается в 25 лет — последнее упоминание относится к 1167 г. В этот год умирает Вщижский князь Святослав Владимирович, после чего среди его наследников и родственников разгорается борьба за владение Вщижским княжеством — что еще раз доказывает каким привлекательным и важным оно было в XII веке.
Археологические раскопки указывают на то, что примерно в 1230-х гг. город погибает. Считается, что город был сожжен Батыем во время его похода на Русь. О фактах свидетельствующих против реальности татаро-монгольского ига можно прочитать здесь, но, как бы то ни было — после сожжения какими-то силами в XIII веке город уже не возродился в полной мере и продолжал существование лишь в виде села.