Стиль и повторяющиеся темы
Юдифь и Олоферн (1901), Вена , Бельведерский музей .
В его творчестве 230 картин, в том числе 54 картины, изображающие пейзажи. Его основные работы включают картины, фрески, эскизы и другие предметы искусства, многие из которых выставлены в галерее Венского сецессиона. Характерно обилие деталей, богатство декора и колорит, а также точность портретов. Он часто использует фаллические формы в своих работах, особенно в « Юдифи II» (1909), в « Ле Байзере» (1907–1908), но особенно в « Данае» (1907). Одна из повторяющихся тем в творчестве Климта — властная женщина, воплощенная в роковой женщине .
Климт известен тем, что использовал золото в картинах, которые он обнаружил, увидев византийские мозаики из Равенны : см. Картину справа, Юдифь I , написанную в 1901 году . Но его вдохновение эклектично. Историки искусства перечисляют вдохновения столь же разнообразны, как и у классической Греции , минойской эпохи и Египта . Он также вдохновлен резьбой по Альбрехта Дюрера , европейских картин позднего средневековья и японской школе Rimpa .
Климт также пишет некоторые пейзажи, отдавая предпочтение квадратному формату (как и многие художники Сецессиона), с отсутствием характера, что придает атмосферу особой безмятежности. Эти картины написаны по мотиву и закончены в мастерской.
Климт много рисовал. Резюме каталога его рисунков включает более 3700 номеров, но, вероятно, это число сильно занижено, поскольку художник почти не сохраняет свои страницы.
Картина из янтаря: «Древо жизни» Климт
Имя австралийского скандального художника-модерниста знает каждый, кто хоть немного близок к искусству. От его ярких картин просто невозможно оторвать глаз. Хотя, некоторые из них до сегодняшнего дня подлежат обсуждению и спорам. Одним из таких произведений является картина «Древо жизни» (Дерево жизни).
Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание – Древо жизни – Упоение. 1905-1909 Австрийский музей прикладного искусства, Вена
История картины «Древо жизни»
Дворец Стокле. Брюссель |
Величайшую картину мир не смог бы увидеть без Адольфа Стокве. В 1904 г. он захотел построить огромный особняк в Брюсселе. Декорировать дом велели художникам. Одним из них оказался Густав.
Так как супруги имели огромную коллекцию предметов японского стиля, Климт старался приблизить стилизацию своих картин к общему интерьеру и декору. В результате у него получилась очень красивая и сложная композиция. Она состояла из 9 элементов.
Центром изображения выступает триптих (три картины, объединенные по смыслу или сюжету) «Ожидание – Дерево жизни – Упоение». Рассматривать центральные картины без общей задумки картины невозможно.
«Дерево жизни» символ на полотне
Название картины будит в сознании людей различные ассоциации. Здесь встречаются и библейское Древо познаний, которое включает мировую мудрость и генеалогическое, будто иллюстрирующего происхождение единого человека. Просматривается множество спирально завитых веточек, обозначающих вечность и бесконечность.
Австрийский музей прикладного искусства, Вена |
Присмотревшись к картине, можно обнаружить многие другие элементы: треугольники, круги, квадраты. Некоторые критики видят в них олицетворение женского и мужского начала.
Они сопоставляют изображение с работами Зигмунда Фрейда, именно он оказал большое влияние на творчество и жизнь Густава Климта. Считается, что эти линии и завитки представляют собой длинную дорогу каждого из нас – то есть жизненный путь.
Практически на каждом шагу тут встречаются камни, олицетворяющие проблемы. Ведь истинный путь к цели не может быть прямым и легким.
Золотой период и успех у критиков
«Золотой период» Климта отмечен положительной реакцией критиков и финансовым успехом. Многие его картины этого периода содержат сусальное золото. Климт и ранее использовал золото в «Афине Палладе» (1898) и «Юдифь I» (1901), однако работы, которые наиболее часто ассоциируются с этим периодом это: «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) и «Поцелуй» (1907-1908).
Климт мало путешествовал, но поездки в Венецию и Равенну, обе из которых славятся своей красивой мозаикой, наиболее вероятно вдохновили его на золотую технику и византийские изображения. В 1904 году он сотрудничал с другими художниками над пышным дворцом Стокле, домом богатого бельгийского промышленника, который является одним из величайших памятников эпохи модерн. Вклад Климта в столовую, включает «Упоение» и «Ожидание», были одними из лучших его декоративных работ и как он публично заявил: «…вероятно, конечной стадией моего развития орнамента».
В 1905 году Климт написал портрет Маргарет Витгенштейн, сестры Людвига Витгенштейна, по случаю ее брака. Затем, между 1907 и 1909 годами Климт написал пять полотен светских женщин, завернутых в меха.
Поскольку Климт работал и отдыхал в своем доме, он обычно носил сандалии и длинный халат без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько уединённой, посвященной его искусству, семье и мало чему ещё за исключением Сецессиона. Он избегал богемы и редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно приводила заказчиков к его двери, и он мог позволить себе быть весьма избирательным. Его метод написания картин временами был очень обдуманным и скрупулёзным, а от своих моделей требовал длительного сидения.
Климт не много написал о своем видении или методах. Он в основном писал открытки для Флёге и не вёл дневника. В редких текстах под названием «Комментарий к несуществующему автопортрету», он написал: «Я никогда не писал автопортрет. Я в меньшей мере заинтересован в себе, как в объекте для живописи, чем в других людях, прежде всего женщинах… Во мне нет ничего особенного. Я художник, который каждый день с утра до ночи рисует… Если кто-нибудь хочет узнать что-то обо мне… ему стоит внимательно посмотреть на мои картины».
В 1901 году Герман Бар в своей «Речи о Климте» написал: «Подобно тому, как только возлюбленный может поведать человеку смысл жизни и открыть свое внутреннее значение, то же самое и я чувствую по отношению к этим картинам».
Оскар Кокошка: живопись как диагноз
Оскар Кокошка отказался от декоративности и поверхностной эротичности. Подобно консервному ножу, он вскрывал кистью своего портретируемого, пытаясь по жестам и мимике угадать истинный характер личности.
С 1906 года Кокошка под влиянием Густава Климта и Огюста Родена начинает рисовать обнаженных подростков. Идея о том, что сексуальность и агрессия свойственны не только взрослым, но и детям, появляется еще у Фрейда. Но если Фрейд это разбирает на физиологическом уровне полового созревания, то Кокошка пытается понять эмоционально-чувственную сторону взросления, когда интерес к телу и эмоциям начинает бороться с детским стеснением. Подросткам в его работах присущи неловкая поза и застенчивость.
О. Кокошка. Стоящая обнаженная с рукой у подбородка, 1907О. Кокошка. Играющие дети, 1909
Продолжение эта мысль получила в экспрессионистской поэме о его первой любви «Грезящие юноши» (1908), где Кокошка через сны описывает мир эротических фантазий подростков. Первоначально поэма была задумана как детская книга, в которой лирический герой пишет о своей возлюбленной и описывает семь собственных сновидений, которые разворачиваются в сказочном райском саду.
О. Кокошка. Иллюстрации к поэме «Грезящие юноши»
Однако то, что он поднимает в поэме проблемы детской сексуальности, слияния сексуальности и агрессии, включает отсылки к библейским сюжетам, делает это произведение глубоко психологическим. К тексту он сделал восемь литографий, которые поместил слева от узкой колонки текста. Все живые существа в саду всегда изображены парами — олени, птицы, зайцы, а лирический герой и его возлюбленная практически всегда поодиночке, и встречаются они только во снах. Это новое понимание образов Адама и Евы, которые изгнаны из Рая и вступают со страхом во взрослую жизнь.
Эта работа важна не только как воплощение новых идей о подростковом сексуальном созревании, но и как пример переходного этапа от модерна к экспрессионизму. Свойственная Климту линейность и орнаментальность еще сохраняются у Кокошки, но уже приобретают нервные изломы.
Личный стиль
В 1891 году брат Густава, Эрнст женился на женщине по имени Элен Флеге, и в том же году Густав впервые написал портрет ее сестры Эмили. Эта первая встреча положила начало тому, что станет дружбой на всю жизнь и что окажет значительное влияние на направление дальнейшей работы Климта. Но именно личная трагедия следующего года оказала самое значительное влияние на ход творчества Климта, когда умерли его отец и брат Эрнст. Глубоко пораженный их уходом, Климт начал отказываться от натуралистических атрибутов своего обучения в пользу более личного стиля, который в значительной степени опирался на символизм и черпал из широкого спектра влияний. С уходом Эрнста Климта и направлением, в котором развивался стиль Густава, поддерживать Компанию художников становилось все труднее. Однако они все еще получали заказы, и в 1894 году были выбраны для росписи фресок на потолке Большого зала аудитории Венского университета.
Но продолжая свои поиски более значимой, личной художественной свободы, в 1897 году Климт и группа единомышленников-художников отказались от членства в Венской ассоциации художников и основали новую организацию, известную как Венский сецессион. Хотя группа в основном отвергала классическое, академическое искусство, она не фокусировалась на каком-то одном конкретном стиле, вместо этого сосредоточивая свои усилия на поддержке молодых нетрадиционных художников, привозя международное искусство в Вену и выставляя работы своих членов. Климт был назначен их первым президентом, а также был членом редколлегии журнала «Священная весна». Первая Венская выставка сецессиона состоялась в следующем году и была одновременно хорошо посещаемой и популярной. Среди представленных работ была картина Климта, изображающая символ группы-греческую богиню «Афина Паллада». Со временем она стала рассматриваться как первая в серии работ самого известного и самого успешного периода Климта.
Скандальный заказ 1990 года
В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы. Первую же работу — «Философия» — университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали. Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма. После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.
Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете. Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет. После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.
Биография Климта
Густав Климт (14 июля 1862 г. – 6 февраля 1918 года) — австрийский художник-символист, один из наиболее видных членов Венского сецессиона. Климт известен картинами, фресками, эскизами и другими произведениями искусства. Женское тело было основным сюжетом Климта, а его работам свойственен откровенный эротизм. В дополнение к фигуративным работам, в которые входят аллегории и портреты, он писал пейзажи. Среди художников Венского сецессиона, именно на Климта наиболее повлияли японское искусство и его методы.
В начале своей художественной карьеры он был успешным художником архитектурных украшений в обычной манере. В связи с развитием более личного стиля, творчество Климта стало предметом споров, которые завершились, когда картину, которую он закончил около 1900 года для потолка большого зала Венского университета, подвергли критике как порнографическую. Впоследствии он больше не принимал общественные заказы, но добился успеха с картинами «золотого периода», многие, из которых включают сусальное золото. Творчество Климта произвело значительное влияние на его молодого современника Эгона Шиле.
Рисунки [ править ]
В 1963 году музей Альбертина в Вене начал исследование рисунков Густава Климта. Исследовательский проект Густав Климт. Die Zeichnungen с тех пор ассоциируется с интенсивной выставочной и публикационной деятельностью.
Между 1980 и 1984 годами издала трехтомный каталог raisonné, в котором записаны и описаны все известные в то время рисунки Густава Климта в хронологическом порядке. В 1989 году был опубликован дополнительный том. В следующем году Штробль передала свою работу историку искусства и куратору , который помогал ей с 1975 года в определении и классификации произведений и продолжает исследовательский проект в этой области. день. С 1990 года Мариан Бисанц-Праккен переработала, задокументировала и научно обработала около 400 дополнительных рисунков.
Это делает Венскую Альбертину единственным учреждением в мире, которое на протяжении полувека изучает и научно классифицирует работы художника. В настоящее время исследовательский проект включает информацию о более чем 4300 работах Густава Климта.
-
Две обнаженные девушки стоят , c. 1900, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
-
Девушка, сидящая в кресле , 1904, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
-
Женский портрет , ок. 1910, Национальная художественная галерея
-
Frau bei der Selbstbefriedigung ( Женщина, мастурбирующая ), 1913 год
Наследие [ править ]
Изобразительное искусство
Густав Климт — Буковая роща I , 1902 г.
По словам писателя Фрэнка Уитфорда: «Климт, конечно, важный художник, он очень популярный художник, но с точки зрения истории искусства он очень незначительный художник. общество, в котором он оказался — с точки зрения истории искусства его влияние было незначительным. Так что он художник действительно в тупике ». Работа Климта оказала сильное влияние на картины Эгона Шиле , с которым он сотрудничал, чтобы основать Кунстхалле (Зал искусств) в 1917 году, чтобы попытаться удержать местных художников от выезда за границу. Художники, которые переосмыслили творчество Климта, включают словацкого художника Рудольфа Фила .
Культурное влияние
Некоторые из самых известных работ Климта его золотого периода послужили вдохновением для заглавной части анимационной адаптации манги « Elfen Lied» , в которой искусство воссоздано так, чтобы соответствовать собственным персонажам сериала, и оформлено как монтаж с песней » Лилиум ». Начало аниме « Звуки неба» также во многом вдохновлено работами Климта, режиссером которого был тот же режиссер, что и Эльфен Лид . Дизайн страны Центопии в сериале « Миа и я» вдохновлен работами Климта. Искусство видеоигры Transistor также использует узоры и украшения, вдохновленные Климтом.
Кутюрье Джон Гальяно нашел вдохновение для коллекции от кутюр Christian Dior весна-лето 2008 в творчестве Климта.
Густав Климт и его работы были предметом многих коллекционных монет и медалей, таких как в 100 евро , выпущенная 5 ноября 2003 года Монетным двором Австрии . На аверсе изображен Климт в своей мастерской с двумя незаконченными картинами на мольбертах.
Празднование 150-летия со дня рождения
Помимо постоянных выставок, город Вена , Австрия, отметил 150-летие со дня рождения Климта специальными выставками по всему городу. Экскурсии с гидом по городу позволили людям увидеть некоторые здания, в которых работал Климт.
почтил память Густава Климта дудлом посвященным его 150-летию со дня рождения, 14 июля 2012 года , картине Климта « Поцелуй»
В 2012 году Австрийский монетный двор выпустил серию из пяти золотых монет, приуроченную к 150-летию со дня рождения Климта. Первая золотая монета номиналом 50 евро была выпущена 25 января 2012 года и изображала портрет Климта на аверсе и часть его картины Адели Блох-Бауэр. Климт также был упомянут в пятом эпизоде третьего сезона оригинального сериала Netflix «Конь Боджек».
Фонд Густава Климта
В 2013 году Урсула Учицки, вдова незаконнорожденного сына Климта Густава Учицки , учредила Фонд Густава Климта с миссией «сохранить и распространить наследие Густава Климта». Управляющий директор музея Леопольда Петер Вайнхойпль был назначен председателем фонда. В качестве реакции директор музея Тобиас Г. Наттер подал в отставку в знак протеста, сославшись на прошлое Учики как нацистского пропагандиста .
Битва за владение
Национальное общественное радио сообщило 17 января 2006 года, что « Национальная галерея Австрии требует от национального арбитража вернуть пять картин Густава Климта жительнице Лос-Анджелеса , наследнице еврейской семьи, произведения искусства которой были украдены Нацисты . Картины оцениваются как минимум в 150 миллионов долларов ». Этот инцидент с участием Марии Альтманн впоследствии был снят в голливудском фильме « Женщина в золоте» с Хелен Миррен в главной роли.
Картины были проданы аукционным домом Christie’s за 325 миллионов долларов в 2006 году.