Картины караваджо в риме

Жизнь и творчество Караваджо

Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.

Анализ картины

Главная тема произведения – воссоздание сцены, в которой святой спокойно и сосредоточенно сидит за столом, работая над священным текстом. Бледная кожа и седые волосы резко контрастируют с ярко-красным цветом накидки, в которую укутано тело старца.

Герой склонился над столом, при этом композиционное решение (наклон головы святого по отношению к лежащему рядом черепу) создает ощущение уравновешенности. Учитель Церкви сконцентрирован на чтении, одновременно с этим он внимательно записывает отрывки из священного библейского текста. Каждая деталь олицетворяет идею бренности всех материальных ценностей.

Удивительным представляется сам по себе замысел произведения, усиленный композицией и позой героя: вертикальная линия фигуры сидящего старца, максимально погруженного в созданные им тексты, переходит в горизонталь вытянутой руки, тянущейся к чернильнице, расположенной на противоположной стороне стола. В то же время ладонь святого Иеронима, сжимающая перо, как будто направляет взгляд зрителей на череп – напоминание о смерти и тленности земной жизни. Компоновка предметов рождает симметрию, в которой таится глубокий смысл: превосходство святости над бренностью.

Композиция

На картине представлен святой Иероним, один из учителей Церкви, почитаемый в традиции римского католицизма. Художники разных эпох часто обращались к образу аскета и праведника. Караваджо не единожды изображал христианского отшельника и на других своих полотнах, например, в работе «Святой Иероним в размышлении» (находится в монастыре Монсеррат, Барселона). Определенная небрежность в передаче бороды героя, очертаниях книг и складок накидки говорит о том, что живописец спешил, создавая свое произведение. Некоторые искусствоведы склонны считать картину Караваджо незаконченной работой.

Шулеры (1596)

Караваджо мастерски изобразил карточных игроков в покер, двое из трёх явно жульничают, пытаясь обыграть молодого недотёпу, который по неопытности не замечает, как старый игрок подглядывает ему в карты и даёт сигналы пальцами руки своему напарнику. Второй молодой шулер изображён к зрителю спиной. Он открыто наблюдает за противником, и готовится выбросить нужные карты, которые спрятаны у него за поясом штанов. Эту картину можно разглядывать часами и находить все новые интересные детали. Например, перчатки старого жулика с отрезанными кончиками пальцев — прекрасное средство для прощупывания краплёных карт. Эта картина — настоящая карикатура на проблемы общества того времени, когда процветали карточные игры, а с ними и жулики всех сортов и мастей.

4

Историческая справка

Произведение «Пишущий Святой Иероним» было создано для кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе в XVII веке. Известный историк, биограф и искусствовед, Джованни Пьетро Беллори, утверждал в своей книге «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов», изданной в 1672 году, что холст Караваджо попал в галерею знаменитого княжеского рода в середине XVII века, тогда же он стал украшать стены так называемой «Комнаты Моро» (Stanza del Moro).

В 1693 году авторство шедевра «Пишущий Святой Иероним» было подтверждено и приписано Караваджо. Однако, с 1790 года в искусствоведческих кругах появились предположения о том, что картина принадлежала кисти испанского живописца Хусепе де Рибера, позже эту версию признали безосновательной. Большинство исследователей утверждают, что произведение относится к позднему периоду творчества Караваджо, и датируется приблизительно 1606 годом.

Блаженство святого Франциска (1595)

Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определённых правил в изображении персонажей, в особенности если это были святые или ангелы. Святой Франциск, изображённый на картине, лежит в беспамятстве от изнурительного поста и бесконечных молитв. Его поддерживает Ангел, который явился в видениях святого. Ангел, изображённый Караваджо, как нельзя лучше передаёт черты эпохи. Его красота неземная, прекрасное тело окутано в белые одежды, а позади спины развиваются крылья. Тёмный фон прекрасно выделяет персонажей и делает их очень объёмными и реалистичными. Монах изображён босым в простой рясе, его руки расслаблены, а на лице блуждает улыбка. Всё говорит о блаженстве спящего монаха.

3

О творчестве великого живописца

Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.

Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.

Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.

Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.

Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.

Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.

Tags:

  • барокко
  • европейская живопись
  • живопись xvii века
  • итальянский художник
  • итальянское искусство
  • караваджо
  • картины караваджо
  • контраст света и тени
  • реформатор живописи
  • творчество караваджо

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, проживая у маркизы Констанции Колонны почти год, Меризи написал несколько произведений для Мальтийского Ордена, а также три полотна для церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе, которые, к несчастью, были утеряны во время обрушения здания при землетрясении 1805 года

Наиболее важной с историографической точки зрения, является его римейк «Давид с головой Голиафа», поскольку изображает автопортрет Караваджо в отрубленной голове. Тем самым художник предначертал свою судьбу, от которой пыталась сбежать в течение многих лет

Его последней картиной считается «Мученичество Святой Урсулы», написанной в 1610 году для неаполитанского графа Маркантонио Дориа и хранящейся сегодня в Палаццо Зевалло в Неаполе.

