Самые известные картины в.и.сурикова

Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Суриков В.И.

Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П.И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф.А. Бруни.
Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок «Союза русских художников».
Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Примечания

. И. Забелин, Домашний быт русских царей, т. I. М., 1872, стр. 119.

. Л. Толстой, Собр. соч., т. 17. М., 1936, стр. 395.

. С.М. Соловьев, История России с древнейших времен, т. XIII, Спб., 1894, стр. 787.

. Нет сведений о том, слышал ли Суриков оперу «Борис Годунов» до создания «Боярыни Морозовой». Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1874 г.; в репертуаре оперных театров опера в новой редакции Римского-Корсакова утвердилась позже: в 1896 г. в Петербурге и в 1898 г. в Частной русской опере в Москве.

. Архип Семеныч Цветков. Этюд сидящего на земле нищего. 1883. Перерва. Х., м. Находится в Праге, в Национальной галлерее.

А. Цветков. Этюд сидящего на земле нищего. Б., граф. кар. 24,5×33,5. Рисунок сделан на обороте листа с эскизом композиции «Боярыни Морозовой», имеющего № 74. Собрание семьи художника.

Юродивый, стоящий на коленях. Русский музей, 8943. Х., м. 49,2×43,2 (ранее был в собр. П. Карензиной).

Юродивый, сидящий на снегу. Х., м. 68,5×55,5. Кировский областной художественный музей (ранее был в собр. М. Якунчиковой).

Голова юродивого. Х., м. 49×36. Третьяковская галлерея, 779.

Голова юродивого. 1885. Х., м. 44×36. Собрание семьи художника.

Юродивый, сидящий на земле. 1886. Б., граф. кар. 40,6×34,5. Калининская областная картинная галлерея.

Юродивый, сидящий на земле. Б., граф. кар. 24,6×33,5. Третьяковская галлерея, 26554.

Юродивый, сидящий на земле, рука странника с посохом. Б., граф. кар. 24,5×33,3. Третьяковская галлерея, 27271 (оборот).

Голова юродивого. Набросок в углу листа. Б., ит. и граф. кар. 23,8×32,5. Третьяковская галлерея, 4460 (оборот).

Набросок фигуры юродивого. Б., граф. кар. Дорожный альбом, стр. 5. Собрание семьи художника.

Набросок фигуры юродивого. Б., граф. кар. Дорожный альбом, стр. 13 (оборот). Собрание семьи художника.

Набросок фигуры юродивого. Б., граф. кар. Дорожный альбом, стр. 11 (оборот). Собрание семьи художника.

Набросок фигуры юродивого. Б., граф. кар. Дорожный альбом, стр. 14 (оборот). Собрание семьи художника.

Ступня юродивого. Б., граф. кар. 24×33,2. Третьяковская галлерея, 24765.

Набросок ног юродивого в углу листа. Б., граф. кар. 24,6×35,5. Третьяковская галлерея, 4454.

Зарисовка сидящего на земле молодого парня в позе юродивого. Б., граф. кар. Собрание семьи художника.

Фигура юродивого. Набросок правой части толпы. Б., граф. кар. 24×33. Третьяковская галлерея, 26556.

Фигура юродивого. Набросок правой части толпы. Б., граф. кар. 24×27,3. Третьяковская галлерея, 27262.

Миска юродивого. Б., граф. кар. 33,2×23,8. Третьяковская галлерея, 27264.

Миска юродивого. Б., граф. кар. Дорожный альбом, стр. 20. Собрание семьи художника.

. И.Е. Забелин, Домашний быт русских цариц в XVI—XVII ст., т. II, стр. 117—118.

. Фигура юродивого. Этюд. Б., граф. кар. Собрание семьи художника.

. Такого же мнения придерживается и В. Никольский («Творческие процессы В.И. Сурикова», стр. 102—105). Никольский ошибочно называет этюд принадлежащим Пермскому музею (тогда как он находится в музее г. Кирова). См также статью Р. Такташа «Путь создания Суриковым образа юродивого» (журн. «Искусство», 1959, № 3, стр. 54).

. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 59—60.

. И. Грабарь, Юродивый. Этюд Сурикова для картины «Боярыня Морозова». — Сб. «Кооперация и искусство». М., 1919, стр. 49.

. Босые поджатые ноги были и на первом этюде 1883 г. с Архипа Цветкова. Но Цветков позировал Сурикову, сидя на земле, летом. Положение посиневших ног, поджатые скрюченные пальцы — все это могло быть подсказано только наблюдением над натурщиком, помещенным на снегу.

. Эти изменения Суриков наметил в зарисовке Третьяковской галлереи 27271 (оборот), что особенно видно при сравнении ее с рисунком Калининской галлереи. Зарисовка Третьяковской галлереи 27271 (оборот) тесно связана с последним наброском головы (Третьяковская галлерея, 4460, оборот) и предшествует окончательной редакции фигуры юродивого в картине.

. Такой же прием встречается впоследствии в «Разине».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Сибирячка. 1909

Суриков В.И.Холст, масло88,8 х 77,5

Русский музей

Аннотация

Величайший исторический живописец, создатель грандиозных картин-эпопей, Суриков работал и в области портретного жанра, который привлекал его особенно в поздний период творчества. Художник живо раскрывает индивидуальное своеобразие моделей, и в то же время каждый созданный им образ несет отражение его идеала. Сурикова обычно интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорит, была «красота особенная: древняя, русская». В портрете «Сибирячки» предстает образ привлекательной статной женщины, любующейся своим отражением в зеркале. Написанный в гармоничной гамме мерцающего коричневого и глубокого синего цвета портрет, как отмечает один из исследователей, близок по сюжетному решению работам Зинаиды Серебряковой «Портрет О. К. Лансере» и «За туалетом», но восходит к образу тициановской «Венеры перед зеркалом» и к эрмитажному «Женскому портрету» Франческо Мельци.

Биография автора

Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П.И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф.А. Бруни.
Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок «Союза русских художников».
Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Исторические факты о боярыне Морозовой

В ноябре 1671 года боярыня Морозова была арестована вместе с сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки призвать женщин отказаться от прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь всецело поддерживал новые церковные реформы.

Менялась не сама вера, а некоторые важные её аспекты и даже символы. Так, к примеру, реформаторы требовали отказаться от использования двух перстов при крещении, поскольку в Европе крестились тремя. Многие церковные книги имели немало описок и ошибок, а потому их необходимо было переписать.

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», изображающий Феодосию Морозову, арестованную царскими властями в 1671 году.Она держит два поднятых пальца, намек на старый “правильный” способ креститься: двумя пальцами, а не тремя.

И если патриарх вместе с царём настаивали на использовании в качестве основы греческих текстов, то боярыня Морозова и другие старообрядцы выступали за работу с древнерусскими книгами.

Сёстры Феодосия и Евдокия подвергались пыткам. Одни считали Морозову святой, другие – отступницей. Неугодную боярыню народ даже хотел сжечь, однако совет шестнадцати бояр вступился за представительницу знатного рода. Это не спасло Морозову – она умерла в монастырской земляной тюрьме от истощения.

Первый эскиз композиции, 1884-1887 годНаходится в Третьяковской галерее, Москва

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (512)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (430)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (515)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (472)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (888)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (483)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (424)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (545)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (741)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (473)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: