Колонизация Сибири
Вскоре из Сибири пошел поток пушнины и других драгоценных товаров, приносивших казне большие доходы. Смута замедлила процесс освоения нового края, но уже при первых Романовых колонизация возобновилась с новой силой. Царь Михаил Федорович учредил Сибирский приказ. Вместе с государевыми чиновниками в экспедиции на восток отправлялись мастера горного дела, проводившие разведку полезных ископаемых. В Сибири, как и на Урале, начали появляться медеплавильные и железорудные заводы. Самым знаменитым из них стал Нерчинский завод в Забайкалье, на котором выплавляли железо.
Вместе со служилыми людьми Сибирь осваивало и остальное население. В далекие края потянулись крестьяне, бежавшие от крепостничества, рекрутчины, гнета церкви и помещиков.
По подсчетам властей, в 1699 г. в Сибири проживало 25 тыс. русских семей, из них более 10 тыс. крестьянских. Около 1670 г. устюжские воеводы писали, что из-за бегства крестьян в Сибирь «учинились в Устюжском и Усольских уездах великая пустота». С начала XVII в. идут дела о сыске беглых крестьян помещиками. Чаще остальных «з женами и з детьми и со скотом и з животом» бежали крестьяне, принадлежавшие Строгановым. Сохранился указ верхотурского воеводы, по которому следовало «всех поморских городов беглых крестьян сыскав выслать в русские городы попрежнему… и впредь никаких беглых людей не принимать».
Основывались новые города: заполярная Мангазея (1600), Томск (1604), первый город на Енисее Туруханск (1607), Красноярск (1628), Якутск (1632), Чита (1653), Иркутск (1661). В 1643 г. первопроходцы достигли Байкала. В 1648 г. Семен Дежнев проплыл Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.
В 1649—1653 гг. Ерофей Хабаров предпринял походы в Даурию и Приамурье. Здесь интересы России впервые столкнулись с интересами Китая (империи Цин). Серия приграничных конфликтов с перерывами продолжалась около 40 лет. В 1689 г. был подписан Нерчинский договор, по которому русские ушли из Приамурья, а границу провели по реке Аргунь и Становому хребту. Любопытно, что переговоры велись и на латыни, а с китайской стороны в них участвовали иезуиты. Условия Нерчинского договора были пересмотрены почти через двести лет после заключения Айгунского и Пекинского договоров. Тогда же были основаны Хабаровск (1858) и Владивосток (1860).
Камчатка была присоединена к России экспедицией Владимира Атласова (1697−1698). В 1740 г. основан Петропавловск-Камчатский. Чукотку окончательно присоединили в 1778 г. На рубеже XVIII-XIX вв. русские первопроходцы начали колонизацию Аляски.
Сибирский поход
Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.
Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.
В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.
Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.
После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.
Ермак и начало Сибириады
Плацдармом для покорения Сибири стали пермские земли, которые принадлежали промышленникам Строгановым, зарабатывавшим на добыче соли. Центром их промысла была Соль Камская (современный Соликамск). На эти земли регулярно совершали набеги соседние племена. В 1570-е гг. особенно опасными стали сибирские татары.
Для борьбы с сибирским ханом Кучумом и защиты своих интересов Строгановы нанимали казаков. Одной из таких групп командовал атаман Ермак Тимофеевич. В 1581 г. он по своей инициативе возглавил поход за Урал. Его отряд, вооруженный пищалями и артиллерией, быстро перемещался по рекам на небольших парусно-гребных судах.
Казаки нанесли татарам ряд поражений и захватили столицу неприятеля, город Кашлык, расположенный около современного Тобольска. В решающем сражении отряд Ермака из нескольких сотен человек одержал победу над многотысячной армией сибирского хана, вооруженной копьями, луками и стрелами.
Взяв Кашлык, Ермак обложил местное население ясаком от имени царя. Казаки отправились в поход без какой-либо поддержки государства, а теперь отправили в Москву гонцов с богатыми дарами. Иван Грозный лично принял делегацию и с удивлением узнал о том, что небольшой отряд присоединил к его владениям Сибирское ханство. В Кашлык на помощь казакам поспешила дружина регулярной армии.
Тем временем положение Ермака ухудшалось. Кучум был разбит, но бежал и собрал новые силы, которые раз за разом атаковали Кашлык. Наконец, Ермак принял решение покинуть город. В августе 1585 года его отряд попал в засаду. Атаман отступал с соратниками к стругам, был ранен и упал в воды Иртыша. Считается, что Ермак утонул в реке, потому что был обременен своими кольчугами.
Те казаки, которым удалось спастись, встретились с войсками, отправленными им на помощь царем. Кучум еще не раз терпел поражения и умер насильственной смертью в изгнании. В 1587 г. был основан Тобольск. Россия окончательно утвердилась в Западной Сибири. Ермак же стал народным героем.
Сюжетная линия, история
В основу работы вошли факты истории великой России. В процессе становления государственности Иваном Грозным к уже имеющимся территориям были присоединены:
- Поволжье;
- Астраханское княжество;
- Казанское княжество.
Кучум смог захватить Сибирское ханство во время похода в 1563 году, установленная для него Москвой дань не была оплачена. Более того, участились набеги на приуральские территории. Это привело к восстанию казаков против недруга, которое возглавили бароны Строгановы без одобрения Ивана Грозного. Главарем был атаман Ермак. Преодолев с казаками Уральские горы, они мастерски разбили войско местных правителей, та же участь постигла и воинов врага. В завершение была покорена столица ханства Сибирского — Кашлык.
Преимущество казаков заключалось в наличии огнестрельного оружия, имевшего большое преимущество в бою. Противостояние с Кучумом не завершилось, он бежал на юг и организовал новую армию. Одновременно с тем отряд Ермака Тимофеевича, засевшего на зиму в завоеванной столице, сократился. Летом 1584 года Кучум совершил набег на Кашлык, откуда атаману пришлось срочно отойти.
Направляясь на юг, казачий лагерь остановился на отдых, но дозор сформирован не был. Враг совершил внезапное нападение с целью завоевания, что стало причиной смятения в отряде. Последовали большие потери войска, Ермак же спасался вплавь через реку Иртыш, где и утонул. Только в 1598 году из Москвы в эти края прибыло войско, окончательно разгромившее Кучума.
Популярные сочинения
Образ Русской земли в Слове о полку Игореве 9 класс Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.
Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс) Недавно мы с бабушкой посещали галерею
Сначала мне показалось это занятие очень скучным, но когда бабушка начала рассказывать мне интересные исторические события, и рассказывать о героях, изображенных на картинах,
Сочинение Самый лучший день в моей жизни Это был поистине жаркий июль: солнце нависало городом и обжигало каждого, кто решал обнажить плечи. Наутро у меня была запланирована тренировка по верховой езде.
Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком
Легендарная картина, которую писал Василий Иванович Суриков почти 4 года, известна всем. Она олицетворение освобождения России от татарского хана, начавшаяся по приказу Ивана Грозного с ханом Кучумом. Главный герой казачий атаман Ермак талантливый полководец и просто мужественный человек, выступал против этого хана. Здесь мы видим поле боя, а именно сражение Ермака и его верных казаков с кучумовцами. Наш главный герой на полотне почти не виден, так как автор выделяет не только главного персонажа, но и его всю армию. Его протянутая рука этот жест, который направляется на войско, говорит о его уверенности в победе. Очень остро и на высоком мастерстве показан пик сражения, а именно кульминация битвы. Производится обстрел из пушек и оружий татарских войск, а они тем временем отвечаю стрельбой из луков.
Вся картина оформлена в мрачных и тяжелых тонах. Это и серое небо, и коричневые воды, и скользкий берег реки. Только красный кафтан одного из бойцов оттеняет весь этот мрак. Это говорит нам о том, что казаки готовы драться не только до первой крови, но и до тех пор, пока смогут держать в руке оружие. Все полотно заполнено войной и болью от потерь, даже не видно продолжения реки, всё завалено мертвыми солдатами.
Лица солдат отражают нам чувства и мысли, которые наполнены различными эмоциями. Главное что объединяет всех это воля к победе над врагом. На картине отчетливо видны отблески блестящих орудий и выстрелы, а так же темные пятна крови. Особое значение имеют лики Христа и фигура Георгия Победоносца на знаменах, говорящие, что победа достается с Божьей помощью.
Очень грамотно художником показаны татары, которые в панике убегают с поля боя. Увидев напористых и непобедимых казаков, им остается только одно сдаваться и бежать. Этот момент дает понять зрителю, что победа близка и дает нам ее прочувствовать и прожить.
Глядя на картину, сам невольно переносишься в те минуты сражения, став их непосредственным участником. Кажется, что слышны залпы орудий, крики сражающихся, свист стрел. Потому что эта картина не только будоражит наши чувства, но и мысли. На особом уровне начинаешь понимать героизм наших предков, как они боролись за родные земли, как умирали и побеждали. Ведь никто и никогда нам не расскажет о подвигах наших дедов как произведения искусных мастеров своего дела.
Вариант 2
Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.
Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.
Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.
Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.
Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор. И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.
Боярыня Морозова (1884-1887)
На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.
Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.
Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.
4
История создания[ | ]
Замысел полотна возник у Сурикова ещё в 1889 году, но работу над картиной он начал лишь в 1891 году. По собственным словам художника, общая концепция полотна сложилась у него ещё до ознакомления с историческими событиями, на которых оно основывалось:
А я ведь летописи и не читал, картина сама мне так представилась: 2 стихии встречаются. А когда я потом уж Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем, как у меня, совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. |
Этюд к картине — знамя из арсенала Московского Кремля На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме». Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5,6×2,8 метра. В 1892 году он выезжал на Дон — собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». На реке Немире Суриков рисовал старого шамана — рука шамана с палочкой, которой тот бьёт в бубен, на лист не поместилась, и художник нарисовал её отдельно. В этнографической коллекции Минусинского музея он делал зарисовки с одежд туземцев, украшенных бисером и необычными узорами. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине — «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде.
В 1893 году в станице Раздорской Суриков делал этюды с местных казаков — Арсения Ковалёва, Антона Тузова, Макара Агаркова, впоследствии использованные в картине. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков — для образа есаула Ивана Кольца. На Дону были созданы образы казаков Дмитрия Сокола и Кузьмы Запорожцева, сделана зарисовка большой казачьей лодки, потом попавшей в картину. В этом же году художник отправился на север Сибири — снова делать зарисовки остяков; в 1894 году состоялась новая поездка в Тобольск и по Иртышу.
Ввиду большого масштаба картины Сурикову пришлось сменить московскую квартиру, куда он переехал из Красноярска осенью 1890 года, на другую — побольше. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Автор долго искал нужную цветовую гамму — на ранних набросках преобладают голубые и желтовато-пепельные тона, а когда на картине появляется обрывистый берег, его расцвечивают зелёные пятна. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе — на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план; в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска, и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины.
Убийство Юлия Цезаря
Картина «Убийство Юлия Цезаря» была написана в 1875 году. Знаменитая историческая личность Гая Юлия Цезаря вызывала интерес у многих деятелей искусства, художник В.И. Суриков не стал исключением.
Сведения из учебников и книг говорят о том, что Цезарь стал жертвой заговора сенаторов. При его правлении у сената не было никакой реальной власти, этот факт не нравился многим, заговор против политического деятеля был подготовлен Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом.
Исследователи сообщают, что Цезарь получил не менее 23 ножевых ранений, прежде чем умереть. Сцена его убийства не раз проскальзывала в искусстве.
Живописец Суриков изобразил Цезаря, сидящим на троне в окружении тех, кто собирался его предать. Все знают, что готовится убийство, тем не менее, некоторые сенаторы подобострастно глядят на правителя, ожидая его скорую смерть. Цезарь же ничего не подозревает, продолжая говорить, обращаясь к слушателям.
Популярные сочинения
- Величайшая победа — победа над самим собой — сочинение 11 класс Слова Цицерона, вынесенные в название сочинения, знакомы многим ещё с детства. И в самом деле, сегодня некоторые слои общества прямо-таки пропагандируют необходимость коренного перелома внутри себя для достижения лучших результатов.
- Сочинение День моего папы 4 класс Моего папу зовут Владимир. Он самый лучший папа на свете. Он очень сильно любит меня и всегда за меня переживает. Каждый свой день папа проводит продуктивно. Он любит трудиться и у него всегда все получается.
- Сочинение Алеко в произведении Цыганы (образ и характеристика) Алеко — главное действующее лицо поэмы Александра Пушкина «Цыганы». Он является образом цивилизованного человека. Юноша постоянно критикует жизнь в городе.
Картина Покорение сибири Ермаком Суриков В. 1895 г
В. Суриков
Картина Покорение Сибири Ермаком 1895 год. Суриков будучи сам родом из Сибири, очень страстно уважал свою родину, художник отличался от многих других художников некой закрытостью духа и обладал крепким сибирским характером и вполне вероятно далекие предки возможно тоже были казаками. Он любил свою родину и казаков и их обычаи и изучал прошлое Сибири и исторические эпизоды русской истории происходившие в далеком таежном крае.
В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума.
Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс враждующего народа, С левого фланга картины разношерстно разодетые донские казаки с христианскими православными флагами и регалиями, часть казаков по своему статусу хорошо экипирована, защищенные от стрел, мечей и копий нательными куяками и юшманами, дополняют эту экипировку блестящие металлические шлемы, многие русские воины из палят из ружей, матерятся с озлоблением глядят в сторону противника. Среди них атаман Ермак повелительным жестом руки указывает казакам расположение на верху прибрежного косогора наблюдающего за битвой хана Кучума с его князьями.
Напротив русских казаков, полчища не менее отважных и хитрых татар держащих круглые щиты с ихними эмблемами, вооруженные татарскими изогнутыми мечами, метко стреляющие из своих луков, их стрелы летят на казачков и не долетая падают в воду втыкаясь в дно реки еще секунда и кому то из казаков вопьется татарская стрела, слышны душераздирающие крики и стоны.
В этой битве Ермак придумал план победы, и надеялся, что он обязательно сработает ведь казаков по численности было намного меньше и только великой хитростью атамана можно было предрешить исход событий данной битвы. Собственно все так и вышло Ермак вошел в историю России, как победитель и покоритель необъятной Сибири.
В честь данного события царь Иван Грозный простил Ермаку все прошлые грехи, и принял его очень ласково, за Сибирь многих казаков наградил и дал в подмогу дополнительно 300 воинов во главе с князем Семеном Болховским, правда помощь эта была не совсем своевременна.
Татары хитростью и обманом выманивали атаманов со товарищами и убивали и брали в плен. Сам Ермак возвращавшийся из разведки останавливался для ночевки на одном из островов реки Иртыш, но его нахождение было известно татарам по тайному донесению. И когда ночью татары неожиданно напали на пристанище Ермака, он пытался бежать, прыгнул в реку, но неудачно и под весом тяжелой брони не смог плыть и утонул
Работать над детализированной картиной Покорение Сибири Ермаком Сурикову пришлось много, им написано много характерных образов героев произведения, казаков, татаров, остяков, множество этюдов, выискивал различные ружья, щиты, луки со стрелами, кольчуги со шлемами, православные штандарты, одежду татар, лодки и многочисленные детали необходимые к картине, делал зарисовки в разных композициях и решал какие использовать потом в работе, в которой Суриков чрезвычайно глубоко продемонстрировал эпизод тех массовых и трагических событий в истории России.
Картина была продемонстрирована на передвижной выставке в 1895 году получила много различных положительных откликов общественности, картина была по нраву и царской чете, которые тоже ценили те исторические события и готовились к трехсотлетнему юбилею покорения Сибири, соответственно царем работа была выкуплена за 40 тысяч рублей, в этом же году академии художеств Василию Сурикову за данное произведение было присвоено почетное звание академика.
Сегодня картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер 285 см на 599 см
Покорение вогулов
В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Татары оказывали яростное сопротивление. По речке Тавде казаки отправились в землю вогуличей, распространив власть царя до речки Сосвы. В покоренном городке Назыме уже в 1584 году случился мятеж, в котором вырезали всех казаков атамана Н. Пана. Кроме безусловного таланта полководца и стратега, Ермак выступает как тонкий психолог, отлично разбиравшийся в людях. Несмотря на все сложности и трудности похода ни один из атаманов не дрогнул, не изменил клятве, до последнего вздоха был верным соратником и другом Ермака.
Такмак и Ермак зимой
Полотна художника
Создатель картины «Ермак покоряет Сибирь» является выходцем из казачьего рода, который длительное время проживал на просторах Придонья. Исторические факты указывают, что предок художника еще в XVI веке состоял в дружине Ермака и ушел с ним воевать против хана Кучума на Иртыше.
Позднее Суриковы переместились ближе к Енисею, где и обосновались. Автор картины нередко заявлял, что Сибирь в нем воспитывала «идеалы исторических типов» еще с самого детства. В созданных им композициях отчетливо просматривается:
- патриотизм;
- высокая гражданственность;
- национализм в сердце.
Неудивительно, что в работах так отчетливо отображен образ эпохи, максимально приближенный к реальности. Суриков проявлял уникальные умения в демократическом реализме. Он утверждал, что понять настоящее можно только при изучении истории своего государства. И ярким тому примером стала картина «Взятие Сибири Ермаком».
https://youtube.com/watch?v=FbkVq3qi3yo
Степан Разин
Работа над картиной «Степан Разин» началась в 1900 году.
Сюжет для своего полотна живописец взял из старинной легенды, рассказывающей о Степане Разине и персидской княжне.
По реке Волге плывет челн с казаками и их предводителем, он невесел, лицо его мрачное.
На картине нет изображения княжны, хотя на первоначальном эскизе, как говорят исследователи творчества художника, она присутствовала.
Бытует мнение, что княжна писалась с жены живописца, но она вскоре умерла, поэтому первоначальный сюжет полотна был переписан.
Само же скорбное выражение Степана Разина сильно схоже с фотографиями Сурикова тех лет. Некоторые исследователи предполагают, что картина «Степан Разин» стала эмоциональным автопортретом художника.
Идея и цели похода
Еще в 1579 купцы Строгановы пригласили к себе в Пермский край казаков Ермака для охраны земель от набегов сибирского хана Кучума. Во второй половине 1581 Ермак сформировал отряд в 540 воинов. Долгое время превалировало мнение, что идеологами похода были Строгановы, но сейчас более склоняются к тому, что это идея самого Ермака, а купцы только финансировали этот поход. Целью было разведать, какие земли лежат на Востоке, подружиться с местным населением и по возможности победить хана и присоединить земли под дланью царя Ивана IV.
Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг». У историков вызывает сомнения, что поход организовывался с одобрения центральных властей. Вероятнее всего такое решение стало консенсусом между властями, желавшими заполучить новые земли, купцами, заботящимися о безопасности от набегов татар, и казаками, мечтавшими разбогатеть и показать свою удаль в походе, только после того, как ханская столица пала. Поначалу царь был против этого похода, о чем написал Строгановым гневное письмо с требованием вернуть Ермака для охраны Пермских земель.
Основу отряда составляли казаки с Дона во главе со славными атаманами: Кольцо Иван, Михайлов Яков, Пан Никита, Мещеряк Матвей. Кроме русичей в отряд вошло некоторое количество литовцев, немцев и даже татарских воинов. Казаки – интернационалисты по современной терминологии, национальность для них не играла роли. Они принимали в свои ряды всех, кто крестился в православную веру.
Но дисциплина в войске была строгая – атаман требовал соблюдения всех православных праздников, постов, не терпел расхлябанности и кутежей. Войско сопровождали три священника и один расстрига-монах. Будущие завоеватели Сибири погрузились на восемьдесят лодок-стругов и отправились вплавь навстречу опасностям и приключениям.
Утро стрелецкой казни (1881)
Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.
Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.
На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.
Самые знаменитые картины Брюллова.
2