Мученичество Святой Урсулы (1610)

В июле 1610 года из Рима пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании. Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (11)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.

Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет(1596-1597)

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника

Описание жизни святого

Подобно протестантам, стремившимся перевести Библию на языки разных народов, чтобы сделать Слово Божье доступным для большего числа обычных верующих, католическая церковь решилась канонизировать латинский текст Священного Писания, созданный в конце IV века святым Иеронимом, образованнейшим человеком своего времени, хорошо знавшим античную и христианскую литературу.

Он принял крещение уже в зрелом возрасте. Глава римско-католической церкви благословил святого Иеронима переводить с греческого языка на латынь тексты Нового и Ветхого Заветов. Он был возведен в священнический сан и стал первым епископом Рима. Как и другие отцы-основатели Церкви, праведник самоотверженно боролся с еретиками, которые попирали культ святых, выступали за ограничения в использовании латинского языка в теологических текстах, и сравнивали институт папства с деяниями вавилонской блудницы. Неудивительно, что картина «Пишущий Святой Иероним» понравилась кардиналу Шипионе (Сципионе) Боргезе и попала в его художественную коллекцию.

В религиозной живописи, относящейся к периоду, когда еще не проводилось реформирование римско-католической церкви, праведника изображали часто со львом и в красной кардинальской шапке. С внедрением преобразований в иконографии стала наблюдаться некоторая упрощенность, появилась тенденция обращения к истокам, свидетельством чего может служить благочестивый образ, созданный скульптором Джованни Лоренцо Бернини в его работе «Святой Иероним», которая сейчас в сиенском соборе. В произведении мастера читается строгость, сдержанность и грусть.

Мастера эпохи Возрождения, такие как Антонелло да Мессина и Альбрехт Дюрер, изображали Иеронима в виде почтенного ученого, работающего в комнате с богатым убранством. Караваджо поместил своего героя в обстановку, кажущуюся максимально аскетичной. Яркий свет подчеркивает мускулистость его натруженных рук, а явственно видная параллель между склоненной головой святого и лежащим на столе черепом говорит, с одной стороны, о смертности человека, а с другой – о вечности Слова Божия.

Borghese Gallery in Rome,

Юдифь, убивающая Олоферна (1597-1598)

Здесь художник обращается к известному библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне. Олоферн, воевода царя Навуходоносора руководит войском, которое осадило город Втилуя. Его соблазняет иудейская вдова Юдифь и заманивает к себе в дом, где с помощью служанки убивает. Отрезанную голову Юдифь отправляет в стан врага, что приводит к панике в войсках. Иудеи воспользовались этим и одержали победу над войском Навуходоносора. Караваджо изображает момент обезглавливания Олоферна настолько реалистично, что кажется кровь вот-вот хлынет за пределы картины. Лица женщин напряжены и чувства, которые их обуяли, передаются зрителю.

7

Юноша с корзиной фруктов (1593-1594)

Это полотно написано в период становления молодого живописца. Картина выполнена маслом на холсте и имеет небольшой размер, всего 70×67 см. Она изображает уличного мальчишку с корзиной, наполненной спелыми итальянскими фруктами. Поза юноши слегка манерная и томная. Подобных юношей Караваджо много раз изображал на своих полотнах. Но эта картина заявила о Караваджо, как о непревзойдённом реалисте. Изображённый натюрморт превосходен, персики и виноград настолько реалистичны, что хочется протянуть руку и взять их.

 Кстати, на TopCafe вы можете узнать о самых популярных фруктах, которые ошибочно принимают за овощи.

2

Положение во гроб (1602-1604)

Передний план картины занимает образ Христа, которого кладут во гроб Никодим и Иоанн. Тело Христа — тело молодого мёртвого человека, запрокинувшего голову, уже теряет тепло. Губы Христа посинели и рот приоткрыт. Это добавляет трагизма в его мученической смерти. Позади Иоанна и Никодима — три Марии в своём безутешном горе. Мать Христа состарилась от горя, Мария Магдалина печально опустила голову и ушла в себя. Третья Мария кричит, подняв к небу руки. Ракурс картины очень революционный — угол каменной плиты, на которую кладут Христа и локоть Никодима как бы вырываются за рамки картины. У зрителя возникает впечатления реальности происходящего. До этого, ни одна картина, изображавшая «положение во гроб Христа», не была такой впечатляющей. Смерть, скорбь и горе сквозит с полотна. Могильный холод веет из-под плиты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: