Абсент в живописи
Эдгар Дега, 1876: Абсент Типичное изображение абсента в интерьере.
É. Мане, около 1878 г .: Художественная реакция сливы Мане на абсент Дега
Картина Эдуара Мане « Любитель абсента », созданная около 1858/59 годов, является одним из самых ранних изображений абсента в живописи. Пока абсент не был запрещен в начале 20 века, многие художники после него выбирали абсент в качестве мотива для своих картин. Наряду с Мане Оноре Домье был одним из первых художников, затронувших тему абсента в своих работах. Его карикатура Le premier verre, le sixième verre из 1863 года изображает двух пьющих абсент в кафе. После того, как Эдгар Дега абсент с 1876 г., это Винсент Ван Гог , Поль Гоген и Анри Тулуз-Лотрек в 1890 году , который по- разному выбирали абсента пьющих как мотив в своих картинах. Пабло Пикассо впервые затронул тему абсента в 1901 году в некоторых своих работах. На этапе своей кубистической работы он снова повторил эту тему между 1911 и 1914 годами.
Абсент обычно не пили в чистом виде, а разбавляли водой в кафе или барах. Однако в картине Мане « Любитель абсента» нет ссылки на обычную воду. Также остается неясным, откуда нищий (или сборщик тряпок) на улице взял стакан. Эти несоответствия могли означать, что все другие художники, выбравшие мотив абсента, всегда выбирали бары или другие интерьеры для своих изображений. Таким образом , форма Мане, пьющего абсент, осталась без повторов в живописи. В 1870-х годах он сам часто выбирал внутренние виды баров и кафе в качестве мотивов или мотивов фона. Помимо сливового шнапса в картине «Слива» , это было прежде всего пиво, которое становилось все более популярным в Третьей республике, которое он теперь использовал в качестве алкогольного напитка в различных живописных композициях. Любитель абсента оставался единственным представлением абсента Мане в своих картинах.
История создания
Франция – культурный центр европейского искусства начала XX века. Художник в 20-летнем возрасте во второй раз приезжает в Париж. Он решает открыть здесь собственную студию. В этот период он знакомится с яркими представителями Парижской богемы. Приходится много работать, участвовать в выставках. Однако успех не приходит.
В феврале 1901 года умирает его близкий друг – испанский художник и поэт Карлос Касагемас. Пабло оказывается в одиночестве и глубокой депрессии. Характерными темами в произведениях этого периода становятся нищета, страдания и моральное падение французского общества.
В цветовой палитре преобладают оттенки синего и зеленого цветов. «Любительница абсента» относится к самым известным произведениям и открывает «Голубой период» творчества художника (1901-1904).
Винсе́нт Ван Гог (Vincent Van Gogh) 1853 — 1890
Известный художник страдал от наследственного психического заболевания большую часть своей жизни.
Считается, что абсент стал катализатором в его психическом состоянии. Но, влияние абсента на его работы и поведение фактически неизвестно.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что он был заядлым пьяницей, зависимым от ряда веществ, даже от разбавителя краски.
Возможно, он также стал жертвой отравления от наперстянки, которая в то время была распространенным методом лечения эпилепсии.
Это объясняет особый стиль передачи света в картинах Ван Гога (метод лечения эпилепсии мог привести к тому, что пациент становится сверхчувствительным к свету).
Известно, что психоз, который испытал Ван Гог, больше соответствует острому алкоголизму, чем «абсентизму».
Смерть
В начале осени 1879 года у Эдуарда случился первый приступ ревматизма. При доскональном медицинском обследовании врачи диагностировали у художника атаксию (это болезнь, при которой теряется координация мышечных движений). Заболевание быстро прогрессировало, что ограничивало творческие возможности живописца. За три года болезнь развилась настолько, что Эдуард оказался прикованным к постели. За ним ухаживал сын Леон.
Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги, ему ампутировали конечность. Через одиннадцать дней, 30 апреля 1883 года, он умер. Его могила находится на кладбище Пасси в Париже.
https://youtube.com/watch?v=xBSKtVaS3UU
Происхождение
Абсента был один из группы 24 картин, Мане проданного арт — дилер Поль Дюран-Рюэля в 1872 году . Его купил оперный певец Жан-Батист Фор , который при жизни был самым важным коллекционером Мане. Форе владел 67 из примерно 400 картин Мане. В 1870-х годах Мане также написал несколько портретов оперного певца, самые известные из которых сейчас находятся в Музее Фолькванг в Эссене и в Гамбургском Кунстхалле . На аукционе коллекции Faure в 1906 году Дюран-Рюэль снова приобрел любителя абсента . Затем картина была показана на выставке французского искусства 1914 года в Государственном музее искусств в Копенгагене, где Хельге Якобсен приобрел ее для Фонда Нью-Карлсберга. Его отец, предприниматель Карл Якобсен, основал Ny Carlsberg Glyptotek в 1888 году как коллекцию старинных произведений искусства. Карл Якобсен восхищался греческими и римскими скульптурами и находил картины Мане уродливыми. Только после смерти отца его сын Хельге собрал обширную коллекцию французских картин XIX века. Одной из первых картин в этой коллекции была пьеса Мане, пьющая абсент . После того, как Хельге Якобсен стал директором Ny Carlsberg Glyptotek в 1915 году, он создал там подаренную им картинную галерею, в которой с 1917 года экспонируется любительница абсента .
Работы (подборка)
Этот список содержит 39 работ Мане, которые представляют собой репрезентативный срез его творчества. Выбор сделал Мане. Это все работы, которые он представил в Salon de Paris (в том числе работы, отклоненные жюри Салона). Полное собрание работ Мане можно найти в статье « Резюме каталога» Эдуара Мане или « Список картин Эдуара Мане» , « Список пастелей» Эдуара Мане .
Название (год создания) | Размеры, материал | Салон де Пари | Место расположения | |
---|---|---|---|---|
Любитель абсента (1858-1859) | 178 см × 103 см холст, масло |
Отклонено в 1859 г. |
Ny Carlsberg Glyptotek в Копенгагене | |
Портрет родителей (1860) | 110 см × 90 см холст, масло | 1861 г. | Музей Орсе в Париже | |
Испанский певец (1860 г.) | 147,3 × 114,3 см холст, масло | 1861 г. | Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Мадемуазель V … в костюме тореадора (1862 г.) | 165,1 см × 127,6 см холст, масло |
Отказано в 1863 г. |
Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Молодой человек в костюме майо (1862) | 188 см × 125 см холст, масло |
Отказано в 1863 г. |
Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Завтрак в зелени (1863) | 208 см × 264 см холст, масло |
Отказано в 1863 г. |
Музей Орсе в Париже | |
Олимпия (1863) | 130,5 × 190 см холст, масло | 1865 г. | Музей Орсе в Париже | |
Фрагмент корриды из: Эпизод корриды (1864 г.) |
48 см × 108 см холст, масло | 1864 г. | Коллекция Фрика в Нью-Йорке | |
Фрагмент мертвого тореро из: Эпизод корриды (1864) |
76 см × 153,3 см холст, масло | 1864 г. | Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия | |
Мертвый Христос в руках ангелов (1864) | 179 см × 150 см холст, масло | 1864 г. | Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Морское сражение между Кирсарджем и Алабамой (1864 г.) | 134 см × 127 см холст, масло | 1872 г. | Музей искусств в Филадельфии | |
Насмехающийся над Христом (1864-1865) | 190,8 × 148,3 см холст, масло | 1865 г. | Институт искусств в Чикаго | |
Трагический актер (1865) | 187,2 см × 108,1 см холст, масло |
Отклонено в 1866 г. |
Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия | |
Пайпер (1866) | 161 см × 97 см холст, масло |
Отклонено в 1866 г. |
Музей Орсе в Париже | |
Барышня с попугаем (1866) | 185,1 см × 128,6 см холст, масло | 1868 г. | Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Портрет Золя, музей д’Орсе, Париж (1867–1868) | 146 см × 114 см холст, масло | 1868 г. | Музей Орсе в Париже | |
Балкон (1868 г.) | 169 см × 125 см холст, масло | 1869 г. | Музей Орсе в Париже | |
Завтрак в студии (1868) | 118 см × 153,9 см холст, масло | 1869 г. | Новая пинакотека в Мюнхене | |
Расстрел императора Мексики Максимилиана (1868–1869) | 252 см × 305 см холст, масло |
Отклонено в 1869 г. |
Кунстхалле в Мангейме | |
Разрыв (1869) | 148 см × 113 см холст, масло | 1873 г. | Музей школы дизайна Род-Айленда в Провиденсе | |
Портрет Евы Гонсалес (1869–1870) | 191 см × 133 см холст, масло | 1870 г. | Национальная галерея в Лондоне Dublin City Gallery The Hugh Lane в Дублине | |
Урок музыки (1870) | 141 см × 173,1 см холст, масло | 1870 г. | Музей изящных искусств в Бостоне | |
Хорошее пиво бок (1873 г.) | 94,6 см × 83 см холст, масло | 1873 г. | Музей искусств в Филадельфии | |
Железная дорога (1873) | 93 см × 114 см холст, масло | 1874 г. | Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия | |
Ласточки (1873) | 66 см × 81 см холст, масло |
Отклонено в 1874 г. |
Фонд EG Bührle Collection в Цюрихе | |
Бал-маскарад в опере (1873) | 59 см × 72,5 см холст, масло |
Отклонено в 1874 г. |
Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия | |
Аржантей (1874 г.) | 149 см × 115 см холст, масло | 1875 г. | Музей изящных искусств в Турне | |
В лодке (1874) | 97,2 см × 130,2 см холст, масло | 1879 г. | Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Прачечная (1875) | 145 × 115 см холст, масло | 1876 г. | Фонд Барнса в Филадельфии | |
Художник (1875 г.) | 193 см × 130 см холст, масло | 1876 г. | Museu de Arte в Сан-Паулу | |
Фор в роли Гамлета (1877) | 196 см × 131 см холст, масло | 1877 г. | Музей фолькванг в Эссене | |
Нана (1877) | 154 см × 115 см холст, масло |
Отклонено в 1877 г. |
Художественная галерея в Гамбурге | |
В зимнем саду (1879) | 115 см × 150 см холст, масло | 1879 г. | Старая национальная галерея в Берлине | |
В Пер Латуй, под открытым небом (1879) | 92 см × 112 см холст, масло | 1880 г. | Музей изящных искусств в Турне | |
Портрет Антонина Пруста (1880) | 129,9 см × 95,9 см холст, масло | 1880 г. | Художественный музей в Толедо, штат Огайо | |
Пертюазе как охотник на львов (1880–1881) | 150 см × 170 см холст, масло | 1881 г. | Museu de Arte в Сан-Паулу | |
Портрет Рошфора (1881) | 82 см × 67 см холст, масло | 1881 г. | Художественная галерея в Гамбурге | |
Весна (1881) | 73 см × 51 см холст, масло | 1882 г. | Музей Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе | |
Бар в Фоли-Бержер (1881–1882) | 96 см × 130 см холст, масло | 1882 г. | Институт искусств Курто в Лондоне |
Детали «Любительницы абсента»
Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.
Пикассо охотно деформировал фигуры героев
Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки
Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.
Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Pablo-ruiz-picasso.ru.
Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.
Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.
Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.
Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?
Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.
Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».
Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.
Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.
Связанные изображения Manet
Ле Бон Бок , 1873 год. Поздний успех Мане с типичным жанровым изображением.
В августе 1865 года Мане отправился в Мадрид, чтобы увидеть в Прадо первых испанских художников, которыми он восхищался. После его возвращения во Францию на основе картин Веласкеса « Эзоп и Менипп» были созданы три философа-нищего , которые также послужили вдохновением для любителя абсента Мане . Мане выставил философа (нищий с устрицами) , философа (нищий в плаще) и философа (собиратель тряпок) вместе с обрезанной картиной любителя абсента в отдельном павильоне на краю выставочного центра Всемирной выставки 1867 года. Однако выставка с 50 картинами Мане привлекла мало внимания, а квартет картин, созданных под влиянием Веласкеса, получил довольно негативную критику. После того, как у Мане были эти четыре картины, в том числе переработанная пьющая абсент в 1872 году, за 1000 франков. можно было продать, он вернулся к изображению пьющего. В 1873 году он написал портрет литографа Эмиля Белло под названием « Ле Бон Бок» . Эта картина получила похвалу в салоне в том же году, но была раскритикована его друзьями как слишком консервативная и сочтенная ошибкой. Картина Мане « Слива» была создана в 1877 году как художественный ответ на картину «Абсент» его друга-художника Эдгара Дега . Это изображение неизвестной женщины со сливовым бренди в парижском ресторане демонстрирует, как любительницу абсента , не столько портретную, сколько современную.
Сюжет вне времени
И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей. Пикассо намеренно растушёвывает все линии
Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины
Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.
А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.
Цветовое решение тоже говорящее. Синий спокойный цвет и неприятный красный оттенок. Женщина балансирует между здравым смыслом и галлюцинаторным миром абсента. Победит, конечно, второе. Позже.
Вообще все детали картины подчеркивают душевное состояние героини. Кратковременное удовольствие от напитка на фоне жизни, которая трещит по швам.
Мы сразу понимаем, что в этой жизни нет любимых, по-настоящему родных. Нет работы, приносящей радость.
Есть только уныние и одиночество. Поэтому алкоголь все больше затягивает. Помогает жизнь разрушить.
В этом и гениальность этой картины. Пикассо удалось очень пронзительно показать человека в процессе разрушения его жизни.
И не важно, в какой век это происходит. Это сюжет вне времени
Это картина не о конкретной женщине. А обо всех людях с подобной судьбой.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Девочка на шаре». Почему это шедевр».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Тайна абсента.
(Два рецепта напитка внизу статьи)
Общеизвестно, что опьянение абсентом не похоже на алкогольное. Атмосфера мистики и тайн окутывает этот напиток не одно столетие и, по этой причине, абсент стал редчайшим явлением в культуре человечества.
«Абсент». Винсент Ван Гог, автопортрет:
Перечислять можно до бесконечности… В 1859 году Эдуард Мане написал свою знаменитую картину «Любитель абсента». В 1876 году великий Дега воплотил ту же тему в своем полотне «Абсент». В 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего и показать, что происходит в голове героини его известнейшей картины, написанной в 1901 году («Любительница абсента» выставлена в зале импрессионистов, на третьем этаже Эрмитажа).
Не обошли абсент своим вниманием Бодлер, Верлен, Золя, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Модильяни и Виктор Гюго, обычно начинавшие и заканчивающие день стаканчиком «зеленой феи» в одном из кафе Монпарнаса. Рассказывают, что Анри де Тулуз-Лотрек, не в силах выносить даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой в специальной фляжке, вделанной в рукоять трости
*** Виктор Олива «Пьющий абсент»:
Абсент родился на свет в Швейцарии в конце XVIII века, как тоник, аперитив. Когда его создатель умер, этот необычайно крепкий алкогольный напиток уже называли «Зеленой Феей»)) Рюмка абсента стала респектабельной и почти повсеместной буржуазной привычкой в пышные времена Второй империи, его стали связывать с поэтами, художниками, вообще с богемой. Обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином. Время между пятью и семью часами вечера называлось «Зеленым часом», и в эту пору запах абсента носился в предвечернем воздухе бульваров. Питье абсента было приятным и ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Абсент ассоциировался с вдохновением, со свободой и стал символом французского декаданса; само это слово вызывает мысли об интриге, эйфории, эротизме и декадентской чувственности.
Из Википедии: «Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона
В своей книге «Абсент» известный английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких как соблюдение ритуалов приготовления абсента, атмосфера и переносимость ингредиентов напитка организмом пьющего, чем о каких-то «магических» свойствах «зелёной феи». Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают случаи употребления абсента.»
Современный абсент можно разделить на две группы: анисовый и полынный. Анисовый имеет ярковыраженный вкус и аромат аниса и бадьяна, мутнеет при контакте с водой, практически не содержит полыни и туйона. Полынный абсент имеет горечь во вкусе, которая усиливается в послевкусии , почти не мутнеет при добавлении воды, содержит много полыни и достаточно туйона. Ритуал принятия абсента подразумевает наличие определённых аксессуаров и, конечно, соответствующей обстановки.
Уникальный дизайн ложки, с клипсой для захвата края стекла:
Есть ложечки, изготовленные солдатами из любых подручных материалов, что были под рукой — олово, латунь из гильз, алюминий — это часто, грубо сработанные, кустарные вещи, сделанные для ежедневного использования, в качестве подарков для отправки домой, или просто скоротать скуку траншейной жизни. Солдатская ложечка для абсента из латуни
Солдат выбил инициалы «PB» на ручке и пробил отверстия. Сделано до 1914:
А это — одна из величайших редкостей среди абсентных ложек:
** Способов употребления абсента очень много, приведу французский: «Налить в бокал одну часть абсента, поставить на края бокала специальную абсентную ложечку, на неё положить кубик сахара. Вылить в бокал три части ледяной воды через сахар в ложке. Сахар растворится в воде, а получившийся сироп смешается с абсентом.»
Есть более зрелищный способ:
Кусочек сахара предварительно смачивается в абсенте, кладётся на абсентную ложечку и поджигается. После того, как в стакан упадет необходимое число капель расплавленного сахара, заливается ледяная вода
Этот способ позволяет еще сильнее смягчить вкус напитка, но, будьте внимательны – абсент в стакане может воспламениться, поэтому, применяйте его осторожно. Некоторые, применяя этот способ, после расплавления сахара воду не заливают
***
Галина Бутучел Килару
Мане на арт-рынке
В 1989 году картина Мане «La Rue Mosnier aux drapeaux» (Рю Моснье с флагами) была продана на аукционе за 19,8 миллиона евро. Другие картины Мане также были проданы за десятки миллионов долларов. В 2010 году один из двух его автопортретов ( автопортрет с палитрой ) был выставлен на аукционе лондонского аукционного дома Sotheby’s и перешел из рук в руки за 22,4 миллиона фунтов стерлингов. J. Paul Getty Museum в Лос — Анджелесе приобрел Кристи картины Мане Весна за $ 65125000 на аукционе в Нью — Йоркского отделения Christie в Мане аукционе 5 ноября 2014 года . Это самая высокая цена, которую когда-либо платили за работу Мане на аукционе.
Описание
Это портрет в полный рост, изображающий преимущественно коричневого, серого и черного цветов Колларде , тряпичника, который в то время часто бывал в окрестностях Лувра .
Явно реалистичный и прозаический стиль полотна символически представляет собой настоящий разрыв с обучением, полученным Мане со своим бывшим мастером Томасом Кутюром . Отметим также сильное влияние испанской живописи , в частности Веласкеса и его Мениппуса . Не исключено, что тема этого произведения взята из стихотворения Шарля Бодлера « Вино из шифоньерки» (1857 г.) . Мы находим этого персонажа на более поздней картине Мане, групповом портрете под названием Le Vieux Musicien (1862).
Смелая фактура этой работы сумела убедить Бодлера в таланте его юного друга и завершила разрыв последнего с Couture.
Эдуа́рд Мане́ (Édouard Manet), 1832-1883
В 1859 году Мане создал первую картинку под воздействием абсента. Картина называлась «The Absinthe Drinker (Абсентный пьяница)», работа спровоцировала скандал и отборочный комитет отказался её вывешивать на показ.
В то время общество было возбуждено абсентом, этот портрет развязного, денди-пьяницы (фактического друга Мане) оскорбил высокопоставленных лиц.
Верхушка власти привыкла видеть пьяниц, изображенных как жалких, угнетенных негодяев.
Гордость и жизнеспособность изображённого человека напугали их. Комитет атаковал картину за ее «вульгарный реализм». И это была не единичная критика.
Сын юриста, моряк и — наконец! — художник
Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника французского министерства юстиции, его мать была дочерью дипломата. Казалось, карьера Эдуарда предопределена еще до рождения — грех было не пойти по широкой проторенной дороге, которую могли предложить ему родители. Но маленький Эдуард совсем не горел желанием проявить себя на юридическом поприще. С ранних лет его влекли рисунок и живопись. Тем не менее, отец настаивал на юриспруденции, хотя, как показало время, с обычным образованием отношения у Эдуарда не складывались. Мальчик переходил из одного колледжа в другой, оставаясь равнодушным к учебе.
Эдуард Мане (фото Надара, ок. 1888)
Его дядя Эдмон Эдуард Фурнье считал неправильным оставлять без внимания и развития явные дарования племянника. Он записал Эдуарда на лекции по живописи и оплачивал их сам. Но… лекции тоже не пробудили ученического рвения в юном Мане. Видимо, из-за сухости и академической манеры преподавания они были ему просто скучны. И все же дядя сыграл в судьбе племянника решающую роль, приведя того в Лувр. Картины голландцев, фламандцев и испанцев XVIII века произвели на Эдуарда такое впечатление, что определили направление развития всего его последующего творчества.
Но до мольберта и кистей было еще далеко. Старший Мане был по-прежнему категорически против художественной карьеры сына. Компромиссом стала попытка Эдуарда поступить в мореходную школу, не увенчавшаяся успехом — будущему творцу просто не хватало академических знаний. Для подготовки к пересдаче его приняли на одно из судов, курсировавших между Францией и Бразилией.
Семья все еще тешила себя надеждой на то, что наследник образумится. Но вместо того чтобы постигать морскую науку, Эдуард все больше времени посвящал живописи. Из долгой поездки он привез огромное количество набросков и этюдов — и окончательно укрепившееся желание стать живописцем.
Выдержав последний бой с отцом, Эдуард Мане все-таки получил разрешение поступить в Школу изящных искусств и в 1850 году стал учеником Тома Кутюра.