Питер брейгель старший: жизнь и творчество художника

«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад.

Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене
Главное внимательно слушать экскурсовода!

В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт,  в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.

Пасть ада и Безумная Грета во всей красе
Исчадия ада в стиле Босха

Тайные символы

«Вавилонская башня» появляется в творчестве Брейгеля Старшего после знакомства с работами Иеронима Босха, его нидерландского коллеги. На мой взгляд, Брейгель заимствовал у Босха приверженность к тайным символам и своеобразным “намёкам”, которыми с публикой живописец разговаривает посредством своих картин.

Нимрод был жестоким и гордым царём. Примечательно, что именно в его образе живописец видел прототип Карла V, чьё правление также отличалось деспотизмом.

Строители трудятся не покладая рук

Художник в своей картине явно утверждает, что монархия, построенная на попытке сломить простой народ, запугать людей, не продержится долгое время. Сама Вавилонская башня Брейгеля выступает аллегорией монархии Габсбургов.

Не менее интересно и изображение мастеровых. На переднем плане мы видим инструменты для ручного применения, далее следуют жерди и опоры, за ними идут блоки, а завершают перечень установки, напоминающие краны. Многие исследователи и ценители творчества Брейгеля считают, что именно так живописец продемонстрировал развитие строительной техники.

Художник показал развитие строительной техники по эпохам

«Обращение Савла» или «Обращение Павла» (1567), Вена

В основе сюжета этой картины лежит описанный в Новом Завете эпизод, произошедший с будущим апостолом Павлом. Если коротко, то дело было так. Будучи воинствующим фарисеем, Савл участвовал в преследовании первых христиан и был послан из Иерусалима в Дамаск для борьбы с последователями учения Иисуса Христа. По дороге он увидел яркую вспышку света, ослеп и упал на землю, но, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него. Шедшие с ним привели слепого Савла в Дамаск, где он был исцелён и принял крещение.

«Обращение Савла», 1567, дерево, масло, 108×156 см, Музей истории искусств, Вена

На картине как всегда очень много персонажей в одежде и доспехах XVI века, и нужно очень постараться, чтобы найти среди них упавшего на землю Савла, но после поисков Иисуса Христа на картине «Путь на Голгофу» нам это уже по плечу! 

А вот и упавший на землю Савл

Фреска Джотто «Избиение младенцев» и картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» (описание)

Джотто. Избиение младенцев. 1306—1308 гг. Церковь Капелла дель Арена, Падуя

Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капел­ла дель Арена в Падуе. Как страшны лица воинов, пыта­ющихся силой отнять у мате­рей их детей. А количество маленьких трупов продолжа­ет расти. Убитые горем мате­ри пытаются спасти своих де­тей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце.

Но солдаты безжа­лостны, им чужды человече­ские чувства. Группа жен­щин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Но тщетно. Спокойно и равно­душно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Решительным жестом один из воинов направля­ет шпагу в младенца на руках одной из матерей.

За его спиной фигура палача в капюшоне, сквозь который мож­но разглядеть ужасающе свирепую личину убийцы.

Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избие­ние младенцев в Вифлееме». Никогда ещё в мировой живописи события евангельской истории не получали такой прямой и смелой оценки. Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев не случай­но.

Его многострадальный народ уже много лет нахо­дился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жесто­ком царе Ироде помогла автору добиться высоких худо­жественных обобщений, выразить своё сочувствие по­гибшим, обездоленным и гонимым. Материал с сайта http://worldofschool.ru

П. Брейгель. Избиение младенцев в Вифлееме. Ок. 1566 г. Музеи истории искусств, Вена

Зимний день. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие же­стокую расправу над мирным населением. На всадни­ках — красные мундиры. (Именно такую одежду носи­ли кавалеристы на испанской службе.) Всюду царит страх.

Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Но, окружён­ные всадниками, оказываются в ловушке. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах — невозможно. Закрытые двери выбивают тараном.

Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного роково­го кольца. Но не надолго. Всадник уже пришпорил ко­ня и устремился за ней в погоню. Прорванный круг бу­дет замкнут. А вот крестьянин, которого заставили вы­бивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми.

Покорно выполняет он этот страшный приказ. В глубине, подобно заграждению, застыли закованные в латы всадники с грозно торчащими копьями.

Эта жуткая картина разворачивается на фоне туск­ло-зелёного неба, на котором нет ни единого облачка. Странный, неподвижный воздух, на заднем плане пу­стынная улица, утоптанный лошадиными копытами снег… — поразительные детали, придающие изобра­жению особую достоверность и убедительность.

Да, перед нами вселенская трагедия, пронизанная гневом и отчаянием художника. Картина написана так страстно и смело, что и через четыре века мы в ужасе содрогаемся от увиденного.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Притча о слепых. 1568 г.

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org

“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).

Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.

Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.

Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.

Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?

Ответ можно найти в истории Нидерландов.

Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.

Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.

Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.

Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник» («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине

«Путь на Голгофу» (1564), Вена

Картина «Путь на Голгофу» на выставке в Вене

Картина «Путь на Голгофу» была написана в 1564 году и входила в число полотен заложенных в 1566 году антверпенским коллекционером Никласом Йонгелинком (Niclaes Jonghelinck). А потому она проделала тот же путь, что и все остальные 16 шедевров — сначала попала в Прагу к Рудольфу II, а оттуда отправилась в Вену, где и пребывает до сих пор (с 1809 по 1815 год находилась в Париже, как наполеоновский трофей).

«Путь на Голгофу» (Крестный путь Христа), 1564, доска, масло, 124×170 см,Музей истории искусств, Вена
Процесс исследования

Это вторая по величине известная на данный момент картина Питера Брейгеля Старшего и единственная, сохранившая свой первоначальный формат. В экспозиции она была выставлена в специальной витрине, позволяющей рассмотреть ее тыльную сторону. Подойдя к витрине с другой стороны, все желающие могли «заглянуть за кулисы» и изучить конструкцию деревянной панели, на которой написана эта работа. Если честно, это очень впечатляет. Почему-то именно глядя на эти простые дубовые доски, вдруг понимаешь, что их касались руки самого Питера Брейгеля…

Картина «Путь на Голгофу» помещена в специальную витрину
Тыльная сторона картины «Путь на Голгофу»

Что касается сюжета картины, то, как не трудно догадаться, он повествует о пути на Голгофу. Но Брейгель не был бы Брейгелем, если бы не рассказал его как-то по-своему. Как всегда, действие происходит в его родных местах и в толпе одетых в средневековую одежду персонажей с трудом можно найти главного героя повествования. Хотя придавленный крестом Иисус находится в самом центре картины.  

Иисус Христос упал под тяжестью креста
Слева охранники вырывают Симона Киринеянина из рук жены
Справа вверху в толпе видна фигура Христа
Фламандский пейзаж
Дева Мария оплакивает участь сына

Питер Брейгель. Избиение младенцев. | Волшебная сила искусства

            Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа.

        Это событие — проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

          В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Деревня оцеплена, бежать некуда. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего.

       Поэтому неслучайно в этой картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню».

            В своей книге о жизни знаменитых нидерландских художников Карель ван Мандер на рубеже XVI–XVII веков так написал об этой картине: «На ней показано, как крестьянская семья молит о пощаде кровожадного солдата, готового убить вырванного у них ребёнка, или как мать лишается чувств от отчаяния, и другие такие же очень живо воспроизведённые сцены».

            Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАРТИНУ В ДЕТАЛЯХ.

             На картине «Избиение младенцев» ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты герцога Альбы. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.     

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.         Повсеместно  на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться — вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель

       У кого-то воин уже забрал дитя

                  А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома — для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина…
Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается…

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии,

она  пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом

Мать горюет над убитым ребенком…

    Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам — им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?

  • Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты,  заступиться за простолюдинов
  • На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воиномРодителей запугивают собакойПо указке рыцарей люди выламывают двери и лезут в окна.
  • Здесь, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет — он как раз только что вошел в дом.

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках материЦентральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают    За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды — Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами

Тут тоже важна одна особенность — обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня..Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель  сравнивает с Иродом. 

        У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств,  из-под домашних птиц видны ручки убитых.

 Источники.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-izbienie-mladencev/

http://cheger.livejournal.com/512017.html

http://smallbay.ru/article/bruegel13.html

http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0024.shtml

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно

Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего

Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Игры детей

Раннюю картину Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» не назовёшь грандиозной по габаритам: её размеры 118 на 161 сантиметр. Однако в этом сравнительно небольшом пространстве разместилось гигантское количество разнообразных фигурок, даже сосчитать которые (не говоря уже о том, чтобы понять, чем каждый занят) составляет серьёзную проблему. Одни исследователи считают, что количество персонажей «Игр детей» – чуть более 230-ти. Другие полагают, с учётом самых удалённых крошечных фигурок и тех, что видны лишь частично в окнах и дверных проёмах, речь должна идти примерно о 250-ти действующих лицах. При этом они «действующие» в самом буквальном смысле: все они крайне поглощены своими занятиями, а их игры практически не повторяются.

Кто-то стоит на голове, кто-то оседлал товарища и скачет во весь опор, кто-то катается верхом на бочке, кто-то играет с обручами, кто-то бросает кости, кто-то играет в дочки-матери или в свадьбу… Учитывая большое количество персонажей, только перечисление их игр и дел заняло бы не одну страницу. Кстати, у Брейгеля есть картина, написанная в тот же период, что и «Игры детей» и также ориентирующаяся на народные лубочные гравюры, по которой составлены целые таблицы и каталоги с указанием занятий персонажей. Она называется «Нидерландские пословицы», и в ней зашифровано не менее 118 пословиц и идиоматических выражений (несколько пословиц с картины расшифрованы в последней главе этого материала).

Эксперты считают, что единственный взрослый персонаж «Игр детей» – это женщина, обливающая водой двух сцепившихся в драке мальчишек. Однако чтобы разглядеть её, выходящую из боковой двери дома на втором плане (кстати, по архитектуре дом чисто голландский, но к нему почему-то пристроена итальянская лёгкая лоджия), понадобится серьёзное зрительное усилие. Или лупа.

И всё же, хотя изображаются дети, Брейгель, по-видимому, иносказательно говорит нам о мире взрослых, об их занятиях, которые так же часто бывают бессмысленны или даже жестоки, как и многие детские игры на картине. Брейгель не чужд здесь морализаторства. К тому же он, как считают некоторые специалисты, находится здесь под воздействием сочинения своего соотечественника Эразма Роттердамского «Похвала глупости», осмелившегося посмотреть на мир с точки зрения качества, присущего «всем временам, и всем народам» – глупости. «Нет ничего глупее серьёзного восприятия игривости, – утверждал Эразм. – Но также нет ничего более бессмысленного, чем игривость в серьёзных делах».

Есть в «Играх детей» аллюзия и на занятия самого Брейгеля. Девочка в правом нижнем углу толчёт красные кирпичи. Так поступают и художники: полученный порошок можно будет превратить в пигмент для красок.

«Две обезьяны на цепи» (1562), Берлинская картинная галерея

«Две обезьяны на цепи», 1562, дерево, масло, 20×23 см, Берлинская картинная галерея, Германия

Крошечную картину «Две обезьяны на цепи» (20 на 23 см) организаторы выставки ухитрились разобрать буквально на молекулы. Изучив работу с помощью рентгеновских лучей, они реконструировали процесс ее создания от чистой доски до готовой картины. 

Каждая витрина соответствует определенному этапу работы
Процесс создания работы от рисунка до готовой картины
Визуальный ряд снабжен очень подробными объяснеииями

Не буду философствовать и рассказывать обо всех аллегорических смыслах, просто скажу, что на картине изображены две грустные обезьяны… а какими им быть, если они сидят на цепи…  Пейзаж на заднем плане идентифицирован как антверпенский, и это не удивительно, если вспомнить, что в это время Брейгель жил именно там. И еще  — образ почти таких же двух обезьян можно найти на картине «Безумная Грета». Правда, там они уже сидят за решеткой.

Грустные, как все кто сидит на цепи…

Фотозарисовка «Босх и Брейгель — великие профессора кошмаров»

Изолина Чубукова

Фотозарисовка «Босх и Брейгель — великие профессора кошмаров»

Уважаемые коллеги! Этим летом у нас в Краснодаре прошла выставка репродукций картин художников Северного Возрождения «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны картин»

Иероним Босх и Питер Брейгель (Старший)

– два человека, творчество которых олицетворяет собой искусство эпохи Северного Возрождения. Этих художников еще называют «великие профессора кошмаров«. Картины этих художников наполнены скрытыми смыслами, загадками и тайнами. Наследие, оставленное Питер Брейгелем, насчитывает чуть более 40 картин, у Иеронима Босха еще меньше – чуть более 20 полотен. Шедевры мастеров разбросаны по самым известным музеям мира. В России работы великих мастеров не представлены вовсе.

Выставка репродукций позволила нам увидеть в одном месте воссозданные на холсте работы художников, многие их которых выполнены в натуральную величину.

Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Благодаря этому интерес к Босху никогда не иссякнет.

Одна его работа из представленных, которая произвела на меня впечатление, это “Сад земных наслаждений”. Этот триптих — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

Босх — художник Эпохи Возрождения поэтому его главный герой — человек. Он рассмотрел его со всех точек обзора.Его вывод неутешителен: люди погрязли в пороках. Но есть надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.

Творчество Питера Брейгеля показалось мне более понятным. В большинстве своих работ он показывает реальных людей, их быт и жизнь, а не бесконечные малопонятные символы, которыми изобилуют триптихи Босха и значение которых учёные пытаются истолковать уже не одно столетие.

Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий»(15251569) Свое прозвище«Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.

Картины Питера Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.

Также были представлены такие работы Брейгеля, как «Вавилонская башня», «Охотники на снегу», «Фламандские пословицы», которые мне наиболее понравились.

Очень жаль, что по техническим причинам мне не удалось сделать столько фотографий на выставке, сколько хотелось. Но все репродукции картин легко найти, рассмотреть и составить свое впечатление.

Босх и Брейгель иллюстрировали нидерландские пословицы, библейские мотивы, изображали человеческие пороки. Оба художника считали, что миром правит глупость, оба были отличными сатириками и постоянно высмеивали все на чем свет стоит.

Творения Питера Брейгеля старшего и Иеронима Босха я теперь узнаю и отличу от других. Мне было очень интересно познакомиться с великими профессорами кошмаров и их творчеством

Может быть и вам, уважаемые коллеги, захочется узнать больше о художниках Эпохи Возрождения! Спасибо за внимание!

Цикл «Времена года» (1565)

Цикл «Времена года» состоял из шести картин, одна из которых утрачена; три, включая знаменитых «Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств (Вена); четвёртая — «Сенокос» — находится в коллекции Лобковицкого дворца в Пражском граде, а пятая — «Жатва» — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (она на выставке отсутствовала). Все они написаны масляной краской на деревянных панелях большого формата и посвящены определенному времени года, который в северной Европе времён Брейгеля начинался от Пасхи и делился  на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. 

Очень рождественское искусство: Избиение младенцев

Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством — Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика «омерзительное искусствоведение».

Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем…).Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий — от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря — волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается.

Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты «вифлеемской звездой», как нас учит великая Википедия.

Рогир ван дер Вейден, «Бладелинский триптих», правая створка. 1450-е

Волхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу — судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.

Сассетта. «Путешествие волхвов», 1430-е

Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще «святою» и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: «не ходите больше к Ироду, не надо», к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.

Джеймс Тиссо. «Волхвы в доме Ирода», 1880-е

Он ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.

Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название «Избиение младенцев», то дальше его не подписываю в иллюстрациях.

И приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.

Николя Пуссен, 17 век

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: