История создания картины: две версии
«Апофеоз войны» — картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.
По первой, женщины двух городов — Дамаска и Багдада — обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.
Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.
Оценка современников
Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.
Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма – Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.
Верещагин Василий Васильевич — Школьные сочинения по картинам
- Балканская серия картин, известного русского художника Верещагина Василия Васильевича показывает зрителю, какую высокую цену заплатила русская армия за победу в русско-турецкой войне.Известного русского художника Василия Васильевича Верещагина приглашали в Туркестан, для того, чтобы он создал художественную хронику военных действий.После поездки в Среднюю Азию в арсенале художника-баталиста появился Туркестанский цикл картин.Художник военной тематики Верещагин Василий Васильевич своими произведениями всегда пытался бороться с бесчеловечностью войны. Автор всегда показывал правду военных действий.Во многих большие эмоции вызывают картины Верещагина Василия Васильевича именно Балканского цикла.Благодаря совершенным поездкам в Индию художником Верещагиным Василием Васильевичем мы можем любоваться красивыми пейзажами этой страны, увидеть жизнь ее народа.Большое впечатление произвела на меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «Побежденные. Панихида». Она совсем не похожа ни на одну из военного цикла.В известного русского художника военной тематики Верещагина Василия Васильевича есть много серий из картин, посвященных разным войнам.Продолжая тему войны и ее последствий, русский художник Верещагин Василий Васильевич создал целую серию картин под названием «1812-й год».Хотя многим Верещагин Василий Васильевич известен именно своими картинами про войну, но есть в его арсенале и жанровые полотна, показывающие тему Востока в русской культуре.Около двух десятков картин художник-баталист Верещагин Василий Васильевич посвятил действия происходящим в 1812. Это было время Отечественной войны.Известный русский художник-баталист Верещагин Василий Васильевич целую серию своих картин посвятил Отечественной войне 1812 года.Верещагин Василий Васильевич своими картинами о войне всегда хотел показать ее разрушительный и губительный характер. Сколько бед она приносит обеим сторонам.Рассматривая тему Отечественной войны 1812 года в картинах Верещагина Василия Васильевича четко видно, что, с одной стороны, автор показывал великий патриотический дух русского народа, аИзвестный русский художник-баталист Верещагин Василий Васильевич посвятил целую серию картин Отечественной войне проходящий в 1812 году.Очень большие чувства вызвала у меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «На Шипке все спокойно!». Автор сотворил триптих о войне под Шипкой.Своими картинами об Отечественной войне Верещагин Василий Васильевич в первую очередь хотел показать презрение, которое она в нем вызывает.Помимо сцен войны у художника Верещагина Василия Васильевича есть замечательные пейзажи, изображения архитектуры, чувственные полотна.Многие изучавшие или даже слышавшие об Отечественной войне 1812 года знают, сколько бед и несчастий принесла наполеоновская армия русскому народу.Одним из известных и талантливых художников-баталистов в русской живописи есть Василий Васильевич Верещагин.
Война как она есть
В перерывах между обстрелами Верещагин не переставал писать. У него была совершенно особая художественная манера, отличающаяся предельно ясным видением и искренней передачей окружающей действительности. Этим Василий Васильевич очень выбивался из рядов живописцев того времени.
Верещагин известен как художник-баталист. Его основная тема — война. Однако пока другие мастера этого жанра рисовали героические батальные сцены и пели славу русскому оружию, Василий Васильевич изображал войну в ее натуральном виде, не избегая тем смерти, ужаса и всей чудовищности происходящего.
Современники называли картины Верещагина «разящими». Они действительно были очень смелыми и предельно правдивыми для того времени. На полотнах художника можно увидеть отрезанные головы, умирающих солдат, пожарища. Мастер часто рисовал лезгин, афганцев и представителей других народов, с которыми Российская империя перманентно вела войну. Не избегал и темы работорговли.
Сюжет картины
На полотне изображена сцена, которую автор не видел, но представил, собрав в воображении мозаику из тех фрагментов и событий, участником которых был. (То же, кстати, относится к картинам «Апофеоз войны» и «Представляют трофеи» — сюжеты этих произведений художник выдумал, вдохновившись рассказами и легендами о жестокости восточных ханов.)
События разворачиваются в Самарканде на площади Регистан, где и сегодня стоит один из самых известных памятников узбекской архитектуры медресе Шердор.
Верещагин «Торжествуют», 1872 год. (Государственная Третьяковская галерея)
Толпа людей, сидящих на земле, слушает муллу, вдохновляющего на борьбу с неверными, то есть в контексте того времени — русскими. Для антуража, поднятия боевого духа и устрашения врага головы русских насажены на шесты, расставленные на площади. Смысл проповеди сформулирован художником и помещён на раме картины: «Так повелевает бог! Нет бога кроме бога».
Судьба художника
Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».
Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.
После Балканских войн Верещагин решил оставить баталистику. Несколько лет он посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке.
Верещагин Василий Васильевич краткая биография
Дата рождения: 14 октября 1842 года.Дата смерти: 31 марта 1904 года.Место рождения: Вологодская губерния Российской империи.
Верещагин Василий Васильевич – знаменитый русский художник-баталист. Так же Василий Верещагин был известен как литературный деятель.
Василий появился на свет в семье зажиточного дворянина в октябре 1842 года в Череповце. Семья была многодетная – у Василия было трое братьев. Всех мальчиков отправили обучаться в военные учреждения.Василий был определен в морской кадетский корпус. Завершив его и немного прослужив, он резко изменил сферу деятельности и стал студентом Академии художеств.
Проучившись там три года, Василий решил отправиться на Кавказ. Дело было в том, что академическая система обучения была не по душе художнику, и он решил побыть наедине со своими мыслями о способах рисования. К этому добавились и материальные трудности – после отказа художника от военной карьеры, его отец отказал в материальной помощи.
Важно
Пробыв на Кавказе год, Василий решил побывать в Париже, где прошел стажировку у Жерома.Затем некоторое время художник перемещался между Кавказскими горами, Парижем и Петербургом. В 1866 году была закончена официальная часть обучения, художник оказался в «свободном плавании». За время учебы он зарекомендовал себя талантливым и работоспособным. О нем узнал генерал К.
Кауфман и предложил ему должность художника в Туркестане. Переезд в Самарканд пришелся как раз на время осады города и художник в это сложное время показал пример мужества, и получил за это боевой орден.Несколько позже все эти впечатления были переосмыслены в картины и проведена выставка в Петербурге.После показа картин через Сибирь Василий вернулся в Среднюю Азию.
Путь его лежал через Китай, где как раз подавался мятеж дунган. Человеческая смерть, страдания и новость о жестоком убийстве европейца в тех местах стали источником грустных размышлений. Итогом их стала картина «Апофеоз войны».После этой поездки художник отправился в Мюнхен, где написал произведения на восточную тему и выставился с большим успехом.
Но русский царь остался недоволен, по его мнению картины демонстрировали жалость к противнику.Несмотря на такую оценку, Василий буквально через месяц стал профессором Академии художеств в столице. Но резкая оценка все-таки оставила след в душе творца, и он уничтожил несколько своих работ.Возможно, после этого потрясения последовали два года в Индии, с периодическими поездками в Тибет.
Оттуда он перемещается в Париж.Узнав, что началась русско-турецкая война, он бросает свою мастерскую и тотчас отправляется в действующую армию. Василий считал, что картину о войне невозможно создать, самостоятельно не прочувствовав все ее тяготы и ужасы. Не жалея себя, он не только рисует, но участвует в боях.
Именно там было получено огнестрельное ранение ноги, которое могло закончиться фатально. Все обошлось, хотя развилась гангрена и потребовалась серьезная операция.Возможно, в поисках новых сюжетов, а может и по велению души, Верещагин вновь отправился в Индию, а затем в Палестину. Евангельские сюжеты стали итогом этих поездок.
Затем география изменяется – вместе с семьей проводит время у Белого моря и на Соловках.Крым, Филиппины, Куба, Япония – неполный список стран, где Василий побывал в начале 19 века. Начало войны с японцами, естественно, не оставило его равнодушным.Герой погиб во время взрыва броненосца вместе с одним из адмиралом в 1904 году.
Достижения Василия Верещагина:
• Один из самых знаменитых русских живописцев• Картины, написанные Верещагиным, хранятся в лучших музеях мира
Даты из биографии Василия Верещагина:
• 1842 г. появился на свет• 1901 г. начал обучение в кадетском корпусе• 1860 г. поступил в Академию художеств• 1864 г. отбыл на учебу в Париж• 1865 г. вторая поездка на Кавказ• 1867 г. отправился в Самарканд• 1869 г. участник и организатор «туркестанской выставки»• 1871 г. бракосочетание с Элизабет Рид• 1874 г. поездка в Индию• 1877 г. отправился на русско-турецкую войну• 1882 г. вторая поездка в Индию• 1901 г. поездка на Кубу
• 1904 г. погиб в Порт-Артуре
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама
Контекст
«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия 4-й степени.
В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.
А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт.
Описание[править]
«Апофеоз войны» представляет собой криворёберный тетраэдр, состоящий из почти шарообразных черепов. Согласно неподтверждённым источникам, неизвестный художник хотел изобразить ровнорёберный тетраэдр, но не смог ввиду сильного алкогольного опьянения. Однако согласно сверхновой хренологии, с учётом принадлежности почти шарообразных элементов трёхгранной пирамиды не только к геометрии, но и биологии, рёбра изображённой фигуры специально были нарисованы криволинейными в соответствии с таковыми в грудной клетке у людей.
Волнистость рёберправить
Тот факт, что боковые рёбра слева и справа являются криволинейными, обнаруживается с первого взгляда, чего не сказать об остальных рёбрах тетраэдра. Например, криволинейность бокового переднего ребра обнаруживается только на проекции на поверхности земли справа, представленной тенью.
С рёбрами основания тетраэдра дело обстоит ещё сложнее. Ребру слева криволинейность придают лишь небольшая выемка и нарост из около десятка черепов. У ребра справа имеется лишь малозаметная выемка в затемнённой области, которую можно заметить лишь при тщательном осмотре. Самым проблематичным ребром всегда было и остаётся невидимое отсюда заднее ребро основания тетраэдра, криволинейность которого до сих пор не доказана.
Количество череповправить
Многие учёные ломали голову над этим вопросом, несмотря на знания формул объёма тетраэдра и шара, так как ни сама трёхгранная пирамида, ни составляющие её черепа не являются правильными с точки зрения геометрии. Попытка привести каждое криволинейное ребро к какой-нибудь синусоиде также не увенчалась успехом. В итоге общее количество черепов на картине было признано иррациональным числом, бо́льшим, чем , но меньшим, чем 54 308 428 790 203 478 762 340 052 723 346 983 453 487 023 489 987 231 275 412 390 872 348 475.
Биологический вид живых существ, окружающих картинуправить
К счастью, ответ на этот вопрос не является тайной. Группа орнитологов, тщательно исследовав эту фауну, единогласно пришла к выводу, что это — птицы.
Скандальная слава
Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!
Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.
Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.
Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.
Полотно-откровение
Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.
Василий Верещагин,П.М. Третьяков
Шедевр Верещагина В.В. – картина «Апофеоз войны»
Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Из-за этого толки о картине шли самые разные. Она стала провокационной, что возмутило правительство. В. Стасов по этому произведению увидел в Верещагине не только мастера живописи, а историка и судью человечества. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас, испытанный людьми. На многих из них видны следы от сабельных ударов.
Меняю карьеру военного на мольберт!
Василий Васильевич родился в середине XIX века. Он был блестяще образованным человеком, дворянином, потомственным военным. В юности окончил Морской военный корпус и пошел служить. Однако по мере взросления Верещагин понял, что военная стезя — не его призвание. В результате переоценки ценностей молодой мичман бросил службу и поступил в Академию художеств.
По ее окончании Верещагин отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Завершив свое художественное образование и приобретя некоторый вес в столичном обществе, Василий Васильевич получил приглашение генерала Туркестанского округа Константина фон Кауфмана. По условиям устной договоренности Верещагину нужно было переехать в Центральную Азию.
Он сделал это с легким сердцем, надеясь получить богатый материал для творчества. Однако на месте молодому художнику опять пришлось вспомнить военную службу. Туркестанский округ почти постоянно находился на перекрестке боевых действий. Василию Васильевичу даже пришлось участвовать в многодневной обороне Самарканда, за что он был приставлен к ордену.
Сюжет
На выженной земле стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.
На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.
Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Текст на этой раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.
Судьба художника
После Средней Азии Верещагин объездил весь свет: Индия, Япония, Сирия, Палестина, США, Куба и Филиппины, не говоря уже о Европе. Из каждой экспедиции он привозил свои батальные и этнографические сюжеты. По мнению живописца, настоящий художник должен путешествовать — искать натуру, собирать материал.
Идейная позиция художника определилась после поездки в Туркестан и Индию. Верещагин вернулся с мыслью об ужасе и бесчеловечности «азиатского варварства». Именно поэтому в Туркестанской серии есть подсерия «Варвары» (куда входит и картина «Торжествуют»).
Верещагин был художником с фотографическим видением. Он считал, что каждая картина может передать только один момент жизни. Поэтому для выражения полноты замысла и описания ситуации он прибегал к принципу серийности.
За Туркменскую серию Третьяков отдал 92 тыс. рублей
Верещагин, в отличие от художников-современников, особое внимание уделял человеческой психологии: во-первых, он изучал своеобразие психологического склада личности по этническому типу; во-вторых, рассматривал, как отразился этот психологический склад на материальной культуре. Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год
(wikimedia.org)
Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год. (wikimedia.org)
При всём пацифизме, Верещагин всё же оставался человеком войны. Критикуя жестокость и агрессию, он оправдывал действия русской армии в Средней Азии. По мысли художника, война, хотя и является пережитком варварства, остаётся единственным способом это самое варварство искоренить.