Картина «день рождения», марк шагал, 1915

Самые дорогие картины Шагала

На международных аукционах работы Шагала пользуются большим спросом. За последние двадцать лет с 2000 года было продано 8085 полотен художника на общую сумму 1,2 миллиарда рублей, что существенно превосходит обороты других русских художников за этот же период. Сравниться с ним может только Марк Ротко, картины которого были проданы с аукционов на общую сумму 1,45 млрд рублей. Посмотрим несколько примеров самых дорогих уходов работ Шагала.

На сегодняшний день самой дорогой его картиной считается работа «Влюбленные» как раз из серии произведений о влюбленных. На холсте мы видим чувственные объятия самого художника и его жены, а также излюбленные приемы Шагала пересекать одно пространство совершенно другим. Изначально картину выставили на торги Sotheby’s в 2017 году по стоимости 12-18 миллионов долларов, что соответствовало самым дорогим уходам других его работ. Однако этот порог не только не отпугнул желающих коллекционеров, но и был превышен вдвое. В результате итоговая стоимость продажи составила 28,45 млн долларов.

М.З. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.

В 2017 году помимо «Влюбленных» с молотка ушел и «Большой цирк». Художник нередко обращался к теме цирка, и эта работа является ярким представителем цирковой серии. В ней мы видим характерные для Шагала приемы совмещения на одной сцене разных артистов, большое разнообразие цветов, их контраст, слияние реалистичных и сказочных образов и вид на сцену сверху. Впервые полотно выставили на торгах Sotheby`s в 2007 году и продали за 12 миллионов долларов, однако через десять лет оно ушло с молотка уже за 16 миллионов долларов.

М.З. Шагал. «Большой цирк». 1956 г.

Еще одним произведением Шагала, преодолевшим порог в десять миллионов долларов, стала картина «Юбилей». Она посвящена все той же тематике влюбленных, все той же легкости и воздушности отношений, но теперь уже перенесенных в домашнюю обстановку. Когда наступил день рождения Марка (первый после их с Беллой встречи), Белла примчалась к нему через весь пылающий зноем город, нарвала ему букет и украсила комнату своими цветными платками. Художник просто оторопел и кинулся к холсту, чтобы передать охватившее его чувство. Тесная комнатка, стены, из которых хочется вырваться на волю и кружиться вместе в безудержном танце любви! Картину по достоинству оценили потомки и приобрели ее на Sotheby`s за 14,8 млн долларов.

М. Шагал. «Юбилей». 1923 г.

Мы рассмотрели только наиболее значительные картины Марка Шагала, причем и этот список можно пополнить многие другими удивительными работами. Художник-авангардист не желал втискивать свое видение мира в узкие рамки традиционных школ живописи, поэтому его наследие сегодня не перестает покорять и вдохновлять зрителей всех возрастов. И это одна из причин, по которой сегодня Шагал входит в Топ-10 самых дорогих русских художников.

Война и мир

В августе 1914 года первая мировая война расстроила планы Марка вернуться в Париж. Однако, это не помешало творческим планам, и была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений. Яркими представителями этих работ являются эпический монументальный типажный портрет «Зеленый еврей» (1914) и символичная картина «Над городом» (1914-1918). На его картинах, этого периода, также время от времени появлялись изображения влияния войны на регион, как, например, «Раненый солдат» (1914). Несмотря на жизненные трудности и войну, для Шагала это был период гармонии и счастья. В июле 1915 года он женится на любимой Белле. А 1916 год ознаменован радостным событием – рождением обожаемой дочери Иды, которая во взрослой жизни станет биографом и будет изучать творчество всемирно известного отца. Эти события повлияли на появление картин «День рождения» (1915), «Белла и Ида у окна» (1917) и дают представление об острове домашнего счастья Шагала среди всемирного хаоса.

Чтобы избежать военной службы и остаться с семьей, Марк в сентябре 1915 года уезжает в Петроград и поступает на службу в Военно-промышленный комитет. Там он начинает работать над автобиографией и погружается в местную художественную жизнь, подружившись с писателем Борисом Пастернаком, среди прочих. Он также выставлял свои работы в городе и вскоре получил значительное признание. После русской революции 1917 года его назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и он занимается продвижением различных проектов, например открывает Витебское художественное училище. Несмотря на эти усилия различия между ним и его коллегами побуждают Шагала оставить свою должность в 1920 году и переехать в Москву с семьей.

