История создания
Св. Антоний, покровитель ордена антонитов. Створка первой развёртки алтаря
Орден антонитов
Монашеский орден антонитов был основан приблизительно в 1070 году и являлся нищенствующим орденом, монахи которого занимались уходом и лечением больных. В первую очередь монахи-антониты славились своим опытом в излечении больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым
», или «антониевым огнём ». Орден заботился о больных антониевым огнём, чтобы заслужить защиту у святого Антония. Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.
Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Изенгеймский алтарь предназначался для монастырской больничной часовни. Лечение больных в монастыре начиналось именно у алтаря: либо святой Антоний совершит чудо и поможет больному, либо алтарь послужит духовным утешением несчастному. В Средние века медитативные картины, к которым относится и Изенгеймский алтарь, считались «квази-медициной
» («quasi medicina »), люди верили в их лечебные свойства: идентифицируя себя с образами на картине, больной наполнялся духовной силой, помогавшей ему справиться с телесными страданиями.
Алтарь Орлиако
В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». В закрытом виде на двух его внешних створках была изображена сцена Благовещения: на левой створке — ангел, на правой — Дева Мария. На внутренних створках были изображены сцена поклонения младенцу с одной стороны и св. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако
(Jean d’Orliaco ), — с другой. По заказу настоятеля четыре фигуры на внутренних створках алтаря были выполнены в 1475 г. художником Мартином Шонгауэром. В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Однако уже к 1485 г. настоятель Орлиако заказал у резчика Николаса Хагенауэра новые деревянные скульптуры для нового алтаря. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако считался устаревшим. Когда и почему именно Грюневальду была поручена роспись алтаря для этого вогезского монастыря, осталось неизвестным.
Работает
Эскиз к пропавшей Святой Дороти (Берлин). Музей Дж. Пола Гетти приобрел поддельную картину по этому рисунку.
Только религиозные произведения вошли в его небольшой уцелевшей корпус, наиболее известные из которых изенгеймского алтаря , завершил 1515, в настоящее время в музее Унтерлинден , Кольмар . Его девять изображений на двенадцати панелях расположены на двойных крыльях, чтобы представить три вида (а не только открытое и закрытое состояния алтарей триптиха ) в зависимости от сезона или случая. Первый вид с закрытыми внешними крыльями показывает Распятие между Святыми Себастьяном и Святым Антонием , а пределла показывает погребение. Когда открывается первая пара крыльев, отображаются Благовещение , Ангельский концерт (иногда интерпретируемый как Рождение Экклесии ), Мария, купающая Христа , и Воскресение . Третий вид показывает резной и позолоченный деревянный алтарь Николауса Хагенауэра , окруженный искушением святого Антония и визитом Антония к святому Павлу . Помимо того, что это, безусловно, его величайшая из сохранившихся работ, алтарь содержит большую часть его сохранившихся картин по площади поверхности, имея высоту 2,65 метра и ширину более 5 метров в максимальной степени.
Другие его работы находятся в Германии, за исключением небольшого Распятия в Вашингтоне и еще одного в Базеле , Швейцария. Около 1510 ему было предложено нарисовать четыре святых в гризайли за пределами крыльев Альбрехта Дюрера «s Heller алтарем во Франкфурте. Работа Дюрера была уничтожена пожаром и выживает только в копии, но крылья сохранились, одна пара святых отображается в франкфуртском муниципальной художественной галереи , а другой в Карлсруэ «s, Staatliche Кунстхалле . Есть также покойный Tauberbischofsheim запрестольный в Staatliche Кунстхалле Карлсруэ, и создание Санта — Мария Маджоре в Риме (1517-1519), Музей августинцев , Фрайбург . Большая панель с изображением святых Эразма и святого Мориса в Мюнхене, вероятно, датируется 1521–1524 годами и, по-видимому, была частью более крупного проекта запрестольного образа, остальная часть которого не сохранилась. Другие работы находятся в Мюнхене, Карлсруэ, Ашаффенбурге и Штуппахе ( : de ). Всего выжило четыре мрачных и полных страха Распятия . Визионерский характер его работ с выразительными красками и линиями резко контрастирует с работами Дюрера. Его картины известны своими драматическими формами, яркими цветами и изображением света.
Репутация
Грюневальд на изображении XIX века на Франкониабруннене , работы Фердинанда фон Миллера (1824 г.), теперь перед Вюрцбургской резиденцией
Лютеранский теолог Меланхтон является один из немногих современных писателей относятся к Грюневальд, который является довольно непонятным образом описывается как «умеренный» в стиле, по сравнению с Дюрера и Кранаха; На каких картинах основано это суждение, неясно. К концу века, когда император Священной Римской империи Рудольф II приступил к поискам как можно большего количества картин Дюрера, уже считалось, что алтарь Изенхейма принадлежал Дюреру.
В конце 19-го века он был вновь открыт и стал чем-то вроде культовой фигуры, с тревожным экспрессионизмом — и отсутствием какого-либо прямого классицизма — алтаря Изенхейма, привлекательного как для немецких националистов, так и для модернистов . Гюисманс способствовало его искусство с энтузиазмом в обоих романах и журналистики, а также Пруст сделал это из Вермеера . Его явные симпатии к крестьянам в Крестьянской войне также вызвали восхищение у левых политических сил.
Композитор Пауль Хиндемит в своей опере « Матис дер Малер» 1938 года написал о жизни Грюневальда во время немецкой крестьянской войны ; Шестая сцена включает частичную реконструкцию некоторых сцен Изенхеймского алтаря.
Элиас Канетти написал свой роман Auto-da-Fé в окружении репродукций алтаря Изенхайма, приклеенного к стене.
Немецкий писатель В. Г. Зебальд прослеживает историю жизни Грюневальда в своем первом литературном произведении « После природы» . В этой прозаической поэме длиной в книгу используются увлечения Грюневальда и особенно его создание Изенхаймского алтаря, чтобы передать крайне апокалиптическое видение мира, покинувшего природу. Изенхеймский алтарь также фигурирует в последней главе романа Зебальда « Эмигранты» , в которой художник Макс Фербер описывает свою интуицию о чрезвычайной силе боли после просмотра работ Грюневальда.
Почитание
Он отмечен как художник и святой лютеранской церковью 6 апреля вместе с Дюрером и Кранахом. Литургический календарь Епископальной Церкви (США) вспоминает три немецких художников 5 -го августа.
Жизнь
Второе состояние Изенхаймского алтаря , Кольмар, музей Унтерлинден
Подробности его жизни необычно неясны для художника, значимого для этого времени, несмотря на то, что его заказы показывают, что он был признан еще при жизни. Первым источником его биографии является немецкий историк искусства Иоахим фон Сандрарт , который описывает его около 1505 года, когда он работал над внешним декором алтаря Альбрехта Дюрера во Франкфурте . Это тот вид работы, который обычно выполняется учениками, и поэтому можно определить его возраст, что позволяет предположить, что он родился в 1475 году. Сандрарт записывает, что Грюневальд учился у художника Ганса Гриммера , который прославился в свое время, но большинство чьи работы были потеряны в Тридцатилетней войне . Сандрарт описывает Грюневальда как человека, который ведет замкнутую и меланхоличную жизнь и несчастливо выходит замуж.
Более поздние расследования предоставили дополнительную информацию о жизни Грюневальда. В 1511 году он стал придворным художником Уриэля фон Геммингена , архиепископа Майнца , а также работал на следующего архиепископа Альберта Бранденбургского . В 1512 году он поселился в соседнем Франкфурте, где, согласно записям, он купил дом и женился на Анне, обращенной еврейке , которой тогда было 18 лет. Брак не был счастливым, и в 1523 году она была помещена в лечебницу с тем, что по-разному описывается как психическое заболевание и одержимость демонами .
С 1512 по 1514 или 1515 год он работал над алтарем Изенхайма, по-видимому, в партнерстве с другим Матисом, по-разному прозванным Нитхартом, Нейтхартом, фон Вюрцбургом (по месту его рождения ) или Готардтом. Грюневальд, кажется, в спешке покинул Изенхайм, вернувшись во Франкфурт, и его последующая бедность предполагает, что ему не полностью заплатили за алтарь. В 1527 году он поступил на службу к богатой и знатной семье фон Эрбах, по-видимому, с ребенком (собственный или приемный, неясно). Скорее всего, он умер в 1532 году, хотя источники разнятся.
Детали его жизни оставались неуверенными. В 1938 году Вальтер Карл Цюльх опубликовал теорию о том, что Грюневальд и его партнер Нитхарт / Готардт были одним и тем же человеком; этот Нитхарт / Готард был художником, инженером и «художником-водником», родившимся в Вюрцбурге в 1460-х или, может быть, 1470-х годах и, вероятно, умершим в 1528 году. Эта теория в настоящее время в целом дискредитирована, хотя более поздние историки полагают, что Нитхарт / Готардт, возможно, притворился таковым. Грюневальд по деловым причинам.