Там его ждет новая работа и он создает декорации и костюмы для различных постановок в Московском Еврейском камерном театре, под руководством Алексея Грановского, где он также нарисовал серию фресок «Введение в еврейский театр». Однако к 1922 году он осознает, что его искусство перестало пользоваться популярностью, и в поисках новых горизонтов он навсегда покидает Россию.

После недолгого пребывания в Берлине, где он безуспешно пытался восстановить работы, выставленные в Der Sturm до войны, художник переехал со своей семьей в Париж в сентябре 1923 года. Вскоре после их приезда, французский меценат, предприниматель и издатель Амбруаз Воллар, заказывает Марку иллюстрации к роману Николая Гоголя “Мертвые души”. С 1923 по 1925 года художник изготавливает с помощью гравировки 107 досок, используя сложнейшую технику офорта.

Два года спустя Шагал начал работу над иллюстрированным изданием «Басней» Жана де Лафонтена, а на протяжении 1930-1940 годов он создает офорты для иллюстрированного издания Ветхого Завета, для чего он посещает Палестину с целью проведения исследований.

Работа Шагала в этот период принесла ему новый успех и позволила путешествовать по Европе. Марк также опубликовал свою документальную автобиографию «Моя жизнь», а в 1933 году организовал ретроспективу в Кунстхалле, Базеле (Швейцария). Популярность Марка Шагала распространяется и как угроза, фашизму и нацизму. Во время культурной «чистки», предпринятой нацистами в Германии, работы Шагала были удалены из музеев. Несколько произведений были впоследствии сожжены, а другие были представлены на выставке «Дегенеративного искусства», состоявшейся в 1937 году в Мюнхене. Тревога Шагала по поводу этих тревожных событий и преследования евреев в целом отразилась на картине 1938 года «Белое распятие».

Детские и юношеские годы

Настоящее имя Марка Шагала – Моисей. Он появился на свет 6 июля 1887 года на окраине города Витебска (сейчас это республика Беларусь, а в то время Витебская губерния принадлежала Российской империи). В семье он был первым ребёнком.

Отец, Шагал Хацкель Мордухович (Давидович), работал приказчиком. Мама, Фейги-Ита Менделевна Чернина, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Отец с матерью между собой были двоюродными братом и сестрой. У Марка было ещё пять младших сестёр и брат.

Большую часть детства Марк провёл у бабушек с дедушками. Начальное образование, как и было принято у евреев, получил на дому. В возрасте 11 лет Шагал стал учеником 1-го Витебского четырёхклассного училища. С 1906 года обучался живописи у витебского художника Юделя Пэна, который держал собственную школу изобразительного искусства.

КАК ПОНИМАТЬ КАРТИНЫ МАРКА ШАГАЛА

Мир на его картинах многообразный, часто можно встретить несовместимые вещи. Язык Шагала немного фантазийный, реалистом его точно не назовешь. Но о реальности Шагал знает больше, чем кто бы то ни было, он и нас призывает заглянуть глубже в нее. Так, например, корову он рисует с человеческим лицом, а внутри у нее – теленочек, новая жизнь. Шагал видит внутреннее, сокрытое. Он видит смысл этого мира, знает, что Бог создал его с любовью и хочет, чтобы люди жили в любви. Во всех его работах есть восхищение красотой творения.

Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.

Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.

Художник: на Луну, 1917 г. Частная коллекция

Картины Шагала очень интересно разглядывать и толковать, каждая деталь у него что-то значит. На первый взгляд они кажутся очень простыми, но начинаешь разбирать и видишь за обыденными вещами сущностные. В это время такой многослойности нет ни у кого. И это идет именно из его библейского взгляда на мир.

Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет – и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.

Такой трепет крыльев.

Ангел! – думаю я. И не могу открыть глаза – слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву.

И снова темнота. Я просыпаюсь.

Это видение изображено на моей картине «Явление».

Явление, 1918 г. Частная коллекция

Америка. Потеря

В 1941 году, когда Францию уже контролировали нацисты, Шагал получил приглашение от руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в США на время войны. Но вернуться во Францию, как планировали, Шагалы не успели: в 1944 году скоропостижно умерла Белла, дорогая Муза художника. Он физически оставался живым, он дышал, двигался, но душевно умер вместе с любимой женой. Прошёл почти год, прежде чем Марк Захарович, окружённый заботой дочери, начал приходить в себя. Ида заинтересовала отца задачей проиллюстрировать книгу воспоминаний Беллы, которая навсегда осталась любимой женщиной художника.

Первый учитель-художник

Какой-то художник в семье – мать отмахивалась и называла сына спятившим, когда он набрался смелости и сообщил о своём решении. В конце концов было решено сходить к Пэну, чтобы он оценил способности подростка. Учитель, взглянув на рисунки, отметил предрасположенность Марка. И тот, заплатив пять рублей, которые дал ему отец на два месяца учёбы, ходил в мастерскую, мечтая стать хотя бы таким же скромным мастером, как первый учитель.

Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937), выпускник Петербургской Академии художеств, открыл в Витебске школу в 1897 году. Она просуществовала до 1918 года. Шагал учился здесь совсем недолго, но всю жизнь испытывал тёплые искренние чувства к первому преподавателю, переписывался с ним.

За время учёбы начинающий, делающий первые, но такие страстные шаги художник осознал, что не хочет писать, как все, как надо, по-академически. Вдруг, единственный из всех учеников, полюбил фиолетовый цвет. Пэн удивлялся такой дерзости и разрешил ходить на занятия бесплатно.

Жизнь продолжается

Год спустя 58-летний Шагал увлёкся дочерью британского консула в Америке Макнилл-Хаггарда. Вирджинии было 30 лет, она родила художнику сына Дэвида, но крепкой семьёй пара не стала. После переезда в 1947 году во Францию Вирджиния от Марка ушла к другому, прихватив сына.

Летом 1952 года Шагал женился на Валентине Бродской, дочери богатого фабриканта и владелице модного салона в Лондоне. Вокруг пары ходило множество противоречивых слухов: Вава (прозвище новой жены) стала не музой, а коммерческим директором художника, из-за неё он рассорился с близкими. Но лучшим ответом на слухи будет тот факт, что Шагал вновь много писал, жену в том числе, а значит, пришло вдохновение. Беллу он изображал на фоне Витебска, Ваву – на фоне Парижа.

Кругосветное путешествие

Когда художник Марк Шагал вернулся во Францию ​​в 1920-х годах, движение сюрреализма было в самом разгаре. Парижский авангард превозносил сказочные образы на картинах и принимал их. Художник получил важные заказы и начал делать иллюстрации для поэмы Гоголя «Мертвые души», издания «Басен» Жана де Лафонтена и других литературных произведений. Также, к 1952 году он создал 105 иллюстраций и офортов к Библии.

По мере распространения фашизма и нацизма в Европе Шагал стал известен как пресловутый «странствующий еврей», путешествующий в Нидерланды, Испанию, Польшу, Италию и Брюссель. Его картины, гуаши и офорты получили признание, но Шагал также стал мишенью нацистских войск. Музеям было приказано убрать его картины.

Петербург

Марку очень хотелось обучаться дальше изобразительному искусству, он просил отца дать ему денег на учёбу в Петербурге. Тот швырнул сыну 27 рублей, налил себе чаю и самодовольно потягивая, сказал, что больше нет и ни копейки он ему больше не пришлёт.

В Петербурге Марк стал обучаться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где занимался два сезона. Школой этой руководил русский художник Николай Рерих, Шагала взяли на третий курс без сдачи экзаменов.

После Рисовальной школы он продолжил обучаться живописи в частной школе. Двое его витебских друзей тоже учились в Петербурге, благодаря им Марк стал вхож в круг молодых интеллигентов, поэтов и художников. Шагал жил очень бедно, на жизнь ему приходилось день и ночь зарабатывать, трудясь в качестве ретушера.

Здесь в Петербурге Шагал написал две свои первые знаменитые картины «Смерть» и «Рождение». И ещё у Марка появился первый почитатель творчества – знаменитый в то время адвокат и депутат Госдумы Винавер М. М. Он приобрёл у начинающего художника два полотна и дал стипендию для поездки в Европу.

Десятки детских интересов

В одном дворе с семьёй Шагала жил старичок, кантор и учитель. У него, кроме грамоты, Марк учился пению, по праздникам своим звонким сопрано оглашая всю синагогу, подрядившись помощником к этому церковному певчему. Пел громко, усердно, подумывая стать певцом и учиться в консерватории. Ещё один житель двора, приказчик скобяной лавки, вечерами давал уроки игры на скрипке. Марку эти занятия давались с трудом, но в детстве он подумывал стать и музыкантом, учитель то – хвалил. Бывая на свадьбах и других праздниках с танцами, Марк со своей «кудрявой шевелюрой» был неотразим, и тогда мечтал стать танцором. Случались дни и ночи романтического настроя, и он сочинял стихи, за которые также хвалили. «Не стать ли мне поэтом?» – думал Марк.

Личная трагедия

Когда началась Вторая мировая война Шагал и его семья меняют место жительства на регион Луары, а во время вторжения немцами во Францию, в Марсель. Они нашли более надежное убежище благодаря тому, что в 1941 году директор Музея современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке добавил имя Марка Шагала в список художников и интеллектуалов, которые наиболее рискуют подвергнуться гонением нацистами евреев. Прибыв в Нью-Йорк в июне 1941 года, художник обнаружил, что он уже был там известным художником и, несмотря на языковой барьер, вскоре стал частью изгнанного европейского сообщества художников. В следующем году он принимает предложение хореографа Леонида Мясина по созданию декораций и костюмов для балета « Алеко» по пьесе Александра Пушкина «Цыгане» и под музыку Петра Ильича Чайковского.

Но даже когда он поселился в безопасности своего временного дома, мысли Шагала часто были поглощены судьбой, постигшей евреев Европы и разрушением России, о чем свидетельствуют такие картины, как «Желтое распятие» (1943) и «Жонглер» (1943). В сентябре 1944 года, в семье Шагала происходит личная трагедия, умирает от сепсиса его любимая жена Белла, оставив художника недееспособным от горя. Его печаль из-за потери жены будет преследовать Шагала долгие годы, что наиболее ярко отражено в картинах «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Работая изо всех сил, в 1945 году Шагал начал сценографию и костюмы для постановки балета Игоря Стравинского «Жар-птица».

Перемены в личной жизни художника произошли, когда ему было 58 лет, и он познакомился с молодой английской художницей Вирджинией Макнилл-Хаггард, в 1946 году она родила сына Дэвида. Спустя семь лет изгнания, в 1948 году он возвращается с семьей во Францию. Их прибытие совпало с публикацией иллюстрированного издания Шагала «Мертвые души», которое было прервано началом войны.

В 1950 году Марк Шагал и его семья переехали на юг в Сен-Поль-де-Ванс, на Французской Ривьере. Вирджиния уходит от Марка и забирает с собой сына. Но в 1952 году Шагал знакомится с «Вавой» – Валентина Бродская и вскоре женится на ней.

В 1960 году Марк Шагал становится лауреатом премии Эразма. Признанный как художник, Шагал начал развиваться, он работал в скульптуре и керамике, овладел витражным искусством. Среди основных моментов этого периода его витражи для синагоги в Медицинском центре Еврейского университета Хадасса в Иерусалиме, Собор Сент-Этьен в Меце, здание ООН в г. Нью-Йорк, Храм Всех святых в Майнце, Германия, плафон для парижской Гранд Оперы, и два панно для нью-йоркской “Метрополитен-опера”.

В 1977 году Марк Шагал вручена высшая награда Франции – Большой крест Почетного легиона. В том же году его работы представлены на ретроспективной выставке в Лувре.

Марк Шагал, великий и всемирно известный художник, умер 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, его возраст составлял 97 лет, оставив после себя обширную коллекцию работ и богатое наследие как культового еврейского художника, пионера модернизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: